Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы передачи логического ударения




позиционные лексические графические
конец фразы конец синтагмы перед вставкой частицы синоним усилитель повтор противопоставление шрифт акут (!) тире
                       

s Заполните предложенную таблицу примерами и ответьте на следующие вопросы:

1. В каких случаях необходимо использовать несколько способов передачи логического ударения одновременно?

2. Есть ли, на ваш взгляд, какие-либо законы, регулирующие выбор определенного способа логической актуализации в зависимости от стиля речи?

3. Какие из способов маркируют языковую манеру пишущего субъекта, а какие – «скрывают» её?

4. Приведите примеры смещенного логического ударения.

 

. Нарушает логику изложения и адекватную интерпретацию текста неправильное понимание значения словоформы. Закономерность восприятия омоформ «именительный – винительный или косвенный» в том, что первая единица воспринимается в значении именительного падежа-деятеля, если слева от неё нет уточняющего предтекста. Ср.: Мать любит дочь. Любит мать дочь ¹ Дочь любит свою мать. Добрую мать любит дочь. Мать любима дочерью.

 

s Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Какова, на ваш взгляд, закономерность восприятия омоформы «деятель – объект» (см. указанную выше работу Б.С.Мучника)?

2. Чем обусловлено двоякое понимание фраз: Третье делает ненужным первое. Молодости не понять старости. Для Володи алкоголь – работа. Стол закрыл комод. Почему в следующих предложениях смысл понятен: Велосипед разбил грузовик. Глаза прикрыли очки. Куст загородил дом.

 

# Практические задания

1. Найдите логические ошибки и объясните, в чем они заключаются[24].

- Недавно в школе состоялся конкурс «А ну-ка, девушки!». В каждой команде было по одиннадцать девушек и два мальчика.

- На тематическом показе фильмов будет демонстрироваться двухсерийный художественный фильм «Операция Трест». Начало сеансов: 17-18 декабря в 12.20 и 19.40 –1-2-я серии, в 13.40 и 21.20 –3-я серия.

- Богатства Севера огромны. Посудите сами: три четверти промышленных фондов (то есть 90 процентов) расположено в экономически развитых районах Урала, Сибири, Дальнего Востока.

- Сейчас принято учить детей, пусть кончают вузы. Все, что угодно, лишь бы человек не работал руками, забывая о том, что все в мире преходяще. Остаются лишь творения человеческих рук, ума.

- Но благодаря дружным усилиям людей и подоспевшей технике очаг пожара удалось ликвидировать. Дом гражданки Б. был полностью уничтожен огнем.

- Оригами в подарок маме! К 8 марта сделайте подарок сами! До 8 Марта принесите свои поделки: фигурку-оригами, рисунок, вышивку или любой другой подарок к маминому празднику в магазин «Книжный пассаж» по адресу Ленина, 10. 10 марта в 13.00 победители конкурса получат призы.

- В конце июля они увидят фильм «Трактир на Пятницкой», поставленный по одноименной повести Н.Леонова «Ждите моего звонка».

- Попав в водоворот, следует набрать побольше воздуха, погрузиться в воду и сделать смелый рывок в сторону по течению и всплыть на поверхность. Приятного отдыха вам на воде! Ростовский облсовет ОСВОДа.

- При медицинском обследовании винных и пивоваренных заводов в Горьком выяснилось, что у каждого третьего из них повышено артериальное давление…

- Начинаю осторожно объяснять, что милиция – это не только красивая форма, большие права. Сложная работа, трудная среда… Это далеко не поклонники музыки и театра, а чаще люди с низменными побуждениями, моральными изъянами.

- Все чаще в газетах мелькают заметки о демографических взрывах. Большинство авторов приходит к выводу: необходимо механизировать трудоемкие работы, за счет чего условно высвободить людей.

- С завтрашнего дня он уходит на пенсию. Ему уже известна программа чествования: ведь не каждый способен проработать на одном месте сорок лет.

- Двадцать лет работает в пожарной охране Иван Михайлович Рослый. Благодарности. Премии. Их много. Это спасенные жизни, спасенное государственное имущество.

