Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык самоценности (язык переживания бытия)




Термин «язык самоценности» предложен В. Сатир.

Самоценность – переживание самого себя как живущего, переживание полноты жизни, наполненности жизненными силами.

От поЛноты этого переживания зависит всё в человеке. Закладывается в раннем детстве в семье матерью, но можно пополнить в течение жизни за счет побед.

Сосуд самоценности:

Максимальная наполненность, изливание вокруг -> просветление (состояние), сознательная любовь (проявление);

Минимальная наполненность (или даже пустота) -> сознательная ненависть, выражающаяся в суициде или в убийстве (что в данном случае равнозначно).

 

Лекция 11

Самоценность и самооценка:

Самооценка – оценка себя по каким-либо качествам, шкалам. Шкалирование и сравнение себя с другими и с самим собой. Сопоставление может быть с реальными или воображаемыми людьми. Когнитивный процесс.

Самоценность – переживание, она не имеет шкалы. Не можем сравнить с другими. Напрямую не связана с реальными событиями. Если самоценность опустошена, то затрудняется способность к оценочному процессу. Сам факт необходимости оценивать себя увеличивает душевную боль. Возникают искажения в самооценке в сторону неадекватности (завышения или занижения). Нет широты шкалирования самооценки, сравнение идет по узкому кругу признаков. Душевная боль мешает оцениванию себя, препятствует самопознанию.

Например, клиническая депрессия:

Оценка – «Я такая плохая мать, я самая ужасная мать на свете». Но это не истинная критичность, а фиктивно плохая оценка, псевдокритичность.

Депрессия – признание, что я никого не люблю. Очень стыдно иметь депрессию.

Обязанность психолога – быть влюбленным в человеческую душу.

 

Самоценность как язык:

То или иное послание самоценности окрашивает общение. Опустошенность самоценности становится ясной по одному признаку – душевной боли.

 

Аналогия между душевной и физической болью:

3 вида влияния: положительное, отрицательное и нейтральное.

 

Характер раздражителя Здоровая рука Рука с раной
Нейтральный Почти нет ощущений Боль
Положительный Приятные переживания Боль
Отрицательный Боль Боль (сильная)

Если есть рана, мы утрачиваем способность дифференцировать раздражители (состояние повышенной болевой уязвимости).

Поверхность раны мы стремимся закрыть, защитить, «буферировать».

Душевная рана тоже приводит к состоянию повышенной душевной уязвимости. На нейтральный раздражитель человек реагирует как на болевой, а положительные оценки обесцениваются, оспариваются. Даже на положительный раздражитель можно реагировать как на болевой.

Душевные раны закрываются бессознательными защитными механизмами (ЗМ). Возникают буфера, закрывающие душевную рану от воздействия.

Опустошение самоценности -> ЗМ в общении:

В. Сатир (Кн. «Как строить себя и свою семью»: в этой книге самооценка и самоценность названы 1 словом).

 

  1. При опустошенной самоценности в сознании «У меня нет сил» => автоматически, механически наш организм начинает напрягаться. На языке тела от организма поступает послание «Я силен».

«Я слаб» (самоценность) \ «Вы виноваты, вы не делаете правильно»

«Я силен» (тело) / Стереотип обвинителя

«Я силен, у меня нет сил» => «Ты виноват»

  1. Тело прикрывает душевную боль. Стереотип жертвы. Характерна определенная поза (согнутая спина, дрожь в коленях).
  2. Отсекается телесный язык. Усиленная рациональность. Анализ. В общении: занудность, резонерство, цитаты, пустое мудрствование, употребление третьего лица («людям свойственно», «женщинам присуще»). Никогда не скажет «Я», «Ты», «Мы», так как это проявление чувства. Стереотип компьютера.
  3. Стереотип флюгера. Человек переходит от напряжения к расслаблению. Утрачивается целенаправленность, эксцентричное поведение.

 

Учение о стереотипах нельзя использовать для изучения поведении других людей. Все это для самонаблюдения.

