Тема 2. Введение в концепцию прав человека. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра международного права
Учебно-методические материалы к курсу «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» Для направления / специальности 021100 / 030501
Краснодар 2010
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии c Положением «Об учебно-методическом комплексе», утвержденным Приказом ректора КубГУ от 14.07.06 № 704 и составлен согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».
Учебно-методические материалы предназначены для студентов II курса дневной формы обучения по специальности «Юриспруденция».
Составитель. Р.Э. Полухина канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета.
Рецензент: Кандидат юридических наук, доцент кафедры Международного права Кубанского государственного университета О.Н. Малиновский
ВВЕДЕНИЕ
Права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Россия провозгласила курс строительства правового государства. Права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Однако ситуация с их соблюдением в нашей стране далека от желаемой и по сложившимся историческим причинам, и по экономическим. Многое зависит от недостатка систематизированных знаний о правах человека. И это положение необходимо исправлять с помощью развития соответствующих образовательных программ.
Курс ставит своими целями: · Сформировать у студентов общегуманитарное мировоззрение, существенной составляющей которого является уважение прав человека; · инициировать у студентов потребность в правах человека, сформировав позитивное отношение к ним; · сформировать представление о содержании и возможностях образования в сфере прав человека; · повысить в целом правосознание и правовую культуру молодежи; · научить студентов методам и способам защиты своих прав в конкретных жизненных ситуациях.
В результате изучения курса студент должен иметь представление: · об истории развития концепции прав человека; · о комплексе прав человека и гражданина и его свободах.
Студент должен знать: · основные российские и международные документы по правам человека; · основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина; · механизмы ограничения прав и свобод человека; · соотношение прав человека и законов. Студент должен уметь: · анализировать ситуации нарушения прав человека; · защищать свои права и права других. Данный курс разработан на основе: · программы переподготовки (самоподготовки) преподавателей общественных дисциплин и права по курсу "Права человека" Московской Школы прав человека; · программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа"; · программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры; · Дисциплина предполагает использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения.
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Значение курса «Права человека» определяется прежде всего двумя факторами. Во-первых, понятия и нормы международного права в области защиты прав человека должны являться ориентиром для российских юристов как с точки зрения разработки и совершенствования российского законодательства о правах человека, так и с точки зрения правоприменения. Во-вторых, усвоение этого курса является необходимой частью подготовки современных высококвалифицированных юристов, так как именно им предстоит участвовать в законотворческом процессе и деятельности судов всех уровней (в том числе и международных). Данный курс предполагает обеспечить информированность и овладение современными знаниями в области судебной и несудебной защиты прав человека. Форма итогового контроля – зачет. Содержание
Календарно-тематический план …………………….…………….………….…6 Рабочая программа курса......................................................................................7 Темы практических занятий...............................................................................15 Учебно-методическое и дидактическое обеспечение курса…………….…...27 Нормативные материалы …………………………………………………...….27 Рекомендуемая литература.................................................................................47 Электронные базы данных и ресурсы Интернета……….………....................50 Словарь терминов ………………………………………………….................51 Тесты для самоконтроля знаний студента ………………………………….77 Примерный перечень вопросов к зачету…....................................................88 Темы курсовых работ …………….....................................................................91
КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма итогового контроля: зачет. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Понятие, предмет и методы курса «Права человека».
Роль и место курса "Права человека" в системе дисциплин юридического факультета Кубанского государственного университета. Понятие "естественные" права человека. Понятия "права", "свободы". Основные положения концепции прав человека. Тема 2. Введение в концепцию прав человека. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.
Значимость прав человека для общества. Прирождённый и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод. Принадлежность основных прав и свобод человеку и гражданину. Всеобщность основных прав и свобод. Исторический обзор процесса признания индивидуальных свобод и ограничения прав органов власти. Исторические условия принятия Всеобщей Декларации прав человека. Основные принципы и положения Всеобщей Декларации прав человека. Значение Всеобщей Декларации прав человека. Исторический путь ко Всеобщей Декларации прав человека: Великая хартия вольности (1215 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Декларация независимости США (1776 г.), американский Билль о правах (1789 - 1791 гг.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|