Образование фашистских партий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФАШИЗМ Фашизм является религиозной концепцией, в которой человек рассматривается в его постоянном взаимоотношении с высшим законом и с объективной Волей, которая превосходит отдельную личность и делает ее сознательным участником духовного общества. Рассматривая религиозную политику фашистского режима, только оппортунист не понимает, что фашизм не только система правления, но и, помимо всего прочего, система мышления. Фашизм — историческая концепция, в рамках которой человек является тем, что он есть до тех пор, пока принимает участие в духовном процессе, в котором он опредмечивает себя, в семье или общественной группе, в нации и в истории, в точке пересечения всех наций. Из этого следует великая ценность традиции в памяти, в языке, в обычаях, в примерах общественной жизни. Вне истории человек ничто. Следовательно, фашизм противоположен любым индивидуалистическим абстракциям материалистической природы, таким, как те, которые бытовали в XVIII в.; и он противоположен всяким якобинским утопиям и нововведениям. Он не считает, что «счастье» возможно на земле, как казалось в желаниях экономической литературы XVIII в., и, следовательно, он отбрасывает все телеологические теории, согласно которым человечество в некоторый период истории достигнет определенного стабильного состояния. Это подразумевает, что человек находится вне истории и жизни, которая является постоянным изменением и становлением. С политической точки зрения, фашизм стремится быть реалистической доктриной; практически, он ищет решение только тех проблем, которые сами возникают исторически и которые сами находят или предлагают свои собственные решения. Действовать среди людей значит действовать в естественном мире, необходимо включиться в процесс реальности и управлять уже действующими силами.
В отличие от индивидуализма, фашистская концепция выступает за государство и за индивида до тех пор, пока он соответствует государству, которое является сознанием и универсальной волей человека в его историческом существовании. Она — противоположность классическому либерализму, который возник как необходимость противодействия абсолютизму и который ставит свою историческую цель в конец, когда государство трансформируется в сознание и волю народа. Либерализм отрицает государство в интересах отдельного индивида; фашизм вновь подтверждает, что государство есть истинная реальность личности. И если свобода является атрибутом реального человека и не той абстрактной марионеткой, рассматриваемой индивидуалистическим либерализмом, то фашизм — за свободу, и только за ту свободу, которая реальна, свободу государства и личности в государстве. Следовательно, для фашиста все — в государстве, и ничто человеческое или духовное, если оно имеет хоть какую-нибудь ценность, не существует вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство, собравшее воедино все ценности, объясняет, развивает и придает силу целой жизни народа. Вне государства не может быть ни индивидов, ни групп (политических партий, союзов, синдикатов, классов). Следовательно, фашизм противоположен социализму, который ограничивает движение истории классовой борьбой и игнорирует единство классов, представленное в единой экономической и нравственной реальности в государстве; и по аналогичным причинам он противоположен классовому синдикализму. Фашизм признает ту острую необходимость, в результате которой появились социалистическое и синдикалистское движения, но в то же время считает необходимым поставить их стремления под контроль государства и дать им цель внутри корпоративной системы интересов, согласованной с единством государства.
Индивиды формируют классы согласно схожести их интересов, они формируют синдикаты в соответствии с различными видами экономической деятельности, соответствующей этим интересам, по прежде всего и независимо от всего остального, они формируют государство, которое нельзя мыслить как количественную сумму индивидов, составляющих большинство нации. И, следовательно, фашизм противоположен демократии, которая уравнивает нацию по большинству, сводя ее до уровня этого большинства; во всяком случае, чистая демократия рассматривает население качественно, а не количественно, как наиболее мощную идею (наиболее мощную, как наиболее нравственную, наиболее согласованную, наиболее истинную), которая действует внутри нации в виде сознания или воли нескольких, даже одного, которая в идеале стремится стать деятельной в сознании и воле всех — т.