3. Страны с переходной экономикой.
3. СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. Включение в данную двучленную типологию некоторых стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др. ), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую восьмерку» стран мира, Украина и др. ), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-экономическом развитии. В последнее время Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине великой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВП в этой стране с огромным населением составляет всего 500 долларов. Основная литература 1. Академик РАО Максаковский В. П. Методические рекомендации по курсу «Экономическая и социальная география мира» (X класс). – Рязань: Горизонт, 1993 2. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992 3. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000 4. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географи: 6-10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. –с55 Дополнительная литература 1. Агарышев А. А., Александров С. Н. Страны мира/Краткий политико-экономический справочник/. – 1987.
2. Веселова О. Ю. Рабочая тетрадь по экон. И соцл. Географии мира. 10 класс. Учебное пособие. – СПб.: ИД«МиМ», 1998. 3. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. - 1992 4. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995 5. Симагин Ю. А. Экономич. И соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 4 6. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл. 7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 12-28 8. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая гкография: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 36, 163, 176. 9. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с. 10. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г. 11. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm 12. Экономический словарь. Словарь экономических терминов (около 3500 терминов) http: //dic. academic. ru/library. nsf/econ_dict/ 13. Тематические толковые словари. Содержит материалы в т. ч. и по темам: экономика, планета Земля, общество; всего более 6 тыс. терминов. http: //www. glossary. ru 14. Энциклопедия «Кругосвет» - содержит детальные сведения о суверенных странах мира; обширная база карт и фотографий. http: //www. krugosvet. ru/ Современная политическая карта мира. Мы характеризуем влияние международных отношении на политическую карту мира План: 1. Политическая карта мира после второй мировой войны. 2. Современный этап международных отношений и политическая карта мира. 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
После второй мировой войны на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения неприсоединения. Но основное содержание всего послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, «холодная воина» между ними. Возникли многочисленные военно-политические союзы, и в том числе два главных: Орга-изация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряженности, региональные конфликты. Пример. На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» остается Ближний Восток, включая район Персидского залива. Это чувствительный нервный узел планеты, где исторически сформировалось очень сложное переплетение культур и религий. Здесь сталкиваются интересы не только арабских стран и Израиля, но и многих других государств. 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. Во второй половине 80-х гг. в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Ныне это относится к отношениям между Россией, СНГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование СНГ, начало реального разоружения, роспуск ОВД, провозглашение странами НАТО программы «Партнерство ради мира», в которой участвует и Россия. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих региональных конфликтов. Пример. Путем переговоров были разрешены такие конфликты в Центральной Америке (Никарагуа, Сальвадор), на юге Африки (Намибия), в Юго-Восточной Азии (Камбоджа). Значительно продвинулось вперед арабо-израильское урегулирование на Ближнем Востоке.
В результате международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. В разрядке напряженности велика роль Организации Объединенных Наций (ООН), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. На начало 1999 г. в нее входило 185 членов. Несмотря на все эти достижения, многие вопросы международных отношений, находящие отражение на современной политической карте мира, еще ждут своего разрешения. · Во-первых, это региональные и локальные конфликты. В их основе лежат либо пограничные споры, либо религиозно-этнические противоречия, нередко приводящие к кровопролитию и гибели людей. Пример. После распада Югославии в 1991 г. на ее месте возникли пять суверенных государств, что вызвало резкое обострение политических и межнациональных отношений. В первой половине 90-х гг. настоящая война между боснийцами-мусульманами и сербами происходила на территории Боснии и Герцеговины. А в конце 90-х гг. эпицентром подобных противоречий стал населенный албанцами край Косово в Сербии · Во-вторых, это борьба за нераспространение ядерного оружия. Согласно Договору о его нераспространении, заключенному еще в 1970 г., в «клуб» ядерных держав получили право входить только пять стран —США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Но нелегально разработкой ядерного оружия занимались также Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Израиль, Северная Корея и некоторые другие страны. В 1998 г. Индия и Пакистан, несмотря на международные протесты, провели на своих полигонах подземные ядерные взрывы. Да и общее число накопленного в мире ядерного оружия остается еще большим. · В-третьих, это расширение блока НАТО. Военно-политический блок НАТО, возникший еще в 1949 г., до недавнего времени включал 16 стран Северной Америки и Западной Европы (1 США, Канаду и европейские страны — ФРГ, Великобританию, Францию, Италию, Норвегию, Данию, Исландию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Испанию, Португалию, Грецию и Турцию. Осуществляемое в конце 90-х гг. расширение НАТО на Восток привело к вступлению в этот блок в 1999 г. Польши, Чехии и Венгрии, вступить в него собираются и некоторые другие страны Восточной Европы. Исходя из того, что НАТО продолжает оставаться не только политическим, но и военным блоком (это доказали бомбардировки Югославии весной 1999 г. ), российская дипломатия резко выступает против подобных планов. Она исходит из того, что необходимо разработать новую международную систему безопасности, основанную не на блоковом, а на всеобъемлющем коллегиальном подходе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|