Принципы:

  1. Использовать только для самонаблюдения.
  2. Защитные стереотипы действуют бессознательно. Это псевдозащитные механизмы, так как они препятствуют установлению контакта с другими, что еще больше снижает самоценность, и мы попадаем в порочный негативный круг.
  3. ЗМ дают временное ослабление душевной боли.
  4. Стереотипы лишают нас уникальности и неповторимости. Когда мы обвинители, все мы действуем одинаково и во всех ситуациях.
  5. Стереотипы лишают нас творчества в общении.
  6. Лишают чувства бытия своей жизни, авторства, власти над жизнью. Ощущение, что нами управляют, а не мы управляем. Единственная свобода в таком случае – переход от одного стереотипа к другому.

Как выйти из стереотипа? Стереотипы – нечистые послания, бессознательные. Надо их изучать и отдавать себе отчет в своем поведении.

Как выглядит психотерапевт-обвинитель, жертва. И что с клиентами?

 

Лекция 12

Для чего необходимо исследовать языки человека?

Языки общения необходимо исследовать, чтобы понять, как общение сделать терапевтическим; осознавать, какую информацию на каждом из языков передаешь; чтобы сделать послание чистым; увидеть, в чем ничистота послания клиента.

То, что человек о себе думает, не совпадает с тем, что он есть.

Для терапии несовпадение посланий, диагностика – не цель. Цель – чтобы клиент понял и продиагностировал сам себя. Сразу же человек должен получить материал для самонаблюдения, чем раньше дать ему инструмент, тем лучше.

Эмпатический контакт:

(эмпатическое слушание, по Роджерсу)

Эмпатия («сильно чувствовать вместе»): чувствовать как другой, одновременное одинаковое чувствование.

Клиент-центрированная терапия Роджерса:

3 основополагающих компонента:

  1. безусловное позитивное принятие клиента;
  2. конгруэнтность психотерапевта;
  3. эмпатический контакт.

 

  1. – безусловное принятие потенциала, позитивного ядра, а не глупостей, которые человек делает. Мы всегда верим, что человек может преобразиться.
  2. конгруэнтность – соответствие поведения человека его потенциалу. Аутентичность, точность поведения и самосознания позитивным возможностям.

 

Техника построения эмпатического контакта (по Спиваковской):

  1. Отодвигание – концентрация

Отодвигание – перевод актуальных содержаний на периферию сознания. Резервуарная часть внутреннего мира для клиента. Это именно отодвигание, отвлечение от них, а не вытеснение.

Концентрация – внимание направляется на клиента.

  1. Поощрение, поддержка высказывания

На языке тела (кивание, «угу», смотреть, внимательно слушать).

Не надо задавать вопросы, даже на телесном языке (ни вопросов, ни оценок). Поощрение высказывания (психотерапевт – это ухо, это тело). Вокализации помогают терапевту. Слов не надо (ни «да», ни «хорошо»).

Говорящий (клиент) – слушающий (терапевт). Содержания вместе с чувствами наполняют резервуар слушающего. Релиз-эффект (эффект облегчения после высказывания).

  1. Отражение: Плоскостное зеркало

На действии, ситуации, контексте нет ярлыка «хорошо»-«плохо».

«Я прихожу домой, и чувствую тяжесть» - «Когда вы приходите домой, вы чувствуете тяжесть». Отражение приводит к эмоционально-когнитивной обработке информации в душе клиента.

  1. Отражение: Сферическое (фокусирующее, стереоскопическое зеркало)

«Если я вас правильно понял, …» (Роджерс). Эта фраза не значит, что терапевт что-то понял. Ничего понимать терапевту не надо! Он и не может.

У клиента по поводу старой проблемы высекается новое чувство.

«В результате отражений слушающий следует за говорящим и в его исследовании той ситуации возможен шаг, когда человек вычерпает новое содержание из бессознательного, и это приведет к полному переосознанию» (К. Роджерс)

Лекция 13

  1. Сверка

2 вида пауз:

1. паузы терапевта (возникают в результате неточных действий терапевта, их должен ликвидировать терапевт);

2. паузы клиента (терапевту не стоит их нарушать)

Сверка – вектор внимания, направленный на эмпатический контакт. Когда есть эмпатия, клиент говорит «да». Если получаешь 3 «нет» за сеанс, извинись перед клиентом и верни ему деньги.

