Мистика в немецком национал-социализме
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Возникновение и развитие нацизма тесно связаны с мистическими идеями. Как утверждают некоторые исследователи, у нацизма имелись особые, оккультные корни, почти неизвестные непосвящённым даже из его собственных рядов. Французские исследователи Жак Бержье и Луи Повель, посвятившие мифологии нацизма книгу «Утро магов», писали: «Нацистская магия спряталась под техникой. Магический дух фашизма вооружился всеми рычагами материального мира... Нацизм в своём роде — это магия плюс танковые дивизии». «Тот, кто постигает национал-социализм лишь как политическое явление, мало о нём знает...» — говорил Гитлер. У истоков нацистских групп стояли оккультно-расистские организации, такие, как Германский орден, Орден рыцарей святого Грааля и Общество Туле. В их среде пропагандировались теософские идеи о древнейшем тайном знании, которое якобы хранится где-то на Востоке. Теософы уверяли, будто учители этой высшей цивилизации укрылись в пещерах Гималаев и основали секретные центры знания — Агарти и Шамбалу. Последняя командует стихиями и народами и способствует приближению человечества к «шарниру времени». Маги — вожди народов могут заключить с Шамбалой союз, принося клятвы и жертвы. Ознакомившись с теософскими идеями, немецкий офицер Карл Хаусхофер и его друзья из Общества Туле (поэт Дитрих Эккарт, будущий идеолог нацизма архитектор Альфред Розенберг, будущий заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс и др.) придали им националистическую окраску в духе «ариософии». Возведя индоевропейский (арийский) народ к цивилизации Гоби, хранимой в Шамбале, они утверждали, что знание о древнейших временах и магических цивилизациях сверхлюдей накапливалось на легендарном арийском острове Туле, теперь невидимом. Вернув это знание, символом которого является свастика, можно дать Германии власть над миром и сделать из неё провозвестницу грядущего Сверхчеловечества.
При Обществе Туле был организован политико-пропагандистский филиал «Свободный немецкий комитет борьбы за германский мир». В январе 1919 г. комитет объединился с «Политическим рабочим кружком» в Немецкую рабочую партию, впоследствии переименованную в Национал-социалистическую рабочую партию Германии. В неё влились и представители армейских кругов, включая будущего фюрера Адольфа Гитлера, ставшего учеником Эккарта и Розенберга. Настало время для новых сверхлюдей, считали «посвяшённые» нацисты. Мир стоит на пороге мутации, которая даст человеку могущество богов. Гитлер говорил близко знакомому с ним нацисту Раушнингу: «...творение не закончено, и человек явно близится к фазе трансформации. Старая человеческая порода уже вошла в стадию упадка. Каждые 700 лет люди поднимаются на новую ступень. Вся творческая сила сосредоточивается в новой расе, которая прогрессирует, в то время как старая исчезает... Мы у шарнира времени. На планете произойдёт переворот, которого вы, непосвящённые, не в силах понять... Происходит нечто несравненно большее, чем явление новой религии... Близится к концу солнечный период, и уже заметны первые сигналы появления сверхчеловека». Так вешал фюрер, считавший себя пророком и провозвестником нового человечества, очистителем Земли от «низших рас» уходящих эпох, которые «отстоят от нас дальше, чем животные». Только истинная раса призвана познать следующий цикл и поддерживать равновесие космических сил. Несколько новых сверхлюдей уже существуют, полагали нацистские «маги». «Новый человек уже живёт среди нас! Он здесь! — заявил Гитлер Раушнингу. — Скажу по секрету: я видел нового человека! Он смел и жесток. Я ощутил страх в его присутствии...» Говоря это, фюрер дрожал, как в экстазе.
