Организация практических занятий, самостоятельной работы и аттестации по дисциплине
Онтология и теория познания
Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ
(для программ, разработанных и реализуемых внутри одного института –
Рекомендован Методическим Советом Института социально-политических наук)
для направлений подготовки и специальностей:
Код ООП
| Направление
| Профиль
| Код модуля по ООП
|
| Философия
| Теоретико-методологический
| Б.3.2
|
| Философия
| Философия права
| Б.3.2
|
| Философия
| Социально-аксиологический
| Б.3.2
|
| Философия
| Социальное управление
| Б.3.2
|
| Философия
| Управление коммуникациями
| Б.3.2
|
| Философия
| Эстетика: арт-бизнес
| Б.3.2
|
| Философия
| Философская антропология
| Б.3.2
|
| Философия
| Социолингвистика
| Б.3.2
|
Екатеринбург 2011
Программа модуля составлена авторами:
№ п/п
| ФИО
| Ученная степень,
ученное звание
| Должность
| Кафедра
| Подпись
|
| Бакеева
Елена
Васильевна
| доктор философских наук, доцент
| профессор
| онтологии и теории познания
|
|
| Котелевский Дмитрий Владимирович
| кандидат философских наук, доцент
| доцент
| онтологии и теории познания
|
|
Программа модуля одобрена на заседании кафедр:
| Наименование кафедры
| Дата
| ФИО заведующего кафедрой
| Подпись
|
1.
| Кафедра онтологии и теории познания
| 20.09.2011
| Анкин Д. В.
|
|
2.
| Методическим Советом Института социально-политических наук
| 30.09.2011
| Черепанова Е. С.
|
|
* При количестве выпускающих кафедр более 6 достаточно одобрения методических советов институтов, включающих выпускающие кафедры
Согласовано:
Начальник отдела проектирования
образовательных программ [И.О. Фамилия]
Начальник отдела ресурсного обеспечения
образовательных программ ЦОТ [И.О. Фамилия]
[Для программ, разработанных и реализуемых в различных институтах:]
Председатель методического совета УрФУ [И.О. Фамилия]
[Для программ, разработанных и реализуемых внутри института:]
Председатель методического совета ИСПН [И.О. Фамилия]
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления
| Название направления/ специальности
| Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО
|
Дата
| Номер приказа
|
| Философия
| 21 декабря 2009 г.
|
|
1.1 Цели дисциплины Изучение дисциплины направлено на освоение студентами результатов обучения, представленных в виде следующих способностей:
1.2 РО-4: к логическому анализу языка, работать с научными и философскими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
1.3 РО-5 применять различные методы научного и философского исследования для сбора, анализа и классификации информации и использовать полученную информацию в профессиональной деятельности;
1.4 РО-8- пользоваться в процессе педагогической деятельности знанием традиционных и современных проблем философии.
В результате освоения дисциплины «Онтология и теория познания» (часть 1) студент должен
знать: природу философского знания; основные категории философии, методологию философского познания, функции философии;
уметь: работать с научными и философскими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; применять различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
владеть навыками: использования теоретических общефилософских знаний в практической деятельности; герменевтического истолкования; структурного исследования; критического анализа теоретических обоснований.
Место дисциплины в структуре модуля и основной образовательной программы
Освоение модуля-дисциплины «Онтология и теория познания» (часть 1) тесно связано с такими дисциплинами профиля, как «История зарубежной философии», «Логика», «Философские проблемы конкретных дисциплин», «Философия и методология науки». Особое значение модуль-дисциплина «Онтология и теория познания» (часть 1) имеет применительно к освоению следующих компетенций:
ПК-2:умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии);
ПК-11: знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности;
Пк-15: умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук.
1.3. Трудоемкость освоения дисциплины [таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего, час.
| Учебные семестры
|
1 семестр 1 курс
| 2 семестр 1 курс
| |
Аудиторные занятия, час.
|
|
|
| |
Лекции, час.
|
|
|
|
|
Практические занятия,час.
|
|
|
|
|
Лабораторные работы,час.
| -
| -
| -
|
|
Самостоятельная работа студентов, час.
|
|
|
| |
Вид промежуточного контроля
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость по учебному плану, час.
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.
