Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные образовательные технологии. Методы и формы обучения.




В процессе изучения дисциплины «Этика уголовного процесса» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное обучение), так и инновационные (ситуативно-ролевое обучение, способствующие развитию критического мышления, личностно-ориентированное обучение, технология теоретического моделирования) технологии обучения. Для достижения целей изучения дисциплины используются активные (лекции, практикумы, семинары) и интерактивные (деловые, ролевые игры осуществление научных проектов, диспуты, дискуссии) формы проведения занятий.

В процессе преподавания дисциплины «Этика уголовного процесса» используются следующие формы и методы обучения, в том числе и интерактивные: лекция; проблемная лекция; практическое занятие; деловая игра; имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; самостоятельная работа; консультация; диспут; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций).

 

Формы контроля

Контроль осуществляется посредством текущего контроля успеваемости обучающихся за счет разнообразных оценочных средств: фронтального опроса; анализа конспектов; самостоятельных работ; тестирования; написания рефератов; научных диспутов; выполнения практических задач (решения практических ситуаций); аналитического обзора литературы, документации, Интернет-источников.

В качестве промежуточной аттестации выступает - зачет.

Критерии оценки индивидуальных образовательных результатов (достижений) определяются в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе и технологической картой дисциплины.

 


 

Структура и содержание дисциплины

 

№ п.п. Наименование и содержание раздела Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Тема 1. Мораль и этика: основные понятия Тема 2. Категории этики Тема 3. Профессиональная этика юриста Тема 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Тема 5. Этика предварительного расследования Тема 6. Нравственные начала деятельности судьи Тема 7. Нравственные начала деятельности прокурора в уголовном процессе Тема 8. Нравственные начала деятельности адвоката Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования.   Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог; практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; компьютерные симуляции. ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. З -1 – 9; У -1 – 9; В -1 – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад.
Промежуточная аттестация – зачет.  
               

Лекционные занятия

№ п/п Наименование раздела, темы Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Формы контроля, оценочные средства
  Тема 1.Мораль и этика: основные понятия.     технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 2. Категории этики.   Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;     ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 3. Профессиональная этика юриста. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 5.Этика предварительного расследования. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 6. Нравственные начала деятельности судьи.   Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 7.Нравственные начала деятельности прокурора в уголовном процессе. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
  Тема 8. Нравственные начала деятельности адвоката. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология группового обучения; технология коллективной мыслительной деятельности Лекция; лекция-визуализация; проблемная лекция; лекция-презентация; лекция-диалог; лекция-полилог;   ОК – 5; ПК – 2; ПК – 9. опрос; фронтальный опрос, составление конспекта, экспресс-тестирование, контрольная работа аналитический обзор литературы; информационное сообщение реферат; эссе; презентация; доклад;
Промежуточная аттестация – зачет  
             

Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам

Тема 1. Мораль и этика: основные понятия

1. Дайте определение морали.

2. В чем сходство и отличие морали и права?

3. Каковы функции морали в обществе?

4. Как соотносятся понятие "мораль" и "этика"?

5. Дайте определение этике.

6. Какова структура морали?

7. Что такое нравственное сознание?

8. Что такое нравственная практика?

9. Что такое нравственные отношения?

10. Дайте характеристику нравственных норм.

11. Что такое нравственные принципы?

12. Что такое нравственные качества?

13. Что такое нравственные идеалы?

14. Что такое общественный идеал?

 

Тема 2. Категории этики

1. Дайте определение справедливости.

2. Дайте определение гуманизма.

3. Раскройте понятие профессионального долга юриста, профессиональной чести, совести, ответственности и авторитета юриста.

4. В чем проявляется профессиональная деформация отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности?

 

Тема 3. Профессиональная этика юриста

1. Что является истоком профессиональной морали?

2. Каков предмет профессиональной этики?

3. Как соотносятся нормы общей и профессиональной этики?

4. Назовите виды профессиональной морали и этики.

5. Дайте понятие профессиональной этики юриста.

6. Каковы признаки профессиональной этики юриста?

7. Как соотносится профессиональная этика юриста с другими науками?

8. Каково значение профессиональной этики юриста в сфере уголовного процесса?

9. В каких, на Ваш взгляд, вопросах уголовного судопроизводства нравственное регулирование проявляется наиболее ярко?

 

Тема 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания

1. Что, на Ваш взгляд, является нравственно обоснованной целью доказывания по уголовным делам?

2. Дайте характеристику категории "истина".

3. Что такое объективная истина, процессуальная истина? Как они соотносятся?

4. Дайте характеристику принципу свободы оценки доказательств в уголовном процессе.

5. Что понимается под внутренним убеждением?

6. Каковы гарантии независимости дознавателя, следователя, прокурора, суда при оценке ими доказательств по уголовному делу?

7. Раскройте общеправовое и процессуальное значение презумпции невиновности и вытекающие из нее правила доказывания.

8. Что такое свидетельский иммунитет?

9. В чем заключаются нравственные проблемы признательных показаний обвиняемого, подозреваемого?

10. Чем заключаются нравственные проблемы отсутствия у обвиняемого, подозреваемого ответственности за дачу заведомо ложных показаний?

11. Дайте правовую и нравственную характеристику оговору и самооговору обвиняемого, подозреваемого.

12. Какие существуют меры безопасности участников уголовного процесса?