«Я открою вам секрет — я создаю Орден», — сказал Гитлер собеседнику. Таким «Орденом» нового мистического учения стала система Охранных отрядов (СС) со всеми её многочисленными ступенями — от непосвящённых исполнителей до высшего круга носителей тайного знания. Членам СС запрещали жениться без разрешения властей СС; они были подсудны только трибуналам СС. В самом низу Охранных отрядов находились различные военные и подготовительные формирования, сравнимые с низшими ступенями духовно-рыцарских орденов. Выше стояли носители знака «Мёртвая голова». На специальных курсах семинаров «Напола», где учили «верить, повиноваться, сражаться», «принимать и давать смерть», отбирали достойных кандидатов в школы — бурги. Там приносили обеты, которые называли церемониями «густого воздуха». Никаких описаний ритуалов не сохранилось. Гитлер называл бурги школами посвяшения первой ступени. «Оттуда выйдут люди второй ступени, ступени Человека-бога. Человек-бог, великолепное лицо Существа, будет подобен иконе культа. Но есть и ешё ступени, о которых мне не дозволено говорить». В будущем планировалось создать города и селения ветеранов СС, не подчиняющиеся никакой иной власти, кроме СС, и даже «образцовое государство СС» — Бургундию. Как объяснял в марте 1943 г. глава СС Генрих Гиммлер, это государство должно иметь свои армию, законы, монету и почту. «Официальным языком будет, конечно, немецкий. Править будет только СС, национал-социалистическая партия не будет иметь в Бургундии никакой власти. Мир будет потрясён и восхищён государством, в котором будут применены наши концепции». В 1935 г. СС подчинила себе созданный в 1933 г. Институт изучения наследственности «Аненэрбе». Он стал заниматься «изысканиями в области локализации духа, деяний, наследства индогерманской расы» и их популяризацией. В январе 1939 г. Гиммлер включил институт в СС, а его руководителей — в свой личный штаб. К этому времени «Аненэрбе» располагал 50 научными центрами. Бержье и Повель утверждали, что Германия истратила на работы «Аненэрбе» больше денег, чем США на разработку атомной бомбы. «Изыскания велись с колоссальным, поражающим воображение размахом — от чисто научной работы в точном, обычном смысле слова до исследования оккультных тайных обществ, систем и практики оккультистов, до вивисекции на пленных, до разведки...» Сотрудники изучали древние тексты, организовывали археологические работы в Южной Франции, где хотели найти святой Грааль, и экспедиции в Тибет на поиски Шамбалы, пытались оккультными методами определить, где находится арестованный в Италии Муссолини. Из Тибета были доставлены образцы «арийских» лошадей и «арийских» пчёл, собирающих особый мёд. Генеральный директор «Аненэрбе» полковник СС Вольфрам Сивере руководил опытами над заключёнными концлагерей и был признан виновным в массовом геноциде цыган. Базой для «оборонных» исследований «Аненэрбе» служил концлагерь Дахау. Работа института обошлась человечеству в сотни тысяч жизней.
Мистические силы не помогли Гитлеру... Инвестиции противников нацизма в производство оружия и разработку его новых видов оказались эффективнее, и война закончилась плачевно для Германии. ТОТАЛИТАРИЗМ Некоторые исследователи называют режимы СССР, нацистской Германии, фашистской Италии, маоистского Китая и ряда других стран тоталитарными. Они полагают, что данные общественно-государственные системы можно объединить в одну группу. Так думает, например, известный американский политолог Збигнев Бжезинский. Он выделяет несколько основных признаков тоталитарного строя, отличающих его от иных общественных систем. Это централизованный контроль государства над обществом, и прежде всего над экономикой, господство одной массовой партии с харизматическим лидером, одна обязательная для всех идеология, система массированной идеологической обработки населения целиком подконтрольными режиму СМИ и, наконец, террористический полицейский контроль. Ханна Арендт отмечает, что основными элементами тоталитарной системы являются «атомизирован-ные» массы, лишённые горизонтальных связей и полностью подчинённые государству, тоталитарные массовые движения, тоталитарная пропаганда, обязательная для всех идеология, террор, концлагеря. «Всё, что мы знаем о тоталитаризме, — подчёркивает Арендт, — демонстрирует такую ужасающую оригинальность, которую не могут преуменьшить никакие притянутые за уши исторические параллели». Уничтожение людей в условиях тоталитаризма превратилось в рутину, стало чем-то вроде работы механических станков. Этот геноцид сопровождался такими, например, заявлениями: «Между собой мы можем называть веши своими именами... Я имею в виду... истребление еврейской расы... Большинство из вас должны знать, что это значит, когда рядами один к одному лежат 100 трупов, или 500, или 1000. Выдержать всё это до конца и остаться при этом порядочными людьми, за некоторыми исключениями, что называются подчас человеческой слабостью, — вот что делает нас твёрдыми...» (из выступления шефа СС Генриха Гиммлера перед эсэсовскими генералами в Познани 4 октября 1943 г.). Или: «Другим усовершенствованием, сделанным нами, было строительство газовых камер с разовой пропускной способностью 2 тысячи человек, в то время как в десяти газовых камерах Треблинки можно было истреблять за один раз по двести человек в каждой» (из показаний Рудольфа Хесса, начальника лагеря Освенцим, на судебном процессе в Нюрнберге).