|
|
|
|
|
Краткое описание дисциплины
Освоение курса направлено на формирование у студентов знаний о предмете и специфике философии, об основных онтологических проблемах и категориях, о ведущих онтологических подходах в истории мировой философии, а также на формирование навыков категориального мышления и способности использовать эти навыки в профессиональной деятельности. Методическая новизна курса связана главным образом с широким использованием образовательных технология проблемного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код разделов и тем
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
|
Р1
| Раздел 1. Онтология в системе философского знания
|
Р1.Т1
| Тема 1. Природа философского знания
| Мир как целое, свобода и пограничное положение человека. Локальность мифа и универсальность логоса. Логос как «собирающее слово». Знание и мудрость. Феномен метафизического одиночества и его связь с философией как «любовью к мудрости». Индивидуально-всеобщий характер философствования. Философия как личностное знание
|
Р1.Т2
| Тема 2. Предмет философии и ее основные функции
| Предмет философии как проблема. Критическая функция философии и неоднозначность социального статуса философа. Неопределенное отношение «человек – мир» как ядро «вечной» философской проблематики. Универсалии культуры как «продукт» философского познания, их роль в человеческой жизнедеятельности. Мировоззренческая функция философии в условиях релятивизации ценностей. Проблема структуры философского знания
|
Р1.Т3
| Тема 3. Методология философского познания
| Проблема метода философского познания. Специфика философского познания в сравнении с научным, обыденным и художественным. Теоретический и практический аспекты философствования. Саморефлексия как ядро философского акта. Граница безусловного и обусловленного как «место» философствования, ее скользящий характер. Познание и понимание. Эвристическая роль незнания в философском мышлении
|
Р1.Т4
| Тема 4. Онтология и метафизика
| Вопрос о бытии как первый шаг философской рефлексии. Особый статус глагола «быть» в европейских языках. Метафизика как «первая философия». Метафизические основания классического философствования. Онтологические категории как формы осмысления отношения «человек – мир», их нерепрезентативный характер. Неустранимость онтологической проблематики из сферы философского мышления. Роль онтологических допущений в познавательной и практической деятельности человека
|
Р2
| Раздел 2. Онтологические образы мира в истории европейской мысли
|
Р2.Т1
| Тема 1. Античная философия: онтология Единого
| Микрокосм и макрокосм. Философский акт как установление предела. Беспредельное как небытие, взаимопредположенность бытия и небытия, одного и иного. Онтологический аспект понятия справедливости и этический рационализм. Релятивность пространства и времени в свете интуиции Единого. Совпадение чувственного и рационального в категории эйдоса. Геометрический характер числа, гармония как расчлененное Единое. «Причастность идее» как способ и причина бытия вещей и явлений
|
Р2.Т2
| Тема 2. Осмысление трансцендентности бытия в средневековой европейской философии
| Парадоксальный смысл идеи Абсолюта и посредническая миссия Слова. Трансцендентность Творца и разрыв между мыслью и Словом. Приобщение к Слову как акт веры и опора на Авторитет. Апофатическое богословие о непостижимости Творца. Зло как нехватка бытия и проблема теодицеи. Вертикаль веры и горизонталь знания
|
Р2.Т3
| Тема 3. Онтологические основания новоевропейского рационализма
| Идея «предположительного мира» (Н.Кузанский) и деятельно-познающая активность субъекта. Объект как точка приложения активности субъекта. Роль категории опыта в новоевропейском мышлении. Философия как «наукоучение». Онтологический и этический смысл понятия объективности. Вневременной и внепространственный статус субъекта
|
Р2.Т4
| Тема 4. Онтология в контексте современной (неклассической) философской мысли
| Переосмысление роли сознания в современной философии. Критика понятия «субъект» и попытки преодоления субъект-объектной конструкции. Основные линии развития современной неклассической онтологии. Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм.Антропологический подход в философии ХХ века. Тема «преодоления метафизики» в философии ХХ века. Понятие метафизики и его различные трактовки
|
* Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
(по формам обучения)
Разделы дисциплины
| Трудоемкость освоения раздела дисциплины, час
|
Номер раздела, темы
| Наименование раздела
| Общая трудоемкость раздела, час
| Аудиторные занятия по данному разделу, час
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа студентов
| Курсовой проект (КП)
| Курсовая работа (КР)
| Расчетно-граф. Работа (РГР)
| Расчетная работа (РР)
| Контрольная работа (КР)
| Домашняя работа (ДР)
| Реферат
| Коллоквиум
| Другие виды СРС
| Подготовка к ауд. занятиям
|
Р1
| Раздел 1. Онтология в системе философского знания
|
|
|
|
| -
|
| -
| | | | | | | | | |
Т1
| Тема 1. Природа философского знания
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т2
| Тема 2. Предмет философии и ее основные функции
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т3
| Тема 3. Методология философского познания
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т4
| Тема 4. Онтология и метафизика
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Р2
| Раздел 2. Онтологические образы мира в истории европейской мысли
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т1
| Тема 1. Античная философия: онтология Единого
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т2
| Тема 2. Осмысление трансцендентности бытия в средневековой европейской философии
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т3
| Тема 3. Онтологические основания новоевропейского рационализма
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
Т4
| Тема 4. Онтология в контексте современной (неклассической) философской мысли
|
|
|
|
| -
|
| | | | | | | | | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практические занятия
Номер п/п
| Раздел, тема дисциплины
| Тема занятия
| Объем учебного времени, час.
|
| Р1.Т1
| Природа философского знания
|
|
| Р1.Т2
| Предмет философии и ее основные функции
|
|
| Р1.Т3
| Методология философского познания
|
|
| Р1.Т4
| Онтология и метафизика
|
|
| Р2.Т1
| Античная философия: онтология Единого
|
|
| Р2.Т2
| Осмысление трансцендентности бытия в средневековой европейской философии
|
|
| Р2.Т3
| Онтологические основания новоевропейского рационализма
|
|
| Р2.Т4
| Онтология в контексте современной (классической) философской мысли
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: