Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года 1 глава




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Технологии и дизайна»

 

 

А. С. Минин

 

ИСТОРИЯ:

на основе применения основных образовательных технологий интерактивного дистанционного обучения

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве практикума

 

Санкт-Петербург


УДК 94(470) (075.8)

ББК 63.3(2) 173

М61

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

В. А. Толмачев;

кандидат исторических наук, доцент кафедры Морально-психологического обеспечения Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова»

С. А. Шелопухо

 

 

Минин, А. С.

М61 История: на основе применения основных образовательных технологий интерактивного дистанционного обучения: практикум / А. С. Минин. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. – 158 с.

 

ISBN 978-5-7937-0919-4

 

Практикум нацелен на развитие навыков самостоятельной работы студентов в свете современных технологий интерактивного дистанционного обучения. Кроме краткого конспекта лекций и списка литературы он содержит аннотированную подборку исторических документов, способствующую углубленному изучению материала, путем знакомства с живым языком истории, и тесты для самоконтроля.

Предназначен для студентов всех специальностей.

 

УДК 94(470) (075.8)

ББК 63.3(2) 173

 

ISBN 978-5-7937-0919-4 © ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013

© А. С. Минин, 2013

 


Оглавление   Введение……………………………………………………………………4 Учебный модуль 1. Особенности становления государственности в России и мировой истории…………….………….5 1.1. Краткий конспект лекций…………………………………………..5 1.2. Исторические документы…………………………………………..7 1.3. Тесты для самоконтроля…………………………………………..33 1.4. Список литературы………………………………………………...37 Учебный модуль 2. Россия в XVI–XVIII вв. в контексте западноевропейской истории…………………………………………….41 2.1. Краткий конспект лекций………………………………………….41 2.2. Исторические документы………………………………………….43 2.3. Тесты для самоконтроля…………………………………………...65 2.4. Список литературы………………………………………………....69 Учебный модуль 3. Россия и мир в XIX веке…………………………...76 3.1. Краткий конспект лекций……………………………………….....76 3.2. Исторические документы………………………………………….78 3.3. Тесты для самоконтроля………………………………………….109 3.4. Список литературы………………………………………………..114 Учебный модуль 4. Россия и мир в XX веке…………………………..118 4.1. Краткий конспект лекций………………………………………...118 4.2. Исторические документы…………………………………………121 4.3. Тесты для самоконтроля………………………………………….145 4.4. Список литературы………………………………………………..150   Введение Представленный практикум по истории предназначен для студентов всех специальностей СПГУТД и призван способствовать решению важнейшей задачи преподавания общественных дисциплин в современной ситуации – стимулировать познавательную активность обучающегося. Без самостоятельной работы, развития познавательных навыков полноценное изучение такой сложной и политизированной дисциплины, как «История», сегодня не представляется возможным. Сокращение аудиторных часов, общественный плюрализм и дискуссионность множества вопросов делают необходимым именно изучение, а не зазубривание. Обращение студента к работе с историческим источником – лучший способ развития навыков самостоятельного познания и критического анализа, без которых студент не сможет стать самостоятельной личностью и полноценным специалистом. В этом и состоит основная задача данного пособия. Практикум составлен в соответствии с учебными модулями рабочей программы по дисциплине «История». Каждый модуль обеспечен кратким конспектом лекций, откомментированной подборкой исторических документов, тестами для самоконтроля и списком современной научной литературы. Он в доступной интерактивной форме познакомит студента с историческим материалом, может быть использован и для технологий дистанционного обучения. Учебный модуль 1. Особенности становления государственности в России и мировой истории
