Навыки социального поведения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Анамнестические данные Мать_____________________________________________________________________________________ Отец_____________________________________________________________________________________ Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_____________________________________ Наследственные заболевания________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Аффективная сфера Общий эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, напряжённость. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Преобла- дание пониженного или повышенного фона настроения. Сезонный ритм настроения. ________________ _________________________________________________________________________________________ Немотивированные колебания настроения. Склонность к дистамическим расстройствам с капризнастью, плаксивастью, нытьём, эмоциональной пресыщаемостью; к дистрофическим расстройствам с напря- жённостью, негативизмом, агрессивностью; к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, ду- рашливостью; к депрессивным состоянием с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, по- терей аппетита, нарушением сна; к гипомании с повышенной речевой активностью, отвлекаемостью, пе реключаемостью __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Склонность к невротическим реакциям на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегитатив- ные расстройства.__________________________________________________________________________ ным реакциям с рыданиями, бросанием на пол, стучанием ногами. ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Первый возростной криз. Время его появления и длительность, явления психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явления негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность _________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Страхи. Время появления. Страх животных: бытовых шумов (звуки пылесоса, фена, водопроводных труб и др.) тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и др); страх при изменении интенсив- ности света; боязнь предметов определнённого цвета и формы; прикосновения, влаги. Боязнь остаться одному потерять мать, боязнь чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты. Страхи, обус ловленные ситуационно. ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Феномен торжества». Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отказ от новых видов пищи. Ритуальность в атрибутике еды. Жёсткое следование усвоенному режиму, болезнен- ная реакция на его изменения. Приверженность привычным деталям окружающего (расположению мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде_______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Патологическая реакция на значительную перемену (помещение в ясли, переезд): нарушение вегитатив- ных функций, невротические психопатоподобные расстройства, регресс приобретённых навыков психо- тические явления __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
Нарушение чувства самосохранения (стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т.д) отсутствие чувства края, страха высоты, незакрепление опыта контак та с горячим, острым _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Сфера влечений Агрессия. Её проявления. Жестокость к близким, животным, стремление ломать игрушки. Лёгкость воз- никновения агрессии в состоянии аффекта. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Стремление к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости ______ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Самоагрессия: спонтанная, при неудачах.______________________________________________________ Брезгливость (её понижение или повышение, их сочетание) ______________________________________ _________________________________________________________________________________________ Онанизм, его проявления; их открытость ______________________________________________________ Сфера общения Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взглядов на лице человека, на его глазах (взгляд вверх, мимо сквозь). Агрессивное избегание встречного взора. Характер взгляда: неподвижный, застывший, ис пуганный и т.д. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Первая улыбка. Особенности её внешней характеристики, выраженность, частота. Отсутствие адресо- ванности человеку, неспособность заражаться от улыбки, интонации, смеха взрослого. Адресованность улыбки неодушевлённому предмету её возникновение на звук, ощущение __________________________ _________________________________________________________________________________________ Формирование привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабая реакция на её уход ________________________________________________________________________________ Симбиотическая связь с матерью – непереносимость её кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, регресс навыков, невротические, психопатоподобные реакции). Симбиоз с други ми членами семьи, няней. ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Появление слов мама, папа, после других слов. Несоотнесённость их с родителями. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Проявление боязни кого-либо из родителей. Смена симбиоза на из-
бегание враждебности______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Реакция на нового человека. Непереносимость (тревога, страх, сопротивление), агрессия, игнорирова- ние. Сверхобщительность. __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Особенности контакта с другими детьми – игнорирование, пассивность, активность, импульсивность. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевлённого предмета. Игра «рядом «. Механическое повторение поведения детей. Страх детей, агрессивность. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Избирательность контактов с детьми, особенности их круга _____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отношение к физическому контакту –стремление, неприязнь. Гиперсинзетивность, переносимость лишь малых доз прикосновений, поглаживания, кружения, тормошения и др. _______________________ _________________________________________________________________________________________ Реакция на словесные обращения – слабость, замедленность, отсутствие. Избирательность. Отсутст- вие отклика на имя. «Псевдоглухота». Отсутствие адекватного жеста ______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Поведение в одиночестве – отсутствие реакции, непереносимости, страх, предпочтение. Стремление к территориальному уединению _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отношение к окружающему отсутствие активности исследования предметов. Необычность первонача- чального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т.д.)__________________________ _________________________________________________________________________________________
Недифференциация одушевлённого и неодушевлённого. Механическое использование руки, туловища взрослого. Диссоциация между отрешённостью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие Зрительное восприятие: взгляд «свозь» объект. Отсутствие реакции (слежения) на предмет, движущий ся в поле зрения. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда и завороженность созерцанием таких объектов, как световое пятно, участок блестящей поверхности, узор обоев, ковра, мелькание теней. Сос- редоточение внимания на рассматривании своих рук, движений пальцев у лица, рассмотрение и переби- ранние пальцев матери. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, мелькания, к длительной стериотипной смене зрительных ощущений (включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, двигание стёкол, полок, пересыпание мозаики и т.д). Раннее различение цветов. Ри- сование стсреотипных орнаментов. Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигания штор, стремление к темноте ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слуховое восприятие. Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шурша- нию у уха целлофановым пакетом, раскачиванию скрипящих створок двери. Предпочтение тихих зву- ков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Её роль в осуществлении режима, ком пенсации поведения. Хороший музыкальный слух. Склонность к пропеванию фраз. Отрицательная реак ция на музыку ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тактильная чувствительность. Выраженная реакция на мокрые пелёнки, купание, причёсывание, стрижку ногтей, волос. Непереносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощу- щения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преиму- щественно с помощью ощупывания. __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вкусовая чувствительность. Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обоняние. Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания._____ _________________________________________________________________________________________ Пропиоцептивная чувствительность. Склонность к аутостимуляция вызыванием напряжения тела, ко нечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при жевании, ударами головой о спинку кровати. Вле чение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания. _____________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Моторика Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, прояв- ления. Длительность и эффективность массажа. ________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость, расторможенность, возбудимость. Медли- тельность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Не обычность грациозность и плавность движений, ловкость при лазании, балансировании.______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задержка в развитии зрительно-моторной координации (протягивании руки к игрушке, дотрагива- ния, захвата) ______________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Задержка в формировании навыка жевания ____________________________________________________ Слабость реакции на помощь взрослого при формированиинавыка сидения, ползания, вставания.___ _________________________________________________________________________________________ Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). «Внезап- ность перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Регресс навыков после неудачи. _____________________ _________________________________________________________________________________________ Особенности бега: импульсивность, особый ритм, средоточенное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками; бег на цыпочках.______________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Особенности походки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу заводной игрушки и т.д. Разница в моторной ловкости в привычной обстановке и вне её_______ _________________________________________________________________________________________ Двигательные стереотипии: раскачивания, однообразные повороты головы, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук, упорное, длительное раскачивание на качающихся игушках, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков. Вычурный рисунок дви- гательных стереотипий. ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отсутствие указательных жестов: движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жес- тов приветствия или прощания. Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в приня- тии помощи при обучении двигательным навыкам ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Мимика (в том числе –по фотографиям ребёнка). Амимичность, бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т.д). Неадекватные гримасы ___________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Интеллектуальное развитие Необычная выразительность, «осмысленность» взгляда в первые месяцы жизни. Впечатление «тупости», непонимания простых инструкций __________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Рассредосточенность внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической ми грацией, неспособностью сосредоточения, отсутствие отклика на обращение. Избирательность внима ния. Сверхсосредоточенность на определённом объекте._________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задержка игры на манипулятивном уровне. Беспощаемость в элементарном быту. Задержка формирова- ния навыков самообслуживания; трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чу-жих действий. _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Относительно большой запас знаний для возраста в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху, ритму. Преобладание ин тересов к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, дру-гим обозначениям. Использование условных обозначений в игре. Преобладание интереса к изображе-нию над интересом к реальному предмету. Сложность фабулы фантазий, игр, сврехценные интересы (к отдельным областям знаний, природе, игре и д.р.)_______________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Необычная слуховая память (запоминаниестихов, других текстов)______________________________ _________________________________________________________________________________________ Необычная зрительная память (запоминание маршрута, расположение знаков на листе)____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности временных соотношений: равная актуальность впечатлений прошлого и настоящего.___ _________________________________________________________________________________________ Различия в сообразительности, интеллектуальной активности при спонтанной и при заданной деятель- ности.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речь Слабость отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциа- ция между отсутствием реакции на слово и гиперсинзетивностью к невербальным звукам, между «непо-ниманием» простых бытовых инструкций и пониманием не обращённого к ребёнку разговора. Лучшая реакция на тихую, шёпотную речь. Запаздывание или отсутствие фазы гуления, его неинтонирован- ность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета, его необращённость к взрослому.__________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Запаздывание или опережение появление первых слов, их необращённость к человеку, необычность, ма лоупотребительность. Слова-эхолалии. Динамика накопления словаря: «плавающие слова», регресс ре- чи на уровне отдельных слов. _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Запаздывание или опережение появления фраз, их необращённость к человеку. Комментировующие, аф фективные фразы. Фразы- аутокоманды. Фразы –эхолалии. Ответственные эхолалии. Эхолалии –цитаты . Эхолалии-обобщённые формулы. ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Склонность к вербальизации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Нео-логизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова- отрицания. Страх аффективно насышенных метафор. ______ _________________________________________________________________________________________ Склонность к декламации, рифмование, акцентуации ритма. Отсутствие местоимения в первом лице (при богатой фразовой речи). Ошибки в употреблении других местоимений. Регресс фразовой речи; фак торы его провоцирующие. Вычурность интонаций, повышение высоты голоса к концу фразы. Невнят- ность, скомканность, свёрнутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Различение в речи в от- ношении её развёрнутости, внятности при спонтанной и при заданной деятельности. Мутизм. ________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Игра Игнорирование игрушки. Её рассматривание без стремления к манипуляции. Манипулирование лишь одной игрушкой. Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зритель- ный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохра- нение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щёлкание пальцами, перебирание ими пе-ред глазами и д.р.). ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигро- вых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов. ___________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Некоммуникативность игры. Игра в одниочку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры- фанта- зии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность и однообразие сюжета иг- ры, трудности введения или расширения её фабулы извне________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Навыки социального поведения Трудности усвоения режима. Собственный режим. _____________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Запаздывание формирования навыков пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Диссоциация между владением навыками в заданной и спонтанной деятельности. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи. Либо, наоборот, её охотное использование. Регресс навыков еды и одева- ния, их связь с психогениями, соматическими вредностями._____________________________________ Время появления навыков порятности. Способ сообщения взрослому о потребности туалета. Отсутствие сообщения, длительное терпение до высаживания. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков опрят ности. Связь такого регресса с невротическими и психопатоподобными явлениями. Паталогические при вычки ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|