13. В чем нравственный смысл убежденности следователя в виновности обвиняемого в момент предъявления ему обвинения?

14. Как соотносится эта убежденность с презумпцией невиновности?

 

Тема 5. Этика предварительного расследования

1. Какие основные правила общения следователя с обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, а также с их родственниками Вы можете назвать?

2. В чем заключается сложность взаимоотношений следователя с прокурором и защитником?

3. В чем своеобразие отношений следователя с оперативными работниками, экспертами и специалистами.

4. Проанализируйте нравственные отношения следователя и суда?

5. Осветите проблему морального и правового оправдания применения мер уголовно-процессуального принуждения к участникам судопроизводства, особенно к лицам, пострадавшим от преступления или не имеющих отношения к совершению преступления

6. Охарактеризуйте критерии допустимости применения тактических приемов в уголовном процессе.

7. Осветите проблему возможности применения в уголовном процессе «следственных хитростей».

8. Раскройте проблему использования научно-технических средств, полиграфа, гипноза, фармакологических средств, методов биоритмологии и т.п. с позиции нравственности и международных правовых стандартов в области прав человека.

Тема 6. Нравственные начала деятельности судьи

1. Раскройте содержание нравственных принципов организации судебной власти в России и отправления правосудия: справедливости, гласности, независимости, объективности и беспристрастности.

2. Какова роль моральной ответственности судей за свою профессиональную деятельность?

3. Покажите специфику взаимоотношений между судом и другими участниками судебного разбирательства (государственным обвинителем, потерпевшим, подсудимым, его защитником).

4. Раскройте нравственный аспект принципа состязательности.

5. Дайте нравственную оценку пределам судебного разбирательства.

6. В чем нравственное значение судебных прений и последнего слова подсудимого?

7. Каковы гарантии тайны совещания судей и в чем их нравственный смысл?

8. Какова нравственная суть вынесения оправдательного приговора и реабилитации подсудимого?

9. В чем нравственное значение такого требования к приговору как справедливость?

10. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность справедливости приговора и его законности, обоснованности, мотивированности.

11. Какие нравственные проблемы существуют в стадии назначения судебного заседания, апелляционного, кассационного и надзорного производства?

 

Тема 7. Нравственные начала деятельности прокурора в уголовном процессе

1. Какие проблемы нравственного характера возникают в деятельности прокурора?

2. Раскройте нравственную сторону взаимоотношений прокурора со следователем, защитником, судом.

3. Охарактеризуйте нравственный аспект поддержания государственного обвинения в суде.

4. Отказ прокурора от обвинения: правовой и моральный аспект.

 

Тема 8. Нравственные начала деятельности адвоката

1. Раскройте сущность права обвиняемого на защиту.

2. В чем состоит нравственный и профессиональный долг адвоката?

3. Охарактеризуйте деятельность защитника в условиях состязательного процесса.

4. Дайте нравственную оценку праву защитника защищать лишь законные интересы обвиняемого законными средствами.

5. Адвокатская тайна.

6. Нравственное содержание обязательного участия защитника в отдельных случаях в уголовном процессе.

7. Возможность "принудительной "защиты.

8. Коллизионная защита.

9. Конфликты между защитником и обвиняемым, их причины и пути устранения.

10. Отказ от защитника и отказ защитника от принятой на себя защиты.

Примерные темы докладов

Тема 1. Мораль и этика: основные понятия

1. Соотношение морали и права.

2. Функции морали в обществе

3. Соотношение понятия "мораль" и "этика"?

 

Тема 2. Категории этики

1. Справедливость и гуманизм в уголовном процессе.

2. Профессиональная деформация у лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

 

Тема 3. Профессиональная этика юриста

1. Профессиональная этика юриста.

2. Профессиональная этика юриста в сфере уголовного процесса.

 

Тема 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания

1. Соотношение объективной и процессуальной истина.

2. Принцип свободы оценки доказательств в уголовном процессе.

3. Гарантии независимости дознавателя, следователя, прокурора, суда при оценке ими доказательств по уголовному делу.

4. Общеправовое и процессуальное значение презумпции невиновности и вытекающие из нее правила доказывания.

5. Свидетельский иммунитет.

6. Правовая и нравственная характеристика оговора и самооговора обвиняемого, подозреваемого.

 

Тема 5. Этика предварительного расследования

1. Критерии допустимости применения тактических приемов в уголовном процессе.

2. Проблемы применения в уголовном процессе «следственных хитростей».

3. Использование научно-технических средств, полиграфа, гипноза, фармакологических средств, методов биоритмологии и т.п.

Тема 6. Нравственные начала деятельности судьи

1. Нравственные принципы организации судебной власти в России и отправления правосудия.

2. Нравственный аспект принципа состязательности.

3. Гарантии тайны совещания судей и в чем их нравственный смысл.

4. Нравственная суть вынесения оправдательного приговора и реабилитации подсудимого.

 

Тема 7. Нравственные начала деятельности прокурора в уголовном процессе

1. Нравственная характеристика процессуальных функций прокурора.

2. Нравственный аспект поддержания государственного обвинения в суде.

3. Отказ прокурора от обвинения: правовой и моральный аспект.

 

Тема 8. Нравственные начала деятельности адвоката

1. Нравственный и профессиональный долг адвоката.

2. Адвокатская тайна.

3. Нравственное содержание обязательного участия защитника в отдельных случаях в уголовном процессе.

4. Коллизионная защита.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...