Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартизированные системы менеджмента качества




Управление качеством проекта требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).

В рамках управления отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное соглашение, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В некоторых случаях целесообразно привлекать специализированные фирмы для создания и внедрения таких систем менеджмента качества.

 

Система документации по качеству предприятия/компании включает в себя следующие документы:

руководство по качеству (описывает систему качества в целом);

методологические инструкции по элементам системы качества;

рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы);

контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий);

нормативную документацию и техническую литературу.

Ниже приведена краткая характеристика каждого из перечисленных видов документации по качеству.

 

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено ниже:

общие положения;

заявление руководства предприятия/компании;

характеристика предприятия/компании;

элементы системы качества;

приложения.

 

Важнейшим элементом руководства является регламентация ответственности по системе качества - аналог матрицы ответственности.

 

Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и включают в себя элементы:

1. Ответственность руководителей;

2. Систему качества;

3. Анализ контрактов;

4. Управление проектированием;

5. Управление документацией и данными;

6. Закупки (материально-техническое обеспечение проектов);

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем;

8. Идентификацию изделия;

9. Управление процессом создания продукции;

10. Контроль и испытания;

11. Управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;

12. Статус контроля и испытаний;

13. Управление несоответствующей продукцией;

14. Корректирующие и предупреждающие действия;

15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;

16. Управление регистрацией данных о качестве;

17. Внутренние проверки качества;

18. Подготовку кадров;

19. Обслуживание;

20. Статистические методы.

 

Стандарты ISO 9002 и EN29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже. Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании. Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован вышеупомянутыми стандартами.

 

Рабочие инструкции, в число которых входят:

технологические карты;

специальные разделы проектов производства работ;

схемы операционного контроля.

 

Управление этим видом документации не регламентируется стандартами ISO-9000.

 

Контрольные инструкции, в число которых входит:

входной контроль проектной документации, материалов, деталей, оборудования;

контроль качества производственных процессов;

проведение авторского надзора.

 

Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе отраслевыми/ общетехническими нормами и стандартами.

 

Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов.

 

Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение, т. е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами:

сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность;

системой взаимодействия сотрудников;

материально-техническими ресурсами: материалы, оборудование, приборы;

финансовыми ресурсами.

 

Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие:

наличие ответственного от высшего руководства по системе качества;

наличие постоянного структурного подразделения, ответственного за выполнение функций по управление качеством и постоянное совершенствование системы менеджмента качества;

наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта.

 

Ответственный от высшего руководства по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В его обязанности входят следующие функции:

организация работы всей системы;

распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менеджмента качества;

разработка программы качества проекта (предприятия);

разработка политики в области качества;

проведение аудитов системы менеджмента качества.

 

 

Постоянный структурный орган по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудника. Такой отдел или сотрудник обычно подчиняется непосредственно уполномоченному от высшего руководства по системе качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.

 

Присутствие сотрудника, ответственного за качество отдельного проекта, обязательно в случае, если организация занимается реализацией нескольких проектов или управляет проектом параллельно со своей основной деятельностью, имеющей самостоятельное значение. В такой структуре необходимы не только уполномоченный от высшего руководства и отдел качества, но и человек, организующий выполнение всех функций по управлению качеством в рамках своего проекта. В его обязанности также должны входить следующие работы:

разработка программы качества проекта;

корректировка документации по системе качества для нужд проекта;

организация выполнения контрольных мероприятий в рамках проекта и пр.

 

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:

аудит системы;

аудит процесса;

аудит продукта.

 

Аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества.

Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия

 

Проверка - это задача менеджмента. Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать:

проверяемые подразделения/процессы;

важные элементы системы качества;

временные интервалы проведения этапов проверки.

 

Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:

проверяемое подразделение;

аудиторы;

сроки/местонахождение;

плановый/внеплановый;

цель проверки;

проверяемые процессы;

элементы системы качества;

участники проверки;

основные моменты проверки;

цели подразделения/процесса;

нормативные/законодательные требования;

положительные результаты внедрения системы;

необходимые изменения системы качества;

внешние проверки, подразделяющиеся на:

проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемого Third-Party-Certification);

проверки, проводимые заказчиками у поставщиков/подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).

 

 

График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества. Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».

 

Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества.

Критериями профессиональной пригодности являются:

степень соответствия работника требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников;

характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.

 

Для подготовки кадров предприятия/компании предусматривают следующие виды обучения:

первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;

переподготовка рабочих на другую профессию;

повышение квалификации рабочих;

повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

 

Работы по подготовке и проведению сертификации включают:

1. Выбор, доработку при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация.

2. Разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения.

3. Предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).

4. Испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).

5. Выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.

6. Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.

7. Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства.

8. Информацию о результатах сертификации.

 

Схема проведения сертификации приведена на рис

 

 

Планирование качества проекта начинается с определения объектов, качество которых необходимо обеспечивать. В табл. 1 представлено описание процессов, влияющих на процесс обеспечения качества проекта, воздействие которых следует учитывать при разработке плана управления качеством проекта.

Разработка плана обеспечения качества

План обеспечения качества описывает, как команда управления проектом будет осуществлять политику исполняющей организации в области качества. В зависимости от потребностей проекта этот план может быть очень подробным или обобщенным. План содержит в себе список работ, которые необходимо выполнить в сфере управления качеством проекта, а также время (график) выполнения работ. Мероприятия по обеспечению качества должны быть разработаны в самом начале проекта и должны проводиться на основе независимых экспертных оценок. План позволяет выделить именно те работы и время их выполнения, которые необходимы для качественного ведения проекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...