е. всех тех, кто правильно, в соответствии с разумом природы, образует нацию, историю или расу и придерживается той же линии в развитии и духовном формировании как одного сознания и одной-единственной воли. Ни как раса, ни как географически определенный регион, но как сообщество увековечивает себя, множество объединенных единой идеей, являющейся волей к существованию и к власти — сознанием себя личностью. Эта высшая личность является нацией тогда, когда она организована в государство. Это не нация, создающая государство, как это было описано в старой натуралистической концепции, послужившей основой политических теорий национальных государств в XIX в. Скорее это нация, созданная государством, которая дает людям сознание их собственного нравственного единства, волю и, следовательно, эффективное существование. Право нации па независимость происходит не из литературного и идеального сознания их собственного бытия, и еще в меньшей степени из более или менее бессознательного и инертного принятия de facto (фактической) ситуации, а из активного сознания, из действующей политической воли и готовности продемонстрировать свое собственное право, т.е. из уже существующего государства. Государство, фактически, в качестве универсальной этической воли является создателем права.
Нация как государство является этической реальностью, которая существует и живет до тех пор, пока развивается. Прекратить ее развитие значит убить ее. Следовательно, государство является не только властью, которая управляет и издает законы и придает ценность духовной жизни индивидуальной воли, но это также сила, которая делает их волю более уверенной, делая ее известной и почитаемой, иными словами — демонстрируя факт ее универсальности во всех необходимых направлениях развития. Оно, следовательно, есть организация и экспансия по крайней мере фактически. Таким образом его можно уподобить человеческой воле, не знающей предела развития и реализующейся в процессе познания своей собственной неограниченности. Фашистское государство, высшая и наиболее могучая форма личности, является силой, но силой духовной, которая наследует все формы нравственной и интеллектуальной жизни человека. Следовательно, она не может ограничиваться лишь функциями порядка и надзора, как предполагает либерализм. Это не простой механизм, который ограничивает сферу предполагаемых свобод индивида. Это форма, внутренний образец и дисциплина всего человека; она насыщает и волю и интеллект. Этот принцип, главный вдохновитель живущей в цивилизованном сообществе человеческой личности, проникает вглубь и занимает определенное место в сердце человека, будь то мыслитель, художник или ученый: это душа души. Говоря вкратце, фашизм не только издает законы и основывает институты, но обеспечивает образование и покровительствует духовной жизни. Он стремится преобразовать не формы человеческой жизни, а ее содержание, самого человека, его характер, веру. И с этой целью ему необходима дисциплина и власть, которые могут проникнуть в души людей и править там беспрепятственно. Именно поэтому его символом являются прутья ликторов, — знак единства, силы и справедливости. БЕНИТО МУССОЛИНИ. «Доктрина фашизма»
ФАШИЗМ — политическое движение XX в., которое возникло в 1919 г. в Италии под предводительством Муссолини и акцентировало первичность нации или народа. Оно противопоставляло себя политическим движениям левого толка и стремилось возродить древнюю славу итальянского народа. Впоследствии термин фашизм стал широко применяться для обозначения правых народных движений, которые восхваляют военную силу и используют полицейскую власть государства для подавления несогласных или оппозиции. Само слово происходит от латинского термина, обозначающего пучок прутьев, связанных вместе — фашина, который был символом партии Муссолини. В то же время порожденное наполеоновскими войнами политическое переустройство высвободило культурные силы, которые сдерживались при старом, имперском порядке. Национальности — т.е. люди с общим языком, культурой и историей — начали все настойчивее выступать за политическую независимость. Чехи, поляки, словаки, венгры, сербы, румыны, эстонцы, литовцы, хорваты — каждая группа со своим особым стилем культуры и общества — потребовали, чтобы им предоставили возможности самим определять свою судьбу. В XIX в. произошел резкий подъем интереса к музыке и литературе разных народов, а вместе с отвержением традиций высокой латинской культуры начался возврат к временам Римской империи. Сказки братьев Гримм, этюды Шопена, пересмотр арийской или тевтонской культуры — все было проявлением этого поиска основ самобытной культуры народов Центральной Европы. В первые годы этого движения учение о народе или о нации оказало прогрессивное и освободительное влияние на Европу. Но поворотным пунктом процесса стали огромные сдвиги, произведенные первой мировой войной. Последствия так называемой «войны войн» привели к тому, что стало постепенно расшатываться политическое единство Европы и был нанесен сильнейший удар се экономике. Поиски культурного единства стали принимать темные оттенки цветового спектра политического абсолютизма. Экономическая депрессия и общественное расслоение