Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навыки социального поведения




Анамнестические данные

Мать_____________________________________________________________________________________

Отец_____________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_____________________________________

Наследственные заболевания________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Аффективная сфера

Общий эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, напряжённость. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Преобла-

дание пониженного или повышенного фона настроения. Сезонный ритм настроения. ________________

_________________________________________________________________________________________

Немотивированные колебания настроения. Склонность к дистамическим расстройствам с капризнастью, плаксивастью, нытьём, эмоциональной пресыщаемостью; к дистрофическим расстройствам с напря- жённостью, негативизмом, агрессивностью; к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, ду-

рашливостью; к депрессивным состоянием с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, по-

терей аппетита, нарушением сна; к гипомании с повышенной речевой активностью, отвлекаемостью, пе реключаемостью __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Склонность к невротическим реакциям на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегитатив-

ные расстройства.__________________________________________________________________________
Склонность к психопатоподобным реакциям: негативизму, агрессии к близким и детям, истеририформ-

ным реакциям с рыданиями, бросанием на пол, стучанием ногами. ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первый возростной криз. Время его появления и длительность, явления психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явления негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Страхи. Время появления. Страх животных: бытовых шумов (звуки пылесоса, фена, водопроводных труб и др.) тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и др); страх при изменении интенсив-

ности света; боязнь предметов определнённого цвета и формы; прикосновения, влаги. Боязнь остаться одному потерять мать, боязнь чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты. Страхи, обус

ловленные ситуационно. ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Феномен торжества». Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отказ от новых видов пищи. Ритуальность в атрибутике еды. Жёсткое следование усвоенному режиму, болезнен-

ная реакция на его изменения. Приверженность привычным деталям окружающего (расположению мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патологическая реакция на значительную перемену (помещение в ясли, переезд): нарушение вегитатив-

ных функций, невротические психопатоподобные расстройства, регресс приобретённых навыков психо- тические явления __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Нарушение чувства самосохранения (стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т.д) отсутствие чувства края, страха высоты, незакрепление опыта контак

та с горячим, острым _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Сфера влечений

Агрессия. Её проявления. Жестокость к близким, животным, стремление ломать игрушки. Лёгкость воз- никновения агрессии в состоянии аффекта. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Стремление к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости ______

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах.______________________________________________________

Брезгливость (её понижение или повышение, их сочетание) ______________________________________

_________________________________________________________________________________________

Онанизм, его проявления; их открытость ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Сфера общения

Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взглядов на лице человека, на его глазах (взгляд вверх, мимо сквозь). Агрессивное избегание встречного взора. Характер взгляда: неподвижный, застывший, ис

пуганный и т.д. ___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Первая улыбка. Особенности её внешней характеристики, выраженность, частота. Отсутствие адресо-

ванности человеку, неспособность заражаться от улыбки, интонации, смеха взрослого. Адресованность улыбки неодушевлённому предмету её возникновение на звук, ощущение __________________________

_________________________________________________________________________________________

Формирование привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабая реакция на её уход ________________________________________________________________________________

Симбиотическая связь с матерью – непереносимость её кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, регресс навыков, невротические, психопатоподобные реакции). Симбиоз с други ми членами семьи, няней. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Появление слов мама, папа, после других слов. Несоотнесённость их с родителями. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Проявление боязни кого-либо из родителей. Смена симбиоза на из-

бегание враждебности______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Реакция на нового человека. Непереносимость (тревога, страх, сопротивление), агрессия, игнорирова-

ние. Сверхобщительность. __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Особенности контакта с другими детьми – игнорирование, пассивность, активность, импульсивность. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевлённого предмета. Игра «рядом

«. Механическое повторение поведения детей. Страх детей, агрессивность. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Избирательность контактов с детьми, особенности их круга _____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к физическому контакту –стремление, неприязнь. Гиперсинзетивность, переносимость лишь малых доз прикосновений, поглаживания, кружения, тормошения и др. _______________________

_________________________________________________________________________________________

Реакция на словесные обращения – слабость, замедленность, отсутствие. Избирательность. Отсутст-

вие отклика на имя. «Псевдоглухота». Отсутствие адекватного жеста ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поведение в одиночестве – отсутствие реакции, непереносимости, страх, предпочтение. Стремление к территориальному уединению _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к окружающему отсутствие активности исследования предметов. Необычность первонача-

чального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т.д.)__________________________

_________________________________________________________________________________________

Недифференциация одушевлённого и неодушевлённого. Механическое использование руки, туловища взрослого. Диссоциация между отрешённостью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие

Зрительное восприятие: взгляд «свозь» объект. Отсутствие реакции (слежения) на предмет, движущий

ся в поле зрения. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда и завороженность созерцанием таких объектов, как световое пятно, участок блестящей поверхности, узор обоев, ковра, мелькание теней. Сос-

редоточение внимания на рассматривании своих рук, движений пальцев у лица, рассмотрение и переби- ранние пальцев матери. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, мелькания, к длительной стериотипной смене зрительных ощущений (включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, двигание стёкол, полок, пересыпание мозаики и т.д). Раннее различение цветов. Ри-

сование стсреотипных орнаментов. Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигания штор, стремление к темноте ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховое восприятие. Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шурша- нию у уха целлофановым пакетом, раскачиванию скрипящих створок двери. Предпочтение тихих зву-

ков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Её роль в осуществлении режима, ком

пенсации поведения. Хороший музыкальный слух. Склонность к пропеванию фраз. Отрицательная реак