Подобного рода отношение к своим жертвам было свойственно и большевистскому режиму в СССР. «Обширное крестьянское восстание в Рязанской губернии... вызвано нашими безобразиями, — отмечал в 1918 г. крупный большевистский чиновник Овсянников. — Оно не затронуло только два уезда — Скопинский, где проводилась мягкая политика, и Данковский, в котором невероятным террором... задавлено всё... С крестьянством можно об щаться только двумя способами или пряником, или палкой до бесч ствия». «Бесспорно, приннипиальн наш взгляд на казаков как на элеме чуждый коммунизму и советск идее, правилен, — писал в 1915 другой высокопоставленный болы вик, И. Рейнгольд. — Казаки по крайней мере огромную их часть надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду то обстоятельства, что мы имеем де с воинственным народом». Однако многие могут сказать, что при тоталитарном режиме испытывали чувство единения, чувство причастности к великим события, что люди были меньше отчуждены друг от друга, чем теперь. В рамках тоталитаризма сочетаются, казалось бы, несочетаемые веши — холодная жестокость и чувство солидарности. В отличие от авторитарных режимов, которые допускают существование полусамостоятельных общественных единиц (обшины, союзы, ассоциации), тоталитарная власть осознанно стремится уничтожить любые горизонтальные связи между индивидами и не допустить возникновения каких-либо пространств, свободных от государственной опеки. Государство в таком случае мыслится как регулятор или даже заменитель всех взаимоотношений, вплоть до самых интимных (например, в Советском Союзе семейные проблемы нередко обсуждались и разрешались на заседаниях партийных комитетов). Тоталитарное государство при этом опирается на стимулируемую и направляемую им самим массовую инициативу снизу.
Внутренний стержень тоталитаризма современный израильский историк Яков Тальмон называет «активной несвободой».Если классический восточный деспотизм и иные авторитарные режимы основаны на принципе «пассивной несвободы» — запрете делать что-либо конкретное, то тоталитаризм утверждает «активную несвободу», т. е. подводит личность или коллектив к такому состоянию, при котором они бы сами делали только то, что им следует делать по мнению вождей. Но это было бы невозможно, если бы тоталитаризм не предоставлял людям определённой психологической компенсации за потерю индивидуальности. Тоталитаризм предлагает им веру, стройную систему координат, чувство локтя и, наконец, эйфорическое чувство растворения в огромности ликуюших и бьюшихся в ненависти людских потоков. Настроения, характерные для состояния «активной несвободы», передала российская писательница-мемуаристка Евгения Мельцер в конце 20-х гг. XX в.: «Женя очень любила праздники 7 Ноября и 1 Мая. Они были вехами жизни страны, её стремительного бега, вехами её личной жизни, ей казалось, что каждый такой день она переживает и помнит по-особому. И затем это ни с чем не сравнимое чувство растворения в воодушевлённой победным торжеством массе людей, когда все на од ном дыхании, на одной мысли, в одном порыве». Здесь обращает на себя внимание не только эйфориче-ское «чувство растворения в... массе людей». Самое печальное и самое абсурдное в этой ситуации то, что люди празднуют «победу» в нишей и полуголодной стране, на которую неумолимо накатывается волна чудовищных по размаху и жестокости государственных репрессий. Люди празднуют победу государства над собой, празднуют своё сокрушительное поражение. В ситуации, когда насилие становится невыносимым и нет сил и возможностей от него уклониться, можно реагировать на это насилие проявлениями любви к тем, от кого оно исходит. Британский мыслитель Джордж Оруэлл (1903—1950), ссылаясь на рассказы людей, подвергшихся репрессиям в тоталитарных странах, говорил о странной привязанности, испытываемой жертвой пыток к палачу. А другой крупный исследователь тоталитаризма, Эрих Фромм, называл это проявлениями садомазохизма. «Великолепное и ужасающее зрелище представляют собой движения всё более однообразных по своей форме масс, — писал Эрнст Юнгер. — Каждое из этих движений способствует тому, что они захватывают всё сильнее и безжалостнее, и здесь действуют такие виды принуждения, которые сильнее, чем пытки: они настолько сильны, что человек приветствует их ликованием. За