Образ готов в представлениях молодежи
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социологическое исследование на тему «Способы самопрезентации готов» было проведено мае 2012 года среди молодежи города Екатеринбурга и представителей субкультуры готов. В исследовании было использовано два социологических метода: анкетирование и глубинное интервью. Методом анкетирования было опрошено 180 респондентов, среди которых 48% мужчин и 52% женщин в возрасте от 18 до 25 лет (см. таблицу 1). Таблица 1 – Возраст (в % от числа ответивших).
Большинство респондентов по материальному положению относятся к среднеобеспеченным (хватает денег на покупку крупной бытовой техники) – 56%. (см. таблицу 2) Таблица 2 – Материальное положение (в % от числа ответивших).
Исследуемые представляют собой молодежь различных образовательных и социальных групп. Большинство опрошенных имеет высшее (47%) и средне - профессиональное (22%) образование (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Уровень образования (в % от числа ответивших).
По роду деятельности среди опрошенных было 47% специалистов, 24% учащихся и студентов, 19% рабочих и 10% служащих (см. таблицу 4). Таблица 4 – Род деятельности (в % от числа ответивших).
Методом неформализованного глубинного интервью было опрошено 17 представителей молодежного субкультурного течения готов. Среди них было 12 мужчин и 5 женщин в возрасте от 18 до 26 лет. Выборка респондентов производилась методом снежного кома. Мы стремились к тому, чтобы в выборке были представлены респонденты с различным уровнем образования и родом деятельности. (см. Приложение Г, табл. 1).
Охарактеризовав объект исследования, перейдем к анализу данных. Прежде всего, необходимо проанализировать то, в чем для респондентов заключается смысл понятия “Готы” (см. таблицу 5). Лишь половина (52%) респондентов характеризует готов как особую субкультуру, неформальное объединение, как людей с особым мировоззрением. Примерно треть респондентов (28%) видит готов как нечто аномальное – как людей с отклонениями в психике либо с проблемами в жизни. 17% респондентов идентифицируют готов как людей в черной одежде, то есть выделяют исключительно внешние проявления течения.
Таблица 5 – Представление молодежи о готах (в % от числа ответивших).
То, как респонденты интерпретируют понятие «готы» во многом зависит от их рода занятий. Таким образом, учащиеся и студенты в большинстве своем (81%) определяют готов как субкультурное течение. Возможно, это связанно с более высокой степенью информированности данной социальной группы. Среди рабочих, служащих и специалистов доля ответивших подобным образом существенно ниже (55% среди рабочих, 40% среди служащих и 42% среди специалистов). Вторым по популярности ответом среди вышеперечисленных групп является вариант «Люди с нарушенной психикой» (23% среди рабочих, 40% среди служащих и 21% среди специалистов). Из чего можно сделать вывод, что значительная часть работающей молодежи не толерантно относится к готам и считает, что готические субкультуры не имеют права на существование и, по сути, являются болезнью общества (см. таблицу 6)
Таблица 6 – Что молодежь подразумевает под понятием «готы». В зависимости от рода занятий[1].(в % от числа ответивших).
Мнения самих готов относительно содержания понятия «гот» различаются с мнением молодежи, не включенной в данную субкультуру. Условно можно разделить всех готов, с которыми мы проводили интервью на три группы: 1) Утверждающие, что готика – это состояние души 2) Считающие, что готы – это сугубо музыкальная субкультура 3) Не определившиеся с данным понятием. Первая группа связывает готику исключительно с особым самовыражением, с состоянием души – «Быть готом – не обязательно скакать по кладбищам в белом гриме. Это нечто большее...»(И3). «Внутреннее состояние – «Я живу. И это когда-нибудь закончится. Тогда я с интересом загляну за дверь, которая никогда для меня не открывалась» (И1). «Я считаю, что готика - это нечто большее чем просто увлечение, это исходит изнутри, формируется в сознании и в результате есть то, что мы видим…» (И9). «Готика для меня есть образ мыслей, жизни и мировосприятия» (И13). Для второй группы принадлежность к готическому молодежному течению означает лишь тяготение к определенному стилю музыки и связанными с ней внешними атрибутами – «Увлечение музыкой и ничего более быть не может»(И7). «Исключительно музыкальный вкус! (Ну, так должно быть, исключаю всяческие подростковые выплески и извращённое стереотипами мнение о готах в современном обществе)» (И10). «Прежде всего готика – это музыка. Любителям рэпа почему-то никто не навязывает «мировоззрение» и склонность к употреблению наркотиков, а как дело доходит до готов – вместо музыкального течения появляется чуть ли не поклонение дьяволу и тяга к самоубийству» (И12).