ция на музыку ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тактильная чувствительность. Выраженная реакция на мокрые пелёнки, купание, причёсывание, стрижку ногтей, волос. Непереносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощу-

щения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преиму-

щественно с помощью ощупывания. __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вкусовая чувствительность. Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обоняние. Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания._____

_________________________________________________________________________________________

Пропиоцептивная чувствительность. Склонность к аутостимуляция вызыванием напряжения тела, ко

нечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при жевании, ударами головой о спинку кровати. Вле

чение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания. _____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моторика

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, прояв-

ления. Длительность и эффективность массажа. ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость, расторможенность, возбудимость. Медли-

тельность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Не обычность грациозность и плавность движений, ловкость при лазании, балансировании.______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задержка в развитии зрительно-моторной координации (протягивании руки к игрушке, дотрагива-

ния, захвата) ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задержка в формировании навыка жевания ____________________________________________________

Слабость реакции на помощь взрослого при формированиинавыка сидения, ползания, вставания.___

_________________________________________________________________________________________

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). «Внезап- ность перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Регресс навыков после неудачи. _____________________

_________________________________________________________________________________________

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, средоточенное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками; бег на цыпочках.______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Особенности походки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу заводной игрушки и т.д. Разница в моторной ловкости в привычной обстановке и вне её_______

_________________________________________________________________________________________

Двигательные стереотипии: раскачивания, однообразные повороты головы, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук, упорное, длительное раскачивание на качающихся игушках, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков. Вычурный рисунок дви-

гательных стереотипий. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отсутствие указательных жестов: движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жес- тов приветствия или прощания. Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в приня- тии помощи при обучении двигательным навыкам ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Мимика (в том числе –по фотографиям ребёнка). Амимичность, бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т.д). Неадекватные гримасы ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Интеллектуальное развитие

Необычная выразительность, «осмысленность» взгляда в первые месяцы жизни. Впечатление «тупости», непонимания простых инструкций __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Рассредосточенность внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической ми грацией, неспособностью сосредоточения, отсутствие отклика на обращение. Избирательность внима ния. Сверхсосредоточенность на определённом объекте._________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задержка игры на манипулятивном уровне. Беспощаемость в элементарном быту. Задержка формирова-

ния навыков самообслуживания; трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чу-жих действий. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Относительно большой запас знаний для возраста в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху, ритму. Преобладание ин тересов к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, дру-гим обозначениям. Использование условных обозначений в игре. Преобладание интереса к изображе-нию над интересом к реальному предмету. Сложность фабулы фантазий, игр, сврехценные интересы (к отдельным областям знаний, природе, игре и д.р.)_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Необычная слуховая память (запоминаниестихов, других текстов)______________________________

_________________________________________________________________________________________

Необычная зрительная память (запоминание маршрута, расположение знаков на листе)____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности временных соотношений: равная актуальность впечатлений прошлого и настоящего.___

_________________________________________________________________________________________

Различия в сообразительности, интеллектуальной активности при спонтанной и при заданной деятель-

ности.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речь

Слабость отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциа-

ция между отсутствием реакции на слово и гиперсинзетивностью к невербальным звукам, между «непо-ниманием» простых бытовых инструкций и пониманием не обращённого к ребёнку разговора. Лучшая реакция на тихую, шёпотную речь. Запаздывание или отсутствие фазы гуления, его неинтонирован-

ность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета, его необращённость к взрослому.__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запаздывание или опережение появление первых слов, их необращённость к человеку, необычность, ма

лоупотребительность. Слова-эхолалии. Динамика накопления словаря: «плавающие слова», регресс ре- чи на уровне отдельных слов. _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Запаздывание или опережение появления фраз, их необращённость к человеку. Комментировующие, аф

фективные фразы. Фразы- аутокоманды. Фразы –эхолалии. Ответственные эхолалии. Эхолалии –цитаты

. Эхолалии-обобщённые формулы. ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Склонность к вербальизации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Нео-логизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова- отрицания. Страх аффективно насышенных метафор. ______

_________________________________________________________________________________________

Склонность к декламации, рифмование, акцентуации ритма. Отсутствие местоимения в первом лице (при богатой фразовой речи). Ошибки в употреблении других местоимений. Регресс фразовой речи; фак торы его провоцирующие. Вычурность интонаций, повышение высоты голоса к концу фразы. Невнят- ность, скомканность, свёрнутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Различение в речи в от- ношении её развёрнутости, внятности при спонтанной и при заданной деятельности. Мутизм. ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Игра

Игнорирование игрушки. Её рассматривание без стремления к манипуляции. Манипулирование лишь одной игрушкой. Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зритель-

ный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохра- нение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щёлкание пальцами, перебирание ими пе-ред глазами и д.р.). ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигро-

вых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов. ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Некоммуникативность игры. Игра в одниочку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры- фанта-

зии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность и однообразие сюжета иг-

ры, трудности введения или расширения её фабулы извне________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Навыки социального поведения

Трудности усвоения режима. Собственный режим. _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Запаздывание формирования навыков пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Диссоциация между владением навыками в заданной и спонтанной деятельности. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи. Либо, наоборот, её охотное использование. Регресс навыков еды и одева- ния, их связь с психогениями, соматическими вредностями._____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время появления навыков порятности. Способ сообщения взрослому о потребности туалета. Отсутствие сообщения, длительное терпение до высаживания. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков опрят

ности. Связь такого регресса с невротическими и психопатоподобными явлениями. Паталогические при

вычки ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...