Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

C т а т ь я 18. Инновационные фонды




1. В целях финансовой поддержки инновационной деятельности, могут создаваться инновационные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие финансирование инновационных проектов, путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе.
2. Венчурные (высокорисковые) фонды специализируются на инвестировании в акционерный капитал инновационных предприятий, создаваемых для реализации рисковых инновационных проектов. В создании и деятельности венчурных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Формы инновационного менеджмента

1. В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса: административно-хозяйственную, программно-целевую, инициативную.

2. Комплексной формой организации взаимодействия фунда­ментальной науки с производством, распространенной в раз­витых индустриальных странах, служат технопарки и техно­полисы.

3. В зависимости от характера и объема выполняемых функций выделяют пять видов технополисов: инновационные центры, оказывающие содействие новым инновационным фирмам; научные и исследовательские парки; технологические парки; технологические центры; конгломераты технокомплексов и научных парков.

4. Одной из прогрессивных форм организации инновационной деятельности служат инкубаторы — комплексы, предостав­ляющие разносторонние услуги различным начинающим ин­новационным фирмам.

5. Малые инновационные фирмы имеют определенное преиму­щество перед крупными компаниями при реализации ново­введений благодаря таким свойствам и качествам, как энту­зиазм, сплоченность и инициативность персонала; предпри­нимательский дух, способность принятия риска; быстрая реакция на изменение спроса, на внутренние проблемы; низ­кая капиталоемкость в области финансов и др.

6. Наряду с обычными инновационными малыми предприяти­ями в сфере разработки и внедрения нововведений функци­онируют венчурные (рисковые) малые фирмы, что иниции­рует инновационный подъем, стимулируя инвесторов вкла­дывать средства в рисковые проекты новых технологий, продуктов и услуг.

Основными формами малого инновационного предпринимательства являются:

· новые фирмы в рамках старых компаний, которые являются фактически отдельной компанией, хоты и функционирует в рамках материнской компании. Основатели молодой фирмы обычно получают право приобретать в течение ряда лет акции по льготной цене, получая доходы от прироста капитала;

· венчурные фирмы (риск-фирмы) – фирмы, создающиеся для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. Риск-фирма создается на базе существующего малого предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента, когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе;

· «Фирма-инкубатор» – организация, которая создается местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых инновационных предприятий.

Опыт развитых стран показывает, что развитие малых инновационных фирм весь эффективно отражается на эффективности всего бизнеса.

К числу новых форм инновационной деятельности обычно относят различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов – от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов, консорциумов, транснациональных корпораций (ТНК), альянсов, технопарков и технополисов.

На территории РФ существует около 5 тысяч организаций, ориентированных на поддержку инновационного предпринимательства. Важные научные центры и технопарки расположены в Зеленограде, Обнинске, Дубне, Новосибирске, Арзамасе, Красноярске, Протвине, Пущине и т.д.

Инновационные игры

Деловая игра — это имитация хозяйственной или иной дея­тельности организации в производственных или учебных це­лях, которая выполняется группой лиц на модели объекта.

Инновационные игры относятся к классу общих управлен­ческих игр. Они используются для решения наиболее слож­ных социально-экономических задач.

План подготовки и проведения инновационной игры вклю­чает:

разработку проспекта;

разработку сценария;

разработку программного обеспечения;

составление методических материалов;

разработку задания;

экспериментальное проведение деловой игры;

разбор деловой игры.

Сценарий деловой игры служит основным документом для ее проведения. Игра разбивается на фрагменты (этапы), каж­дый фрагмент — на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и опреде­ляется его учебная цель. Главная позиция большинства эпи­зодов — выполнение технико-экономических расчетов.

Фрагменты и эпизоды заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Игра завершается форму­лированием заключительных решений ее участников.

Разбор инновационной игры необходимо основывать на резуль­татах шаговых расчетов. В хронологическом порядке рассмат­риваются решения участников. Вскрываются ошибки, показы­вается правильный порядок действий. В заключительной час­ти разбора даются оценки действий основных участников игры.

Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.

Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.

Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов.

Признаки инновационных игр:

1. Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи

2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

3. В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.

4. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

5. В процессе выработки инновационного проекта резко возрастае интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

6. Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам, приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.

Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.

Условия ИНИ

1. Участие руководителя высшего уровня

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке

3. Продолжительность – 5-11 дней

4. Рабочий день – не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин

5. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд

6. Общая численность участников игры 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков)

7. Численность группы не более 9 человек, число групп 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, чтобы творческий потенциал был примерно равным, а также учитываются пол, возраст, статус, уровень образования. Желательно объединение конфликтующих участников.

9. День игры: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме.

Принципы организации ИНИ:

¨ Системность, заключающаяся в программировании и развертывании ее как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение

¨ Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результата игры

¨ Единоначалие руководителя игры

¨ Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы»

¨ Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.

¨ Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

¨ Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций.

Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...