благоприятствовали возрастанию стремления к единству, что подогревалось ненавистью к иностранцам и отвержением индивидуалистской доктрины либерализма. Наиболее известной формой новой организованности был, разумеется, национал-социализм Адольфа Гитлера в Германии. Но за целое десятилетие до прихода Гитлера к власти Бенито Муссолини дал доктрине имя, фашизм, и родину — Италию. Муссолини нельзя назвать политическим философом в полном смысле слова, но он постулировал фундаментальные положения фашизма точнее и недвусмысленнее любого другого политического лидера. В этом подробном отрывке из работы Муссолини «Доктрина фашизма» мы найдем вес ключевые элементы фашизма: возвеличивание государства, антилиберализм, тоталитаризм и прославление войны, а не мира, борьбы, а не согласия.
БЕНИТО МУССОЛИНИ (1883-1945) был основателем и вождем итальянского фашистского движения. Правил Италией, сначала как премьер, позже как диктатор, с 1922 до свержения в 1943. Два года спустя был захвачен бойцами итальянского подполья и убит. Муссолини был первым фашистским лидером в Европе, несмотря па то, что занимал второе место после Адольфа Гитлера в германо-итальянском альянсе, в альянсе, который начал и вел в Европе вторую мировую войну. Как и Гитлер, Муссолини был врагом либеральной политики, стиля жизни и экономической политики, которая процветала в большей части Европы и в Америке после первой мировой войны. Италия была глубоко религиозной страной, и Муссолини заключил соглашение с папством, заручившись его поддержкой или в конечном счете молчаливым согласием этой основной силы итальянской жизни. ИСТОКИ ФАШИЗМА Фашизм (в разных странах он именовался по-разному: фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и т. д.) — историческое явление, которое возникло в XX в. как реакция на проблемы, не решённые эпохой и другими идейными системами. Психологической основой для фашистских настроений стало так называемое бегство от свободы, по определению философа Эриха Фромма. «Маленький человек» ощущал одиночество и беспомощность в «атомизированном обществе», где властвовали безликие экономические законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с социальным окружением были разорваны. Утратив соседское, семейное, общинное единство, люди нередко находили ему замену в чувстве сопричастности нации, авторитарной и военизированной организации, тоталитарной идеологии (см. дополнительный очерк «Тоталитаризм»), могущественному государству и его вождям. Не меньшую роль в развитии нового движения сыграли экономичеекая и политическая нестабильность в европейских странах после окончания Первой мировой войны. Социальную базу фашизма составили главным образом мелкие и средние предприниматели. Они разорялись в ходе конкуренции с крупными собственниками и в то же время питали страх перед организованным движением наёмных работников, требовавших уничтожить частную собственность. Фашисты и связанные с ними общественные слои отвергали существующее положение: правление олигархии, засилье профсоюзов, дезорганизующих экономику с помощью забастовок. Они устраивали многолюдные демонстрации и уличные бои со своими противниками, не обращая внимания на принципы законности и конституционной демократии. Но это был своеобразный «радикализм середины», радикальный конформизм доведённых до отчаяния представителей мелкого бизнеса, готовых пойти на кровопролитные беспорядки ради восстановления порядка. Поддержку движению оказала и значительная часть демобилизованных фронтовиков. Автор исследования «Взлёт и падение Третьего рейха» Уильям Ширер отмечает, что ряды фашистов «стала пополнять армия демобилизованных солдат... будучи вырванными из мирной жизни в 1914 году, они не могли найти работу и место в современном обществе, война закалила и в то же самое время ожесточила их». Постепенно фашисты сумели расширить своё влияние и на другие слои населения, однако именно две данные группы составили прочную опору движения. ОБРАЗОВАНИЕ ФАШИСТСКИХ ПАРТИЙ Наибольшее развитие фашизм получил в Италии и Германии. В Италии Национальную фашистскую партию организовал в 1919г. Бенито Муссолини (1883—1945), в прошлом лидер Итальянской социалистической партии, который перешёл на позиции крайнего национализма. Объединив бывших фронтовиков и разорившихся мелких собственников, итальянское фашистское движение быстро распространилось на другие слои населения и развернуло кампанию террора против своих политических противников — профсоюзов, социалистов, анархистов и коммунистов. В ходе более чем трёхлетней «ползучей» гражданской войны, повлёкшей за собой гибель многих тысяч людей, фашисты сумели стать влиятельной силой. Они заставили считаться с собой переживавшие кризис старые политические элиты, которые в октябре 1922 г. передали им власть. После демонстрации силы («поход на Рим» фашистских отрядов) Муссолини возглавил правительство