Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции обучающегося по завершении освоения программы учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени»

(наименование дисциплины)

 

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; профиль Историческое образование

Программа: академический бакалавриат

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: исторический

Кафедра: всеобщей истории и социально-экономических дисциплин

 

Вологда

2016 г.


Составитель рабочей программы:

ст. преподаватель /Савина А.В/

(должность, уч. степень и звание) (подпись) (ФИО)

 

 

Составитель рабочей программы:

ст. преподаватель /Егорова Ю.С.

(должность, уч. степень и звание) (подпись) (ФИО)

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин.

Протокол заседания № ___от «____»_____________ 20__ г.

 

 

Заведующий кафедрой:

«___»____________20___г. _________________ /Саблин В.А./

(подпись) (ФИО)

 

Рабочая программа одобрена методическим советом / комиссией исторического факультета:

Протокол заседания № ___от «_____»_________________20__ г.

 

Председатель методического совета / комиссии:

 

«___»________20___г. _________________ / Саблин В.А./

(подпись) (ФИО)

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий кафедрой отечественной истории

«___»________20___г. _________________ /Безнин М.А./

(подпись) (ФИО)

 

Председатель студенческого комитета

по содействию повышения качества образования ВоГУ: __________ /______________/

(подпись) (ФИО)

 

Представители работодателей и их объединений (в т.ч. выпускники):

 

директор МОУ «СОШ №9»,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории _____ /Королева А.Н./

(подпись) (Ф. И. О.)

 

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» имеет целью формирование систематизированных знаний о развитии западной культуры в V-XVII вв., закономерностях и механизмах ее развития, наиболее значимых культурных феноменах и ценностях, различных социокультурных контекстах эпохи Средневековья и раннего Нового времени, основных закономерностях развития культуры различных европейских стран, в их неразрывной связи с закономерностями мирового исторического процесса, о значении культуры Средневековья и раннего Нового времени для дальнейшего развития цивилизации, о ее отражении в современной культуре.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО

Дисциплина «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» относится к вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.3.2)

Для освоения дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования и в процессе изучения преподаваемых в 2-3 семестре дисциплин.

Освоение дисциплины «Культура в эпоху Средневековья и в начале раннего Нового времени» является необходимой основой для дальнейшего изучения исторических дисциплин.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

– способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные этапы и закономерности исторического развития (ОК-2);

- культурно-просветительские программы (ПК-14).

уметь:

- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
- разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)

владеть:

- основными этапами исторического развития (ОК-2);

- самоорганизаций (ОК-6);
- культурно-просветительскими программами.


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 ЗЕТ, 252 часов.

 

Семестр № Трудоёмкость РГР, курсовая работа, курсовой проект (указывается вид работы) Форма промежуточной аттестации
Всего Контактная работа СРС Конт-роль
ЗЕТ Час. Час. Час. Час.
Лк. Пр. Лаб.
      -   -   - - -
      -   -   -   Дифф. зачет.

 

 

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

Контактная работа.

 


 

 

№ п/п Результаты обучения Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание Образова-тельные технологии Неделя Трудо-емкость, час Форма текуще-го контроля
             
