Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Природа исторической формы нравственности.




Вопрос 1. Предмет и функция этики.

Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Задачи этики:

1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;

3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"

Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие -- «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая -- полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770--1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154--178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» -- то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль -- это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность -- это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность - понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Этика – это философская наука о морали и нравственности.

Мораль (лат. moralis -- касающийся нравов) -- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Вопрос 3. Природа исторической формы нравственности.

Нравственностъ, или мораль ( лат. - нравы), представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе. Эта регуляция, в отличие от права, опирается не на государственное принуждение, а на общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, в которых отражены сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле.

Существование нравственности связано с особенностями социального развития. Первыми человеческими коллективами являлись кровнородственные общины, условия существования которых были очень тяжелыми, орудия труда неразвитыми и выживание людей зависело только от их сплоченности. Поэтому такие характерные черты нравственности первобытного общества, как коллективизм, преданность индивида интересам рода, взаимопомощь, являлись не результатом свободного выбора, а были вызваны необходимостью. Человеческая жизнь рассматривалась как ценность только в пределах рода, что было обусловлено чувством принадлежности, сильно развитого у людей того времени. Отношение к "чужим" регулировалось совсем другими правилами, далекими от тех, которые мы сейчас назвали бы моральными. Практика отношений постепенно закреплялась в обычаях, традициях, отступление от которых строго наказывалось. Отличие обычая, как регулятора поведения людей, от морали состоит в том, что в первом случае индивид не имеет собственных внутренних убеждений и нравственных представлений, а поступает "как все".

Переход к собственно нравственным отношениям совершался под влиянием исторических факторов, которые сделали возможным новую форму социальной регуляции. Индивид постепенно освобождался от полной опеки общины, и нуждался в индивидуальных средствах ориентации в жизни. Оформляется особое представление о добре, получающее идеальное воплощение. Имущественное расслоение в античную эпоху способствовало возникновению неравенства и рабства и, как следствие, видоизменению морали. Моральные права и обязанности становятся в зависимость от такой ценности как свобода. Рабы по существу стояли вне морали, и соответственно, нравственные требования уважения, жалости, справедливости по отношению к ним не действовали. Первобытный коллективизм сменяется индивидуализмом, который имеет свои крайности: с одной стороны, способствует самоутверждению личности, выделению ее из толпы, с другой, чреват эгоизмом. Рабовладельческий строй положил начало, так называемой, рабской морали, морали покорности, смирения и пресмыкательства. Наряду с этим, формируется мораль протеста против угнетения, которая предстает в двух обличиях: как бунт против рабства, порождающий такие нравственные качества как героизм, целеустремленность, свободолюбие, чувство собственного достоинства; и как уход от борьбы с миром, попытка найти утешение и спасение в изменении сознания, так возникает мораль раннего христианства.

Сильнейшее влияние на нравы эпохи феодализма оказало появление религиозной христианской морали. Христианство предложило новые ценности и идеалы, а главное - более тонкий механизм регуляции поведения. Вынося нравственность за пределы индивида, оно отождествляет ее с божественностью, тем самым, придавая ей объективное, общезначимое содержание. Перед лицом Бога уравниваются все люди, невзирая на их национальность или положение (все они - дети божьи), поэтому для христианина всякий человек должен восприниматься не как "чужой", а как ближний. Таким образом, мораль средневековья не была единой. В ней сосуществовали религиозные и светские нравственные нормы и принципы, официально провозглашаемые и реально существующие.

Эпоха Возрождения главным принципом провозгласила принцип гуманизма, который проявился, прежде всего, в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. На смену аскетизму приходит жизнелюбие, на смену ханжеству - свобода нравов. Существенные коррективы в моральное сознание своей эпохи внесла Реформация (XVI в.) с ее протестантской идеологией. Она изменила сознание массового человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить самостоятельно, освободился от авторитарной опеки церкви, приобрел высшую для себя санкцию - религиозную на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как ему следует жить. Нравственные нормы протестантизма выразились также в требованиях пуританской морали, базирующейся на убежденности в изначальной греховности человека и необходимости ее искупления упорным трудом и праведностью.

Новое время положило начало оформлению буржуазной морали. Этому способствовал переход к индустриальному производству, который разрушил сословное деление общества. Формирующийся молодой класс буржуазии отказывается от старых представлений о нравственности, осуждает паразитический образ жизни аристократии. В качестве позитивных моральных ориентиров им выбираются ценности протестантизма, высшими из которых являются трудолюбие (как средство созидания богатства), бережливость (как способ его сохранения и приумножения), честность (как основа ведения дел). Эффективность профессиональной деятельности, коммерческий успех расцениваются как свидетельство богоизбранности. Новый тип морали привел к культу индивидуализма, понимаемого как уверенность в своих силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство. Успех и неудача становятся критериями моральности. С одной стороны, такая установка имела позитивное значение, в том числе и для экономического развития. С другой, индивидуализм опасен перерождением в обычный эгоизм, который может привести к отчуждению в отношениях между людьми. Кроме того, "расчетливая добродетель" провоцирует разрушение установки на бескорыстное, не измеряемое добро, что совсем не способствует сглаживанию общественных противоречий.

Мораль 20-21 века полна противоречий: с одной стороны, очевиден нравственный кризис, отсутствие единой системы ценностей, терроризм, массовое уничтожение людей с помощью достижений НТР; с другой, наблюдаются некоторые позитивные тенденции в развитии морали. Во-первых, это демократизация нравственных норм и отношений. Поле действия моральных норм расширяется, приобщая к ним всех людей цивилизованного мира, независимо от их социального, религиозного, национального статуса. Равные нравственные требования предъявляются сегодня и к президенту и к рядовому служащему.

Во-вторых, это возрастание плюрализма в морали, когда люди становятся терпимее друг к другу, позволяя сосуществовать разным моральным точкам зрения и нормам поведения.

В-третьих, происходит персонификация морали. В кризисные периоды социального развития именно личность становится опорой нравственной стабилизации.

В-четвертых, на фоне предыдущих тенденций, усиливается аспект гражданственности в морали. Растет политическая ответственность, рост национального самосознания.

В-пятых, имеет место устойчивая тенденция к гуманизации нравственных отношений. Это проявляется не столько в том, что люди стали добрее, сколько в том, что общество стало более развитым и приближается к пониманию высокой ценности человеческой жизни. Свидетельством этого является обсуждение вопроса о смертной казни и вообще любых насильственных средств достижения цели.

В-шестых, очевидной тенденцией конца XX века становится экологизация морали, включение природы в систему нравственных отношений. Кроме того, экологический кризис подталкивает человечество к осознанию себя единой общностью и, соответственно, к оформлению ориентации на моральные ценности общечеловеческого характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...