Италии, получил диктаторские полномочия (став вождём — дуче) и установил в стране фашистский режим, сохранившийся до поражения Италии во Второй мировой войне. В Германии, униженной поражением в Первой мировой войне и в особенности условиями Версальского мирного договора 1919 г. (см. статью «Версальский мир» в дополнительном томе «История XX века. Зарубежные страны» серии «Энциклопедия для детей»), разорённой экономическими кризисами начала 20-х гг. и 1929—1932 гг., фашистские организации и группировки росли как грибы после дождя. К 1928 г. гегемонию в этом лагере захватила одна из них — созданная в 1919 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) во главе с бывшим военным Адольфом Шикль-грубером (Гитлер; 1889—1945). Собрав на выборах 1932 г. более 30 % голосов избирателей, она превратилась в наиболее влиятельную партию Германии. 30 января 1933 г. Гитлер сформировал национал-социалистическое (нацистское) правительство и стал рейхсканцлером и фюрером — вождём немецкого народа. По примеру Италии и Германии в 20—30-х гг. фашистские режимы были установлены во многих других странах мира. Среди них по размаху террора выделялась диктатура генерала Франсиско Франко Баамонде в Испании (1939—1975 гг.), виновная в гибели около 1 млн человек. ИДЕИ ФАШИЗМА СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ. В основе фашистского мировоззрения лежало понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, борьбы за существование. Побеждает всегда сильнейший — таков высший закон мироздания. Социальная гармония заведомо невозможна, а война — высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Эту мысль ярко выразил итальянский писатель, лидер и теоретик нового художественного направления — футуризма Филиппо Маринетти, ставший позднее фашистом: «Да здравствует война — только она может очистить мир!». «Живите опасно!» — любил повторять Муссолини. Но если в центре либерального социал-дарвинизма стояла личность, конкурирующая с другими, то в центре фашистской доктрины находился коллектив. УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛИЗМ. Личность следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому — нации. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа НСДАП провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчёркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я" к ощущению „мы"», от либеральных прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом. Нация — это «высшая личность», государство — «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство — «высшая и самая мощная форма личности» — так выразил ключевую идею фашизма Муссолини. Но в различных направлениях новой идеологии сущность нации понималась по-разному. Для итальянских фашистов определяющим моментом были «единое сознание и общая воля», носителем которых считалось национальное государство. «Для фашиста всё в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, — учил итальянский дуче. — В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает её ритм». Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию — так называемую расовую теорию. Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения видов. Смешение (метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть. Это, по мнению нацистов, соответствует стремлению природы к развитию вида и улучшению породы. В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Природа сурова к слабым. Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и как следствие снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», -утверждал Гитлер в своей книге «Моя борьба». Отсюда делался вывод о необходимости «расовой гигиены», очистки и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». «Неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, не имеющие собственного государства, — евреи и цыгане. НЕРАВЕНСТВО. Муссолини заявлял, что «неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей». Гитлер в одной из бесед пояснил: «Не устранять неравенство между людьми, но усугубить его, поставив непроницаемые барьеры. Какой вид примет будущий социальный строй, я вам скажу... Будет класс господ и толпа разных членов партии, размещённых строго иерархически. Под ними — анонимная масса, низшие навсегда. Ещё ниже — класс побеждённых иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия...». Фашисты обвиняли демократию в «тирании числа» (господство большинства над лучшими), в ориентации на равенство, в слабости, неэффективности и «коллективной безответственности». Они требовали установить «организованную демократию», при которой подлинная воля народа находит своё выражение в национальной идее, реализуемой фашистской партией. Такая партия, «тоталитарно управляющая нацией», приведёт отдельные социальные слои или группы к общему служению и полностью сольётся с государством. Демократические волеизъявления в форме выборов