каждым выходом, ознаменованным символами счастья, его подстерегают боль и смерть». ИММИГРАЦИЯ И НЕОФАШИЗМ Исходящая из развитых стран Запада коммерциализация и индустриализация нанесли смертельный удар по традиционным обществам на большей части планеты. Катастрофическое положение в государствах, которые прежде ограждались от стихии мирового рынка, вынуждает миллионы людей уезжать в развитые страны, где они надеются найти работу и средства к жизни. Однако немалое число обитателей относительно благополучных регионов теперь опасаются, что поток иммигрантов лишит их рабочих мест и социальных гарантий. Поскольку приехавшие из других стран принадлежат к иным культурам, экономические и социальные страхи легко переводятся в русло национализма и расизма. «Существует „народный расизм", который отражает реальные общественные противоречия внутри пролетариата, — говорит немецкий политолог, экономист и врач Карл Хайнц Рот в интервью газете «АК». — Я живу в Санкт-Пау-ли (район Гамбурга. — Прим. рел.). Есть там гигантская стройка... У меня много пациентов из всех социальных слоев этого коллектива строителей — от польских подёншиков до немецких квалифицированных рабочих. И это — реальная проблема, когда с крупной стройки увольняют 50 немецких рабочих и через неделю нанимают 50 или 70 восточноевропейских рабочих с зарплатой размером в 1/3 или даже меньше. Наступает шок: люди, ставшие безработными, пробираются туда и видят, как на их месте работают за нищенскую плату польские рабочие. Если не будет солидарности, движения, которое объяснит, что происходит, и выдвинет верные требования (например, требование гарантированной минимальной платы за один и тот же труд на одном и том же рабочем месте для всех, независимо от национальности), тогда появится возможность использовать элементарное отчаяние уволенных. Неофашисты могут приходить и заявлять: „Ну вот, видите? Поляки — вон!"». Часть иммигрантов получают социальную помошь от государства, так же как и значительная часть коренного населения. Неофашисты предлагают лишить «некоренное население» социальной поддержки. Таким образом, утверждают они, можно решить проблемы зашиты неимущих из «своей нации». Ряд неофашистских партий, например Национальный фронт, пытаются организовать собственные социальные службы, которые оказывают помошь в устройстве на работу, налаживают обучение и досуг в условиях, когда соответствующие государственные институты разрушаются неолиберальной политикой. Эти организации обслуживают, разумеется, только представителей «своей нации». Выдвигаются и экологические требования. Лидер Национального фронта Жан Мари Ле Пен заявил, что из-за иммиграции Франции грозит перенаселение, последствием которого станет экологическая катастрофа. Аля того чтобы её избежать, необходимо избавиться от некоренного населения. «НОВЫЕ ПРАВЫЕ» С идейным обоснованием ценностей национализма, приоритета целого над личностью, неравенства и торжества «сильнейшего» выступило течение «новых правых». Оно обрушилось с резкой критикой на современную западную цивилизацию, обвинив её в бездуховности и «ползучем материализме», который губит всё живое. Возрождение Европы «новые правые» связывают с «консервативной революцией» — возврашением к традициям, восходящим к дохристианскому прошлому или к сословным традициям эпохи абсолютизма. С большой симпатией относятся они и к мистике нацистов. Во Франции «новые правые» сумели создать сеть интеллектуальных клубов («Греция», «Клуб настенных часов» и др.), оказывающих серьёзное идейное влияние на ведущие политические партии страны и других европейских держав. Как и анархисты, «новые правые» отстаивают принцип разнообразия культур. Однако если для первых развитие культур невозможно вне диалога между народами, взаимообмена и совместного поиска решений, то вторые любят повторять, что все наиии хороши, но... пока они у себя дома и не смешиваются с другими. Смешение — всё равно что усреднение и равенство, считают «новые правые». Один из духовных отцов движения француз Ален де Бенуа заявлял, что эгалитаризм (идея равенства) — фикция, попытка унифицировать реально многообразный мир. Мироздание иерархично. Каждому индивиду следует занять своё место в общественной иерархии. От этого будут зависеть его права, обязанности и имущественное положение. Человек