Третья не может дать однозначного определения понятию «гот» и считает, что каждый вкладывает в это понятие свое значение в зависимости от обстоятельств. «Для кого-то это, действительно, только увлечение, для кого-то чуть ли ни религия, для кого-то только музыка, для кого-то вообще пустой звук, для кого-то образ мыслей и жизни, для кого-то мировосприятие... Последние два, как правило, для людей эмоционально и морально зрелых» (И4). Причина подобного распределения ответов заключается в том, что готическая субкультура очень разобщена и неоднородна. Многие представители этого объединения, особенно младшего возраста, лишь копируют внешность, создают готический образ, стремясь эпатировать общество. Подобное поведение влечет за собой конфликты внутри самой субкультуры, акцентирование внимания, прежде всего на особенностях характера, интересах, а не на внешнем виде. Многие респонденты отмечали, что вызывающий внешний вид является «позерством», а настоящий гот может выглядеть вполне обычно, при этом придерживаясь особенного взгляда на жизнь. К исключительно внешнему стилю и, тем более, к психическим расстройствами никто из интервьюируемых определение «гот» не свел. Таким образом, мы наблюдаем значительное расхождение взглядов на этот вопрос у готов и молодежи, которая не принадлежит к этому течению. Как мы видим, на уровне общественного сознания субкультуру готов ассоциируют с их внешним видом, в то время как готы ассоциируют свою субкультуру с внутренним содержанием. В этом и заключается основное противоречие между общественным сознанием и представителями субкультуры готов в подходе к понятию «гот». Согласно результатам исследования, большинство опрошенных респондентов (64%) встречали представителей готического субкультурного течения в реальной жизни. Однако, доля молодых людей, которые с готами не пересекались, тоже довольно велика (26%). Небольшая доля респондентов (10%) затруднилась ответить на этот вопрос (см. таблицу 7)
Таблица 7 – Молодежь о том, встречались ли им готы в реальной жизни (в % от числа ответивших).
То, встречали ли респонденты готов в своей жизни тоже во многом соотносится с их родом занятий (см. таблицу 8).
Таблица 8 – Молодежь о том, встречались ли им готы в реальной жизни, в зависимости от рода занятий[2] (в % от числа ответивших).
Таким образом, большинство учащихся и студентов (81%) так или иначе пересекались с готами потому, что круг общения у учащихся и студентов подразумевает такую возможность, так как он, как правило, шире, чем у остальной молодежи. Также с готами в своей жизни встречалась значительная часть служащих (80%). Среди рабочих и служащих этот процент существенно ниже и составляет приблизительно половину (50% у рабочих и 59% у служащих). Это можно объяснить спецификой занятости этих двух групп (сфера производства на различных городских предприятиях), которая фактически исключает представителей молодежных течений из их поля зрения. Подавляющее большинство респондентов (90%) не имеют готов среди знакомых (см Приложение В таблица 6). Из этого можно сделать вывод, что представление о готах как о субкультуре у большинства опрошенных складывается не из личного общения с ее представителями, а через другие источники. Данные, полученные в ходе исследования подтверждают эту гипотезу (см. таблицу 9) Таблица 9 – Источники информации из которых молодежь узнает о готах (в % от числа опрошенных).
Так, основными источниками информации о готах как о субкультуре является СМИ (89%). Из своего социального окружения информацию о готах получают 36% респондентов. Такую ситуацию можно объяснить большой ролью СМИ (телевидения и интернета в частности) в жизни общества, а также закрытостью и немногочисленностью самой субкультуры готов. Для того, чтобы определить отношение готов к получаемой из СМИ информации, мы спросили их про образ гота, создаваемый средствами массовой информации. Готы находят свой образ, созданный в СМИ и общественном сознании в корне неверным и нарочито лживым – «Готы и сатанисты – одно и тоже. Готы слушают Him. Готы – это те, кто размалевывают лицо белым, ходят в коже. Все эти утверждения либо были лживы изначально, либо отражают частности, либо давно устарели» (И1). «Читаешь заголовки информационных порталов и анонсы новостей и не знаешь плакать или смеяться. Каждый раз когда речь заходит о готах я жду адекватную и взвешенную информацию. Пока что я не увидел о нас ни слова правды» (И7). «Еще недавно готы были «пугалкой» для детишек. Отовсюду (особенно по телевизору) рассказывали страшилки про то как готы занимаются вандализмом, разрушают кладбища, пьют кровь и убивают животных. Короче, чуть ли не человеческими жертвоприношениями занимаются. Сейчас этой «пугалкой» стали скинхеды, что меня, сказать честно, вполне устраивает» (И13).