излишни. Согласно принципу «вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких рангов концентрируют в себе «волю нации». Принятие решений верхами (элитой) и бесправие низов считались в фашизме идеальным состоянием. В отличие от большевиков, использовавших схожие методы управления обществом, фашисты не ставили под вопрос принципы частной собственности, рынка, наёмного труда. Они выступали за «здоровый и производящий» «национальный» капитал в противовес «паразитическому» и «антинациональному». Интересы различных общественных слоев и классов, в частности предпринимателей и наёмных работников, считались не противоречащими друг другу, а взаимодополняющими, что должно быть закреплено в виде соответствующей организации. ЕДИНСТВО НАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Одной из базовых в идеологии фашизма была идея единства нации-государства. Каждой социальной группе с общими экономическими задачами (прежде всего предпринимателям и трудящимся одной и той же отрасли) надлежало образовать «корпорацию», или «сословие». Социальное партнёрство труда и капитала объявлялось основой производства в интересах нации. Немецкие нацисты провозгласили труд (включая предпринимательство и управленческую деятельность) социальным долгом, охраняемым государством. «Первая обязанность каждого гражданина государства, — гласила программа нацистской партии, — трудиться духовно и физически ради общего блага». Социальные отношения должны зиждиться на «верности между предпринимателем и коллективом, как между вождём и ведомыми, для совместного труда, выполнения производственных задач и на благо народа и государства». В рамках фашистского корпоративного государства предприниматель рассматривался как «вождь производства», ответственный за него перед властью. Наёмный работник обязан был проявлять усердие, поддерживать дисциплину и заботиться о повышении производительности труда. Не повинующихся или сопротивляющихся ждало жестокое наказание. Со своей стороны государство гарантировало право на труд, право на отпуск, пособия, премии, страхование и т. д. Подлинный смысл системы сводился к тому, чтобы работник отождествлял себя со «своим» производством через «национально-государственную идею». Представления о желательности сословной структуры общества фашисты заимствовали у консерватизма. Однако они, в отличие от консерваторов, делали ставку на постоянную активность масс, направляемых государством. Популизм — способ политического действия, основанный на прямом обращении к широким народным массам с целью получить их поддержку и привлечь к решению политических и общественных проблем. Популизм обычно связан с наличием сильного авторитарного харизматического лидера, принимающего решения по всем основным вопросам, тогда как массам отводится роль исполнителей его воли. Харизма (греч. «милость», «божественный дар») — исключительная одарённость; харизматический лидер — человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме. Национализм — идеология и политика, основанные на противопоставлении одних народов и национальностей другим, пропаганде национальной исключительности и национального превосходства. ЭРНСТ ЮНГЕР О ВОИНЕ Немецкий философ Эрнст Юнгер (1895—1998) придавал огромное позитивное значение войне, которая, как он считал, является неотъемлемой частью жизни. Война заставляет нацию мобилизовать все силы для борьбы с врагом и таким образом обеспечивает возможности для её развития, прогресса. Юнгер писал: «Командующему эскадрильей, отдающему в ночном небе приказ к воздушной атаке, уже не ведома разница между теми, кто участвует в битве, и теми, кто не участвует в ней, и смертельное газовое облако, подобно стихии, простирается над всем живым. Возможность подобной угрозы, однако, предполагает уже не частичную и не всеобщую, но тотальную мобилизацию, которая распространяется даже на дитя в его колыбели. Ему грозит та же и даже большая опасность, чем всем остальным...». Взгляды Юнгера оказали определённое влияние на интеллектуальный климат Германии и способствовали принятию немецким обществом нацизма. ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. Фашистские режимы стремились опереться на широкие народные массы, пронизанные обязательной для всех идеологией. С помощью разветвлённой сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий государство старалось полностью преобразовать самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и характер, воздействовать на его поведение. Пресса, радио, кино, спорт, искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, призванной мобилизовать массы на решение политических, производственных и военных задач. Эрнст Юнгер пророчески восклицал в 1930 г.: «Достаточно только окинуть взором всю нашу жизнь, во всей её... безжалостной дисциплине, с её дымящимися и пылающими районами... с многомиллионными городами, чтобы, исполнившись удивления, понять: здесь нет ни одного атома, который не находился бы в работе, да и сами мы, в сущности, отданы во власть этому неистовому процессу!». Впрочем, существовало и другое мнение. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889— 1976), говоря о попытках фюрера мобилизовать нацию с помощью публичных истеричных выступлений, замечал, что фашизм — это непрерывный скандал. ПОПУЛИЗМ. Фашисты, обращаясь к разным общественным группам, говорили именно то, что встречало сочувствие этих групп. Но далеко не всегда сами верили в то, что говорили. Следует отметить наличие у них жёсткого идейного ядра и мягкой идейно-пропагандистской оболочки, позволявшей влиять на общество. Популизм стал важнейшей частью политики фашистов, без него была бы невозможна тотальная мобилизация. Первоначально программы фашистских движений содержали ряд предложений, направленных против крупных собственников, концернов и банков. Реализация этих предложений должна была существенно улучшить положение мелкого бизнеса, создать социальное государство, ликвидировать нищету и даже позволить рабочим участвовать в управлении производством. Так, итальянфашисты обещали в 1919 г. ввести прогрессивный налог на доходы, конфисковать часть прибылей крупных предпринимателей, установить восьмичасовой рабочий день, обеспечить участие рабочих в управлении фабриками, национализировать некоторые заводы. Германские национал-социалисты в 1920 г. требовали уничтожить «процентное рабство», финансовую ренту, прибыли монополий и крупные универмаги, что создало бы благоприятные условия для мелких предпринимателей. Они также выступали за участие рабочих в прибылях предприятий, конфискацию доходов спекулянтов, огосударствление крупных частных компаний и ликвидацию безработицы. На практике всё оказалось иначе. В 1921 г. Муссолини призвал к «разгрузке» государства от хозяйственных задач, к приватизации путей сообщения и средств связи. Он отказался от большинства своих обещаний по созданию социального государства. В конце 20-х — начале 30-х гг. дуче вновь выступил за усиление государственного вмешательства в экономику. По-прежнему считая частную инициативу фактором, «наиболее действенным и полезным для национального интереса», он расширял участие государства там, где считал деятельность частных предпринимателей неэффективной. Наемных рабочих так и не допустили куправлению фабриками, а в 1927 г. запретили забастовки. Вскоре, после того как итальянские фашисты пришли к власти, они ввели восьмичасовой рабочий день. Но уже в 1926 г. в некоторых отраслях промышленности он был отменён. В Германии после победы нацистов несколько сотен тысяч мелких собственников получили должности в бюрократическом аппарате государства. Однако партия отказалась от лозунгов, направленных против большого бизнеса, и пошла по пути сращивания предпринимательской и финансовой элиты с партийной верхушкой. Недовольных во главе с лидером штурмовых отрядов Эрнстом Рёмом уничтожили в 1934 г. Социальное государство было создано, а безработица ликвидирована. Но наёмные работники лишились права на забастовку, которое имели при демократии, а рабочий день длился в среднем 12 часов. Огромную роль в нацистской пропаганде играли утверждения о необходимости офаничить рост и влияние крупной промышленности и городов, о защите интересов села, подвергавшегося эксплуатации со стороны городских спекулянтов. Поверив антииндустриальным и антиурбанистическим лозунгам, крестьянство (составлявшее 29 % населения Германии) оказало поддержку нацистам. Эти же лозунги привлекли часть интеллигенции и студенчество. Такого рода настроения выразил выдающийся немецкий публицист и поэт Готфрид Бенн, объясняя, почему он поддержал нацистов в 1933 г.: «Народ — это так много! Своим духовным и экономическим существованием, своим языком, своей жизнью, своими отношениями с людьми, всеми своими мыслями и представлениями я обязан прежде всего моему народу. Из него вышли предки, в него возвратятся потомки. И поскольку я вырос в деревне, среди полей и стад, я ещё знаю, что такое Родина. Большой город, индустриальное общество, интеллектуализм, все тени, которые отбрасывает эпоха в моё сознание, вся мощь этого столетия, которой я предстою в моём творчестве, — бывают мгновения, когда вся эта вымученная жизнь исчезает и не остаётся ничего — только равнина, простор, времена года, земля, простое слово „народ". Вот откуда моя решимость предоставить себя в распоряжение того, чему Европа... отказывает в малейшем признании. Пришла пора испытаний, общество сплотилось, и теперь каждый, и в том числе литератор, в одиночку и сам для себя должен сделать выбор: личные пристрастия или равнение на государство. Я выбрал последнее и связал свою судьбу с этим государством...». В этом высказывании причудливо смешались привязанность к малой родине, к солидарным и при-родосообразным формам существования