Вопрос 27. Нравственная культура личности и проблема воспитания достойного гражданина.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности проявляется в поступках человека, его поведении. Это очень важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплотились в сознании человека и его делах, поведении и поступках. Условия для достижения нравственной культуры личности разнообразны: жизненный опыт, воспитание, просвещение, искусство, т.е. все достижения нравственной культуры общества. Нужно отметить одно обстоятельство: человек не должен воспринимать достижения нравственной культуры общества как догму. Личность может вносить свой вклад в совершенствование нравственной культуры общества. Здесь перед человеком стоит очень сложная задача: оптимально сочетать традиционные и творческие элементы, соединить свой уникальный жизненный опыт с богатством общественной морали. Мораль – явление, постоянное меняющееся в разных, конкретных исторических условиях, а носителями этих изменений были люди. Современный период истории – не исключение. Современная личность, также, способна выступить инициатором новых моральных установок, принципов, которые будут восприняты обществом. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности: Золотое правило нравственности. Поступай по отнршению к другим так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой. Это правило требует,чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем амым устанавливает равенство между людьми. Моральная автономия личности. Личность сама осуществляет выбор нравственных принципов и способов действий, а потому несет ответственность за свой выбор пепед самим собой и перед человечеством. То есть о человеке следует судить по его делам и поступкам, а не по национальной принадлежности, не по цвету кожи, не по религиозным убеждениям итд. Это принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоважения, чувства собственного достоинства.
Гуманизм. Утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права»каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья,духовное развитие и так далее. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность осознать их, сделать их своими прочувствованными убеждениями, реальное умение следовать им в повседневной жизни. Проблема нравственного воспитания нового поколения - одна из самых существенных и требующих пристального внимания. Формирование и укрепление нравственности в обществе невозможно без системы этического просвещения, которая помогает регулировать и управлять моральными процессами. Историю возникновения морали нельзя рассматривать без истории развития человечества. Первая система наук, связанная между собой и охватывающая весь накопленный опыт познания человеком природы, общества и человека, была создана в IV веке до н. э. великим Аристотелем. Сочинение, посвященное проблемам межчеловеческих отношений и воспитанию добродетелей, Аристотель назвал «Этикой». Само слово этика означает «нрав, нравы». В системе наук Аристотель поместил этику между учением о душе и учением о государстве. Таким образом, он подчеркнул, что, с одной стороны, основанием этики является психология, трактующая устройство души, психические особенности человека, его внутренний мир; с другой стороны, практическая задача этики - воспитание достойного гражданина государства путем формирования его нравственных качеств. По мере смены культурно-исторических типов общества мораль на каждом ци - вилизационном этапе приобретала новые характеристики, которые и формировали гуманистические и ценностные представления о человеке в соответствии с каждой исторической эпохой. Воспитание человека-понятие разноуровневое. То есть воспитаем в человеке нравственных качеств занимаются различные социальные институты. Первый-безусловно, семья. Именно здесь происходит первичная социализация индивида. Затем его воспитаем занимаются в детском саду, школе, институте. Большое влияние, конечно, оказывает общество, в котором растет человек. Процесс развития в рассматриваемом аспекте происходит всю жизнь.
Вопрос 28. Основные тенденции эволюции морали и права в современном Мире. Взаимоотношения между людьми регулируются преимущественно двумя важнейшими социальными институтами: моралью и правом. Современные процессы в обществе в существенной степени зависят именно от их доминантности (или первичности). По вопросу взаимодействия морали и права можно сформулировать следующие положения: Во-первых, с точки зрения общей сложившейся, системы ценностей в современном обществе право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям. Во-вторых, мораль и право это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, относительно самостоятельные ниши в жизни общества. Такая характеристика связи морали и права базируется на представлении о том, что право является продуктом естественного развитии социума, оно не привносится извне и не навязывается обществу властью. Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание, соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан. Нормирование социальной жизни, присущее морали и праву, имеет общие ценностные основания, которые подчеркивают безусловную значимость, человеческой личности, нормальных условий ее бытия. Эти ценностные основания конкретизируются в каждой из систем по-разному. Право строит свои принципы на ценностях формального равенстве, справедливости, заключающейся. В эквивалентности предоставлений и получений, даяний и свободы как первого условия осуществления правовых отношений. Моральные ценности сложнее, определить однозначно, этому сопротивляется сама природа морали, для которой характерно признание и «присвоение» индивидуальным моральным сознанием всеобщих абсолютных законов.
В-третьих, мораль замкнута на сознании духовной жизни людей и не имеет обязательного внешнего выражения. Право выступает в качестве институционального регулятора. Как писанное право, оно входит в жизнь общества в виде с ной реальности, устойчивой догмы, не зав чьей-либо приюти. Культура, исполненная высоких нравственных требований и публично об этих требованиях заявляющая, обеспечивает более, контроль за нарушением норм и законов, которая воспринимает контроль только как причинение боли и страданий людям. В-четвертых, содержание морали самым непосредственным образом связано с долгом, обязанностями ответственных за свои поступки людей. Право сосредоточенно на субъективных правах отдельных главным образом на то, чтобы определить возможности субъектов, обусловленную правом свободу их поведения. Если сопоставить формулу «основного закона права» («равенство в свободе по всеобщему закону – или «разреши другим то, что ты разрешаешь себе») стремя формулами категорического императива («стандартной персонизации и автономии), то соотношение морали и права предстанет в виде диалектической формулы единства, противоположности и взаимодополнительности. Так, мораль и право безоговорочно едины по формуле «никогда не относись к другому только как к средству, но еще и как цели в себе». Одна и та же установка делает индивида моральным, а государство — правовым. Мораль и право соотносительно противоположны, поскольку «стандартная формула категорического императива» и «основной закон права» представляют собой и запретительную, и разрешительную версию одного и того же нормативного формализма («барельефное и горельефное изображение принципа личной автономии»). Мораль и право находятся в отношении необходимой дополнительности в том аспекте, что формула автономии личности неявным образом признается и в «основном законе права».
Общие черты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|