Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности самопрезентации готов.




Прежде проанализировать способы самопрезентации готов необходимо узнать причины, по которым молодые люди присоединяются к этому молодежному течению.

Мнение о причинах вступления в субкультурное движение готов среди интервьюируемых разделилось. Условно их можно разделить на три группы:

1) Готы, для которых субкультура – это стиль жизни.

2) Готы, для которых субкультура – это способ общаться с людьми (реализация коммуникативной функции).

3) Готы, для которых субкультура – это исключительно увлечение определенной музыкой.

Первые отметили, что стали готами потому что им понравился готичский стиль, причем стиль столько одежды, сколько стиль жизни в целом. – «…просто наткнулась на готов и поняла что это моё. Мне стало безразлично, кто что обо мне думает, нравлюсь ли я окружающим, моден ли этот стиль. Мне просто это нравится. И оказалась что я такая не одна..»(И9). «Меня привлекло в готике умение видеть прекрасное во всем, даже в страшном и отвратительном. Пугающем. И чувство превосходства над теми, кто не может увидеть этого» (И4).

«Смотрели "Россия-88"? Там "скинхеда" спрашивают: "Как ты стал фашистом?" Ответ: "Я таким родился!". Тема изъезжена и вопрос по сути риторический ("голова предмет темный и исследованию не подлежит") Все банально – я таким родился! А потом просто догонял кто я такой долго-долго...» (И8). Можно сделать вывод, что они используют субкультуру как способ самовыразиться.

Вторые отметили, что одной из главных причин было названо желание общаться с определенными людьми - «Побудило знакомство с девушкой-готом, общение с кругом ее друзей – принятие их ценностей» (И10). «Надоело жить серой жизнью, с 17 лет, познакомился с людьми с равным мне ощущениями реальности, обрел способ выразить свое внутренне Я» (И5). «Обычные люди, я считаю, видят противное в ужасах, не понимают готическую музыку, вообще о чём она и тому подобное. Гот же, видит во всем этом некую прелесть и даже, возможно, спокойствие для него. Именно с такими людьми я и хочу общаться» (И2). Можно сделать вывод, что при помощи субкультурного течения данная группа восполняет недостаток коммуникации.

Третьи же называют причиной увлечение определенной музыкой («Все просто – готы – это музыкальная субкультура, соответственно, какие еще могут быть причины? (И7).

Молодежь не приписывающая себя к субкультурному течению готов придерживается следующего мнения по поводу мотивов вступления готов в субкультурное течение (см. таблицу 15). Абсолютное большинство (62%) отметило, что молодыми людьми движет желание самовыразиться, показать себя. Также популярными были варианты ответа «любопытство» (32%) и «увлечение музыкой» (26%).

 

Таблица 15 – Мнение молодежи о мотивах вступления в готическую субкультуру (в % от числа ответивших).

Мотивы %
Желание самовыразиться  
Любопытство  
Увлечение музыкой  
Подражание  
Мода  
Желание уйти от реальности  
Затруднились ответить  
Всего  

 

В целом, можно сделать вывод, что мнения молодежи и самих готов по поводу мотивов вступления в готическую субкультуру расходятся несущественно

Внешний облик готов, обозначенный респондентами, не относящими себя к субкультуре готов, мало соотносится с тем, каким образом готы описывают сами себя (см. таблицу 16).. Так, основным признаком гота молодежь считает обилие черного цвета в одежде (76%). Также значимыми по популярности признаками гота считается использование черной губной помады (52%), символики смерти (36%) и пирсинг (27%).

Таблица 16 – Представление молодежи о внешних признаках готов (в % от числа ответивших)[5].

Признаки %
Обилие черного в одежде  
Черная губная помада  
Символика смерти  
Пирсинг  
Длинные волосы  
Обилие теней  
Оккультная символика  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Сами готы считают, что важность внешнего вида в их субкультуре слишком преувеличенна. «Почему-то считается, что готы в принципе не способны выглядеть и вести себя как нормальные люди, что у готов все время полностью разрисовано лицо (как в к\ф Ворон), черная помада и длинные неухоженные немытые волосы. На самом деле это не более чем стереотип» (И10). «Однажды на Хэллоуин я шутки ради оделась так, как «должна» одеваться готесса согласно всем стереотипам, даже черную губную помаду использовала и круги под глазами нарисовала. Среди знакомых мне людей это вызвало бурю веселья» (И4).