человека и стремление полностью отождествить свои интересы с многомиллионным немецким народом (растворившись в нём) и германским государством, якобы являющимся проводником воли и интересов этого народа. Но, придя к власти, нацисты и не думали следовать своим антиурбанистическим лозунгам. Напротив, они стали вкладывать огромные средства в развитие тяжёлой промышленности, городского хозяйства, транспорта. ПРИНЦИП ФЮРЕРСТВА. Придя к власти, национал-социалисты ликвидировали демократическое устройство Германии. Веймарскую республику (1919—1933 гг.) сменило государство, основанное на принципе фюрерства — вождизма. Решения по всем вопросам принимались не большинством голосов, а «ответственным вождём» на соответствующем уровне в духе правила: «авторитет сверху вниз, ответственность снизу вверх». Формально Конституция 1919 г. продолжала действовать, но нацисты внесли в неё коренные изменения и упразднили ряд её принципиальных положений. Прежде всего принятый ими декрет «О защите народа и государства» (28 февраля 1933 г.) ликвидировал гарантии личных прав и свобод (свобода слова и печати, объединений и собраний, тайна переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность жилища и т. д.). Если в республиканской Германии законы принимались парламентом (рейхстаг) при участии представительного органа земель (рейхсрат) и президента, то Закон о преодолении бедственного положения народа и рейха от 23 марта 1933 г. разрешил их издавать и правительству, Допускалось, что законы могут расходиться с конституцией страны, если только не касаются учреждений рейхстага. Тем самым законодательная власть парламента свелась на нет. Немецкий юрист Э. Р. Хубер подчёркивал в 1939 г., что это был «первый Основной закон нового рейха... Его ядро — объединение законодательной и исполнительной власти в одних руках. Это акт... отрицающий всё конституционное развитие Запада... разрушающий понятие конституционного государства XIX века». В течение весны — лета 1933 г. режим распустил или заставил самораспуститься все политические партии, кроме правящей. 14 июля 1933 г. создание новых партий было официально запрещено законом. С 12 ноября 1933 г. рейхстаг как орган народного представительства избирался уже по единому списку нацистской партии. С исчезновением оппозиции парламент превратился в простого статиста при правительстве. В 1936 г. один из современников писал о рейхстаге как о «собрании политически благонадёжных людей, которые своим согласием должны придавать особый вес решениям руководства в стране и за рубежом». Верховным органом власти стало правительство рейха, возглавляемое рейхсканцлером. Нацисты уничтожили федеративную структуру Германского государства. По Закону об унификации земель в рейхе от 7 апреля 1933 г. президент по представлению рейхсканцлера утверждал наместников в землях (субъекты Федерации). Наместники были ответственны перед рейхсканцлером. Они получали право назначать глав правительств земель и утверждать членов этих правительств, распускать земельные парламенты, назначать новые выборы, вводить в действие земельные законы, председательствовать на заседаниях земельных правительств и т. д. Закон о новом устройстве рейха (30 января 1934 г.) распустил земельные парламенты и передал земельный суверенитет рейху, подчинил земельные правительства центральному правительству. НАЦИСТСКАЯ ПАРТИЯ. Особое место в системе нацистского рейха занимала НСДАП (в переводе Национал-социалистическая рабочая партия). Закон об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 г. объявил её «носителем германской государственной идеи». Нацистский режим провёл унификацию всех существующих общественных (профессиональных, кооперативных, гражданских и др.) организаций. Их заменили специализированные подразделения нацистской партии: Штурмовые отряды (СА), Охранные отряды (СС), Гитлеровская молодёжь, Национал-социалистический моторизованный корпус, Национал-социалистический корпус лётчиков, Национал-социалистический немецкий союз студентов, Национал-социалистические женщины, а также Организация национал-социалистических ячеек на производстве и Национал-социалистическая организация ремесленников и торговцев. Административное деление партийной структуры не совпадало с административно-территориальной структурой государства: страна была разделена на партийные области (гау), во главе которых стояли гауляйтеры. Именно гауляйтеры часто назначались наместниками рейха в землях. Позднее, в 1939 г., земли были упразднены и полностью заменены гау. Таким образом, партийная и административная власти на местах в значительной мере слились. СОСЛОВИЯ. Программа НСДАП обещала создать сословное государство. Такие имперские сословия были образованы при нацистской партии: Национал-социалистический немецкий союз врачей, Национал-социалистический неме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|