Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания по разделу «Механизм формирования и функционирования политической системы»




1. Приведите конкретные примеры содержания требований и формы поддержки, свойственные определенным социальным и демографическим группам российского общества (рабочие, студенты, женщины, пенсионеры, мелкие, средние и крупные предприниматели, жители села и т.д.) на современном этапе.

 

2. На основе анализа деятельности политической системы России раскройте взаимосвязь между стабильностью, прогрессом и эффективностью выполняемых политической системой функций. Какие функции политической системы России вам представляются слаборазвитыми?

 

3. Один из основателей американского государства А. Гамильтон замечал по поводу демократии: «Глас народа, сказано, глас Божий; но хотя обыкновенно на это утверждение ссылаются, в него верят, это на самом деле не так. Люди беспокойны и переменчивы; они редко судят и решают верно». Поэтому либеральная трактовка демократии состоит в понимании ее как компетентного и ответственного правления. Как это согласуется с первоначальным значением термина «демократия» - «власть народа», «правление народа»?

 

4. В своей Геттисбергской речи президент США А. Линкольн (1809-1865) определил демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Нет ли в этом определении противоречия? 1) Может ли самоуправление народа осуществляться не самим народом, а избранными представителями? 2) Совместимо ли подлинное народовластие с существованием государства, специальными атрибутами которого являются аппарат принуждения и политическое господство?

 

5. Русскому писателю и общественному деятелю А.И. Герцену принадлежит высказывание: «Демократия… в ней страшная мощь разрушения…Конечно, разрушение создает, оно расчищает место… Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому она не будущее. Будущее вне политики». Используя знания курса политологии и реалий политической жизни современного мира, дайте разностороннюю оценку этого суждения.

 

6. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий политолог В.Райх писал: «Стремление миллионов к социализму было стремлением к свободе от угнетения любого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме компромисса со страхом перед ответственностью....Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе…авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы». Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

 

7. Основная проблема при выборе избирательной системы состоит в определении того, какое правительство лучше: более сильное или более представительное? Какие факторы влияют на этот выбор? Что вы думаете на этот счет.

 

Практические задания по разделу«Социокультурные аспекты политики»

 

1. В Евангелии от Марка есть притча, рассказанная Христом, о крестьянине, засеявшем поле. Часть зерен упала у самой дороги и птицы склевали их. Другие зерна оказались на каменистой почве, они взошли быстро, но когда наступил зной, ростки завяли и засохли, т.к. их корни были не глубоко в почве. Третьи упали в сорную траву, и сорняки не дали им прорасти. Но семена, которые упали на плодородную почву, дали прирост в тридцать, а то и в шестьдесят и даже во сто раз!

Имеет ли эта притча к теме, изучаемой нами? Осмыслите и дайте интерпретацию ее с точки зрения взаимоотношений идеолога (сеятеля) и типов его последователей.

 

2. Оцените высказывание члена совета директоров одного крупного финансового объединения России по мнению которого «из – за того, что сейчас у нас нет мифологической среды, все в стране неустойчиво. Люди не могут жить без мифов, без сказок». Этот финансист приписывает технике пропаганды способность творить политику, «побеждать в войнах», «поднимать из руин страны» и т.п. При этом ссылается на пример большевистской пропаганды: «Режим, который существовал у нас с 1917 года, держался на одних мифах. Коммунистические лидеры очень серьезно относились к пропаганде. Благодаря ей им удалось победить в войне и поднять страну из руин».

Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Способна ли пропаганда идей

действительно творить политику или это ошибочное суждение?

 

3. По мнению американского ученого Д. Белла, все идеологии обречены на саморазрушение. Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Сравните эти два утверждения. Можно ли представить развитие современного общества без идеологии? Приведите аргументы «за» и «против».

 

4. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения…У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль идеологии и пропаганды в формировании общественного мнения, групповых и индивидуальных предпочтений и ценностей?

 

5. Как следует понимать содержание коммунистической идеологии из следующего высказывания: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (К.Маркс и Ф.Энгельс), имея в виду под «теперешним состоянием» господство, эксплуатацию одного класса другим.

 

6. Чем консервативная политическая мысль отличается от либеральной? Рассмотрите различия по следующим позициям: 1) природа и смысл государства; 2) права и свободы личности; 3) отношение к социальным изменениям.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Антология современной политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. 2. Исаев И.А., Золотухин Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. М., 1997

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. М., 2006

5. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000

6. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994.

7. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов н/Д, 1997.

8. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996.

9. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999.

10. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997.

11. Мухаев Р. Т. Теория политики. Учебник для вузов. М., 2005.

11. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.А.Василика. М., 2000.

12. Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П.Пугачева. М., 1996.

13. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. М., 2001.

14. Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. и сост.:

Ю.И.Аверьянов. М., 1993.

15. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В.Полуниной. М., 1996.

16. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие. М., 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...