не только индивид, но и «социальное животное», порождение определённой традиции и среды, наследник норм, которые складывались веками. У каждого народа своя культура, своя этика, свои нравы, свои представления о красоте, свои идеалы. История человечества, замечал де Бенуа, — это движение по поверхности шара. Каждая нация описывает собственные круги, в них и заключается смысл существования. Вот почему народы ни в коем случае не должны сплавляться вместе; им следует блюсти чистоту. Но если нацисты делали упор на «чистоту расы и крови», то «новые правые» заявляют, что носители иных культур просто «не вписываются» в европейскую культуру и европейское общество и тем самым разрушают их. «Новые правые» гордятся тем, что в конце XX в. сумели оказать существенное влияние на представления, идеи и ценности, господствующие в западном обществе. Я. МИЛЗА Что такое фашизм?
Едва появившись в политическом лексиконе, слово фашизм (От итальянского fascio di combattimento — «боевая связка». Термин был заимствован итальянскими националистами у крайне левых, он связан с революционаристской традицией («связки» сицилийских трудящихся в 1893—1894 гг.). Фашистским назвало себя общеитальянское собрание сторонников Муссолини, собравшееся 23 марта 1919г. в Милане) стало служить для обозначения самых различных режимов, движений, коллективных и индивидуальных действий и образов мышления. До самого последнего времени, особенно в странах либеральной демократии, фашизмом порой назывались любые проявления правой политики. Правые же, наоборот, с фашизмом отождествляли красный тоталитаризм. При этом ни в том, ни в другом лагере не могли четко объяснить, где кончается правая политика и где начинается тоталитаризм. Такая практика уподобления не нова. Еще в довоенный период движения и режимы, реакционные в весьма классическом смысле, легко причислялись к фашистским. Три классические интерпретации фашизма, принадлежащие трем большим идеологическим антифашистским семьям, играли и продолжают играть важную роль в историографии проблемы. Первая из этих интерпретаций — теория «нравственной болезни» Европы. Наиболее разработанная версия данной теории принадлежит итальянскому философу Б. Кроче. Он считал, что фашизм — это реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии Просвещения. Таким образом, фашизм не вписывается в поток истории, не вытекает из данной политической ситуации, а напротив, является помехой, паузой в распространении «сознания свободы» в западных обществах, болезнью, привитой здоровому организму. Тезис о фашизме как «необыкновенном отклонении», отрыве от восходящей линии, которой следовала с XVIII в. европейская цивилизация, поддерживали и развивали другие западные исследователи либерального толка в послевоенный период. Все они рассматривали фашизм как «реакционный инцидент», обусловленный массовым стремлением к материальным благам вкупе с компенсаторной потребностью найти паллиатив утрате традиционных, особенно религиозных, идеалов; этот инцидент мог лишь на время изменить нормальное продвижение европейской цивилизации и не имел подлинных корней в прошлом. Либеральные исследователи обычно указывают на сродство между фашизмом и коммунизмом. Кроче писал, что ни один социальный класс специально не думал о фашизме, не жалел его, не поддерживал его. Вторая интерпретация фашизма — радикальная, первоначально появившаяся в левых немарксистских кругах. Ее сторонники делают упор на ответственность итальянской и немецкой буржуазии за приход фашизма и национал-социализма. По мнению радикалов, фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции, следствием врожденных пороков исторического развития определенных стран, в первую очередь Италии и Германии. Среди сторонников излагаемой теории существуют значительные расхождения относительно корней фашизма. Одни видят их в глубине истории (деспотизм и коррупция в итальянских государствах XVII в., лютеранская Реформация в Германии), другие ищут истоки фашизма ближе к современности. Если речь идет о Германии и Италии, то это десятилетия их развития после общенационального воссоединения и начала процесса индустриализации. В той и другой стране правящий класс оказался не способным восстановить равновесие, нарушенное быстрым промышленным ростом, политически сплотить массы и привести