Рекомендации по руководству полётами в СТ.
При попадании в зону болтанки, связанной с СТ, изменяют высоту полёта на 300-400м или уклоняются от маршрута на 50-70км. Высоту полёта рекомендуется изменять снижением, если полёт происходит на высотах более 8км, а на меньших – уходом вверх. Уклоняться от маршрута наиболее безопасно на правую (антициклональную) сторону струйного течения. При предполётной консультации следует знакомиться с картой максимальных ветров, с картами барической топографии и вертикальными разрезами атмосферы.
42 Карты погоды. Приземные и высотные. Использование международного метеорологического кода КН-01. Анализ приземных карт. Изучение погодных процессов на большой территории наиболее эффективно проводить с помощью специальных карт, на которые условными знаками нанесены результаты одновременных метеорологических или аэрологических (высотных) наблюдений. Такие карты получили название синоптических (от греческого слова «синоптикос» - одновременно обозревающий). Синоптическая карта, на которую нанесены данные наблюдений у поверхности земли, называется приземной картой погоды, а карта с нанесенными данными аэрологических наблюдений - высотной или аэрологической. Приземная карта погоды - это метеорологическая карта, которая отражает фактическое состояние погоды у поверхности земли в конкретный момент времени на определенной площади. Карты погоды бывают основные и кольцевые. Основные карты составляются в 00, 06, 12 и 18 ч среднего гринвичского времени (UTC). Эти карты охватывают огромные территории и позволяют анализировать атмосферные процессы на расстояниях протяженностью в несколько тысяч километров. На АМСГ по основным картам прогнозируют крупномасштабные процессы, такие как образование и перемещение циклонов и антициклонов, перемещение атмосферных фронтов. По этим картам - составляют прогнозы погоды на срок 24...36 ч, а также прогнозы погоды по маршрутам большой протяженности.
Кольцевые карты (кольцовки) составляют через каждые 3 ч: в 00,03, 06,09,12,15, 18 и 21 ч по Гринвичу. Это карты сравнительно небольших районов - от нескольких сотен Сведения о погоде наносят на основные и кольцевые карты в виде цифр и условных знаков (символов) в строго определенном порядке вокруг кружка станции в соответствии с кодом КН-01.
На синоптические приземные карты погоды вокруг кружка (пункта) станции данные наносятся цифрами кода и условными знаками. TTTtT- температура воздуха, целые (TT) и десятые доли(tT) градуса Цельсия; TdTdtd- точка росы, целые (TdTd) и десятые доли(td) градуса Цельсия; VV- горизонтальная видимость; h(hh)- высота облаков нижнего яруса; Nh- количество облаков нижнего яруса в октах; PPP- давление воздуха приведенное к уровню моря, в гПа; рр – величина барической тенденции за последние три часа; а - характеристика барической тенденции; N – общее количество облаков; W – погода между сроками наблюдения; CL – форма облаков нижнего яруса; CM – форма облаков среднего яруса; CH – форма облаков верхнего яруса; dd – направление ветра у поверхности земли (откуда дует); ff – скорость ветра обозначается оперением; ww – атмосферные явления погоды с срок наблюдения или в течение последнего часа перед сроком наблюдения; Sn – знак отрицательного значения температуры воздуха, точки росы, барической тенденции. Характер погоды над какой-либо территорией определяется свойствами воздушных масс, положением атмосферных фронтов и видом барических систем. Задачей анализа является прослеживание движения воздушных масс, установление характера их стратификации, выявлению барических систем и определение траекторий их перемещения, а также уточнение положения и типа фронтальных разделов. Полное пространственное представление об атмосферных процессах можно получить, используя в анализе весь комплекс аэросиноптического материала, имеющегося на АМСГ.
Анализ погоды обычно начинается с анализа приземных синоптических карт – основных и кольцевых, затем карт барической топографии, аэрологических диаграмм, карт максимальных ветров, карт тропопаузы и авиационных карт АКП. Анализ приземных карт погоды начинается с их «подъёма». На карте выделяются зоны обложных, моросящих и ливневых осадков, районы кучево-дождевых облаков и грозовой деятельности, районы занятые туманом, метелями, пыльными бурями и другими явлениями. Затем проводятся линии равных значений барических тенденций. В центральной части области роста давления проставляется синим цветом буква Р и максимальная величина роста давления, в центральной части падения – буква П красным цветом и наблюдаемая величина падения давления. Линии равных значений барических тенденций называются изаллобарами или изотенденциями. Затем проводятся изобары – линии равных давлений, выявляются основные формы барического рельефа – циклоны, антициклоны, ложбины, гребни, седловины. Центры циклонов и антициклонов обозначаются буквами Н и В соответственно. Все эти этапы являются подготовительными для анализа атмосферных фронтов. Для анализа атмосферных фронтов сначала изучают их положение по приземным картам предшествующих сроков, а затем на основании анализа барического поля, полей ветра, температуры, влажности, распределения облачных систем, зон осадков и изаллобарических областей определяют положение фронта и его тип. При этом учитываются все факторы, которые могут привести и изменению погодных условий в зоне фронта в зависимости от времени года и суток, характера распределения давления, температуры и т.п. Анализ фронтов не исчерпывается определением их положения на приземной карте, а используются карты барической топографии, аэрологические диаграммы и другие материалы, как спутниковая информация, бортовая погода.
