Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Введение в концепцию прав человека. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.




Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра международного права

 

 

Учебно-методические материалы к курсу

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Для направления / специальности 021100 / 030501

 

 

Краснодар 2010

 

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии c Положением «Об учебно-методическом комплексе», утвержденным Приказом ректора КубГУ от 14.07.06 № 704 и составлен согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».

 

Учебно-методические материалы предназначены для студентов II курса дневной формы обучения по специальности «Юриспруденция».

 

Составитель. Р.Э. Полухина канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета.

 

 

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент кафедры

Международного права

Кубанского государственного университета

О.Н. Малиновский

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Россия провозгласила курс строительства правового государства. Права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Однако ситуация с их соблюдением в нашей стране далека от желаемой и по сложившимся историческим причинам, и по экономическим. Многое зависит от недостатка систематизированных знаний о правах человека. И это положение необходимо исправлять с помощью развития соответствующих образовательных программ.

 

Курс ставит своими целями:

· Сформировать у студентов общегуманитарное мировоззрение, существенной составляющей которого является уважение прав человека;

· инициировать у студентов потребность в правах человека, сформировав позитивное отношение к ним;

· сформировать представление о содержании и возможностях образования в сфере прав человека;

· повысить в целом правосознание и правовую культуру молодежи;

· научить студентов методам и способам защиты своих прав в конкретных жизненных ситуациях.

 

В результате изучения курса студент должен иметь представление:

· об истории развития концепции прав человека;

· о комплексе прав человека и гражданина и его свободах.

 

Студент должен знать:

· основные российские и международные документы по правам человека;

· основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина;

· механизмы ограничения прав и свобод человека;

· соотношение прав человека и законов.

Студент должен уметь:

· анализировать ситуации нарушения прав человека;

· защищать свои права и права других.

Данный курс разработан на основе:

· программы переподготовки (самоподготовки) преподавателей общественных дисциплин и права по курсу "Права человека" Московской Школы прав человека;

· программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа";

· программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;

· Дисциплина предполагает использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения.

 

МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Значение курса «Права человека» определяется прежде всего двумя факторами. Во-первых, понятия и нормы международного права в области защиты прав человека должны являться ориентиром для российских юристов как с точки зрения разработки и совершенствования российского законодательства о правах человека, так и с точки зрения правоприменения.

Во-вторых, усвоение этого курса является необходимой частью подготовки современных высококвалифицированных юристов, так как именно им предстоит участвовать в законотворческом процессе и деятельности судов всех уровней (в том числе и международных).

Данный курс предполагает обеспечить информированность и овладение современными знаниями в области судебной и несудебной защиты прав человека.

Форма итогового контроля – зачет.

Содержание

 

 

Календарно-тематический план …………………….…………….………….…6

Рабочая программа курса......................................................................................7

Темы практических занятий...............................................................................15

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение курса…………….…...27

Нормативные материалы …………………………………………………...….27

Рекомендуемая литература.................................................................................47

Электронные базы данных и ресурсы Интернета……….………....................50

Словарь терминов ………………………………………………….................51

Тесты для самоконтроля знаний студента ………………………………….77

Примерный перечень вопросов к зачету…....................................................88

Темы курсовых работ …………….....................................................................91

 

КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Наименование темы Лекции Практи-ческие занятия
1. Понятие, предмет и методы курса «Права человека».    
2. Введение в концепцию прав человека. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.    
3. Система прав и свобод человека. Личные (гражданские) права человека. Политические права человека.    
4. Социальные, экономические и культурные права человека.    
5. Современные механизмы защиты прав человека.    
6. Российские правозащитные организации. Правозащитные технологии.    
7. Международная защита прав человека.    
18. Роль и место ООН в защите прав человека.    
19. Европейская система защиты прав человека и основных свобод.    
  Всего:    

 

 

Форма итогового контроля: зачет.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие, предмет и методы курса «Права человека».

 

Роль и место курса "Права человека" в системе дисциплин юридического факультета Кубанского государственного университета. Понятие "естественные" права человека. Понятия "права", "свободы". Основные положения концепции прав человека.

Тема 2. Введение в концепцию прав человека. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.

 

Значимость прав человека для общества. Прирождённый и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод. Принадлежность основных прав и свобод человеку и гражданину. Всеобщность основных прав и свобод. Исторический обзор процесса признания индивидуальных свобод и ограничения прав органов власти.

Исторические условия принятия Всеобщей Декларации прав человека.

Основные принципы и положения Всеобщей Декларации прав человека.

Значение Всеобщей Декларации прав человека.

Исторический путь ко Всеобщей Декларации прав человека: Великая хартия вольности (1215 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Декларация независимости США (1776 г.), американский Билль о правах (1789 - 1791 гг.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...