в действие механизмы действительно демократического режима. Таким образом, фашизм лишь обнаружил глубокий кризис общества. Обращается также внимание на невключенность масс в политическую жизнь, над которой господствовала «парламентская диктатура». В рамках данной теории существует еще одна, более сбалансированная, тенденция, представители которой стремятся выявить в предыстории фашизмов зерна будущей тоталитарной диктатуры. Они отмечают, что до самого последнего момента фашистский исход не является «фатальным», «предопределенным», вместе с тем прецеденты националистического поведения могут обратиться мощными факторами фашистского влияния. Третья классическая интерпретация фашизма принадлежит марксистам. Ее основу составляют следующие положения: фашизм можно объяснить лишь в рамках социоэкономических структур капиталистического общества, находящегося на стадии монополистической концентрации и империализма. Фашизм одновременно выражает их противоречия и является специфической для XX в. формой антипролетарской реакции. Эта общая схема претерпевала изменения, которые можно проследить по документам III Интернационала. Со времени V конгресса Коминтерна (1925 г.) его руководители сходятся в том, что фашизм есть проявление катастрофического экономического кризиса, в котором капитализм оказался после войны. А этот кризис может завершиться в перспективе лишь победой пролетариата. Данный тезис приводил к идее о том, что в какой-то степени фашизм является позитивным явлением, ибо он ускоряет процесс загнивания капитализма и приближает пролетариат к революции. В 1931 г. на пленуме ИККИ Д. Мануильский заявил, что фашизм органически вырастает из буржуазной демократии. На этой идее основывалась тактика «класс против класса», которая доминировала в действиях компартий вплоть до 1935 г. Драматические последствия этого очевидны. Лишь после того, как гитлеровский режим обнаружил свои агрессивные устремления, в коминтерновскую формулировку были внесены существенные коррективы. Это означало, в частности, отход от тезиса о «социал-фашизме», признание того, что существует нефашистская, более того — антифашистская буржуазия, с которой возможно сотрудничество. Еще в 20-е гг. ряд марксистских теоретиков пытались скорректировать догматические концепции Коминтерна. Среди этих теоретиков выделяется А. Грамши, который интерпретировал фашизм не как завершение капитализма, а напротив, как форму организации молодого капитализма; фашизм не является прямым и простым выражением классового господства финансового капитала, но есть результат равновесия между различными классами и социальными категориями, которые образуют «правящий блок». Следует также упомянуть о работах неортодоксальных марксистов и марксистов-диссидентов, появившихся в межвоенный период. Среди них — Л. Троцкий, который «плавал» между определением фашизма как диктатуры крупного капитала и идеей о том, что маргинализирующаяся и пролетаризирующаяся мелкая буржуазия сыграла фундаментальную роль в пришествии фашизма. Философ Э. Блох объяснял фашизм сосуществованием в одном и том же обществе коллективных ментальных структур, соответствующих настоящему состоянию капиталистической экономики, и структур, относящихся к давно прошедшему времени. Такая «неодновременность» характерна в особенности для крестьянства и мелкой буржуазии. Помимо трех названных выше классических интерпретаций фашизма, следует назвать и теории второстепенного значения для науки. К ним относятся апологетические трактовки фашизма, которые формулировали сами его сторонники, а также историки с весьма консервативными взглядами. Первые подчеркивали революционные аспекты фашизма,. требующего возвращения к источникам долиберальных ценностей, которым угрожали одновременно и деградация парламентской демократии, и подъем коммунизма. Вторые, напротив, делали ударение на консервативных элементах в фашизме, представляя его как оплот, который стихийно образовался ради спасения западного общества в тот момент, когда его грозит захлестнуть подрывная деятельность марксизма. Более интересны теории некоторых католических мыслителей, в частности француза Ж. Маритена. В этих теориях принимается в известной мере тезис о «нравственной болезни». Но свою главную задачу их авторы видят в том, чтобы объяснить истоки цивилизационного