1.1. Краткий конспект лекций История – это наука о прошлом. Информация о прошлом содержится в исторических источниках, работа с которыми составляет основу исторической науки. Источники делятся на вещественные и письменные: летописи, актовый материал, мемуары, материалы статистики и т. д. Все они имеют свои особенности, для понимания которых необходимо знать вспомогательные исторические дисциплины. Самыми репрезентативными источниками считаются актовые материалы, самыми субъективными – мемуары. Исследователь обязан использовать максимально широкий комплекс источников для возможности их сопоставления. Историческая наука формирует мировоззрение людей. Первые известия о славянах связаны с их участием в великом переселении народов, когда они вышли на границу Византийской империи. Византийские историки описали родо-племенной строй славян: основное занятие – земледелие, единица общества – род, собственность общеродовая, статус человека определяется старшинством, верховная власть у веча, суд осуществляют старейшины, религия – язычество с элементами анимизма и тотемизма. Однако отмечается выделение военной знати – князей и дружин, существующих за счет военной добычи. Этот период называется «военная демократия», так как князя выбирали и свергали на вече. Племена объединялись в союзы обычно для совместных военных походов. К VIII в. восточные славяне заселили восточно-европейскую равнину. Существовало 10-15 союзов славянских и финно-угорских племен, среди которых выделялись словене (Новгород) и поляне (Киев). По данной территории проходил важнейший транзитный торговый путь «из варяг в греки». Образование древнерусского государства связывают с «призванием» варяжского князя Рюрика в 859 г. и походом Олега на Киев в 882 г. и Византию в 911 г. Летописная легенда о «призвании варягов» породила «норманнскую проблему» в историографии. Несмотря на успешный разгром Хазарии Святославом, «держава рюриковичей» была довольно рыхлым образованием, все племена сохраняли автономию, были обязаны платить дань. Крещение Руси в 988 г. Владимиром, издание Русской правды Ярославом Мудрым, необходимость обороны от кочевников (печенеги, половцы) способствовали развитию феодальной государственности. Появляются боярские и монастырские вотчины (наследуемое владение), в которых работают зависимые люди от закупов (должники), до холопов (рабы). Активно развиваются города, правда, экономические связи носят в основном локальный характер. Появление феодальной собственности на землю и развитие местных центров способствовало раздробленности, закрепленной на Любическом съезде князей в 1097 г. Образуется иерархия великих и удельных княжеств, бояр и дворян (с XII в.). Выделяются боярские республики Новгород и Псков, в которых основные должностные лица избирались на вече, а князь приглашался на строго определенных условиях. Отсутствие единства сыграло роковую роль при татаро-монгольском нашествии (походы Батыя 1237–38 гг. и 1241–40 гг. на Северо-восточную и Юго-западную Русь). С 1243 г. на русских землях был установлен особый режим зависимости от Орды – иго (уплата дани и получение ярлыков на княжение). Александру Невскому удалось не только приостановить экспансию шведов и Тевтонского ордена, но установить приемлемые отношения с Ордой. В XIII в. заметно оскудение южно-русских городов и бегство населения от татар на север, что способствовало возвышению ранее незначительных княжеств, прежде всего - Московского. Среди общих причин возвышения Москвы следует отметить интенсивную колонизацию новых земель, формирование поместной системы (дворянская конница) и аккуратные отношения с Ордой. В связи с появлением Великого княжества литовского и распадом державы Чингизидов, хан Узбек меняет политику – он передает ярлык на великое княжение московскому князю Ивану Калите (1325–1341), как достаточно сильному, но лояльному правителю. Дмитрий Донской (1359–1389), одержавший знаменитую победу в Куликовской битве (1380), передал великое княжение по наследству, без ярлыка, а Иван III (1462–1505) перестал платить дань. Москва превращается в символ русской политической и духовной независимости. К концу XV в. пало иго, а русская церковь стала полностью самостоятельной. Формируется доктрина «Москва – третий рим». При Иване III, «государе всея руси», почти все независимые древнерусские территории, прежде всего Новгород, присоеденяются к Москве. Появляется термин Россия. Начинает формироваться приказная система управления, расширяется дворянское сословие – главная опора власти. Дворяне за службу получали поместья «в держание», они материально зависили от государя. В Москве и других городах постепенно запрещают вечевые собрания.  
 
.
 