Готы отметили, что большинство времени они выглядят как обычные люди, и используют лишь отдельные элементы для подчеркивания своей индивидуальности «Обычно ношу джинсы и футболку, иногда присутствует какой-то не слишком приметный атрибут – напульсник, украшение на шее, кольцо. Да, одеваюсь по-разному – на работу полуофициально, на неформальные мероприятия – в зависимости от мероприятия» (И5). «Моя работа связанна с детьми, я просто не могу позволить себе выглядеть страшно, неприятно для детей либо слишком вызывающе. Плевать на все нормы конечно круто, но к сожалению не получается, если конечно ты хочешь добиться чего-нибудь в жизни и тебе не 15 лет» (И1). «Для повседневной жизни уже давно придуман такой стиль как офис-гот, когда готы одеваются согласно своим вкусам, но в рамках дресскода. Например костюм с особыми запонками. Или небольшой амулет к деловому костюму. Подобный подход сильно помогает в жизни» (И4).

Костюмы и классические длинные плащи вообще оказались очень популярным предметом одежды среди готов. Далеко не у всех них длинные волосы, некоторые даже не выкрашены в черный цвет. Среди всех опрошенных готов можно выделить лишь одного (И7), внешность которого так или иначе похожа на описанную обычной молодежью. А именно: изобилие пирсинга, вызывающая прическа, обилие украшений рук, обилие черного. Он признается, что у него часто возникали в связи с этим проблемы на профессиональной почве «Я постоянно скачу с одного места на другое, т.к не уживаюсь ни с начальством, ни с подчиненными. К тому же с устройством на новые места работы тоже порой возникают проблемы. Некоторые разворачивают меня после первого взгляда. Я бы вполне возможно и изменил свою внешность если бы не играл в музыкальной группе. Искусство требует жертв (смеется)»(И7).

Девушки прежде всего питают слабость к корсетам, классическим длинным платьям и символическим украшениям «Я например не враг простых водолазок и джинсов. Но мне больше всего нравятся чёрные платья с корсетами. Я кулоны с камнями не все люблю. Больше всего я люблю носить кресты» (И2). Черную губную помаду и обилие теней никто из опрошенных готов не использует.

Большинство готов отметили, что одеваются экстраординарно и вызывающе лишь по особым случаям, таким как праздники, посещение клубов и участие в ролевых играх.

Вообще, что касается способов проведения досуга, то тут мнения интервьюируемых разделились. Условно их можно разделить на две группы:

1). Готы, не стремящиеся общаться с другими готами

2). Готы, стремящиеся общаться с другими готами

Первые не стремятся влиться в «готическую тусовку» и контактировать с другими представителями субкультуры, считая что собираться в большие шумные компании вовсе не обязательно. «Большим компаниям я предпочту чтение философско-эзотерической литературы (Кастанеда, ЛаВей), разговоры со знакомыми о жизни и смерти. Это захватывает.» (И6) «Для некоторых готика - это своя тусовка или даже этакое "братство". А вот взять меня. У меня небольшой круг друзей (друзей не должно быть много), любимая женщина - лучший друг. Среди них нет готов. Но, я могу говорить с ними практически на любые темы (ну, может, кроме нюансов ядерной физики). При этом, у нас сложился такой определённый вид юмора, поэтому общаться нам всегда весело. Так скажите, зачем мне "вариться", "тереться" в какой-то готической каше? Да, я слушаю готик-рок, стараюсь одеваться близко к определённому стилю, но мне хватает этой "тусовки", про которую упомянул (если так можно называть друзей).» (И5) Шумным вечеринкам с незнакомыми и, вполне возможно, неприятными мне людьми я предпочту вечер за хорошим фильмом или книгой. Некоторые фильмы засмотрела до дыр (например фильм «Ворон» и буду смотреть их ещё»

Вторые предпочитают проводить время в компаниях, на готических вечеринках (среди клубов г.Екатеринбурга был отмечен клуб «Нирвана»), а так же за тематическими ролевыми играми - «Одним из самых интересных мероприятий было участие в ролевых играх во вселенной Vampire: the Masquerade (Маскарад вампиров), причем как в настольной версии так и в городской. Последнее особенно захватывающе, когда игра играется в пределах целого города и может продолжаться на протяжении недель» (И15)

