Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции обучающегося по завершении освоения программы учебной дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени»
(наименование дисциплины)
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; профиль Историческое образование
Программа: академический бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: исторический
Кафедра: всеобщей истории и социально-экономических дисциплин
Вологда
2016 г.
Составитель рабочей программы:
ст. преподаватель /Савина А.В/
(должность, уч. степень и звание) (подпись) (ФИО)
Составитель рабочей программы:
ст. преподаватель /Егорова Ю.С.
(должность, уч. степень и звание) (подпись) (ФИО)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин.
Протокол заседания № ___от «____»_____________ 20__ г.
по содействию повышения качества образования ВоГУ: __________ /______________/
(подпись) (ФИО)
Представители работодателей и их объединений (в т.ч. выпускники):
директор МОУ «СОШ №9»,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории _____ /Королева А.Н./
(подпись) (Ф. И. О.)
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» имеет целью формирование систематизированных знаний о развитии западной культуры в V-XVII вв., закономерностях и механизмах ее развития, наиболее значимых культурных феноменах и ценностях, различных социокультурных контекстах эпохи Средневековья и раннего Нового времени, основных закономерностях развития культуры различных европейских стран, в их неразрывной связи с закономерностями мирового исторического процесса, о значении культуры Средневековья и раннего Нового времени для дальнейшего развития цивилизации, о ее отражении в современной культуре.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО
Дисциплина «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» относится к вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.3.2)
Для освоения дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования и в процессе изучения преподаваемых в 2-3 семестре дисциплин.
Освоение дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» является необходимой основой для дальнейшего изучения исторических дисциплин.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
– способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные этапы и закономерности исторического развития (ОК-2);
- культурно-просветительские программы (ПК-14).
уметь:
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); - разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)
владеть:
- основными этапами исторического развития (ОК-2);
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 ЗЕТ, 252 часов.
Семестр №
Трудоёмкость
РГР, курсовая работа, курсовой проект
(указывается вид работы)
Форма промежуточной аттестации
Всего
Контактная работа
СРС
Конт-роль
ЗЕТ
Час.
Час.
Час.
Час.
Лк.
Пр.
Лаб.
-
-
-
-
-
-
-
-
Дифф. зачет.
Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
Контактная работа.
№ п/п
Результаты обучения
Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание
Образова-тельные технологии
Неделя
Трудо-емкость, час
Форма текуще-го контроля
3 семестр
Тема 1:
- знать особенности культуры и религии германцев в период перехода от Античности к Средневековью;
- уметь выделять специфику периода переходного от Античности к Средневековью, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 1: Культура и религия германцев в период перехода от Античности к Средневековью
1. Религиозные верования германцев (включая скандинавскую мифологию) 2. Военное дело, вооружение, культ воинской славы у германцев; важнейшие битвы германских племен с римлянами 3. Семейные отношения, положение женщины, отношение к полигамии в германском обществе 4. Искусство германцев (ювелирное дело, металлообработка и техники обработки металла, гончарное дело)
Групповая дискуссия
доклады, презентации
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций.
Групповая дискуссия
доклады, презентации
2.
- знать особенности Каролингского возрождения;
- уметь выделять специфику периода переходного от Античности к Средневековью, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 2: Каролингское возрождение
1. Эйнгард "Жизнь Карла Великого" 1) Общая характеристика источника и его автора 2) Образ Карла Великого (личная жизнь, внутренняя политика, внешняя политика, отношение к религии, иные достоинства/недостатки Карла). 2. Создание академии при дворе Карла Великого: ее участники и направления деятельности. 3. Школа и методы обучения в эпоху Карла Великого. Анализ источников 4. Искусство Каролингского возрождения: общая характеристика (приготовить презентацию)
Групповая дискуссия
доклады, презентации
СРС: Подготовка к практическим занятиям, создание мультимедиа презентаций.
3.
- знать особенностисредневековой архитектуры и искусства Западной Европы Классического средневековья;
- уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 3: Средневековая архитектура и искусство Западной Европы Классического средневековья
1. 1.Средневековая архитектура и искусство Северной Франции. 2. Средневековая архитектура и искусство Южной Франции 3. Средневековая архитектура и искусство Пиренеев 4. Средневековая архитектура и искусство Италии 5. Средневековая архитектура и искусство Англии 6. Своеобразие Сицилийской архитектуры и искусства 7. Средневековая архитектура и искусство Богемии и Моравии 8. Средневековая архитектура и искусство Германских земель 9. Специфика средневековой архитектуры и искусства Скандинавии
2.
Групповая дискуссия
доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.
4.
- знать особенностиповседневной жизни средневекового города;
- уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 4:Повседневная жизнь средневекового города
3.1.Дом средневекового бюргера и изменение его облика с XI по XV вв.
4.2. Облик средневекового западноевропейского города
5.3. Истоки (Шартрская школа) и возникновение средневековых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд и Кембридж)
6.4. Рыцарский роман – ведущий жанр средневековой литературы. Средневековые представления об идеальном рыцаре
7.5. Фаблио и шванк - жанры средневековой городской литературы, отражение в них менталитета бюргеров
8.6. Театральный жанр в Средневековье
9.
Групповая дискуссия
доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.
5.
- знать особенностиповседневной жизни средневекового человека;
- уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 5:Повседневные практики средневекового человека
1.Алхимия в Средневековье
2.Средневековая музыка: произведения, инструменты, исполнители; назначение музыки 3. Отношение к труду, восприятие богатства и бедности средневековым человеком 4.Отношение средневекового человека к магии и колдовству 5. Временные и пространственные представления средневекового человека 6. Питание в Средние века 7. Костюм средневекового человека 8.Развлечения и досуг в Средневековье 9.Отношение средневекового человека к старости, болезням, смерти
Групповая дискуссия
доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.