- Кузьминки. Кто не знает этот замечательный уголок земли московской? Нам, работникам сельского хозяйства, Кузьминки известны как крупнейший центр ветеринарной и зоотехнической науки, полезных ископаемых, часто бывает успешной.

- Этот игрок снизил результативность. Он левша, и если мяч попадает под правую руку, то не может им распорядиться.

- Девушка считается одним из лучших контролеров: от её внимательного взгляда не укроется ни одна негодная деталь, которые фабрика в большом количестве выпускает.

- Мне показалось невероятным, что это тело было когда-то изрешечено пулями, что вдребезги были разбиты ноги и руки, так ловко бегающие сейчас по клавишам пишущей машинки.

- Фирма принимает заявки от населения на следующие бытовые услуги: мелкий ремонт квартир, электрооборудования, вставка стекол, обмазка рам, уборка квартир.

- Предметом повествования являются времена, достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора, однако темпераментностью, свежестью эти страницы привлекают к себе внимание.

- Было исполнено 26 вокальных номеров, в том числе три танцевальных номера.

- В соревнованиях нет побежденных, ибо выигрывают все. Но тем не менее один коллектив выходит победителем, а другой, естественно, - побежденным.

- В планы иногда включаются плохо продуманные с технической стороны мероприятия, например, кантователь для шлюпок, который потребовал для выполнения немало затрат, а практически оказался непригоден.

- Праздник удался на славу. Если вы были там с семьей, то хорошо отдохнули, если нет, приходите в следующий раз.

- Замечания, отмеченные госспортнадзором 5 августа, устранены, с 12 августа лифты готовы к повторному предъявлению.

- Кто из моряков, свободный от вахт и занятий, откажется посмотреть интересный фильм, к тому же в первый раз демонстрирующийся? И смотрят подчас по нескольку раз.

- Это старая и очень богатая семья, но которую с давних пор почему-то преследует тень смерти.

- Дети в интернате круглый год, и все время на виду. Тяжело такое даже для взрослого. Обнаруживется еще одна проблема – варежки и носки.

- Прошу снять с меня взыскание, так как оно сыграло воспитательную роль, тем более что оно было наложено незаконно.

- Отсутствие спортивной площадки приводит к тому, что некоторые подростки портят стены, бьют стекла. Прискорбно видеть, как молодежь развлекается: выпивка, карты, сквернословие.

- Началась зима. Опять сломанные ноги и руки.

2. Устраните логические ошибки. Разбейте тексты на абзацы. Какой из текстов, по-вашему, легче отредактировать? Почему?

Опасное заболевание

Среди инфекционных болезней, особенно опасных для человека, с древних времен известно бешенство (или водобоязнь), вызываемое фильтрующимся вирусом. Это заболевание смертельно для людей и теплокровных животных. Но против него есть очень эффективные средства профилактики, применяемые при заражении. На территории Украины, юге России, в Казахстане в настоящее время встречается эта болезнь. Это в основном больные, которые после укуса животными не обратились за помощью в медицинские учреждения. Вирус бешенства при укусе животными проникает через кожу и распространяется по нервным волокнам, достигает спинного и головного мозга, выделяется с человеческой слюной. Возможно заражение и при ослюнении кожи без повреждения её. Зараженное бешенством животное ещё за десять дней до появления заболевания выделяет вирус со слюной, а следовательно, становится заразным для окружающих. У человека инкубационный период (время от заражения и до начала заболевания) составляет от десяти дней до года, но чаще всего это от 20 до 60 дней. Следовательно, всегда есть время получить эффективную помощь. В городе Жданове пока не зарегистрировано случаев бешенства среди животных, но в прилегающих районах отмечены случаи бешенства среди диких и домашних животных. Если же случился контакт с животным, а тем более повреждение кожи животным, необходимо срочно обратиться за помощью и советом к врачу-специалисту.