Карты барической топографии используются в комплексе с приземными картами, что позволяет достаточно полно проанализировать процессы и явления погоды, которые наблюдаются не только у земли, но и на различных высотах. Для анализа используют карты АТ850, АТ700, АТ500, АТ400, АТ300, АТ200 и АТ100Гпа поверхности. Для анализа температурного режима нижней тропосферы используются карты ОТ500/1000. Изогипсы на этой карте в то же время являются изотермами средней температуры нижнего 5-километрового слоя тропосферы. Для уточнения положения атмосферных фронтов используется карта АТ850, на которой лучше чем на приземных картах обнаруживаются фронтальные поверхности по контрастам температур и другим элементам. Для выявления расположения и характеристики высотных фронтальных зон и связанных с ними струйных течений используются карты АТ300, АТ200, реже АТ500. Высотную фронтальную зону по этим картам можно обнаружить по участкам с наибольшим сгущением изогипс и изотерм, на которых наблюдаются наиболее сильные ветры, иногда превышающие 100 км/час – струйное течение. Обычно зоны интенсивной турбулентности располагаются в местах резкой расходимости воздушных потоков, особенно если эти зоны связаны со СТ, а передняя часть зоны расходимости располагается над холодным фронтом. При анализе синоптических процессов используется аэрологическая диаграмма, по которой можно получить некоторые данные. Для прогноза развития синоптических процессов учитывается суточный и годовой ход метеоэлементов (суточный ход температуры, ветра, зимой – отрицательных температур, летом – высоких). Учитывая изменения, обусловленные прохождением атмосферных фронтов, развитием циклонических и антициклонических образований. Одним из этапов является прогноз смещения барических образований: 1. Циклоны перемещаются в направлении изобар его тёплого сектора, оставляя тёплый воздух справа;
2. Центр циклона движется параллельно линии соединяющей центр падения давления с центром роста в сторону падения. Если при этом отрицательные тенденции располагаются только в передней части циклона, не захватывая его центральную часть, а в тылу наблюдается рост той же интенсивности, то это указывает на быстрое смещение циклона. Если отрицательные тенденции захватывают центр циклона и теплый сектор, это указывает на его углубление, вероятное обострение фронтов, увеличение мощности облаков и интенсивности осадков. 3. Если же циклоны или антициклоны имеют общую замкнутую изобару, то их центры совершают вращательное движение друг относительно друга у циклонов против часовой стрелки, у антициклонов – по часовой стрелке. 4. Ложбина перемещается вместе с циклоном, с которым она связана, и вращается вокруг циклона против часовой стрелки. 5. Гребни перемещаются вместе с антициклоном и вращаются вокруг антициклона по часовой стрелке.
При использовании карт барической топографии для анализа применяются следующие правила: 1. Приземные центры барических систем перемещаются в направлении воздушного потока течений (ведущего потока), наблюдающихся в данный момент над этими центрами, на высотах 3-6 км, т.е. в направлении изогипс на АТ700 и АТ500. При этом скорость перемещения центров приземных барических образований будет составлять 0,7 от скорости ветра на АТ700 и 0,5 от скорости ветра на АТ500. 2. Высокие циклоны (AZn) c вертикальной осью остаются малоподвижными и заполняются (разрушаются). Большой наклон оси указывает на быстрое перемещение барического образования. 3. Циклоны углубляются, если над ними на картах АТ700 и АТ500 наблюдается расходимость потоков; заполняются, если имеется сходимость потоков. 4. Антициклоны и гребни усиливаются, если над ними на картах АТ700 и АТ500 наблюдается сходимость потоков, и разрушаются, если есть расходимость потоков. Для прогноза перемещения фронта применяется карта АТ700, каждая точка на приземной линии фронта перемещается вдоль изогипс, проходящих над этой точкой со скоростью 0,8 для теплых и 0,9 для холодных фронтов от скорости ветра на этой изобарической поверхности. Таким образом, определяя скорость и направление перемещения барических образований и атмосферных фронтов, составляется прогноз синоптического положения, т.е. будущее расположение атмосферных объектов. Учет эволюции атмосферных фронтов и барических систем является важным элементом при разработке синоптического положение и прогноза погоды, причем прогноз погоды исходит из основного принципа, что с перемещением воздушных масс и фронтов переносятся с определенными изменениями свойственные им условия погоды. Поэтому в первом приближении принимаются те значения метеоэлементов, откуда ожидается перемещение фронта и перенос воздушной массы.
