Качество продукции и конкурентоспособность
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Управление качеством продукции
Минск «Веды»
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность производимой продукции, являются качество, которое в значительной мере определяется ее техническими характеристиками, и цена. Международная практика показывает, что повышение уровня качества продукции является наиболее перспективным источником получения дополнительной прибыли за счет сокращения издержек производства, реализуемого с использованием высококачественной продукции (увеличение производительности труда, сокращение простоев, увеличение долговечности и т.д.). Повышение качества может достигаться двумя путями. Первый – это единовременные финансовые вложения в производство, которые, как правило, дают временный эффект и постепенно сводятся на нет. Второй путь – стабильное использование системного управления качеством, выстроенного на базе научно обоснованной концепции. Создание системы управления качеством предполагает детальную разработку проблемы взаимосвязи качества и потребностей. Мировая практика свидетельствует, что для все большего числа компаний различных стран создание систем качества, отвечающих требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000 и соответствующих принципам всеобщего управления качеством (TQM), уже не новая стратегия и не предпосылка удачного бизнеса, а фактически обязательное условие выживания. Свидетельствует она и о том, что создание и использование таких систем управления требует, в первую очередь, наличия в компании квалифицированного персонала. Поэтому без современных систем управления на основе качества и хорошо подготовленных к этому работников Белорусский бизнес не может рассчитывать на конкурентоспособность в мировом рыночном пространстве.
Цель изучения дисциплины состоит в уяснении теории и практики работ по управлению качеством и организационно-правовых основ систем управления качеством Задачи изучения дисциплины: знакомство будущих специалистов с возможностями управления качеством продукции на производстве, совершенствования управления производством и вспомогательными процессами; более широкое использование принципов и методов управления качеством в управлении производственными процессами, технологической подготовке производства для повышения его эффективности, улучшения технико-экономических показателей и конкурентоспособности продукции; повышение заинтересованности специалистов в организации работы по постоянному повышению технического уровня и качества продукции; развитие более глубокого экономического мышления, связанного с проблемами качества продукции.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
1.1.Понятия «качество продукции», «конкурентоспособность»
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Как известно, чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - это совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ (продукции, товара) представляет собой совокупность свойств и характеристик, обеспечивающих преимущественную (по сравнению с другими изделиями) возможность реализации данного изделия на конкретном внутреннем и внешнем рынке в рассматриваемый период.
1.2.Факторы конкурентоспособности
Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К остальным факторам относятся ЦЕНА продукции, ЗАТРАТЫ В СФЕРЕ ЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и КАЧЕСТВО СЕРВИСА ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Если конкурентоспособность продукции оценивать по десятибалльной шкале, то структура приоритетов в баллах будет следующая: 4:3:2:1. Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности, в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение именно качества продукции (4 балла), затем – на снижение издержек фирмы (3балла), совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции, с целью сокращения эксплуатационных затрат (2 балла) и в последнюю очередь – на повышение качества сервиса обслуживания (1 балл).
1.3.Эффект от повышения качества продукции
В повышении качества продукции заинтересованы как ее изготовители, так и потребители, а также государство. Эффект от повышения качества продукции для заинтересованных субъектов можно представить в виде таблицы:
1.Лучше используются ресурсы 1.Спрос удовлетворяется меньшим 1.Расширяются экспортные воз- 2.Сокращаются потери от брака и количеством изделий повышенно- можности и валютные поступ- рекламаций го качества ления 3.Увеличиваются доходы от реали- 2.Расширяется и обновляется ассор- 2.Увеличивается народно-хозяй- зации продукции повышенного тимент изделий ственный эффект на единицу качества 3.Сокращаются затраты в процессе затрат 4.Увеличиваются фонды экономи- эксплуатации продукции 3.Ускоряется НТП в промышле- ческого стимулирования за счет 4.Создаются более благоприятные нности роста прибыли условия труда в сфере потребле- 4.Более полно удовлетворяются 5. Моральное удовлетворение кол- ния потребности населения лектива предприятия
Выпуск конкурентоспособного изделия, как правило, начинается с обследования рынка, затем определения технического уровня необходимого изделия. Для определения технического уровня, необходимо выяснить - каким показателям качества должно отвечать это изделие. Зная показатели качества любого объекта (проекта, изделия, процесса) можно подвергнуть его оценке, на основе которой можно сравнить объекты одинакового назначения еще на этапе планирования их производства.
Наряду с определением уровня качества на всех этапах производства осуществляется контроль качества, в основе которого лежит контроль отдельных свойств продукции. Важным мероприятием в повышении качества продукции является также введение системы сертификации – подтверждения соответствия фактических характеристик продукции требованиям стандартов. Постоянное усложнение выпускаемой продукции и производственных процессов на современных предприятиях обусловило необходимость построения специальной системы для управления качеством – системы качества, представляющей собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания на надлежащем уровне и совершенствования качества продукции.
2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Показатель качества продукции это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:
1. Обобщающие показатели качества - показатели, которые характеризуют общий уровень качества продукции. К ним относятся: объем и доля прогрессивных видов изделий в общем выпуске, экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества, сортность (марочность) продукции. 2. Комплексные показатели качества - показатели, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели.
Например: 1)В подшипниковой промышленности комплексными показателями могут быть показатели качества определяемые отношением срока службы подшипников к себестоимости их изготовления или цене. 2)Комплексный показатель качества электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок его службы, к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя.
назначения; надежности и долговечности; технологичности изделия; эргономические; эстетические; безопасности; стандартизации и унификации; патенто-правовые; транспортабельности; экономические.
мощность двигателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, ходимость шин или их пробег до износа, процент содержания полезного вещества в сырье (кофе) и т.д.
Надежность - это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации. Например, к ним относятся: частота отказов изделий, вероятность отказа, безотказность, сохраняемость, работоспособность и т.п. Например: срок службы, ресурс работы (число километров пробега автомобиля, часы работы подшипника и др.)
Например, к ним относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, коэффициент рационального использования прогрессивных материалов в изделии и т.д.
К показателям этой группы относят: степень освещенности, степень влажности, шума, вибрации, задымленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места. С их помощью измеряются параметры продукции, влияющие на работоспособность человека при ее эксплуатации.
5) Эстетические показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, целостность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т.п. С их помощью устанавливается художественно-конструкторский уровень изделия.
Например: Количество содержания тяжелых металлов в водной или уксусной вытяжке (для посуды), кислотность (PH),коррозионная стойкость (для металлической посуды), стойкость к вскрытию (для замков), содержание радиоактивных веществ и др.
определяют степень использования в продукции стандартизованных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности). Например, отношение количества стандартизованных и унифицированных частей изделия к общему числу частей изделия, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции. Примечание. Унификация – приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, средств оснащения.
8)Показатели патенто-правовые, характеризуют удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции, как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты и патентной чистоты). Примечание. Патент-документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, авторство на изобретение.
К ним относятся: цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделий, эксплуатационные издержки, как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (межгосударственных, национальных) и технических условиях на продукцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|