Очень популярным способом проведения досуга среди готов оказался отдых вдали от цивилизации «Люблю выезжать на природу с проверенной компанией. Знаете, с теми людьми, которые не будут устраивать шумные гулянки с обилием алкоголя, а скорее будут просто наслаждаться тишиной» (И14) «Почему-то в обществе распространено убеждение, что готы выбираются на кладбища «погулять», чуть ли не на шашлыки. Скажите, как можно придумать такую глупость, идущую вразрез с с убеждениями любого мало-мальски уважающего свою субкультуру гота. Готы как субкультура изначально с уважением относится к смерти и к мертвым в том числе. Однако доля правды в этом все же есть, мне вот, например, нравится гулять по «мертвым» местам. По зданиям и постройкам где больше нет людей. Вы удивитесь, насколько много их в нашей области.» (И10)

Таким образом, как мы можем видеть, досуг готов мало связан с приписываемыми им стереотипами, такими как частое посещение кладбищ, употребление наркотиков и.т.д.

Немаловажную роль в понимании характера субкультуры готов является изучение творчества ее представителей. По этому критерию всех интервьюируемых можно разделить на три группы:

1) Готы, для которых творчество – часть досуга.

2) Готы, чье творчество связано с их профессиональной деятельностью.

3) Готы не увлекающиеся творчеством.

Довольно большая доля опрошенных представителей субкультуры готов (около трети интервьюируемых) отметили, что творчеством они никогда не занимались «Я по своей сути человек не творческий, можно сказать суховатый. Наверное это звучит неискренне, учитывая что я гот и, вроде как, должен обладать тонкой душевной организацией, но что есть – то есть. Мне хватает потребления творчества чужого, по своей воле что-то писать/ рисовать / сочинять и так далее я никогда не пробовал.»(И8).

Основными проявлениями творчества как досуга были названы сочинение стихов и рассказов, а также рисование - «Во времена далекой молодости пыталась писать стихи. Тогда они казались мне «готичными» и глубокомысленными. Что характерно, мои друзья меня в этом поддерживали. Когда же я случайно наткнулась на них несколько лет спустя – не смогла взглянуть на них без слез – из такого наивного бреда они состояли. И черт его знает, то ли мои знакомые в этом и правда что-то находили или же просто старались меня не обижать. Так или иначе, сегодня я этот позор не покажу никому, вам в том числе (смеется)»(И4). «Периодически развлекаюсь написанием коротких рассказов и фанфиков (прим. Fan fiction – любительские рассказы по каким-либо знаменитым вселенным». Так, например, я «расширил» вселенные фильмов «Кошмар перед рождеством», «Ворон», «Пропащие парни», «Безумный Макс», «Эдвард руки-ножницы» и.т.д. Все это, конечно, по сути баловство, однако баловство приятное и не без пользы – вырабатываю свой стиль» (И5). «В свободное время активно рисую на мрачно-фентезийную тематику, в стиле нуар и готичных персонажей. Рисую карандашами, иногда тушью. На то, чтобы рисовать кровью смелости не хватает (прим. Имеется в виду нашумевший в г. Каменск-Уральский случай, когда гот-художник рисовал картины собственной кровью, предварительно взятой с помощью спец. средств[6]) Пробовала было завести собственную страницу на Deviant Art (прим. социальная сеть для художников – неформалов), но дальше планов дело не двинулось» (И15).

Для определенного количества опрошенных готов реализация своего творческого потенциала так или иначе связана с профессиональной деятельностью. В этом случае предметом творчества оказалась постановка театральных номеров и написание песен. – «В мои обязанности зачастую входит постановка театральных номеров для детей и подростков. Лучше всего, как можно догадаться, у меня получается креатив на тематику Хэллоуина, так как свое знание соответствующего культурного пласта я оцениваю как очень хорошее» (И1). «Я играю в музыкальной группе и даже иногда получаю за выступления деньги. Далеко не все наши вещи выполнены хоть сколько в готическом стиле. На самом деле таковыми можно назвать от силы две песни, в написании которых я принимал непосредственное участие. А так мы играем обычный рок на русском и английском языках. Также нами сделано большое количество кавер-версий известных песен. Если вы спросите меня, то я думаю, что дальше гаражной группы мы никуда не уйдем, однако определенный полезный опыт я все равно получу» (И7).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что творчество занимает видное место среди способов самопрезентации готов, как представителей субкультурного течения, однако творчество это далеко не всегда выполнено в характерном мрачном стиле и зачастую предназначено не для узкого круга любителей, а для широкой аудитории.