Чтобы лед был прочным

Те, кто часто бывает на стадионе «Водник», наверное, обратили внимание на ледяное поле. Отполировано оно до блеска, так что при свете прожекторов человек видит свое отражение. Для конькобежцев, хоккеистов такой лед – победа. Поэтому и знают ему цену. Стоит льду дать трещину, выбоину, как тут же сбавляется скорость движения спортсмена, увеличивается время пробега заданной дистанции. Вот почему перед выходом на ледяное поле спортсмены Камчатского морского пароходства дружно приветствуют Григория Петровича. В чем же секрет его мастерства в подготовке ледяного поля? «Надо знать поле, как свой дом», - говорит он. Петрович, как называют его спортсмены, приходит на работу вовремя. Включает зажигание, и машина плавно трогается с места. В кабине тепло, а за стеклом крепкий февральский морозец. Глаза Григория Петровича пристально всматриваются в снежное поле, его натруженные, мозолистые руки легко управляют машиной. Постепенно усиливаются обороты двигателя, мощная струя воды выбрасывается на поле. Машина продолжает кружить по ледяной дорожке, доносится знакомый гул мотора. И я понял, как получается прочный лед, как приходит победа.

 

3. Перепишите тексты, устранив алогизмы.

 

На любой вкус

Музыканты московского трио "Дар" приезжают сегодня в город. Но завтра они выступят в филармонии с программой "Музыка в пространстве и времени". Концерт объединяет шедевры барокко, инструментальные миниатюры современных композиторов, рэгтаймы Джоплина и танго Пьяццоллы. Несмотря на это, музыкальные критики отмечают, что артисты трио тщательно отбирают свой репертуар, заботясь о том, чтобы каждая встреча исполнителей с публикой стала значимой и плодотворной для обеих сторон. Поэтому их программы всегда разнообразны в плане музыкальных стилей и форм и адресованы самой широкой аудитории. Концерты "Дар"-трио привлекательны еще и тем, что они всегда многообразны, оригинальны по внутренней концепции и насыщены особенной энергией, придающей новое звучание даже хорошо известным произведениям. Напомню, концерт состоится завтра в большом зале филармонии.

Получили вузовские дипломы

1 февраля в малом зале городского Дворца культуры прошло торжественное вручение дипломов о высшем образовании первому выпуску отделения правоведения Борисовского института управления и предпринимательства.

С теплыми словами напутствия к выпускникам-юристам обратилась Белая Лариса Федоровна, заместитель заведующего по учебной части.

— Как ни странно, но в этом выпуске только четные числа: в институте — 650 студентов, обучающихся по четырем специальностям: правоведение, экономика и управление на предприятиях, менеджмент, бухгалтерский учет и аудит. Дипломы вручены 42 выпускникам (22 мужчинам, 20 женщинам). Всего за шесть с половиной лет обучения, — уточнила Лариса Федоровна, — студенты сдали 49 экзаменов и 44 зачета. И с хохотом добавила:

— Для этого они изготовили 42 квадратных метра шпаргалок!

Присутствующие это сообщение встретили дружным смехом и аплодисментами.

И наконец наступила торжественная минута — вручение дипломов. Эту ответственную миссию взяли на себя ректор института Кожар Валерий Яковлевич и заведующая отделением Маханек Зоя Прокофьевна. Первые дипломы вручались тем, кто окончил институт с отличием.

Вручая дипломы, сотрудники института озвучили кратенькую характеристику каждому из выпускников. Были названы фамилии самых целеустремленных, очень серьезных, самых улыбчивых, обаятельных, и тех, кто не часто появлялся в аудиториях, и тех, кто на вопрос, как сдал экзамен, отвечал: «А что, я читать не умею?»

С напутственным словом обратился к выпускникам ректор института:

— Хочется отметить, что в этом выпуске — самые красивые студенты. Рад, что вы окончили институт, получили высшее образование. Правда, образование не прибавляет ума, а стимулирует ум, делает его гибким. Многие из вас будут заниматься бизнесом, предпринимательством. Знания, полученные в институте, помогут вам принимать правильные решения. А итоги всегда навевают грусть. Хочется пожелать, чтобы вы не теряли друг друга, помогали, поддерживали связь. В добрый путь, дорогие выпускники!

