Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Страны с переходной экономи­кой.




3. СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИ­КОЙ.

 Включение в данную двучленную типологию некоторых стран с переходной экономикой представляет определенные трудно­сти. По своим социально-экономиче­ским показателям большинство стран

Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др. ), а также страны Бал­тии, безусловно, относятся к эконо­мически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (Рос­сия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую вось­мерку» стран мира, Украина и др. ), и страны, занимающие как бы проме­жуточное положение между развиты­ми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в поли­тическом строе (социалистическая страна), так и в социально-эконо­мическом развитии. В последнее вре­мя Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине ве­ликой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВП в этой стране с огромным населением составляет все­го 500 долларов.

Основная литература

1. Академик РАО Максаковский В. П. Методические рекомендации по курсу «Экономическая и социальная география мира» (X класс). – Рязань: Горизонт, 1993

2. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992

3. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

4. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географи: 6-10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. –с55

Дополнительная литература

1. Агарышев А. А., Александров С. Н. Страны мира/Краткий политико-экономический справочник/. – 1987.

2. Веселова О. Ю. Рабочая тетрадь по экон. И соцл. Географии мира. 10 класс. Учебное пособие. – СПб.: ИД«МиМ», 1998.

3. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. - 1992

4. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

5. Симагин Ю. А. Экономич. И соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 4

6. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл.

7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 12-28

8. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая гкография: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 36, 163, 176.

9. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

10. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г.

11. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

12. Экономический словарь. Словарь экономических терминов (около 3500 терминов) http: //dic. academic. ru/library. nsf/econ_dict/

13. Тематические толковые словари. Содержит материалы в т. ч. и по темам: экономика, планета Земля, общество; всего более 6 тыс. терминов. http: //www. glossary. ru

14. Энциклопедия «Кругосвет» - содержит детальные сведения о суверенных странах мира; обширная база карт и фотографий. http: //www. krugosvet. ru/

Современная политическая карта мира.

Мы характеризуем влияние международных отношении на политическую карту мира

План:

1. Политическая карта мира пос­ле второй мировой войны.

2. Современный этап междуна­родных отношений и политическая карта мира.

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА ПОС­ЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

После второй мировой войны на политиче­ской карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образо­вание ряда социалистических госу­дарств, крушение колониальной сис­темы и появление десятков освобо­дившихся стран, рост движения не­присоединения. Но основное содер­жание всего послевоенного периода составляло глобальное противостоя­ние Востока и Запада, «холодная воина» между ними. Возникли много­численные военно-политические сою­зы, и в том числе два главных: Орга-изация Североатлантического до­говора (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхи­вали локальные войны. На политиче­ской карте мира возникли многочис­ленные очаги международной напря­женности, региональные конфликты.

Пример. На протяжении всего после­военного периода главной «горячей точкой» остается Ближний Восток, включая район Персидского залива. Это чувствительный нервный узел планеты, где исторически сформиро­валось очень сложное переплетение культур и религий. Здесь сталкивают­ся интересы не только арабских стран и Израиля, но и многих других государств.

2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МЕЖДУНА­РОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

Во второй половине 80-х гг. в международных отношени­ях обозначился переход от конфрон­тации к взаимопониманию и сотруд­ничеству. Добрососедство стало при­ходить на смену недоверию, подозри­тельности и вражде. Ныне это отно­сится к отношениям между Россией, СНГ и США, между странами Евро­пы, Азиатско-Тихоокеанского регио­на (АТР), других регионов. На поли­тической карте мира нашли отраже­ние такие важные процессы и явле­ния, как объединение Германии, об­разование СНГ, начало реального разоружения, роспуск ОВД, провоз­глашение странами НАТО програм­мы «Партнерство ради мира», в кото­рой участвует и Россия. Политичес­кими средствами удалось развязать тугие узлы многих региональных конфликтов.

Пример. Путем переговоров были разрешены такие конфликты в Цент­ральной Америке (Никарагуа, Саль­вадор), на юге Африки (Намибия), в Юго-Восточной Азии (Камбоджа). Значительно продвинулось вперед арабо-израильское урегулирование на Ближнем Востоке.

В результате международная на­пряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. В раз­рядке напряженности велика роль Организации Объединенных Наций (ООН), штаб-квартира которой на­ходится в Нью-Йорке. На начало 1999 г. в нее вхо­дило 185 членов.

Несмотря на все эти достижения, многие вопросы международных от­ношений, находящие отражение на современной политической карте ми­ра, еще ждут своего разрешения.

· Во-первых, это региональные и локальные конфликты. В их основе лежат либо пограничные споры, либо религиозно-этнические противоречия, нередко приводящие к кровопролитию и гибели людей.

Пример. После распада Югославии в 1991 г. на ее месте возникли пять суверенных государств, что вызвало резкое обострение политических и межнациональных отношений. В пер­вой половине 90-х гг. настоящая война между боснийцами-мусульманами и сербами происходила на тер­ритории Боснии и Герцеговины. А в конце 90-х гг. эпицентром подобных противоречий стал населенный ал­банцами край Косово в Сербии

· Во-вторых, это борьба за нерас­пространение ядерного ору­жия. Согласно Договору о его не­распространении, заключенному еще в 1970 г., в «клуб» ядерных держав получили право входить только пять стран —США, СССР, Великобрита­ния, Франция и Китай. Но нелегаль­но разработкой ядерного оружия за­нимались также Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Израиль, Северная Ко­рея и некоторые другие страны. В 1998 г. Индия и Пакистан, несмот­ря на международные протесты, про­вели на своих полигонах подземные ядерные взрывы. Да и общее число накопленного в мире ядерного оружия остается еще большим.

· В-третьих, это расширение блока НАТО. Военно-политический блок НАТО, возникший еще в 1949 г., до недавнего времени включал 16 стран Северной Америки и Западной Европы (1 США, Канаду и европейские страны — ФРГ, Великобританию, Францию, Италию, Норвегию, Данию, Исландию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Испанию, Португалию, Грецию и Турцию. Осуществляемое в конце 90-х гг. расширение НАТО на Восток привело к вступлению в этот блок в 1999 г. Польши, Чехии и Венгрии, вступить в него собираются и неко­торые другие страны Восточной Евро­пы. Исходя из того, что НАТО про­должает оставаться не только полити­ческим, но и военным блоком (это доказали бомбардировки Югославии весной 1999 г. ), российская дип­ломатия резко выступает против подобных планов. Она исходит из того, что необходимо разработать новую международную систему без­опасности, основанную не на блоко­вом, а на всеобъемлющем коллеги­альном подходе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...