Важным элементом в понимании готов как субкультуры является анализ основных жизненных приоритетов представителей этого течения. Результаты, полученные в ходе интервью оказались довольно неожиданными. Основными жизненными приоритетами были названы те, которые в той или иной степени характерны молодым людям, не причисляющим себя к субкультуре готов. Чаще всего назывались такие ценности как семья, друзья и карьера – «Важнейшей для меня является моя жена. Я люблю ее» (И1). «Определенно я не смогу выжить без своей семьи и близких друзей. В жизни хочу добиться многого сделать карьеру» (И13)..«Стремлюсь завести свой дом/квартира для нас с мужем и трое детей. Работы с достаточным заработком. Возможность заниматься хенд-мэйд – делать разные мелкие красивые и полезные вещи» (И 15). «Хотелось бы конечно сказать, что мне хочется мировой славы моей гаражной группы, но, сделав это я покривил бы душой. На самом деле самое главное – это друзья, которые тебя окружают, как ни крути» (И7). Таким образом, мы видим что жизненные цели готов мало отличаются от принятых в обществе и не являются девиантными.

Опрошенные молодые люди, которые не причисляют себя к данному неформальному течению, в качестве основных ценностей представителей субкультуры готов отметили несколько иные вещи (см. таблицу 17)

Таблица 17 – Представление молодежи о главной ценности в жизни готов (в % от числа ответивших).

Ценность %
Творчество  
Личная независимость  
Семья  
Друзья  
Самопознание  
Карьерный рост  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Треть респондентов в качестве основной ценности готов указала стремление к творческой реализации (36%). Личную независимость как основополагающую ценность отметило 20% респондентов. Значительный процент респондентов считает основной ценностью готов семью и друзей (35% в совокупности). Карьерный рост среди основных жизненных целей готов не был указан вовсе, хотя сами готы зачастую выделяют именно эту ценность.

В итоге мы можем отметить, что основными средствами самопрезентации готов являются проведение досуга (для готов характерно увлечение специфической литературой и музыкой, а также участие в ролевых играх и выездных) и творчество. Роль внешнего вида как способа самопрезентации гота слишком преувеличена, готы как правило одеваются специфически исключительно на внутригрупповые мероприятия.

Цели жизни гота, как правило, не отличаются от таковых у молодых людей, не причисляющих себя к данному субкультурному течению.

 

 


Приложение B

Таблицы линейного распределения

Таблица 1 – Представление молодежи о готах (в % от числа ответивших).

Определение %
Субкультура  
Люди с нарушенной психикой  
Люди в черных одеждах  
Люди с особым мировоззрением  
Несчастные люди  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 2 – Встречались ли молодежи готы в реальной жизни (в % от числа ответивших).

Встречались ли готы %
Встречались  
Не встречались  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 3 – Представление молодежи о внешних признаках готов (в % от числа ответивших)[7].

Признаки %
Длинные волосы  
Обилие черного в одежде  
Оккультная символика  
Символика смерти  
Пирсинг  
Черная губная помада  
Обилие теней  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 4 – Чувства, которые готы вызывают у молодежи (в % от числа ответивших).

Чувства %
Безразличие  
Раздражение, возмущение  
Тревога  
Сопереживание  
Одобрение  
Затрудняюсь ответить  
Всего  

 

Таблица 5 – Мнение молодежи о мотивах вступления в готическую субкультуру (в % от числа ответивших).

Мотивы %
Желание самовыразиться  
Любопытство  
Увлечение музыкой  
Подражание  
Мода  
Желание уйти от реальности  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 6 – Наличие у молодежи готов среди знакомых (в % от числа ответивших).

Наличие готов %
Есть  
Нет  
Всего 100,0

 

Таблица 7 – Источники информации из которых молодежь узнает о готах (в % от числа ответивших).