Неточно отражаем, так как смешиваем содержание свое с клиентским.

Пауза клиента: глубокая пауза раздумий человека над самим собой и извлечение из бессознательного нового. Новый взгляд перестраивает всю картину. Человек испытывает шок. Перестройка требует время.

 

Отражают то,

· За чем стоят самые сильные чувства;

· За чем смятение чувств;

· Что наиболее часто повторяется.

· + то, что подсказывает опыт, чутье терапевта.

 

Динамика психотерапевтического контакта:

Архитектоника терапевтического общения (составляющие контакта):

Как строить контакт на первых встречах?

Клиенто-центрированная терапия: главным в терапии является клиент (Роджерс). Спиваковская: другой терапии нет и быть не может.

 

Угроза в терапии существует не для клиента, а для терапевта. Тенденция каждого клиента – убить, уничтожить, дискредитировать терапевта (этого хочет негативная часть бессознательного). В бессознательном клиента есть что-то, что не хочет изменяться. Терапевт имеет цель заставить измениться => конфронтация негативной части бессознательного и терапевта. Но: потенциал тоже надо видеть.

 

Терапевт крайне одинок, не надо надеяться на понимание клиента. Если у клиента что-то не получится – виноват терапевт, если получилось – терапевт тут не при чем, это победа клиента.

Негативную часть трогать не надо.

 

3 главных момента первых сеансов:

  • дистанция
  • плоскость
  • пространство общения

 

Дистанция:

    1. Физическая (как вы сидите, оптимальная конфигурация – позволяет менять физическое положение);
    2. психологическая. Если клиент–мужчина соблазняет, терапевт должна занять адекватную целям психотерапии позицию.

Клиенты претендуют на личное время терапевт, на установление более короткой дистанции. Но эти притязания никогда не обращены лично к терапевту, скорее, к той части своего бессознательного, с которой клиент хочет объединиться и которую боится.

Если встречаешь клиента вне терапии с человеком, первой не здороваться, так как его это может поставить в неудобное положение.

 

Плоскость контакта:

Терапевт должен быть защищен нейтральностью и сознательностью.

Плоскость контакта задает клиент, она всегда вертикальная:

 

К \ Т Клиент выше терапевта: «Я вам плачу, сделайте мне хорошо»

К/ Т Клиент ниже терапевта: «Вы терапевт, вы все знаете, я буду делать то, что вы говорите, и мне станет лучше». Не спорить с клиентом, а постепенно вверить ему ответственность за его жизнь.

Постепенный переход в горизонтальную плоскость в том смысле, что терапевт берет на себя профессиональную ответственность, а клиент – ответственность за свои действия.

Пространство:

Клиент излагает свою точку зрения на события, свой взгляд. Строит свое пространство жизни, проблемы. Даже если взгляд неверный, некоторое время нужно посмотреть на жизнь глазами клиента (принятие, понимание позиции клиента). Не спешить выходить, не надо сильно идти против клиента.

 

Лекция 14.12.05

Ракурс рассмотрения проблемы, точка зрения клиента: находится в пространстве клиента нужно, чтобы создать эмпатический контакт. Дать возможность клиенту обосноваться в своем пространстве настолько, чтобы он сам захотел переменить его.

Переходить к другому пространству можно только в том случае, если есть угроза. В частности, острое состояние, когда человек узнал об измене любимого человека.

«Да, возможно, это надо сделать, но не сейчас».

Разделить его точку зрения + помочь ему воздержаться от поспешных действий.

Иногда стоит притормозить быстрые действия в ответ на травмирующую ситуацию.

 

Отношения устанавливает поначалу клиент, а дальше отношения пролонгированной психотерапии подвергаются изменениям, которые не зависят ни от личности терапевта, ни от клиента, а подчиняются универсальным законам.