 

1.2. Исторические документы   1. Прокопий Кессарийский о славянах и антах Прокопий Кессарийский (между 490 и 507 – после 562)византийский историк. Был сторонником и приверженцем выдающегося полководца Велизария, при котором с 533 занимал должности советника по юридическим делам. Участвовал в войнах против персов, вандалов и остготов, а в старости занимал высокий пост префекта Константинополя. Между 545 и 550 Прокопий написал трактат «История войн Юстиниана» в восьми книгах. Предлагаемый фрагмент входит в состав книги «Война с готами». Печатается по кн.: Прокопий из Кессарии. Война с готами (пер. с греч. С. П. Кондратьева). М., 1950. С. 297298. Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни хитонов, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они тёмно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый и без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными посёлками. Потому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. 2. «Повесть временных лет» о расселении славян «Повесть временных лет» – древнерусская летопись, созданная ок. 1113 монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на основе более древних летописных сводов. Печатается по кн.: Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века (сост. и обшая ред. Д. С. Лихачёва и Л. А. Дмитриева). М., 1978. С. 2527. По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошёл и народ слаянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот ещё те же славяне: белые хорваты и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму, и по Суде и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская». Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река… Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своём, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришёл он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нём со своим родом, да не дали ему близживущие; так и до ныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своём языке, и черемисы, говорящие на своём языке, и мордва, говорящая на своём языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета, живущее в северных странах… Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назывались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их «Великая Скифь». Все эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов, и предания, и каждые свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё – кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе же по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь ещё вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. <…> 3.«Повесть временных лет» о призвании варягов и военных походах Олега Печатается по кн.: Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века (сост. и обшая ред. Д. С. Лихачёва и Л. А. Дмитриева). М., 1978. С.3940. В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. <…> В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде славяне, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. … В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.     4. «Правда Росськая» «Правда Росськая» или Древнейшая Правда входит в состав «Русской Правды» краткой редакции, которая сохранилась в двух списках (Академическом и Археографическом) и помещена в Новгородской летописи после рассказа о победе Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным. Согласно летописному рассказу, Ярослав перед тем как отпустить своих воинов «домов», дал им «Правду и Устав списав, тако рекши им: «По сей грамоте ходити, якоже списах вам такоже держите». Однако по своему составу «грамота» Ярослава является компиляцией и кроме Древнейшей Правды (первые 17 статей) включает более поздние «Правду уставлена русской земли» сыновей Ярослава Мудрого (ст. 18–41), «Покон вирный» (устав вирнику – сборщику даней и продаж) и, наконец, «устав мостьников» о плате мастерам за постройку нового или ремонт старого моста. Ввиду большой важности «Правды Росськой» для характеристики социально-экономических процессов и отношений в Киевской Руси, а также особой трудности её языка, ниже постатейно приводится текст оригинала и его перевод. Печатается в переводе М. Н. Тихомирова по кн.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XV века. М., 1960. С. 202–205. 1.Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будет русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изгой будеть, любо словенин, то 40 гривен положити за нь.1 Перевод. Если убьет свободный человек свободного, то за него мстят брат за брата или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будит русин[1], или гридин[2], или купец, или ябетник[3], или мечник,[4] если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен. 2. Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа некоторого же, то ли приидеть видок; аще не можеть, ту тому конец; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне а летцю мъзда. Перевод. Если кто будет избит до крови или синяков, то для получения виры ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных признаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может – делу конец; если же он не может за себя отомстить, то получает за обиду[5] 3 гривны и плату лекарю. 3.