Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль высших учебных заведений в наращивании научного и технического потенциала, способствующего социальному и экономическому развитию




Отмечается, что "конкурентоспособность государств - членов ОЭСР все в большей степени будет зависеть от их научного и технического потенциала как основного источника разносторонности и развития их экономики. В этом случае роль высшей школы становится особенно значительной. Именно высшие учебные заведения являются главным источником высококвалифицированных научных и технических кадров, прогресса знаний благодаря перспективным исследованиям, техническим изменениям и помощи, оказываемой менеджерам и предпринимателям в увеличении инновационного потенциала экономики". Авторы обращают внимание на тот факт, что предприниматели все чаще устанавливают партнерские контакты с вузами в области преподавания, научных исследований и популяризации инноваций. По их мнению, лишь высшие учебные заведения, обладающие богатейшими интеллектуальными ресурсами, могут обеспечить решение сложных проблем. Экономически развитые страны вошли в новую фазу научно-технической политики - в сферу стратегического знания, в которой именно наука и технология влияют на рост экономического потенциала и развитие обществ.

Во всех 24 странах - членах ОЭСР наибольший исследовательский потенциал сосредоточен в высшей школе. Политика экономии, проводившаяся правительствами этих стран в 70-х гг., вызвала существенное сокращение ассигнований на научные исследования, выполнявшиеся в вузах. В 80-е гг. снова были созданы благоприятные условия для исследовательской деятельности, поскольку прогресс во многих областях (как, например, в биотехнологии, микроэлектронике, создании новых материалов) зависит прежде всего от вузов. Если говорить об учебной деятельности, то характерной чертой образовательных систем является их функциональное разнообразие. Установление рациональных пропорций между общенаучным и профессионально ориентированным содержанием учебных программ должно быть предметом постоянного обсуждения и согласования между представителями центральной администрации, работодателей и вузов. Совершенствование программ в соответствии с изменяющимися потребностями общества - это важнейшая задача высших учебных заведений. К числу их новых функций следует отнести также обучение "взрослых" студентов с целью повышения их квалификации либо переподготовки в соответствии с изменяющимися производственными потребностями. Кроме того, появляется новый тип студента, который занимается с целью углубления своих знаний и интеллектуальной самореализации.

Стратегии перемен

Наука и техника способствуют формированию представлений о мире и его переменчивости. Такую возможность создает в первую очередь учебная и научно-исследовательская деятельность высших учебных заведений. Эксперты считают, что эта деятельность оказывается особенно плодотворной, если крупные проблемы доминируют над узкими, административными решениями в отдельных организационных звеньях вуза.

В ряде стран-членов ОЭСР существует полный консенсус, когда речь заходит о признании первостепенности образования, повышения квалификации и переквалификации для оживления хозяйства и осуществления экономических, технологических и общественных преобразований.

Авторы, еще раз возвращаясь к интригующему и вдохновляющему понятию "активного общества", пишут, что следовало бы дать новое определение понятию "активность", принимая во внимание не только оплачиваемую работу в частном или государственном секторе, но и участие в локальных инициативах, в самоиспользовании (англ. self-employment), в других формах общественно важной деятельности. Социальный смысл понятия активного общества заключается в необходимости проведения исследований, дискуссий, касающихся новой модели занятости, а также определения роли образования в достижении этой основной цели в условиях развития новой цивилизации.

Авторы призывают к более активному диалогу между системой образования и экономикой, в особенности между вузами, с одной стороны, и работодателями и профессиональными союзами - с другой.

Важнейшим делом, по мнению авторов, является обновление деятельности учебных заведений, прежде всего внедрение инноваций в учебные программы и содержание обучения, в методики преподавания, а также воспитание у студентов индивидуальных качеств личности. Если говорить о студентах, то большое значение имеют точность предварительной оценки их знаний и способностей, эффективность методов и средств, обеспечивающих индивидуализацию обучения. Однако трюизмом будет утверждение, что успешное функционирование вузов зависит прежде всего от создания им соответствующих условий.

Как необходимость расценивается участие государства в формировании образовательных рынков. Их функционирование должно характеризоваться гибкостью в связи со все более частыми изменениями в спросе на знания, умения и квалификации. Особенно важным элементом деятельности этих рынков является быстрое и исчерпывающее информирование всех заинтересованных сторон о потенциальных возможностях обучения и повышения квалификации. Заметно также, что все большее значение придается четкости формулировок в свидетельствах или дипломах, касающихся приобретенных знаний и умений. Это важно и для студентов (как фактор, в существенной мере определяющий их мобильность и заработки), и, очевидно, для работодателей. Неудачи в этой области могут вызвать перерывы во вложении средств в непрерывное образование и повышение квалификации.

Обращает на себя внимание пессимистическое заключение рабочей группы, занимавшейся проблемами высшего образования, о том, что, как правило, в будущем вузы не смогут рассчитывать на значительный рост бюджетных ассигнований. Поэтому они должны более активно сотрудничать с разнообразными отраслями промышленности и проявлять большую предприимчивость. Председатель конференции, австрийский министр занятости, образования и повышения квалификации Дж. Докинз (J. Dawkins) подчеркнул в своем заключительном выступлении, что в сложившихся условиях, когда происходят динамичные экономические, технические и общественные преобразования, становятся необходимыми "координируемые правительствами стратегии, способные обеспечить максимальную гибкость и адаптивность предприятий, систем образования, рынков труда и всех работающих лиц". Гибкий подход означает гарантирование молодым людям "широкой базы многоцелевых умений". На это должны быть нацелены учебные программы и содержание обучения. Образование должно формировать предрасположенность к учебе, интерес, творческий подход, инициативность, способность работать в коллективе и личную ответственность.

Дж. Докинз заметил: "Доля участия системы высшего образования в общественно-экономическом развитии весьма велика благодаря высокому качеству общих и профессиональных программ, а также широкомасштабности фундаментальных и прикладных исследований. Вузы должны сохранять свою автономию. Однако важно установить, каким образом правительство, промышленность и высшие учебные заведения должны сотрудничать, чтобы на деле обеспечить достижение приоритетных целей в социальной сфере и экономике, имеющих общенародный и региональный масштаб, при одновременном повышении эффективности и ответственности вузов".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chuvsu.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...