кризиса, породившего эти два тоталитарные феномена — фашизм и коммунизм. Среди социолого-политических исследований фашизма отметим в первую очередь разработанную американскими учеными либерального толка и немецкими социологами из франкфуртской школы с ее промарксистскими влияниями теорию тоталитаризма. Еще перед Второй мировой войной в общую категорию тоталитарных режимов стали включать немецкую, итальянскую и советскую диктатуры. Теория тоталитаризма воскресла и развилась вместе с холодной войной. Для ее сторонников фашизм вместе с коммунизмом — формы, которые принимает тоталитаризм, рассматриваемый как феномен XX в. У истоков данного феномена находится кризис современного общества, восходящий к XIX в. и проявляющийся в переходе либерально-национального государства в империалистическую стадию, в крушении системы классовых ценностей и особенно в атомизации общества. Разрыв связей и распад традиционных социальных групп в результате промышленной революции ведут к освобождению индивидуумов вместе с нивелированием общества и культуры, которые обрекают людей на изолированность и однообразие. Так создаются «массы», эти «осколки атомизированного общества» (X. Арендт), лишенные специфически классового сознания и определенных политических целей, а потому оказывающиеся легкой добычей демагогов всех мастей. К. Фридрих и 3. Бжезинский дают перечень основных критериев тоталитаризма. Это «глобальная» идеология, единственная партия, система физического и психологического террора, монополия на средства информации и военный аппарат, бюрократический контроль над экономикой. Тоталитаризм интегрирует обычно апатичные и аполитичные массы в новую социополитическую систему и реструктурирует социальный организм в интересах «элиты» мелкобуржуазного происхождения, в которой первое время преобладают «маргинальные» элементы. Теорию тоталитаризма породили определенные обстоятельства. Думается, в ней возникает политическая подоплека, когда ее представители больше стремятся подчеркивать то, что сближает фашизм и коммунизм, чем то, что их различает, противопоставляя этим двум формам тоталитаризма либерально-демократическое общество, к которому не пристает никакая зараза, освобожденное от ответственности. Ни условия взятия власти, ни игра социальных сил, создающая почву для прихода диктатуры, особого внимания теоретиков тоталитаризма не вызывают. В разрабатываемых ими моделях фашизм и нацизм появляются из небытия во всех доспехах. Другие социологи не приходили к подобным заключениям, но также подчеркивали в своих объяснениях генезиса фашизма роль атомизации общества и появления в нем неорганизованных масс. Уже в 1929 г. немецкий исследователь К. Маннгейм описывал фашизм как вторжение на политическую сцену масс, не включенных в существующий социальный строй и руководимых деклассированными интеллектуалами. Последние составляют ядро «замещающей элиты», о которой говорил еще В. Парето. Третья группа социологических интерпретаций фашизма на первый план среди объяснительных факторов выдвигает действия средних классов. Складывание взглядов этой группы началось в 30-е гг. (работы американца Г.Д. Лассуэлла и др.). Отметим здесь исследования С.М. Липсета. Он полагал, что каждая из трех больших политических семей, рожденных Французской революцией, покоится на определенной социальной базе: первым взглядам соответствуют различные фракции буржуазии, левым социалистическим — промышленные рабочие и самая бедная часть крестьянства, наконец, центристским — средние классы. (Хотя, конечно, имеются отдельные рабочие с правыми взглядами и отдельные буржуа — с левыми.) Каждая из трех названных социальных сил политически делится на две антагонистические тенденции — демократическую (или умеренную) и экстремистскую. В этой перспективе фашизм есть не что иное, как экстремистское крыло центристов, а радикализм (во французском понимании этого термина, обозначающего радикальное движение) представляет демократическое их крыло. Такой подход позволяет Липсету отличать собственно фашизм от авторитарных движений и режимов, являющихся экстремистскими вариантами двух других социополитических семейств: у правых это реакционные диктатуры хортистского и салазаровского типа, у левых это, конечно, коммунизм, но также феномены, подобные перонизму. В то же время данный подход имеет немало слабых сторон. Особо отметим то, что никак не учитывается вмешательство крупных частных интересов в эволюцию движений и режимов фашистского типа. Большое значение вклада американских социологов 60-х гг. в том, что они заставили историков (по крайней мере, некоторых из них) пересмотреть отношения между фашизмом и средним классом, переводя внимание с активистов и кадрового состава партий на их рядовых членов и избирателей, т.