Атмосфера в зале была теплой, доброжелательной. В ответном слове выпускники высказали слова благодарности в адрес председателя экзаменационной комиссии и преподавателей минских вузов, которые старались, чтобы студенты получили хорошие знания, чувствовали себя в этой жизни уверенными, успешными. На вопрос итоговой анкеты, кто всегда помогал, был добрым советчиком, единогласно студенты ответили:

— Зоя Прокофьевна Маханек!

А напоследок — фотография на память, цветы, улыбки, слезы радости.

4. Рассмотрите алогические средства, используемые в пародии.

Неудачная удача

Уважаемая редакция!

Недавно мне довелось просмотреть новый спектакль нашего горе-драматурга «Что ты, девица, пригорюнилась». Я слабо раз­бираюсь в сложных театральных вопросах, и мне, естественно, за­хотелось написать рецензию. Вот она.

С чувством глубокого разочарования и искреннего восхище­ния уходит зритель со спектакля «Что ты, девица, пригорюнилась», из рук вон плохо поставленного в нашем драмтеатре режиссером Неровных со свойственным ему вдохновением и мастерством.

Очень плохи яркие декорации художника Догадкина, мастера с многолетним опытом театрального художника, сделавшего с душой, но холодновато эту свою театральную работу. Музыка композитора Сутягина существенно помогает раскрытию сюже­та пьесы, заглушая реплики актеров на протяжении всего спек­такля. Из актеров на первом месте артист Л. Пирандельский, ярко, сочно, бледно и невыразительно сыгравший роль агронома (в прологе астронома).

Превосходно, уныло, но с мягким юмором исполнила роль Маши (в прологе Марии Кондратьевны) артистка Сабантуева.

Остается удивляться, как дирекция театра допускает на своей сцене появление таких ярких, радующих, пошлых произведений, как пьеса некоего «драматурга» Зуева, в своей халтурной стряп­не талантливо разрешающего ряд острых, неинтересных и пора­зительно ненужных, необходимых вопросов.

Дегустатор П. Сивцев-Вражек.

(«Литературная газета», 1960, 30 января).

Тема № 3

Лексическая стилистика

1. Соотношение фактической и коммуникативной точностей речи.

2. Смысловая точность речи. Выбор слова.

3. Использование в речи паронимов, синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, элементов одного семантического поля.

4. Сочетаемость слов.

5. Стилистически окрашенная лексика.

6. Лексика ограниченной сферы употребления.

7. Лексика пассивного запаса.

 

. Традиционно различаются два вида точности: предметная (речь – действительность) и понятийная (слово – понятие). Б.С.Мучник предлагает иные обозначения: фактическая точность – свойство, присущее правильному отражению реального мира мыслью автора, и коммуникативная точность – свойство речи, возникающее при адекватном выражении мысли автора в коммуникативном посыле её другому лицу, нуждающемуся в её ясности. Приводится несколько типов соотношения фактической и коммуникативной точностей.

 

Фактическая точность Коммуникативная точность Пример
+ - Наш университет – рассадник передового опыта.
- + Здесь, на далекой заполярной заимке, столбик ртути падал в иные зимние долгие ночи до минус 52-54 градусов.
+ + Катерина бросилась с обрыва.
- - Там, где травы жухлые не метали колоса, зашумит пшеница морем золотым.

 

Точность словоупотребления – частный вариант коммуникативной точности (коммуникативная точность шире выбора слов, так как включает и грамматическое оформление, подчиненное передаваемому смыслу). Слово эффективно воздействует на адресата только тогда, когда говорящий учитывает его лексическое значение. Смысловая точность речи обычно достигается с учетом реализации набора компонентов в плане содержания словоформы. Повтор слова свидетельствует о бедности речи, а неправильный выбор слова может быть спровоцирован тем, что говорящий не учитывает семный набор в лексическом значении (Настало время подвести резюме шахматному чемпионату страны – ср. «резюме» - краткое заключительное изложение сути написанного или прочитанного).