Источники %
Телевидение  
Интернет  
Знакомые  
Не получают информацию  
Пресса  
При непосредственном общении  
Затруднились ответить  
Всего 146[8]

 

Таблица 8 – Представления молодежи о том, вредят ли готы обществу (в % от числа ответивших).

Вред обществу %
Вредят  
Скорее вредят  
Скорее не вредят  
Не вредят  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 9 – Представления молодежи о характере готов

Представление  
Враждебный/Дружелюбный -2
Закрытый/Коммуникабельный -3
Пассивный/Активный -2
Скучный/Творческий  
Старомодный/Современный  

 

Таблица 10 – Отношение молодежи к готам. (в % от числа ответивших).

Отношение %
Одобряют  
Скорее одобряют  
Скорее осуждают  
Осуждают  
Затруднились ответить  
Всего  

 

Таблица 11 – Представление молодежи о главной ценности в жизни гота (в % от числа ответивших).

Ценность %
Творчество  
Личная независимость  
Семья  
Друзья  
Самопознание  
Карьерный рост  
Затруднились ответить  
Итого  

 

 

Таблица 12 – Пол (в % от числа ответивших).

Пол %
Мужской  
Женский  
Всего  

 

Таблица 13 – Возраст (в % от числа ответивших).

Возраст %
18-20  
21-23  
24-25  
Всего  

 

Таблица 14 – Род деятельности (в % от числа ответивших).

Род деятельности %
Учащийся, студент  
Рабочий  
Служащий  
Специалист  
Итого  

 

 


Таблица 15 – Уровень образования (в % от числа ответивших).

Образование %
Полное среднее  
Начальное профессиональное  
Среднее профессиональное  
Незаконченное высшее  
Высшее  
Всего  

 

Таблица 16 – Материальное положение (в % от числа ответивших).

Материальное положение %
Богатые  
Обеспеченные  
Среднеобеспеченные  
Малообеспеченные  
Бедные  
Всего  

 

 


Приложение Г

Таблицы двухмерного распределения

 

 

Таблица 1 – Представление молодежи о мотивах вступления в субкультуру в зависимости от пола. (в % от числа ответивших).

Цели Пол
Мужской Женский
Творчество    
Любовь    
Личная независимость    
Семья    
Друзья    
Самопознание    
Затрудняюсь ответить    
Всего    

 

Таблица 2 – Представление молодежи о мотивах вступления в субкультуру в зависимости от рода занятий. (в % от числа ответивших).

Цели Род занятий
Учащийся, студент Рабочий Служащий Специалист
Творчество        
Любовь        
Личная независимость        
Семья        
Друзья        
Самопознание        
Затрудняюсь ответить        
Всего        

 

Таблица 3 – Представление молодежи о готах в зависимости от рода занятий.(в % от числа ответивших).

Цели Род занятий
Учащийся, студент Рабочий Служащий Специалист
Субкультура        
Люди в черной одежде        
Люди с нарушенной психикой        
Люди с особым мировоззрением        
Несчастные люди        
Затрудняюсь ответить        
Всего        

 


Таблица 4 – Встречались ли молодежи готы в реальной жизни. В зависимости от рода занятий (в % от числа ответивших).

Встречались ли готы Род занятий
Учащийся, студент Рабочий Служащий Специалист
Встречались        
Не встречались        
Затруднились ответить        
Всего        

 

Таблица 5. Представление молодежи о внешних признаках готов в зависимости от пола. (в % от числа ответивших).

Признаки Пол Всего
Мужской Женский  
Длинные волосы     100,0
Обилие черного в одежде     100,0
Оккультная символика     100,0
Символика смерти     100,0
Пирсинг     100,0
Черная губная помада     100,0
Обилие теней     100,0
Затруднились ответить     100,0

 

Таблица 6. Зависимость отношения молодежи к готам от уровня образования. (в % от числа ответивших).

Отношение Образование
Полное среднее Начальное профессиональное Среднее профессиональное Незаконченное высшее Высшее
Одобряют          
Скорее одобряют          
Скорее осуждают          
Осуждают          
Затруднились ответить          
Всего          

 


 


[1] K=0.290

[2] K=0.310

[3] Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

[4] K=0,348

[5] Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

[6] http://www.ku66.ru/news/v_kamenske_uralskom_rospotrebnadzor_zapretil_vystavku_kartin_krovju/2012-05-25-7039

[7] Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

[8] Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...