Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3. Природа и исторические формы нравственности.




Вопрос 1.Предмет и функции этики

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

· наука нормативная;

· учение о нравственности;

· система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

· способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

· «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Круг проблем этики

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.… Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.

Цель этики

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Этика выполняет определенные функции:
а) прокламирование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обоснование) их;
б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; 111111
в) формирование нравственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внутренний (личностный) импульс.

Вопрос 2.Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью, плохим и хорошим.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

Вопрос №3. Природа и исторические формы нравственности.

1.Нравы первобытного общества формировались постепенно и развивались чрезвычайно медленно в силу традиционного характера всей первобытной культуры. Первые моральные требования существовали в виде табу. Нормы распространялись только на своих: к чужим допустимы всевозможные нарушения. Практика отношений постепенно закреплялась в обычаях, традициях, отступление от которых строго наказывалось. Отличие обычая, как регулятора поведения людей, от морали состоит в том, что в первом случае индивид не имеет собственных внутренних убеждений и нравственных представлений, а поступает "как все".

Простейшие нормы нравственности:

а) почитание отца и старших;

б) культ предков;

в) патриотизм и коллективизм.

Требования морали в первобытном обществе носили обязательный и всеобщий характер, были закреплены в обычаях, традициях, правилах, выражали интересы общества в целом (не учитывали интересов отдельных людей).

2.Мораль рабовладельческого общества. Рабство рассматривалось как единственное, вечное и необходимое для жизни явление. Мораль призвана утвердить сложившийся порядок. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Мораль господствующего класса превратилась в господствующую мораль. Рабовладельческий строй положил начало, так называемой, рабской морали, морали покорности, смирения и пресмыкательства. Наряду с этим, формируется мораль протеста против угнетения, которая предстает в двух обличиях: как бунт против рабства, порождающий такие нравственные качества как героизм, целеустремленность, свободолюбие, чувство собственного достоинства; и как уход от борьбы с миром, попытка найти утешение и спасение в изменении сознания, так возникает мораль раннего христианства.

Мораль рабовладельческого общества:

а) опиралась на обычаи и традиции;

б) регулировала классовые конфликты;

в) была идеологическим инструментом правящих классов;
г) не учитывала индивидуальности человека;

3.Морали феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания. Основывалась на религии. Сильнейшее влияние на нравы эпохи феодализма оказало появление религиозной христианской морали. Христианство предложило новые ценности и идеалы, а главное - более тонкий механизм регуляции поведения. Вынося нравственность за пределы индивида, оно отождествляет ее с божественностью, тем самым, придавая ей объективное, общезначимое содержание. Перед лицом Бога уравниваются все люди, невзирая на их национальность или положение (все они - дети божьи), поэтому для христианина всякий человек должен восприниматься не как "чужой", а как ближний. Христианская мораль апеллирует к совести человека, способствуя тем самым его противостоянию внешним деформирующим воздействиям.

4.Мораль буржуазного общества. Мораль принимает индивидуальный характер: экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию. Люди руководствуются не только сословным моральным кодексом, мнением общества, но и совестью, личным долгом. Образцом для подражания является человек, который «сделал себя сам». Добродетелями считаются бережливость и стремление к накопительству. Новый тип морали привел к культу индивидуализма, понимаемого как уверенность в своих силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство. Успех и неудача становятся критериями моральности. С одной стороны, такая установка имела позитивное значение, в том числе и для экономического развития. С другой, индивидуализм опасен перерождением в обычный эгоизм, который может привести к отчуждению в отношениях между людьми. Кроме того, "расчетливая добродетель" провоцирует разрушение установки на бескорыстное, не измеряемое добро, что совсем не способствует сглаживанию общественных противоречий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...