Подмена понятия может возникнуть из-за использования слов-агнонимов[25] (часто иноязычных), относительно которой носитель языка может ска­зать:

совершенно не знаю, что значит слово имею представление только о том, что слово обозна­чает нечто, относящееся к определенной весьма широкой сфере знаю, что слово обозначает нечто, относящееся к оп­ределенному классу предметов, но не знаю, чем именуемый предмет отличается от других предметов данного класса знаю, что слово обозначает определенный предмет, но не знаю конкретных особенностей этого предмета, спо­собов его использования или функционирования знаю, что обозначает слово, но не представляю как выглядит соответствующий предмет знаю слово в связи с особенностями своего жизнен­ного опыта и своей специальности, но предполагаю, что многие другие люди его не знают или знают недостаточно
  бакштов — 'что-то, связанное с морем' бальнеология — 'какая-то наука' сизоворонка — 'перелетная птица, но певчая или нет?' епанечка, таратайка менталитет, фрикативный

Незнание лексического значения слова приводит к следующим речевым ошибкам.

1. Неразличение паронимов (напр.: поместить ¹ разместить, представить ¹ предоставить, надевать ¹ одевать, человеческий ¹ человечий, трассант ¹ трассат). Нередко смешение паронимов вызвано их синонимическим сближением (проводить опыты = производить опыты).

2. Стилистически или семантически неоправданное употребление синонимии (напр.: Теннис культивируется в нашем городе. / Теннис развивается в нашем городе.)

3. Стилистически не оправданное употребление антонимов:

1) ошибки в построении антитезы (не серьезный, а трогательный);

2) немотивированный оксюморон (при наличии отсутствия…);

3) невольный каламбур в результате многозначности (старая фотография еще новая);

4) неуместный антифразис (проблема в подготовленности).

4. Неоправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы (Учитель отобрал несколько книг. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.).

5. Смешение слов одного семантического поля (погоны форменных брюк).

6. Нарушение лексической сочетаемости (длинная заводская труба, высокая водосточная труба).

7. Речевая недостаточность (условия города отличны от села).

8. Речевая избыточность (передовой авангард, рассказать рассказ).

Стилистическим недостатком речи является неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, приводящее к смешению стилей. Например, включение терминов в тексты, не относящиеся к научному стилю (инспирирует мне необходимость прогулки), и, напротив, внедрение разговорных и просторечных элементов в образцы книжных стилей (В прошлом году завод сработал рентабельно).

Особое место в системе подобных ошибок занимают канцеляризмы – слова официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них контекст (По линии культурно-массовой работы намечено проведение вечера отдыха. ¹ Намечено провести вечер отдыха.).

С влиянием официально-делового стиля обычно связывают употребление речевых штампов, которые воспринимаются как негативное явление, нарушающее точность, краткость, стандартность речи. К ним относят шаблонные обороты (на данном этапе), универсальные слова (вопрос, мероприятие), парные слова, или слова-спутники (резкая критика, широкий размах), «образные» выражения (желаем крепкого сибирского здоровья). От речевых штампов отграничивают языковые стандарты (встреча в верхах, работники бюджетной сферы) и клише (угон автотранспортного средства), упорядочивающие коммуникативную деятельность.

К числу лексических ошибок относят стилистически не оправданное включение в текст слов, имеющих ограниченную сферу распространения (Известная компания выступила инициатором проведения праздничной тусовки, приуроченной к Дню города. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу.), и слов, принадлежащих к лексике пассивного запаса (На экране полна беспардонщина. Студенты ограничены лимитом времени. Препровождаем при сем акт на списание сеялки).

 

s Семантизируйте термины. Приведите в таблице примеры явлений, обозначаемых ими. Систематизируя эти данные, подготовьте сообщение о лексических ошибках.