 

>> Фрейд («Введение…») Юнг («Психология переноса») – фундаментальная динамика психотерапевтических отношений

 

3 главных явления:

  1. сопротивление;
  2. перенесение (трансфер);
  3. контрперенесение (контртрансфер).

Сопротивление: все начинается с того, что человек хочет, чтобы изменился мир, и только потом понимает, что изменится должен он сам. Взгляд клиента на причинность его страданий искаженный. Его причины вступают в противоречие с предлагаемыми психотерапией. В силу действия негативного бессознательного человек не просто не хочет видеть по-другому, но не хочет видеть вовсе.

Что бы психотерапевт не сказал в ответ на негатив клиента, клиент ответит негативом. Негативное бессознательное борется за свой статус.

Сопротивление – бессознательный акт. «Я не сделал, потому что у меня было сопротивление», - это проявление лени, а не сопротивления. Сопротивление: «Я все буду делать, что вы скажете!» и не делает.

 

Виды сопротивления:

· Сопротивление технике. Если очень сильное, психотерапия невозможна.

Никогда не надо всерьез обсуждать сопротивление! Бессознательное со временем изменяется, становится более тонким. Но и сознание ставит все более изощренные цели.

· Сопротивление комплексам и симптомам:

Симптом – способ разрешения проблемы, в нем есть особая выгода, и часть нас не хочет это терять. Условная желательность болезни (часто бессознательная) противится психотерапии. Идти против условной желательности, показать преимущества жизни; показать, что, болея, проигрываешь.

Тщеславие выбирает даже болезни («Моя болезнь самая страшная»).

Сопротивление симптома надо оставить на потом, в начале психотерапии с ним работать сложно.

· Рациональное сопротивление (сопротивление т.н. «доводов разума). Клиент рассказывает, «как надо». Представления человека о том, что он знает свою ситуацию и знает, как из нее выходить. Клиент думает, что он знает.

С рациональным сопротивлением ничего делать нельзя. Притчи, образы и метафоры.

Основная проблема – в том, что человек не знает, кто он. «Вы, конечно, все знаете, ну раз уж вы пришли, может, вы что-нибудь для себя найдете… может, вам будет не очень интересно, но давайте попробуем».

· Сопротивление в связи с перенесением (с личностью терапевта).

Каждый человек считает, что он мудрец => противоречивая ситуация: «Я мудрец, все про себя знаю. Психотерапевт меня что, жизни будет учить?!»

Психотерапевт говорит, но в клиенте еще нет части, которая может это воспринять => дискредитация психотерапии, сопротивление личности. Отношения с психотерапевтом бессознательно вызывают архаическия тип, инфантильность и психотерапевт воспринимается матерью. Мать – амбивалентная фигура (и люблю, и ненавижу). Каждый клиент бессознательно ищет, к чему бы придраться. Не надо слушать критику в адрес психотерапии.

Не занимайтесь другими, занимайтесь собой! Все остальное жизнь расставит по местам.

 

Клиенты бессознательно вовлекают психотерапевта в отношения, которые сложились раньше (мать, отец, сестра, женщина). Но: это никак не вытекает из реальных отношений с клиентами. Клиенты, несмотря на существование в терапии реальных отношений, навязывают отношения, согласно негативной части своего бессознательного.

 

Перенесение:

Амбивалентность чувств клиента к терапевту, аффективный накал, который к психотерапевту как к реальному существу дела не имеет.

До реальной личности психотерапевта клиенту дела нет.

 

Параллель с убийством Джона Леннона: усиленная любовь и усиленная ненависть.

Юнг: психотерапевтические отношения глубоко инцестуозны. Отношения, которые где-то там, в магме бессознательного возникли, проецируются на психотерапевта.

 

Каждый клиент провоцирует и бессознательное терапевта, каждый человек опасен, потому что бессознательное может ответить. На каждого клиента реагируешь рано или поздно => надо это заметить, заметить контрперенос.

Его симптомы:

Особая невротическая усталость после сеанса.

Возникают навязчивые мысли о клиенте.

Влюбленность в клиента, возникает тенденция позвонить. Терапевт проиграл как профессионал.