е. на социальную базу движения. А она оказывалась во множество раз менее маргинальной и атомизированной, чем это полагали теоретики «тоталитарной» школы. Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в 1932 г. в Германии нацистов: самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в местечке, протестант, ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Наряду с социологическими развитие получили и социоэкономические интерпретации фашизма. Заслуга представителей этого направления состоит в том, что они стремились найти точки соприкосновения между фашизмом 30-х гг. и некоторыми авторитарными режимами, утвердившимися в третьем мире в наши дни. Одна из наиболее значительных работ принадлежит американцу А.Ф.К. Органски, не считающему фашизм идеологическим продуктом мелкой буржуазии. Этот автор выделяет четыре этапа экономического роста современных обществ (во многом следуя схеме У. Ростоу): фашизм может появиться лишь на второй стадии — в начале индустриализации, первоначального накопления. Но европейский фашизм не был единственным ответом на эти проблемы, их решали и либерально-буржуазный режим, и сталинизм. Самое интересное в исследованиях Органски — то, что он вполне убедительно показывает: фашизм есть один из ответов на проблемы индустриализации; переход на этот уровень в наше время отставших в своем экономическом развитии стран реально воспроизводит условия, похожие на те, что существовали в Европе 20-х гг. А это может обусловить новый подъем фашизма в мире. Социоэкономическое объяснение фашистского феномена предлагают также социологи марксистской формации, но исповедующие ле-ворадикальные взгляды. Речь идет о Г. Маркузе, М. Хоркхаймере, Т. Адорно, Ю. Хабермасе и вообще об участниках и приверженцах франкфуртской школы. Они смотрят на фашизм не как на «несчастный случай» с капитализмом, а как на «продукт исторической констелляции1, имеющей глубокие корни в эволюции нашего социального порядка». На монополистической стадии современных экономик возникает фундаментальное противоречие между инфраструктурами, которые более не являются конкурентными, и идеологией, официально остающейся либеральной. В этом расхождении кроется угроза для монополистического капитализма. Для того чтобы уйти от нее, в межвоенное время и был использован фашизм. Ныне этой же цели служит «одномерное общество», Маркузе и его ученики понимают под ним социум, который ради абсолютной стабильности исключает всякую дискуссию, ориентируется на политическое однообразие, используя для его поддержания средства массовой информации и пропаганды. Иначе говоря, для социологов франкфуртской школы фашизм и неокапитализм — два аспекта одной социоэкономической реальности; современные развитые общества прекрасно могут поддерживать и укреплять свои структуры, не прибегая к такому чрезвычайному средству, каким являлась фашистская диктатура. Говоря о франкфуртской школе, мы подходим к еще одной интерпретации фашизма — психосоциальной. Обнаружив разрыв между монополистическими структурами и либеральными надстройками, Хоркхаймер показал, что этот разрыв ведет к развитию иррациональных тенденций, которые проявляются, например, в антисемитизме. Э. Фромм сделал вывод о том, что в деструктурированном обществе XX в. человек, лишившийся своих традиционных групповых связей, оказывается изолированным и отчужденным. Отсюда — ощущение беспомощности, от которого индивид пытается избавиться с помощью «механизмов бегства». Это авторитаризм, «разрушительность», конформизм. Они составляют опору фашизма. Фромм отнюдь не отрицает его экономическую и политическую базу. Но главное для ученого — объяснить, почему фашизм смог овладеть душами миллионов людей, не встретив сопротивления. По Фромму, в определенных социально-экономических условиях (инфляция,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|