 

Термин Значение Пример
Амфиболия Архаизмы Варваризмы Вульгаризмы Градация Диалектизмы Жаргонизмы Историзмы Клише Контаминация Лексический повтор Ляпалиссиады Неологизмы Неосвоенность иноязычного слова Окказионализмы Паронимическая аттракция Парономазия Плеоназм Профессионализмы Советизмы Стяжение Тавтология Эвфемизмы Экзотизмы      

 

# Практические задания

1. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки.

- В парке было заложено 32 дерева.

- Нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку.

- Драка носила взаимный характер.

- В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии.

- Мать Конькова страдает сердечной деятельностью.

- Нож, которым он подколол мужа, я прилагаю к доказательствам.

- Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.

- Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.

- Подсудимый М. продолжал вместе с умершей злоупотреблять спиртными напитками.

- Он насаждает в классе порядок и дисциплину и требует от одноклассников искоренять пороки.

- В зале в основном были люди изрядного возраста – наши многолетние слушатели.

- Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

- В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

- Рукоприкладство было учинено портфелем.

- В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

- Мы вышли к лесистому озеру.

- Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.

- Он записал песни коренных аборигенов Севера.

- При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым.

- Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание.

- Он участвовал в этом проекте, сейчас обратно возникла необходимость показать свои способности.

2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

- Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы.

- Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью.

- Наш папа по происхождению одессит.

- Для удобства пользования альманах снабжен содержанием.

- Раскольников убил бабушку.

- У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирайся сам.

- Из клуба выскочила чья-то фигура.

- Мимо строя проносят знамя.

- Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.

3. Вспомните: слова могут не сочетаться друг с другом в силу различных причин: фактических (кирпичная сумка), грамматических (из близко), а чаще – лексических (причинить радость). Проанализируйте лексическую сочетаемость в следующих контекстах.

- Торжественному открытию турнира предшествует целый вернисаж граций – показательные выступления лучших гимнасток команд.

- После избиения Власова Сычук и Антонова сели в такси и указали шоферу ехать в Покровку за водкой.

- Долг агрегата – трудиться на поле в течение полного светового дня, а если понадобится, полных суток, - всего, изо дня в день, рабочего времени.

- Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие.

- В ближайшие сутки на дорогах области предвидятся следующие климатические условия…

- Инициаторами велосекции стали…

- Результаты следствия ясны во всем, осталось резюмировать приговор.

- Подскажите, который час?

- Карташов сопровождал рукоприкладство нецензурным содержанием.

- Ответчик выслан в народный суд.

4. Укажите случаи нарушения традиционной сочетаемости. Можно ли с ними согласиться? В каких случаях?

- Автор книги, автор конструкции, автор станка, автор проекта, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения.

- Габариты изданий, габариты станка, габариты строительства, габариты спортсмена, габариты роста, габариты дороги.

- География нефтедобычи, география туризма, география поиска, география достижений, география шелка, география гастролей, география рекордов.

- Индустрия детской игрушки, тяжелая индустрия, перерабатывающая индустрия, строительная индустрия, индустрия сувениров, индустрия туризма.

- Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить изучение спроса, повысить выпуск изделий.

5. Определите, с каким существительным согласуются данные прилагательные:

- внешнеполитические, силовые, военные;

- валютный, паспортный, жесткий, таможенный, финансовый;

- энергетический, нефтегазовый, аграрный, оборонный, научно-технический, межведомственный, аграрно-промышленный, алмазно-бриллиантовый;

- финансовый, грандиозный, криминальный;

- информационное, официальное;

- должностное, официальное, физическое, юридическое, внешнее;

- приоритетные, депрессивные;

- предвыборный, антикризисный.

6. Отметьте неуместное использование омонимии и полисемии.

- Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо.

- Глухов учинил разбой сервиза

- Эти показания противоречат показаниям нашего общества.

- Ритм токарного станка зависит от мастерства исполнителя: чем выше скорость, тем больше деталей.

- По дороге мы растерялись.

- Дети – цветы жизни, не давайте им распускаться.

- Он молод.

- Публика была любопытная, и ей все понравилось.