    3 семестр        
  Тема 1:
- знать особенности культуры и религии германцев в период перехода от Античности к Средневековью; - уметь выделять специфику периода переходного от Античности к Средневековью, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 1: Культура и религия германцев в период перехода от Античности к Средневековью 1. Религиозные верования германцев (включая скандинавскую мифологию) 2. Военное дело, вооружение, культ воинской славы у германцев; важнейшие битвы германских племен с римлянами 3. Семейные отношения, положение женщины, отношение к полигамии в германском обществе 4. Искусство германцев (ювелирное дело, металлообработка и техники обработки металла, гончарное дело) Групповая дискуссия     доклады, презентации
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций. Групповая дискуссия     доклады, презентации
2. - знать особенности Каролингского возрождения; - уметь выделять специфику периода переходного от Античности к Средневековью, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 2: Каролингское возрождение 1. Эйнгард "Жизнь Карла Великого" 1) Общая характеристика источника и его автора 2) Образ Карла Великого (личная жизнь, внутренняя политика, внешняя политика, отношение к религии, иные достоинства/недостатки Карла). 2. Создание академии при дворе Карла Великого: ее участники и направления деятельности. 3. Школа и методы обучения в эпоху Карла Великого. Анализ источников 4. Искусство Каролингского возрождения: общая характеристика (приготовить презентацию) Групповая дискуссия     доклады, презентации
СРС: Подготовка к практическим занятиям, создание мультимедиа презентаций.        
3. - знать особенностисредневековой архитектуры и искусства Западной Европы Классического средневековья; - уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 3: Средневековая архитектура и искусство Западной Европы Классического средневековья 1. 1.Средневековая архитектура и искусство Северной Франции. 2. Средневековая архитектура и искусство Южной Франции 3. Средневековая архитектура и искусство Пиренеев 4. Средневековая архитектура и искусство Италии 5. Средневековая архитектура и искусство Англии 6. Своеобразие Сицилийской архитектуры и искусства 7. Средневековая архитектура и искусство Богемии и Моравии 8. Средневековая архитектура и искусство Германских земель 9. Специфика средневековой архитектуры и искусства Скандинавии 2. Групповая дискуссия     доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.        
4. - знать особенностиповседневной жизни средневекового города; - уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 4:Повседневная жизнь средневекового города 3.1.Дом средневекового бюргера и изменение его облика с XI по XV вв. 4.2. Облик средневекового западноевропейского города 5.3. Истоки (Шартрская школа) и возникновение средневековых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд и Кембридж) 6.4. Рыцарский роман – ведущий жанр средневековой литературы. Средневековые представления об идеальном рыцаре 7.5. Фаблио и шванк - жанры средневековой городской литературы, отражение в них менталитета бюргеров 8.6. Театральный жанр в Средневековье 9. Групповая дискуссия     доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.        
5. - знать особенностиповседневной жизни средневекового человека; - уметь выделять специфику периода Классического средневековья, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 5:Повседневные практики средневекового человека 1.Алхимия в Средневековье 2.Средневековая музыка: произведения, инструменты, исполнители; назначение музыки 3. Отношение к труду, восприятие богатства и бедности средневековым человеком 4.Отношение средневекового человека к магии и колдовству 5. Временные и пространственные представления средневекового человека 6. Питание в Средние века 7. Костюм средневекового человека 8.Развлечения и досуг в Средневековье 9.Отношение средневекового человека к старости, болезням, смерти Групповая дискуссия     доклады, презентации
СРС:написание докладов, создание мультимедиа презентаций.        
  4 семестр
  Тема 1: Понятие и хронологические рамки раннего Нового времени.
- знать понятие переходной эпохи, хронологические рамки раннего Нового времени, различные концепции, трактующие эту эпоху; - уметь выделять специфику раннего Нового времени, основные признаки европейской цивилизации этого периода; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа   ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 1: Раннее Новое время как переходная эпоха. Дискуссионные вопросы исторической науки. Переходные эпохи в истории. Историки о целесообразности понятия раннего Нового времени, хронологических рамках и факторах, определяющих границу между Средневековьем и Новым временем. Теория модернизации. Сравнительная характеристика аграрного и индустриального обществ. «Европейское чудо»: причины опережающего развития Европы и отставания Востока. Неравномерность развития стран Европы: теория субсистем (В.М. Раков). Основные тенденции развитияЗападной Европы в конце XV – первой половине XVII века: а) развитие сельского хозяйства, торговли и промышленности б) изменения в демографии и социальной структуре в) государственно-политическое развитие г) культура, идеология, духовное развитие Групповая дискуссия 1-2   Эссе, анализ статьи, проверочная работа