 

Изначальная противоречивость психотерапевтического общения.

 

Определения психотерапии
Создание условий для осуществления перемен в себе и своей жизни самим человеком. Психотерапия – система психотехнических действий, которые осуществляются психическими ресурсами психотерапевта над психикой клиента. Психотерапия – создание условий для реализации потенциала человека и ограничения действия преград к реализации этого потенциала. Психотерапия – создание условий для актуализации и последующего осознания бессознательного. Психотерапевт создает условия, чтобы человек лучше себя познал (улучшает самопознание). Психотерапия путем самопознания. Психотерапия – создание условий, чтобы человек понял и продиагносцировал сам себя.  

 

О сновидениях.

 

В нашем анализе языков общения мы с вами всё более и более углубляемся в ту сферу, которую принято называть бессознательным. Я думаю, вы понимаете уже, что сознательной продукции в человеческой психике, в человеческом поведении очень мало, процентов 20. А 80% нашей психической активности – это бессознательные процессы. Если представить эту картину с помощью метафор, нужно вспомнить такую картину: человек – это бытие, бытие протекает через нас, находясь вне нас, внутри нас и выше нас. Как бытие даёт о себе знать, как человек может вступить в контакт с бытием внутри себя? Это ведь не организм, организм – это язык тела; это не язык полноты бытия; это не речь, поскольку это рациональный план… А доступен ли вообще человеку непосредственный контакт с бытием? По счастью, доступен.

Язык бытия всё время говорит с нами, но мы этого, как правило, не замечаем. Это символы, образы. Бытие использует язык символов, на этом построено всё искусство. Моё любимое изречение: «Для того, кто вступает в контакт с бытием, каждый лист на дереве становится страницей священного писания». Т.е. через символы мы можем воспринимать определённую информацию от бытия.

Мы имеем язык бессознательного, который находится в нас. И когда мы говорим о бытие, то это язык позитивного бессознательного в нас – это язык силы, жизни, движения, победы. Но наше бессознательное наполнено не только бытийным потенциалом, но и преградами. Можно сказать, что перекисшая, нереализованная сила жизни – если мы её не реализуем, она оборачивается против нас.

При определённом обучении можно прочитывать эти образы, с помощью которых бытие говорит с нами. Эти очень знакомое нам явление, но оно проходит незаметно, бессознательно. Каждый человек – это череда образов, это смешение символов. И это очень легко обнаружить, если вы сделаете т.наз. имагогику (от слова «имаго» - образ), или имагогическую процедуру. Закройте глаза, сядьте поудобнее, и задайте себе вопрос: «Кто я, какой я?». И у вас возникнут образы. И причём, вы заметите, что в разное время они могут быть разными. Т.е. каждый человек – это система образов, они каждый момент присутствуют в нас, но мы не всегда их осознаём. Осознать их, рассказать о них довольно легко, но понять их очень сложно.

Здесь кто-то говорил о сновидениях. Совершенно верно, во время сна, когда рациональность ослабляется, возникает движение этих образов, которые всегда есть, они отчасти доходят до нашего сознания, мы запоминаем их и потом можем рассказать в виде сновидений. Анализ сновидений называется онейрическим анализом (от слова «онейрос» - сон). Онейрический, или имагогический анализ – это анализ образов дневных фантазий или образов сновидений.

Практически все психотерапевты во всех школах большое внимание уделяют изучению этих образов. Такой знаменитый специалист, как Ролло Мэй, в одной из своих книг пишет: «Я никогда не ложусь спать, не положив рядом со своей кроватью ручку. Потому что при пробуждении я всегда записываю все образы, которые приходят во сне или в просоночном состоянии. Я это делаю потому, что хочу быть в контакте – насколько это возможно – со своим бессознательным.»

Это увлекательная тема. То, что сновидения, или образы, которые являются человеку не являются пустыми и случайными, а содержат очень важные указания на то, что собой представляет человек в данный момент, как он должен действовать и чего он должен опасаться.