- Неизвестное лицо, заглянув в комнату №3 общежития, плюнуло на Чураева и Глазунова.

- Прибывшему участковому подсудимая оказала сопротивление, выталкивая его корпусом.

- Съедает по два анальгина.

7. Выберите подходящее слово (из паронимов).

- Отечественные ученые (атомники - атомщики) – сторонники использования ядерной энергии только в мирных целях.

- На этом предприятии существуют (выборные – выборочные) должности.

- Народ не забудет (геройские – героические) дни войны.

- Сюжетом пьесы стала (драматичная – драматическая) ситуация.

- Приборы помогают установить, какие детали являются (бракованными – браковочными).

- В программу исследования включено изучение (океанских – океанических) приливных течений.

- Прометей – (мифический - мифологический) герой.

- На протяжении матча защита гостей не раз оказывалась в (затрудненном – затруднительном) положении.

- Запасы древесины требуют (бережного – бережливого) к себе отношения.

- Утвержден (статус – статут) новой организации.

 

8. Какие из слов для Вас агнонимы и почему?

Апелляция, апогей, апологет, аннексировать, гегемон, генезис, девальвация, дезавуировать, денонсировать, доктрина, обструкция, одиозный, коллектор, паллиатив.

 

9. Определите слова по их дефинициям (начальная буква каждого слова А):

а) выдача вперед, заранее денег или иных ценностей;

б) искусственно вызванное возбуждение, волнение в обществе с целью привлечения внимания к чему-нибудь;

в) приобретение предприятия посредством скупки всех его акций;

г) одна из наиболее распространенных форм банковских расчетов;

д) необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений;

е) соответствие другому явлению, понятию, предмету;

ё) отменить, объявить недействительным;

ж) защита кого-либо, чего-либо, часто предвзятая;

з) зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни;

и) разрешение спорных вопросов третейским судом, а также сам судебный орган;

к) дипломатический работник, представитель в какой-либо специальной области;

л) специалист по проведению торгов;

м) недобросовестное, мошенническое предприятие, дело.

 

10. Проверьте свой словарный запас. Подберите антонимы к словам.

Спокойствие, негативный, конкретно, ослабить, конфронтация, симметрия, опровержение, эмбарго, экспорт, алкоголизм, продажа, различные, неосторожность, совместная, равноправие, прибегнуть, корыстные, клевета, форма, частный, халатность, вред, разнообразные, противоправные.

 

11. Выделите доминанту в синонимическом ряду. Проведите компонентный анализ. Определите, в текстах каких стилей предпочтительно использование этих единиц.

- Предъявить обвинение, поставить в вину, обвинить.

- Обидеть, нанести обиду, оскорбить, нанести оскорбление.

- Одурачить, перехитрить, ввести в обман, обмануть.

- Посадить, арестовать, подвергнуть аресту, взять под стражу, задержать.

- Расплата, наказание, кара, возмездие, взыскание, расправа, репрессия.

- Донос, навет, клевета, извет, сообщение, оговор.

- Криминальный, преступный, уголовный, злоумышленный.

- Свидетельствовать, подтверждать, доказывать, аргументировать.

- Оправдать, снять вину, признать невиновным.

 

12. Как составить портрет-ориентировку разыскиваемой женщины, у которой большие выразительные черные глаза, маленький аккуратный носик, пухленькие губки (чуть выше которых, в правом уголке, - очаровательная маленькая родинка), лучезарная улыбка, пышные кудрявые волосы. Когда уходила из дома, была одета в крепдешиновое нежно-голубое платье с малюсенькими синенькими цветочками.

 

13. Определите тип каждой ошибки. Исправьте её.

- Большая половина товаров осталась нереализованной.

- Необходимы пределы любой власти: законной, исполнительной, судебной.

- В спорах о том, так ли уж хороша чрезмерная специализация медицины, наша героиня – за неё.

- Представитель власти тоже выразился.

- Закоренелые москвичи встретили праздник с особым значением.

- Вспомним знаменательные для мира музыки даты дней.

