Основные категории и понятия инновационного менеджмента
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Курс «Инновационный менеджмент» Вопросы. Понятия инновац. мен-та «Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности. Признаки инноваций: существенные изменения (новизна), коммерческая реализуемость, производственная применимость. ИМ – управление нововведениями или инновациями. Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конкретный новый продукт).
1. Введение в инновационный менеджмент и его методологические основы Многие авторы характеризуют Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей. ИМ – управление нововведениями или инновациями. Существуют 3 аспекта ИМ: ¨ Как наука и искусство управления инновациями; ¨ Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; ¨ Как аппарат управления инновациями Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах: 1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. 2. Организация инновационного процесса для данной инновации. 3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. Система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления. Основные категории и понятия инновационного менеджмента Категорий инновационного менеджмента достаточно много, но стержневыми среди них являются следующие: инноватика, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, виды инноваций, движущие силы инновационного процесса, формы инновационного процесса, фазы инновационного процесса. Признаки инноваций: существенные изменения (новизна), коммерческая реализуемость, производственная применимость. Не являются инновациями: несущественные изменения (цвет, дизайн и т.д.), расширение номенклатуры. Виды инноваций: организационные, глобальные и локальные, технические, экономические, управленческие.
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции: Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям. Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Конкретными основами методологии инновационного менеджмента являются: - системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели; - кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, - ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, - теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска; - теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; - психология, котораяизучаетзакономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения; - социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.; - юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право; В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. Основными общимиметодами проведения исследований в инновационном менеджменте являются: 1) фундаментальные и прикладные научные исследования 2) эксперимент; 3) тестирование, 4) анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 5) изучение документации организации; 4) моделирование.
2. Тенденции и разновидности развития, управление развитием Многие авторы характеризуют Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей.ИМ – управление нововведениями или инновациями.Существуют 3 аспекта ИМ:Как наука и искусство управления инновациями;Как вид деятельости и процесс принятия управленческих решений в инновациях;Как аппарат управления инновациями Понятие «Инновация» ввел И.Шумпетер. «Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности. Австрийский ученый Й.Шумпетер выделял пять типичных изменений: • использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа); • внедрение продукции с новыми свойствами; • использование нового сырья; • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; • появление новых рынков сбыта. В экономической литературе используются самые разнообразные понятия, относящиеся к инновациям: нововведение, новшество, новация, открытие, изобретение и другие, которые нередко отождествляются, хотя между ними есть некоторые различия. Классификация и виды инноваций Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП: • технические - появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; • технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; • организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; • информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; • социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические;производственные;экономические;торговые;социальные;в области управления. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конкретный новый продукт). Инновационный процесс имеет циклический характер. Циклический характер инновационного процесса и его дифференциация по отдельным этапам связаны как с общими закономерностями процесса экономического развития, так и с продолжительностью жизненного цикла конкретного новшества (нововведения). К таким циклам относятся: · циклы технологических волн (длинные волны Н. Кондратьева); · циклы экономического развития отдельных стран; · циклы экономического развития отдельных отраслей, комплексов и предприятий; · жизненный цикл конкретного изделия (новшества,нововведения). Приоритеты в управлении развитием экономики должны базироваться на активизации инновационных процессов в области наукоемких отраслей народного хозяйства страны, а не в направлениях развития на основе производственных факторов и инвестиций в простое воспроизводство. Тенденции развития: 1) Комплексная механизация и автоматизация Автоматизация производства означает применение технических средств, с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Повышение эффективности автоматизации производства предполагает:совершенствование методик технико-экономического анализа вариантов автоматизации конкретного объекта, обоснованный выбор наиболее эффективного проекта и конкретных средств автоматизации;создание условий для интенсивного использования средств автоматизации, совершенствование их обслуживания; · повышение технико-экономических характеристик выпускаемого оборудования, используемого для автоматизации производства, особенно вычислительной техники. 2) Электрификация представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата в технологические процессы, средства управления и контроля хода производства. 3)Электронизация - обеспечение всех сфер производства и общественной жизни высокоэффективными средствами вычислительной техники (как массовой - персональные компьютеры, так и супер-ЭВМ с быстродействием более 10 млрд операций в секунду с использованием принципов искусственного интеллекта), внедрение нового поколения спутниковых систем связи и т.д 4) Химизация - совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий. 5) Ускоренное развитие атомной энергетики, 6) Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.); 7)Освоение принципиально новых технологий - мембранной, лазерной (для размерной и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.; 8)Ускорение развития биотехнологии, открывающей пути коренного увеличения продовольственных и сырьевых ресурсов, способствующей созданию безотходных технологических процессов. 9) Разработка и внедрение нанотехнологий. Нанотехнология — наука, занимающаяся созданием устройств в несколько нанометров (1 миллиардная доля метра)
3. Нововведения как объект инновационного управления
Принято считать, что понятие нововведение является русским вариантом английского слова “innovation”- введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое явление. Русское “нововведение” означает процесс использования новшеств. Таким образом с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, становится нововведением или инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. «Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности. Понятие «Инновация» ввел И.Шумпетер. ОН выделял пять типичных изменений: • использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа); • внедрение продукции с новыми свойствами; • использование нового сырья; • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; • появление новых рынков сбыта. В экономической литературе используются самые разнообразные понятия, относящиеся к инновациям: нововведение, новшество, новация, открытие, изобретение и другие, которые нередко отождествляются, хотя между ними есть некоторые различия. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Виды нововведений Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП: • технические - появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; • технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; • организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; • информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; • социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
1)Степень радикальности (новизна, оригинальность и пр.): Радикальные (пионерные, базовые и пр.) Ординарные (новые технические решения, изобретения) Усовершенствующие (модернизация) 3) Стимул появления (источник): Вызванные развитием науки и техники Вызванные потребностями производства Вызванные потребностями рынка 4) Роль в воспроизводственном процессе Потребительские Инвестиционные 5. Назначение нововведения Для производителя и потребителя Для общества в целом Для локального рынка Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др. Чтобы организовать процесс введения инноваций, необходимо решить задачи: 1)Привести в соответствие цель управления И с целью функционирования организации в целом 2)Выявить свои конкурентные преимущества и недостатки 3) Определить методы управления И 4) Построить рациональный механизм управления И Основными направлениями инновационного развития организации в современной экономике выступают: комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация, электронизация производства, внедрение новых материалов, освоение новых технологий
Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов: l Прогнозирование И l Планирование И l Анализ ситуации l Идентификация направленности в И l Определенеие критериев выбора альтернативности И l Разработка альтернативностиВыбор наилучшей l Разработка и согласование управленческого решения l Управление реализацией упр.решения l Контроль и оценка результатов Эти элементы находятся как в прямой, так и в обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом, как инновации. В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы. Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как: 1) научные подходы к инновационному менеджменту; 2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов. Функции менеджмента: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль. Методы менеджмента: 1) организационные; 2) административные; 3) экономические; 4) социально-психологические. Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций. Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться. Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|