Аще ли кто кого ударит батогом любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогом, или телеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конец. Перевод. Если кто кого ударит батогом или жердью, или ладонью, или чашею, или рогом, или тупой стороной меча, то должен заплатить обиженному 12 гривен; если обидчика не настигнут, то он должен заплатить ту сумму, и делу конец. 4. Аще утнеть мечем, а не вынем а его, любо рукоятью, то 12 гривне за обиду. Перевод. Если ткнет кто кого мечем, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, то платить обиженному 12 гривен. 5.Оже ли утнеть руку и отпадеть рука любо усохнет, то 40 гривен. Аще будеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада смирять. Перевод. Если же ударит руку, и рука отпадет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гривен. Если нога останется целой, или потерпевший станет хромать, то пусть дети его отомстят обидчику. 6. Аще ли перст утнеть который любо, 3 гривны за обиду. Перевод. Если палец отрубит какой-либо, то заплатит потерпевшему 3 гривны за обиду. 7. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне. Перевод. А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен. 8. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить. Перевод. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну. 9.Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе, любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть; или будеть варяг или колбяг, то на роту. Перевод. Если толкнет свободный муж свободного от себя или к себе и это подтвердят двое свидетелей, то он заплатит потерпевшему 3 гривны. Если потерпевший варяг и колбяг, то для получения виры ему достаточно клятвы. 10. Аще ли челядинъ съкрыется любо у варяга, любо у кольбяга, а его за три дни не выведуть, а познають и в третий день, то изымати ему свои челядинъ, а 3 гривне за обиду. Перевод. Если челядин[6] убежит и скроется у варяга или у колбяга[7], а те его в течении трех дней не выдадут, то господин, обнаружив беглого на третий день, изымает своего челядина и получает с виновного 3 гривны за обиду. 11. Аще кто поедеть на чюжем коне, не прошав его, то положити 3 гривне. Перевод. Если кто поедет на чужом коне без разрешения владельца, то заплатит ему 3 гривны. 12. Аще поиметь кто чюжь конь любо оружие, любо порт, а познаеть в своем миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду. Перевод. Если кто украдет чужого коня, или оружие, или одежду и обнаружит похищенное в своей общине, то получает свое и 3 гривны за обиду. 13. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци ему тако: поиди на свод, где еси взялъ; или не поидеть, то поручника за пять дни. Перевод. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря: «Это мое», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдет сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней… 15. Аще кто челядин пояти хощеть, познав свои, то к оному вести, у кого то будеть купил, а тои ся ведеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце. Перевод. Если господин опознает своего пропавшего челядина, а подозреваемый в похищении утверждает, что челядин им куплен, то пусть укажет продавца; если и этот оправдывается, то пусть ведет к другому, так дойти и до третьего, а если и этот оправдывается, то потерпевший должен сказать ему: «Отдай мне своего челядина, а ты своего скота ищи при свидетелях покупки». 16. Или холоп ударить свободна мужа, а бежать в хором, а господин начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить господин за нъ 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи тои мужь, да бьють его. Перевод. Если холоп[8] ударит свободного мужа и скроется в усадьбе своего господина, а тот не захочет его выдать, то оставляет холопа у себя и платит оскорбленному 12 гривен; а затем, если где встретит ударенный оскорбившего его холопа, то вправе побить его.   5. «Русская Правда» пространной редакции «Русская Правда» пространной редакции состоит из двух частей – «Суд Ярославль Володимерич» и «Устав Володимер Всеволодович». Предлагаемые излечения публикуются по изданию: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 года. М., 1987. С. 48–64. В силу важности текста он даётся и по-древнерусски и в переводе на современный русский язык. 3… Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен. Перевод. Если кто убьет княжеского мужа1 как разбойник, а члены верви2 убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина[9] платить виру (князю) в 40 гривен. 4. Которая ли вервь начнеть платити дикую виру, колико лет заплатить ту виру, зане же без головника им платити. Будетъ ли головник их в верви, то зань к ним прикладываеть, того же деля им помагати головнику, либо си дикую виру; но спла (ти) ти им вообчи 40 гривен, а головничьство, (а то) самому головнику; а в 40 гривен ему заплатити ис дружины свою часть. Но оже будеть убил или в сваде, или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою. Перевод. Если вервь начнет платить дикую виру[10] (когда убийца не обнаружен), то ей предоставляется рассрочка на несколько лет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна помочь ему, так как он вкладывает свою долю в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен. Но так платить по верви, если в ней вкладываются в (общую) виру, в тех случаях, когда виновный убил (человека) в ссоре (драке) или открыто в пиру. 5. Будеть ли стал на разбой без всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего с женою и с детми на поток и на разграбление. Перевод. Кто же стал на разбой без свады[11], убил человека умышленно, по-разбойничьи, то люди за него не платят, но должны выдать его с женой и детьми на поток[12] и на разграбление. 