Существует такое понятие, как интуиция, которое тесно связано со способностью прочтения и понимания образов бессознательного. Интуиция – это знание, полученное не рациональным путём, это внутреннее знание. Как же интуитивное познание передаётся сознанию человека? С помощью образов. Можно сказать, что если человек развивает в себе способность осознания собственных образов, значит, он работает над развитием своей интуиции.

Всем хорошо известно, что многие великие открытия совершались людьми во время сна, или в просоночном состоянии.

Про интуицию очень много лжи. Во-первых, все женщины приписывают себе особую интуицию. В какой-то мере это справедливо – действительно, эмоциональный мир женщины (в силу слабости рационального) делает интуитивное постижение более доступным, чем у мужчин. Но эти самые внутренние голоса, которые часто выдаём за истину, часто вообще ни какого отношения к интуиции не имеют. Потому что, чтобы действительно по-натоящему развить в себе интуицию требуется большая работа. Не всякий внутренний голос есть голос истинной интуиции. Внутренние голоса очень часто идут из ложной личности, они кричат, они шумят, они навязчиво воспроизводятся. Интуиция – это лёгкий ветерок. Это такие образы, которые быстро возникают и исчезают, и надо научиться, во-первых, установить молчание рациональности, чтобы услышать голос интуиции, а во-вторых, доверять ей.

Надо сказать, что словом «интуиция» называется очень много разных явлений. Интуиция имеет целый ряд проявлений, но мы поговорим об этом в следующий раз.

Сейчас стоит сказать, что сновидения и образы дневных фантазий всегда привлекали психотерапевтов. В психоанализе хорошо описаны образы, с помощью которых можно представить состояние сознания человека и то, что является причиной его недугов, то, что является негативным, мешающим. Однако, психоаналитическая трактовка образов, как и многие другие подходы к анализу бессознательной продукции, пользуется т.наз. конвенциональным критерием. Это значит, что в результате теоретических раздумий, наблюдений, различным образам приписывается определённое содержание. Все знают шутку, что зонтик – это может быть просто зонтик, а не фаллос, как в психоаналитической трактовке. Практически, имея концепцию о том, что развитие человека происходит как стадии фиксации либидо (сексуальной энергии), Фрейд и приписал различным образам, которые он встречал в сновидениях людей, различные содержания, отражающие ту или иную стадию в развитии человека и те проблемы, которые возникают при переходе от одной стадии к другой. Если мы возьмём, скажем, Юнга, его великое учение об архетипах – персонологию, то мы увидим, что он пошёл немного по другому пути. Он сказал, что либидо, конечно, имеет значение, но индивид в своём развитии повторяет определённые этапы архетипического – т.е. истории развития всего человечества. Тогда сновидения и вся творческая продукция Юнгом трактовалась совершенно иначе – с точки зрения тени, с точки зрения старухи и всех архетипов, которые он выделил. Но это тоже конвенциональный критерий – он приписал образам определённое содержание в соответствии со своей концепцией.

Но есть и другой подход. Мне он очень близок, может быть просто потому, что меня ему обучили. Этот подход - при расшифровке образов бессознательного применить бытийный критерий. Я незаметно вас уже к этому подготовила. Это критерий не конвенциональный, натуральный, природный, бытийный. Если мы рассмотрим человека как произведение бытия, то мы легко можем увидеть, что всё, что в человеке соответствует росту бытия – всё относится к позитивной части бессознательного человека; всё, что бытию препятствует – всё из негативной части. Т.о., если мы говорим, что бытие даёт о себе информацию через образы, нам очень легко понять, какие образы говорят о победе бытия внутри человека, а какие препятствуют.

Например, если человеку снится, что он плывёт в море и испытывает большое удовольствие (в зелёных водах, при солнце, всё красиво) – это позитивный образ. А если человек говорит, что он плывёт, плывёт, и вдруг туча, ливень, и человек тонет. Что вы скажете? Бытие в нём тонет, он близок к гибели. Он совершает какую-то ошибку, совершается какое-то обстоятельство, которое может привести к гибели его потенциала.