43Карты барической топографии. Их анализ. Карты тропопаузы. Карты барической топографии (БТ) составляют по данным радиозондирования в 00, 12, UTC. По этим картам определяют метеорологические условия на различных высотах, а также уточняют анализ погоды у поверхности земли. Карты БТ составляют для поверхностей равного давления, которые называются изобарическими. Изобарические поверхности не параллельны уровню моря. В зависимости от распределения давления на уровне моря и от распределения температуры воздуха они или поднимаются несколько вверх (над антициклоном и в области тепла), или опускаются вниз (над циклоном и в области холода) относительно своей средней высоты. Высота изобарической поверхности выражается в геопотенциальных метрах1 или декаметрах (десятках метров). Изобарических поверхностей в атмосфере можно выделить бесконечное множество. На практике обычно выделяют несколько, их называют стандартными, или главными. В зависимости от уровня отсчета высоты изобарической поверхности эти карты подразделяют на карты абсолютной топографии (AT) - высота изобарической поверхности отсчитывается от уровня моря и карты относительной топографии (ОТ) - высота отсчитывается от любой ниже расположенной изобарической поверхности или от поверхности земли. На практике составляют только одну ОТ500/1000 1 Геопотенциальный метр отличается от линейного не более чем на 0,3 %.
. Изобарические поверхности и карты барической топографии Карты абсолютной топографии составляются для следующих изобарических поверхностей: 850гПа,Нср≈1,5км (слой1…2км) 700 гПа, Нср ≈ 3 км (2…4км) 500 гПа, Нср ≈ 5 км (4…6км) 400 гПа, Нср ≈ 7 км (6…8км) 300 гПа, Нср ≈ 9 км (8…10км) 200гПа,Нср≈ 12 км (10…12км) 100гПа,Нср≈ 16 км (12…14км)
На карты AT наносят следующие данные: Здесь ННН — высота изобарической поверхности, геопотенциальные декаметры (гп. дкм); t - температура воздуха на высоте данной изобарической поверхности, °С; Δtd- дефицит точки росы, указывается цифрой. Направление δ и ff скорость ветра и наносят так же, как на приземную карту:
Точки с одинаковой высотой данной изобарической поверхности соединяют на картах AT плавными черными линиями, которые называются изогипсами (изос - равно, гипса – высота). После проведения изогипс на картах AT выделяются высотные центры барических систем. Высотные циклоны и антициклоны очерчены замкнутыми изогипсами. В циклоне высота изобарической поверхности к центру уменьшается, а в антициклоне высота изобарической поверхности к центру увеличивается. С помощью карт AT определяют следующие параметры. 1. Направление и скорость ветра в том районе, где данные о ветре отсутствуют, т. е. направление и скорость градиентного ветра, характеристики которого зависят от направления и густоты изогипс. 2. Струйное течение (СТ). Это - ветровой поток со скоростью 3. Зоны облачности и обледенения. На изобарических поверхностях 850,700 и 500 гПа облачность вероятна при Δtd ≤ 2 °С; на изобарических поверхностях 400, 300 и 200 гПа облачность вероятна при Δtd ≤ 4°С; 4. Зоны болтанки (_/\_ - умеренная; -сильная). Если на небольшом участке маршрута резко меняется направление или скорость ветра или то и другое вместе, то при полете на этом участке маршрута будет наблюдаться болтанка; 5. Ведущий поток. Это господствующее направление ветра над данным районом в средней тропосфере (в слое 3 – 6 км) Его определяют по картам АТ-700 и АТ-500. По ведущему потоку определяется направление и скорость перемещения основных барических систем, а также скорость перемещения атмосферных фронтов. 6. Вертикальная мощность циклонов и антициклонов. 7. Положение атмосферных фронтов и воздушных масс. 8. Эволюция приземных циклонов и антициклонов Карты тропопаузы. Карты тропопаузы составляют по данным радиозондирования в 00 и 12 ч по Гринвичу. Они дают представление о пространственном положении тропопаузы. На карты наносят следующие данные:
Здесь РРР- давление на самом нижнем уровне тропопаузы; t- температура воздуха на уровне тропопаузы, °С; Δtd - дефицит точки росы, указывается цифрой кода (так же, как на картах AT).
Направление δ и скорость ветра наносят так же, как на приземную карту. По карте тропопаузы при полетах на высоких эшелонах можно определить, где ВС будет пересекать тропопаузу, и ее наклон. В местах, где наклон тропопаузы равен или больше 1/300 будет наблюдаться сильная болтанка. Пересекать тропопаузу в таких районах не рекомендуется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|