6. Аже кто не вложиться в дикую виру, тому людье не помогають, но сам платить. Перевод. Если кто (из членов верви) не внесет свою долю в дикую виру, тому люде не должны помогать, но он сам платит. 7. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю, же овен любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сыр, а в пятницю тако же; а кур по двою ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороху 7 уборков, а соли 7 голважень; то то вирнику со отрокомь; а кони 4, конем на рот сути овес. Вирнику 8 гривен, а 10 кун перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривен, то вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векши, а переди съсадная гривна, а за голову 3 гривны. Перевод. Таков устав вирнику князя Ярослава: вирник[13] (находясь на территории общины) имеет право взять 7 ведер солоду[14] на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2 ногаты деньгами, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по две на день, хлебов 7 на неделю, а пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 голважен – все это ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун перекладной (пошлины), а метельник[15] 12 векш[16], при выезде гривну. А если будет взиматься вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при выезде – гривну, за каждого убитого 3 гривны. 9. Аже в княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривен. Перевод. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен. 10. А за тивун за огнищный и за конюший, то 80 гривен. Перевод. За убийство тиуна огнищного[17] или конюшего[18] платить 80 гривен. 11. А в сельскомь тивуне княже или в ратайнемь, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за бояреск. Перевод. А за сельского или пахотного тиуна[19] платить 12 гривен. А за рядовича[20] – 5 гривен. Так же и за боярских. 12. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривенъ. Перевод. За ремесленника или рамесленницу платить 12 гривен. 13. А за смердии холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен. Перевод. А за смердьего холопа[21] платить 5 гривен, а за робу – 6 гривен. 14. А за кормилця 12 (гривен), тако же и за кормилицю, хотя си буди холоп, хотя си роба. Перевод. А за кормильца[22] и кормилицу платить по 12 гривен. Хотя тот холоп и та роба. 15. Аще будеть на кого поклепная вира, то же будеть послухов 7, то ти выведуть виру; паки ли варяг или кто ин, то два. А по костех и по мертвеци не платить верви, аже имене не ведають, не знають его. Перевод. Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить 7 свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом (или другим иноземцем), то ему достаточно двух свидетелей. За кости или труп неизвестного человека, обнаруженные в ее пределах, вервь виру не платит. 16. А иже свержеть виру, то гривна кун сметная отроку; а кто и клепал, а тому дати другую гривну; а от виры помечнаго 9 (кун). Перевод. Кто (на суде) оправдается по обвинению в убийстве и тот, кто обвинял, должны заплатить отроку по гривне и помочного 9 кун. 17. Искавше ли послуха, (и) не налезуть, а истьц начнеть головою клепати, то (да)ти им правду железо. Тако же и во всех тяжах, в татбе и в поклепе; оже не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли м(е)не, то на воду, оли от до дву гивен; аже мене, то роте ему ити по свое куны. Перевод. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву... 21. Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усхнеть, или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривен, а тому за век 10 гривен. Перевод. Если кто ударит по руке или ноге, и они отпадут или усохнут, или выбьет глаз, или (отрежет) нос, то взыскать (в пользу князя) полувирье 20 гривен, а потерпевшему за увечье 10 гривен... 36. Аже убиють кого у клети или у которое татбы, то убиють во пса место; аже ли и додержать света, то вести на княжь двор; оже ли убиють и, а уже будуть людие связана видели, то платити в томъ 12 гривен. Перевод. Если убьют вора около клети или у другого воровства (в ночное время), то за это не отвечают; если же вора удержат до света, то вести его на княжеский двор, и если люди (свидетели) покажут, что вор был связан, то платить за убитого 12 гривен... 40. А будеть был княжъ конь, то платити за нь 3 гривны, а за инех по 2 гривны. Перевод. За украденного княжеского коня платить 3 гривны, за коней других людей по 2 гривны. 41. Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун, за лоньщину полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за овцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не вседано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ; то ти уроци смердом, оже платять князю продажю. Перевод. За украденную кобылу платить 60 кун, за вола – гривну, за корову – 40 кун, за третьяка – 30 кун, за лоньщину – полгривны, за теленка – 5 кун, за свинью – 5 кун, за поросенка – ногата, за овцу – 5 кун, за барана – ногату, за необъезженного жеребца – гривну денег, за жеребенка – 6 ногат, а за коровье молоко – 6 ногат; таковы уроки смердам, которые платят князю продажу. 42. Аже будуть холопи татие любо княжи, любо боя
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...