Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции формирования партийной системы в современной России




Первые политические партии в России появились нелегально в начале XX века (социал-демократическая рабочая партия, партия социалистов-революционеров) однако возникновение партийной системы в стране относится к событиям Первой русской революции, когда манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу создания политических партий. До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе.

Ныне в стране действуют свыше 100 партий. В связи с либерализацией законодательства о деятельности и регистрации партий от 2012 года количество их только возрастет. Однако, как утверждают некоторые политологи

(Р.Т. Мухаев) политическое влияние партий, даже спустя двадцать лет после возрождения многопартийной системы, остается незначительным. В чем причины данного явления? Ответы надо искать в особенностях процесса формирования партий.

1. Слабость гражданского общества в России привела к тому, что процесс формирования партий имеет обратную логику. Исторически партии появляются, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Между тем партийное строительство в России опережает трансформацию социальной структуры и образование новых классов. Первоначально складывается руководство партий, которое затем ищет потенциальных членов и избирателей, оттого и представительность групп интересов, которую осуществляют партии, очень незначительна.

2. В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего своих сторонников под ту или иную идею. За исключением, пожалуй, КПРФ, партии в России не являются партиями в строгом смысле слова. Они возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как группы влияния, клиентелы, выражающие групповые интересы. Степень влияния различных заинтересованных групп на правительство неодинакова и зависит от внутренней сплоченности и объема контролируемых ресурсов. В связи с этим наиболее могущественные группы интересов представляют энергетические (Газпром, РАО ЕЭС), банковское, военное, промышленное, административное лобби.

3. Социальная структура постсоветского общества отличается подвижностью и условностью границ между социальными группами и классами, значительным удельным весом маргинальных слоев. Эти обстоятельства заставляют искать социальную базу не внутри классов, а на стыках социальной структуры. Однако недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологий партий, поскольку оказывается непросто выразить интересы маргинальных групп. Отсюда, в силу социальной незрелости общества в России, политические партии отличаются аморфностью политико-идеологических программ, популизмом, организационной слабостью, малочисленностью.

4. Проблема социальной базы партий связана также с причинами психологического и социокультурного характера (у многих граждан упоминание слова партия вызывает негативные ассоциации, связанные с КПСС, и к создаваемым вновь партиям и их лидерам они проявляют недоверие). Тем более, многочисленные факты постсоветского времени подтверждают, что многие рассматривают партию как социальный лифт для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное материальное благополучие, привилегии).

Начиная с 2001 года, когда был принят Федеральный закон

«О политических партиях в РФ», господствующий класс пытается создать такую партийную систему, которая бы надежно позволяла ему обеспечивать воспроизводство своей власти и контролировать политическую социализацию населения.

За десять прошедших лет сложилась четырехпартийная система, в которой левый спектр занят КПРФ (лидер Г. Зюганов) и партией «Справедливая Россия» (лидер С. Миронов), центр - «партией власти» (партией бюрократов и крупной буржуазии) «Единая Россия» (председатель партии Д. Медведев), а правый спектр представлен ЛДПР (во главе с В. Жириновским). Вне Государственной думы оказались многие либеральные правые и крайне левые коммунистические политические группы и движения.

Отсутствие реальной конкуренции, политической монополизм «Единой России», недовольство многочисленными нарушениями выборного законодательства и использованием административного ресурса правящей партией во время выборов в Государственную думы в 2011 году привели к массовым выступлениям за отмену результатов выборов и либерализацию законодательства о выборах и политических партиях.

Под этим влиянием правящая элита пошла на упрощенную регистрацию политических партий. Теперь политическая партия может быть зарегистрирована, если минимальное число членов партии составляет 500 человек, а не 50 тысяч, как в прежней редакции закона. Идя навстречу требованиям либеральной оппозиции, «Единая Россия» на самом деле стремится создать иллюзию реального политического плюрализма при помощи карликовых партий, совершенно не пользующихся влиянием и популярностью, и сохранить главное - абсолютную монополию на власть.

Действительная, а не мнимая многопартийная система в российском обществе возможна лишь в том случае, если в нем сложатся устойчивые группы интересов, которые и востребуют свое представительство в структурах власти. Этот процесс имеет свой естественный темп и скорость и является следствием развития в обществе различных форм собственности, формирования классов и групп, осознавших в новых условиях России необходимость создания политических организаций для выражения и защиты всей совокупности своих социальных интересов.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем различие между формой правления и политическим режимом?

2. Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия?

3. Партийная принадлежность президента и парламентского большинства различна. При каких формах правления это возможно?

4. Перед кем в президентской республике правительство несет политическую ответственность?

5. В чем состоит формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской?

6. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?

7. Каковы причины возникновения политических партий и их природа?

8. Чем являются политические партии - частью государства или элементом гражданского общества?

9. Какова роль политических партий в политическом процессе?

10. Чем обусловлено стремление правящей политической элиты создать двухпартийную систему в России и насколько это возможно?

11. Подготовьте сообщение о количественном, социально-классовом и образовательном составе партий - КПРФ, «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР.

12. Какие особенности и тенденции имеются в развитии партийной системы России?

 

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

 

Виды субъектов политики

Политика не безлика, ее осуществляют участники политической жизни - субъекты политики. Субъектами политики являются те социальные силы, которые осознали свои интересы и свободно и самостоятельно участвуют в той или иной форме в политическом процессе. У субъекта политики имеются свои потребности и интересы, которые могут стать источником его политической активности. Осознание интересов позволяет субъектам политики реально оценивать все происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения. Политические интересы заключаются в стремлении субъекта политики сохранить или улучшить свое социальное положение, свои жизненные условия с помощью политический средств. Самой элементарной формой участия в политике является участие в выборах.

Бывают первичные субъекты политики и власти. К ним относят народ, точнее, разные социальные общности – классы, социальные группы, отдельные личности. Вторичные, институциональные субъекты политики и власти – государство с его многочисленными институтами, а также политические партии и общественно-политические организации.

Наконец, огромная роль принадлежит в политике политическим элитам, бюрократии и лидерам, которые каждодневно и непосредственно принимают участие в выработке и принятии политических решений и их осуществлении.

Политика предъявляет серьезные требования ко всем людям, участвующим в политике, особенно к тем, для кого политика стала профессией.

Для того чтобы успешно и профессионально заниматься политикой, во-первых, необходимы большие знания, которые приобретаются в результате отношения к политике как науке. Согласно утверждению Ф. Бэкона, «мы можем столько, сколько знаем». Для успешной политики, решения многообразных социальных проблем необходимо знание законов общественного развития, основных принципов политической деятельности (принцип обратной связи; сочетания текущих задач с конечными целями борьбы; принцип преемственности власти и политики; выделения основного звена в цепи задач, стоящих перед обществом; принцип обучения масс на их собственном политическом опыте). Необходимо также знание и разумное использование разных методов политической деятельности (легальных и нелегальных, парламентских и непарламентских, мирных и военных, экономических, политических и идеологических).

Во-вторых, необходимо также умение использовать свои знания на практике, т.е. относиться к политике как искусству. В.И. Ленин неоднократно подчеркивал: «Мало знать, нужно уметь применять истину на деле». Теория состоит из общих положений и не содержит в себе заранее данных ответов на каждый конкретный вопрос. Лидеры и идеологи должны определить этот ответ для каждого конкретного случая Необходимо отыскать, угадать, схватить особенности ситуации и сообразно ей творчески применять теоретические знания и законы политики. И если теория, на которую опирается политическое действие, недостаточна для данной ситуации, разумно пересмотреть ее и приспособить к изменившимся условиям. Теории, которые превращаются в догмы политического действия, рано или поздно хотя бы частично пересматриваются под давлением огромного количества конкретных фактов. Так, например, В.И. Ленин пересмотрел теорию социалистической революции Маркса и Энгельса применительно к эпохе империализма и сделал вывод о возможности ее победы в одной, отдельной взятой капиталистической стране.

В-третьих, необходимо также политическое чутье (интуиция), которому нигде нельзя обучиться, кроме как в горниле политической борьбы. Политической интуицией выгодно отличался выдающийся политик, президент Франции генерал Шарль де Голль. Он первым на Западе выдвинул концепцию разрядки международной напряженности в отношениях с Востоком и способствовал ее осуществлению. Много лет назад Ш. де Голь предсказал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...