Если отталкиваться от того, какие чувства вызывает образ, созданный в СМИ у самих готов, суждения условно разделить на две группы. Первая не придает этому большого значения, им не важен образ, который продвигается черезСМИ – «По сути, мне все равно что обо мне думают люди на мнение которых мне наплевать. Люди же, чье мнение для меня ценно принимают меня таким, какой я есть, несмотря на усилия хейтеров (прим. От английского слова hate – «ненавидеть», означает недоброжелателей). Исключений из правила пока не было» (И6). «Я научился относится к этому с иронией. Все глупые истории и предрассудки для меня как анекдоты» (И1). Вторую же группу разочаровывает образ, приписываемый готам в обществе, они считают что СМИ навязывает обществу антиобщественный образ готов «Из-за того, что кому то захотелось нажиться на «жареном» мне приходится регулярно доказывать окружающим, в том числе и близким (что вообще отвратительно) что я не маньяк»(И14). «Общественный стереотипы выводят меня из себя, порой хочется начать скандал, но я стараюсь не давать окружающим лишних поводов меня опасаться»(И10). Таким образом, мы можем сделать вывод, что все готы считают свой образ в СМИ несоответствующим действительности. Разнится лишь их отношение к данному факту. Одной из задачи данного исследования выступало отношение молодежи к готам как к субкультуре. Согласно результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что молодежь считает среднестатистического гота враждебным, закрытым и малоинициативным, но обладающим творческими навыками и идущим в ногу со временем (см. таблицу 10).
Таблица 10 – Представления молодежи о характере готов
Отсюда и настороженно-осуждающее отношение к ним (см. таблицу 11). Лишь 8% опрошенных относятся к готам положительно, в то время как отрицательно относятся к готам 42% респондентов. Большая часть опрошенных (48%) не определилась с ответом. Таблица 11 – Отношение молодежи к готам. (в % от числа ответивших).
Во многом, отношение к готам зависело от уровня образования респондентов (см. таблицу 12). Примерно треть молодежи с незаконченным высшим образованием одобряют готов (34%). Что интересно, среди этих же респондентов высок процент тех, кто осуждает готов (33%). Самый большой процент респондентов, которые указали, что осуждают готов, находится среди людей, получивших среднее профессиональное образование (76%). Среди этой же категории наименьший процент затруднившихся ответить (16%). В целом же, процент затруднившихся ответить очень высок, особенно среди получивших полное среднее, начальное профессиональное и высшее образование (50 – 55%). Скорее всего, это можно объяснить тем, что готы больше не находятся в центре общественного внимания и не рассматриваются молодежью как источник какой либо угрозы. Таблица 12. Зависимость отношения молодежи к готам от уровня образования[4]. (в % от числа ответивших).
Подобную точку зрения подтверждают данные, полученные в ходе исследования. Половина опрошенных считает, что готы как субкультура не вредят обществу (см. таблицу 13). Людей же, рассматривающих готическую субкультуру как безусловно опасное явление оказалось лишь 22% от опрошенных. Как мы видим, готы среди молодежи считаются относительно безвредной субкультурой. Однако, стоит заметить, что на уровне ассоциаций респонденты считают готов аномальным и негативным явлением, в то время как реальной опасности от него не ощущают. В этом мы видим противоречие ассоциативного и логического мышления молодежи. Таблица 13 – Представления молодежи о том, вредят ли готы обществу (в % от числа ответивших).
Тем фактом, что готы в общественном сознании считаются безвредными объясняются и чувства, которые готы вызывают у респондентов (см таблицу 14). Половина опрошенных (51%) отмечают что готы им безразличны. Примерно пятая часть (19%) опрошенных призналась, что представители данного субкультурного течения вызывают у них раздражение и возмущение лишь 11% отметили, что готы вызывают у них тревогу и страх.
Таблица 14 – Чувства, которые готы вызывают у молодежи (в % от числа ответивших).
Мы решили узнать у представителей субкультурного течения готов их точку зрения по данному вопросу. Как оказалось, безразличие общества их вполне устраивает – «Я не ищу внимания. Окружающие меня не особо дергают и я отвечаю им взаимностью» (И6). «Самое лучшее что стало с готическим движением – оно перестало быть модным. Со времен лихих девяностых все позеры (прим. люди, имитирующие принадлежность к субкультуре для того чтобы привлечь к себе внимание) разбежались и остались только те, у кого осталась какая-либо настоящая тяга к готике. Готов стало мало, шума готы стали делать меньше и, надо сказать, что это мне нравится. Даже гопники на улице перестали цепляться, что есть безусловная победа» (И13.) «С определенными проблемами, связанными по сути, со вливанием в новый коллектив я все еще иногда сталкиваюсь, но они быстро проходят» (И5). Как мы видим из приведенных выше данных – готы в большинстве своем не испытывают ни общественного осуждения, ни общественного одобрения, по крайней мере среди молодежи. В целом отношение к готам можно охарактеризовать как индифферентное. Общество относится к ним достаточно холодно, но не видит в них угрозу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|