Т.е. трактовка с точки зрения бытия на первый взгляд очень проста. Но на самом деле не всё так просто, в частности – нужно применить несколько критериев к оценке образов бессознательного. Дело в том, что в одном сновидении бывает несколько образов, и нужно установить соотношение между ними, увидеть динамику сновидения. Этому тоже надо научиться.

Кроме того, существует очень важный анализ сновидца. Вы должны учесть состояние того, кто рассказывает вам сон или образ. Потому что бытие, которое через образы себя проявляет – оно ведь интересуется исключительно данным конкретным человеком. Поэтому надо интерпретировать сновидение исходя из данности конкретного человека.

Помимо этого, когда человек рассказывает вам своё бессознательное – не важно, образы сновидений или дневных фантазий, представьте на секунду, что для этого надо: мы как будто затормаживаем свою рациональность, убираем свою стеснительность, либо из ложной личности красуемся, но когда мы рассказываем, происходит усиление излучения самого бессознательного. Надо сказать, что мы излучаем много чего. Наше тело излучает, также и бессознательное - это же очень большая энергия, которая находится внутри человека. Излучение бессознательного тормозится всеми другими нашими проявлениями, но психотерапевт улавливает именно это – что следует рядом с человеком, особенно когда тот рассказывает о своих образах. В беатотерапии я называю это «велосенсорикой», быстрым чувствованием, потому что это надо зафиксировать моментально. Эта информация, получаемая и при анализе сновидца, и при анализе содержания, даёт наиболее полную картину на данный момент, что дополняет все языки контакта, которые вы наблюдали. Это даёт возможность сделать кое-что, что и будет созданием условий для перемены, для того, чтобы человек понял самого себя.

Если у вас есть вопросы – пожалуйста.

Медитации – это тоже череда образов?

Медитация- это не одно состояния, это огромный пласт. Не случайно медитирующие занимаются этим всю жизнь, годами, и достигают при этом совершенно разных целей. Но всегда надо помнить, что нельзя заменять медитацию ложным воображением. Если бы я ответила, что медитация имеет отношение к образам, это было бы не так. Нет. Медитация – это остановка мыслей и образов. Медитация направлена на то, чтобы двигательную часть интеллектуального центра остановить. Не сами мысли, а их движение. А всякие там образы, которые возможно и приходят к медитирующему – это для очень высоких уровней.

И последнее предостережение я хочу сделать на сегодня. Существует практика, никогда не рассказывать своих сновидений – в силу огромной уязвимости в этот момент. Никогда никому не рассказывайте своих сновидений – ни маме, ни папе, ни мужу, никому – только обученному психотерапевту.

Когда вы рассказываете свой сон, все ваши защиты исчезают, а поскольку вы не знаете, кому рассказываете… Более того, человек, который слушает, может не иметь ничего против вам, но его бессознательное может отреагировать непостижимым для него самого образом. Поэтому не стоит подвергать себя опасности.

Кроме того, не увлекайтесь без нужды сновидениями. Некоторые люди начинают сонниками заниматься, послушали цитату из Ролло Мэя – начинают всё время думать о своих снах… Без умения, без знания не стоит в это вторгаться, живите как есть. Но если вы хотите изучить этот вопрос, вам обязательно нужно будет серьёзно этим заниматься. Пройдёт много лет, прежде, чем вы сумеете что-то в этом понимать.

Всегда ли сновидение – это проявление бессознательного? Ведь бывает же такое, что они связаны с текущими событиями. Посмотрел вечером телевизор – и вот приснилось.

Не совсем так, сложнее. Структуры негативные и позитивные в нашей психике, бытие и преграды – они нанимают те впечатления, которые вы получили, для того, чтобы через них сообщить определённую информацию. Наша психика очень экономна и зря тратить содержательную энергию не станет. Бытие – хороший экономист, оно заинтересовано в том, чтобы мы жили, и жили как можно лучше.

Можно уточнить – существуют же повторяющиеся сновидения?

Да, потому что существуют повторяющиеся ситуации в душевной жизни человека.

Значит, на них стоит обратить повышенное внимание?

По-разному бывает. Иногда одно и то же сновидение в разный период жизни человека может трактоваться по-разному.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...