Психотерапия – профессия или образ жизни?
1. Как мы все знаем, любая психотерапия как психотехническая система включает в себя психотехнические действия и психотехнические эффекты. И те, и другие имеют определенный мировоззренческий, экзистенциальный уровень. Это означает то, что любой психотерапевт должен придерживаться определенной теории, которая так или иначе отражает его взгляд на мир, его мировоззрение. 2. У каждого психотерапевта должно быт направление поисков ответов на основополагающие мировоззренческие вопросы, которое он должен так или иначе транслировать клиенту (Естественно, только сам человек может отыскать ответ на им же поставленный вопрос!). Тем не менее, психотерапевт передает клиенту некие ИДЕИ. 3. Чтобы эти идеи обладали силой, необходимо психотерапевт должен в них верить и исходить из собственного опыта. Любая идея будет эффективной и действенной, если только она принадлежит самому человеку. Например: - я люблю всех людей! - все течет, все изменяется! - все будет хорошо! - каждый человек уникален! J 4. Иногда жизненный опыт психотерапевта может и мешать психотерапевтическому процессу. Это может проявляться в пристрастности психотерапевта к истории своего клиента. Способ избежать этого – быть сознательным (необходимо уметь отодвигать свои проблемы на периферию сознания – техника концентрирование-отодвигание; умет замечать и использовать свой контрперенос и т.д.)!!! 5. У психотерапевта тоже могут быть проблемы! Ведь любой психотерапевт в первую очередь человек! Поэтому нет ничего зазорного, если он время от времени будет ходить к своему психотерапевту. В этом смысле, мастерство психотерапевта всецело зависит от его жизненного опыта и отражает те жизненные принципы и установки, которые присущи ему как личности.
6. Тем не менее, психотерапия – это еще и профессия, а поэтому ей присущи все характеристики, которые относятся и к любой другой работе: · Психотерапия должна оплачиваться; · Психотерапевт имеет право на отпуск и отдых от своих клиентов; · Психотерапия может осуществляться только в определенный условиях и отношениях между клиентом и психотерапевтом, в которых возможна организация психотехнической системы; · Как и любой другой деятельности, чтобы стать профессионалом, психотерапии необходимо долго и упорно учиться! Около 10 лет потребуется развивать свой потенциал! =)
Искусство любви (по Э. Фромму «Искусство любить»): ü Любовь не может быть созданной каким-то особенным объектом, она есть фактор, постоянно присутствующий внутри самой личности, который лишь высвобождается из заточения наличием этого определенного объекта. Проблема любви есть не проблема ее объекта, а проблема способности любить. ü Любовь к конкретному человеку должна опираться на любовь к человеку вообще. ü Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Кто себя не любит, тот постоянно находится в тревоге за себя. Поэтому эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что уже есть у других. ü Является ли любовь искусством? По мнению Э. Фромма, любви, как и любому другому искусству необходимо учиться, ибо любовь – это не бессознательный, импульсивный, хоть и сильный «аффект», а в первую очередь сознательное чувство. ü Глубочайшая человеческая потребность состоит в том, чтобы преодолеть разделенность, вырваться из плена одиночества. Чтобы преодолеть это чувство одиночества, человек прибегает к различным путям: · оргиастические состояния; · подчинение через конформизм;
· творческая деятельность. ü Желание достичь слияния с другим человеком – самое сильное человеческое стремление. Однако слияния можно достичь разными способами. Симбиотический союз: Ø Мазохизм - пассивная форма. Мазохист стремится избежать невыносимого чувства изоляции и отделенности, став неотъемлемой частью другого человека, который управляет им, распоряжается им, но в то же время защищает его, становится его жизнью, воздухом. Он – все, я – ничто, разве что я – часть его. Будучи его частью, я разделяю его величие, силу, уверенность. В то же время мазохисту недостает интеграции, он еще не рожден окончательно. Человек отказывается от собственной целостности, становится орудием кого-то, существующего вне его самого. Ø Садизм - активная форма. Садист стремится избежать одиночества, ощущения несвободы, превращая другого человека в свою неотъемлемую часть. Вбирая в себя другого, который боготворит его, он неизмеримо увеличивает собственную значимость. Садист точно также зависит от подчиняющегося ему, как тот от него, ни один из них не может существовать без другого. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ – это союз, условием которого является сохранение целостности и индивидуальности партнеров. Любовь – это активная сила, она ломает стены, отделяющие человека от других людей, и объединяет его с ними; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и отделенности и в то же время остаться самим собой, сохранить собственную целостность. В любви возникает парадокс: двое становятся один целым и все же остаются двумя существами.
21. Обучение психотерапевта. Профессиональный и личностный рост. Каждый человек может стать мастером психотерапии: внешних ограничений нет, только внутренние. Школ психотерапии существует великое множество, и обучение в них ведется по разным схемам, но для всех них характерны похожие требования. Ø Главное из них – обучение психотерапии проходит при личном контакте «учитель-ученик». Ø Почти во всех школах будущий психотерапевт должен пройти психотерапию. Это условие связано с проблемой переноса-контрпереноса и с тем, что узнать многоие тонкости психотерапевтического процесса можно только побывав «с другой стороны».
Ø Обучение психотерапевта невозможно по книгам, оно должно осуществляться в постоянной практике. Однако нельзя забывать о необходимости теоретической базы, основы. Психотерапия – одна из профессий, обучение которым никогда не заканчивается. Психотерапия обладает огромный потенциирующим воздействием на человеческую личность. Она же может порождать «синдром сгорания». Что может гарантировать безопасность и душевное здоровье и пациента, и терапевта? ü обязательность постоянного личностного и профессионального роста ü прохождение курсов индивидуального консультирования или психотерапии ü участие в супервизорских и обучающих программах ü научные исследования ü междисциплинарные проекты ü преподавательская деятельность Т.о., психотерапевт должен сохранять связи с научно-практическим сообществом, постоянно находиться во взаимодействии и сотрудничестве, получать обратные связи и делиться собственными знаниями и мастерством
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|