- Предлагаемый этой фирмой станок вооружен специальным указателем скорости вращения резца.

- На втором участке одновременно вышли из строя сразу две электрические печи.

- Их отправят домой специальным чартерным рейсом.

- Необходимо взаимно помогать друг другу.

- Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями.

- Им аплодировали и хлопали.

- Совершенно закономерно вытекает определение, что производительность труда на определенных ступенях развития техники определяется совершенно определенными закономерностями.

- Рост преступности вырос.

- На первый беглый взгляд работа признана удачной.

- Впервые познакомились они в 1932 году.

- Следует отметить следующие недростатки.

- Эта работа проводилась стихийно, определенной системы не было.

- Старые деньги выходят из оборота, несмотря на то, что они новые.

- Надлежащее движение инструмента и детали, подвергающейся обработке, обеспечивается электродвигателем и отдельными механизмами станка.

- Для обеспечения нормального шва требуется, чтобы предварительно была произведена соответствующая обработка свариваемых поверхностей.

- Для этой цели фирма использует имеющиеся подсобные помещения.

- Проверкой было установлено, что существующие расценки во многих торговых точках нашего города были значительно завышены.

- Раскрытие трещин у опор с ненапряженной арматурой допускается до величины 0,2 мм.

- Апробировать в сентябре месяце.

- Переходные кольца в этом узле служат в качестве изоляции.

- Нервы охотников напряжены, палец на мушке.

 

14. М. Жванецкий начал автобиографию своей героини так: Я, Мальцева Лариса Николаевна, русская, родилась в 1946 году, в городе Луга Ленинградской области 18 января в семье труженика-дорожника Мальцева Николая Ивановича, русского, и матери моей - Мальцевой Марии Федоровны, русской, где они и познакомились. В 1953 году я поступила в среднюю школу №5, которую закончила в 1964 году, проучившись 6 классов. Потом, вопреки просьбе родителей, выехала в Ленинград, где с помощью подруги без прописки устроилась в мнр 49 мпс дпр укх, где и прописалась в 49 комнате на 2 койке. В 1964 году поступила в профучилище №3 по специальности официантки-разносчицы в передвижных вагонах-ресторанах, движущихся в разных направлениях… Напишите новый вариант автобиографии, выделите в нём лексические элементы, соответствующие выбранному стилю и жанру.

 

15. Проанализируйте тексты, присланные в журнал «Журналист», и отредактируйте их. Определите причины смысловых ошибок.

- Там покажут, в каком образцовом порядке содержатся вагончики, как чисто выметена уложенная плитками и посыпанная щебенкой территория, буфетный киоск, в котором на завтрак можно купить свежее молоко, душевую во дворе.

- Здесь запыленность и загрязненность окружающей среды ос­тавляет желать много лучшего.

- Трудно предположить, чтобы кто-то не слы­шал о вреде курения — все читают газеты, смотрят телепереда­чи, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным.

- Он начал служить с 1951 года участковым милиционером. Немало с тех пор раскры­то преступлений с участием и под руководством Петра Федоро­вича.

- За изготовление, хранение и нанесение телесных по­вреждений суд приговорил Шатрова к трем годам 6 месяцам ли­шения свободы.

- Комбинат продолжает отлов бродячих собак. Просьба жителей города держать их на при­вязи.

- Пра­вила пользования трамваем: «...Запре­щается проезжать в одежде и провозить багаж, пачкающий пас­сажиров и сидения».

- Со мной, — говорит дрессировщица, — индийские слоны, верблюды, пони, обезьяны, собаки, куница, пеликан и голуби — вся моя четвероногая семья

- Из цеха № 4 вышло 700 демисезонных пальто для девочек пяти фасонов.

- Приемный пункт по ул. Мира, 7 принимает белье от насе­ления с крахмалом.

- Стирать вязаные вещи рекомендуется в растворе синтети­ческих моющих средств «Новость», «Прогресс» при температуре -35—40 градусов. Изделия не следует тереть и выкручивать, по­лоскать тщательно в теплой воде, отжимать,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...