4 семестр
Тема 1: Понятие и хронологические рамки раннего Нового времени.
- знать понятие переходной эпохи, хронологические рамки раннего Нового времени, различные концепции, трактующие эту эпоху;
- уметь выделять специфику раннего Нового времени, основные признаки европейской цивилизации этого периода;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 1: Раннее Новое время как переходная эпоха. Дискуссионные вопросы исторической науки.
Переходные эпохи в истории. Историки о целесообразности понятия раннего Нового времени, хронологических рамках и факторах, определяющих границу между Средневековьем и Новым временем.
Теория модернизации. Сравнительная характеристика аграрного и индустриального обществ.
«Европейское чудо»: причины опережающего развития Европы и отставания Востока. Неравномерность развития стран Европы: теория субсистем (В.М. Раков).
Основные тенденции развитияЗападной Европы в конце XV – первой половине XVII века:
а) развитие сельского хозяйства, торговли и промышленности
б) изменения в демографии и социальной структуре
в) государственно-политическое развитие
г) культура, идеология, духовное развитие
Групповая дискуссия
1-2
Эссе, анализ статьи, проверочная работа
СРС:Подготовка к практическим занятиям, дискуссии, написание эссе, анализ научной статьи
Тема 2. Великие географические открытия (XV-XVI вв.): причины, этапы, значение.
- знать причины, ход, значение Великих географических открытий;
- уметь работать с исторической картой, анализировать процессы создания колониальной империи;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 2: Великие географические открытия – начало Нового времени.
Причины и предпосылки Великих географических открытий. Великие географические открытия:
а) открытие португальскими мореплавателями морского пути в Индию (Б. Диаш, В. де Гама);
б) экспедиции Х. Колумба и открытие Америки;
в) первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана;
г) плавания в Северную Америку.
Последствия экспансии европейцев в Америку и страны Востока:
а) европейцы и цивилизации Центральной и Южной Америки (майя, ацтеки, инки);
б) колонизация Азии и Африки в раннее Новое время;
в) влияние Великих географических открытий на жизнь европейцев (экономика, наука, повседневность, мировоззрение и т.д.)
Игра-инсценировка, работа в группах
3-7
доклады, презентации, контурные карты
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, работа с контурной картой, подготовка к игре-инсценировке
Тема 3: Культура Возрождения.
- знать основные факты, термины, понятия, имена эпохи Возрождения;
- уметь выделять специфику культуры эпохи Возрождения, анализировать визуальные источники;
- владеть навыками компаративного анализа итальянского и северного Возрождения.
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 3: Возрождение: итальянский Ренессанс
Возрождение (Ренессанс): понятие, хронологические и пространственные рамки эпохи, периодизация.
Итальянское Возрождение:
а) предпосылки и условия возникновения ренессансной культуры:
- социальные и экономические отношения в Италии XIV – 1 половины XV вв.;
- политические предпосылки: город-государство как основа формирования и функционирования культуры Ренессанса;
- религиозно-культурная основа: античные и христианские истоки культуры Возрождения
б) ренессансный гуманизм:
- система взглядов и его отражение в образовании, науке, искусстве;
- основные представители гуманизма: Салютати, Бруни, Валла, Альберти, Фичино, Пико делла Мирандола
в) литература итальянского Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо
г) историко-политическая мысль: Н. Макиавелли
д) искусство итальянского Возрождения:
- Джотто, Брунеллески, Донателло, Боттичелли;
- «три титана» Возрождения: да Винчи, Рафаэль, Микеланджело;
- венецианская школа живописи.
Коллоквиум
8-13
Доклады, проверочная работа
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций
Семинар 4: Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Англия, Франция)
Специфические черты Северного Возрождения.
Человек, общество, государство, церковь в гуманистической мысли Северного Возрождения (Э. Роттердамский; Ф. Бэкон, Т. Мор; М. Монтень, Э. ла Боэси).
Литература и театр (Рабле, Вийон; Сервантес, Лопе де Вега; Чосер, Шекспир).
Особенности живописи Северного Возрождения (Ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер).
Оценки характера и значения Возрождения.
Работа в группах
14-16
доклады, эссе
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, творческое задание.
Тема 4. Мир человека раннего Нового времени.
- знать отличительные признаки повседневной жизни человека раннего Нового времени;
- уметь выделять новое и старое в образе жизни человека данной эпохи, причины и последствия изменений в повседневной жизни европейца;
- владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа
ОК-2, ОК-6, ПК-14
Семинар 5: Повседневность европейцев эпохи раннего Нового времени
Семья и брак. Детство, воспитание детей, образование. Женщина и ее роль. «Охота на ведьм».
Среда обитания и жилье. Интерьеры домов представителей разных социальных слоев.
Пища, мода и костюм, досуг.
Религия в жизни европейца раннего Нового времени. Усиление эсхатологических настроений. Картина мира европейца: новое и старое.
Игра-инсценировка, работа в группах
17-18
доклады, презентации
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, подготовка к игре-инсценировке
ИТОГО
Общий объем дисциплины
в том числе:
Аудиторная нагрузка
СРС
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация
Примечание:
Основные электронные средства образовательного назначения:
Электронное средство коммуникации
Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype и др.
Текст, гипертекст, аудио-, видео- и мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, графики и др.