СРС:Подготовка к практическим занятиям, дискуссии, написание эссе, анализ научной статьи          
    Тема 2. Великие географические открытия (XV-XVI вв.): причины, этапы, значение.  
- знать причины, ход, значение Великих географических открытий; - уметь работать с исторической картой, анализировать процессы создания колониальной империи; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа   ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 2: Великие географические открытия – начало Нового времени. Причины и предпосылки Великих географических открытий. Великие географические открытия: а) открытие португальскими мореплавателями морского пути в Индию (Б. Диаш, В. де Гама); б) экспедиции Х. Колумба и открытие Америки; в) первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана; г) плавания в Северную Америку. Последствия экспансии европейцев в Америку и страны Востока: а) европейцы и цивилизации Центральной и Южной Америки (майя, ацтеки, инки); б) колонизация Азии и Африки в раннее Новое время; в) влияние Великих географических открытий на жизнь европейцев (экономика, наука, повседневность, мировоззрение и т.д.)   Игра-инсценировка, работа в группах 3-7   доклады, презентации, контурные карты
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, работа с контурной картой, подготовка к игре-инсценировке        
  Тема 3: Культура Возрождения.  
- знать основные факты, термины, понятия, имена эпохи Возрождения; - уметь выделять специфику культуры эпохи Возрождения, анализировать визуальные источники; - владеть навыками компаративного анализа итальянского и северного Возрождения.   ОК-2, ОК-6, ПК-14 Семинар 3: Возрождение: итальянский Ренессанс Возрождение (Ренессанс): понятие, хронологические и пространственные рамки эпохи, периодизация. Итальянское Возрождение: а) предпосылки и условия возникновения ренессансной культуры: - социальные и экономические отношения в Италии XIV – 1 половины XV вв.; - политические предпосылки: город-государство как основа формирования и функционирования культуры Ренессанса; - религиозно-культурная основа: античные и христианские истоки культуры Возрождения б) ренессансный гуманизм: - система взглядов и его отражение в образовании, науке, искусстве; - основные представители гуманизма: Салютати, Бруни, Валла, Альберти, Фичино, Пико делла Мирандола в) литература итальянского Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо г) историко-политическая мысль: Н. Макиавелли д) искусство итальянского Возрождения: - Джотто, Брунеллески, Донателло, Боттичелли; - «три титана» Возрождения: да Винчи, Рафаэль, Микеланджело; - венецианская школа живописи.   Коллоквиум 8-13   Доклады, проверочная работа
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций        
Семинар 4: Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Англия, Франция) Специфические черты Северного Возрождения. Человек, общество, государство, церковь в гуманистической мысли Северного Возрождения (Э. Роттердамский; Ф. Бэкон, Т. Мор; М. Монтень, Э. ла Боэси). Литература и театр (Рабле, Вийон; Сервантес, Лопе де Вега; Чосер, Шекспир). Особенности живописи Северного Возрождения (Ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер). Оценки характера и значения Возрождения.   Работа в группах 14-16   доклады, эссе
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, творческое задание.          
    Тема 4. Мир человека раннего Нового времени.  
- знать отличительные признаки повседневной жизни человека раннего Нового времени; - уметь выделять новое и старое в образе жизни человека данной эпохи, причины и последствия изменений в повседневной жизни европейца; - владеть терминами, относящимися к теме, навыками сравнительного анализа   ОК-2, ОК-6, ПК-14   Семинар 5: Повседневность европейцев эпохи раннего Нового времени Семья и брак. Детство, воспитание детей, образование. Женщина и ее роль. «Охота на ведьм». Среда обитания и жилье. Интерьеры домов представителей разных социальных слоев. Пища, мода и костюм, досуг. Религия в жизни европейца раннего Нового времени. Усиление эсхатологических настроений. Картина мира европейца: новое и старое.   Игра-инсценировка, работа в группах 17-18   доклады, презентации
СРС:Подготовка к практическим занятиям, написание докладов, создание мультимедиа презентаций, подготовка к игре-инсценировке        

 

 
ИТОГО Общий объем дисциплины    
в том числе: Аудиторная нагрузка    
СРС    
  Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация    

 

Примечание:

Основные электронные средства образовательного назначения:

Электронное средство коммуникации Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype и др. Текст, гипертекст, аудио-, видео- и мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, графики и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...