Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5 Показатели эффективности деятельности предприятий садово-паркового и ландшафтного строительства.




 

1.Цены и ценообразование в ландшафтном строительства

 

Цена строительных услуг и ресурсов

 

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Все основные показатели производственной деятельности фирмы (объем капитальных вложений, себестоимость продукции, производительность труда, фондоемкость и др.) связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

 

Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены — это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Тем самым, как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. В основном, используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены; максимальные и договорные. Прейскурантная цена — это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством. Это — «твердая» цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства. Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются. Максимальная цена — это лимитная сметная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т. п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению. Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течение всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основной для установления договорных цен должны являться сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную продукцию — важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений.

 

Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными; индивидуальные расценки применяются, как правило, на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты. Учет плановых накоплений, накладных расходов и налогов производится в сметном расчете. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС).

[править]

Факторы, влияющие на установление цены

издержки на изготовление и сбыт продукции;

конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения на товар фирмы;

ценовая политика фирмы.

 

Первые два фактора учитываются при ценообразовании. Третий фактор реализуется в зависимости от целей ценообразования фирмы (ценовой политики фирмы).

[править]

Цели ценообразования

обеспечение определенного размера прибыли;

обеспечение определенного объема продаж;

сохранение существующего положения фирмы;

вытеснение конкурентов;

внедрение на рынке новой продукции;

завоевание лидерства по показателям качества.

 

Этапы ценообразования:

определение спроса;

оценка издержек и установление нижнего предела цены;

анализ цен и характеристик товаров конкурентов;

выбор методов ценообразования и оценка верхнего предела цены;

разработка ценовой политики;

установление цены на продукцию фирмы на конкретный период.

[править]

Стратегии ценообразования

скользящая падающая цена;

долговременная цена;

цена сегмента рынка;

гибкая цена;

стратегии дифференцированного ценообразования;

стратегия ценовой дискриминации;

стратегия конкурентного ценообразования;

стратегия по «кривой освоения»;

стратегия сигнализирования ценами.

 

Скользящая падающая цена. Определяющим фактором при выборе такого подхода к установлению цен на свою продукцию является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка цена на изделия и услуги постепенно падает, особенно оптовые цены (розничные торговцы могут поддерживать цены на такие виды изделий стабильными относительно продолжительное время). Уже при составлении прогноза сбыта предприятию-изготовителю необходимо проанализировать темпы роста объёма производства в отрасли в целом, сопоставить их с динамикой ёмкости рынка (прежде всего по темпам роста доходов потенциальных потребителей) и определить затем, на какой процент предстоит снизить цены в предстоящей период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт своей продукции.

 

Долговременная цена. При составлении прогнозов сбыта для такого изделий по такому сценарию цена является уже заранее заданной. Значительное снижение её часто невозможно, да и не обязательно приведет к серьёзному увеличению сбыта. Для увеличения прибыли при работе на таком рынке куда более важное значение приобретает поиск путей снижения издержек производства.

 

Цена сегмента рынка. Разные группы потребителей (например, по своему социальному статусу) платят за одни и те же изделия разную цену на рынке. Поэтому цена изделия может заметно меняться в зависимости от того, для кого оно предназначается. Для практического использования этого подхода к установлению цен прежде всего необходимо, чтобы изделие можно было продать разным группам потребителей, чтобы оно было адресовано разным сегментам рынка, чтобы сравнительно быстро и легко, с минимальными издержками можно было изменить соответствующим образом конструкцию и дизайн этого продукта, привести его в соответствие с нуждами и запросами конкретных групп потребителей. Есть еще одно обстоятельство, которое необходимо иметь в виду при использовании данного подхода к ценообразованию. Потребители на разных сегментах рынка, на которые ориентировано данное изделие, не должны конкурировать друг с другом. Иначе говоря, в расчет должны приниматься сравнительно изолированные (в географическом или социальном отношении) группы людей.

 

Стратегия ценовой дискриминации. Согласно этой стратегии фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой. Ценовая дискриминация предполагает установление различных отпускных цен на одно и то же изделие или услугу вне зависимости от издержек. Ценовая дискриминация может выражаться в установлении более высокой цены для одной группы потребителей (на одном сегменте рынка), которые менее чувствительны к уровню цен, и более высокую — для другой. Естественно, что поставка одного и того же продукта в разные регионы сбыта по различным ценам ничего общего с ценовой дискриминацией не имеет.

 

Гибкая цена. Цены, которые устанавливаются в зависимости от характера конъюнктуры рынка на данный момент времени, называются гибкими. Использование такого подхода при установлении цен оправдано на таком рынке, где возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие периоды времени. Используется этот подход и тогда, когда нужно противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок с использованием преднамеренно низкой цены (даже с ущербом для рентабельности их производства).

 

Стратегии дифференцированного ценообразования основана на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.

 

Стратегия конкурентного ценообразования строится на учете в ценах конкурентоспособности фирмы. Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства.

 

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить. Необходимыми условиями для принятия данной стратегии являются сильное влияние опыта фирм и чувствительность покупателей к уровню цены. Обычно такие условия возникают на начальной стадии развития производства товаров длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытаются обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде.

 

Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами.

[править]

Особенности ценообразования в строительстве

 

1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

 

2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

 

3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.

 

4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

 

5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

 

6. Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

[править]

Механизм ценообразования в строительстве

 

Условно систему ценообразования в строительстве можно классифицировать: по числу элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (издержки и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).

 

Прямые затраты (ПЗ) складываются из стоимости строительных материалов (М), потребных для выполнения данного вида СМР, основной заработной платы строительных рабочих (ЗП) и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов (ЭМ), применяемых при выполнении данной СМР. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ. К прямым затратам относятся: основная заработная плата рабочих (без подсобных производств и обслуживающих хозяйств); затраты на строительные материалы и конструкции; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и прочие затраты.

 

К расходам по эксплуатации строительных машин и механизмов относятся расходы по: транспортированию; погрузке и разгрузке; монтажу и демонтажу; перестановке машин в пределах строительной площадки, их амортизации; заработная плата; расходы на электроэнергию или горючее и т. п. То есть, ЭМ включают в себя заработную плату машинистов и амортизационные начисления.

 

К прочим прямым затратам относятся расходы на транспортирование лишнего грунта, на вывозку земли, мусора и снега с территории строительства. Удельный вес каждого из элементов изменяется в широких пределах в зависимости от вида работ и применяемых материалов, конструкций и механизмов. В среднем, зарплата составляет 15-20 %, материалы и конструкции 60-70 %, эксплуатация строительных машин и механизмов — 10-15 %, прочие 1-5 % от общей суммы всех прямых расходов.

 

Накладные расходы (HP) — это затраты, непосредственно не связанные с процессом создания строительной продукции, а направленные на создание общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Это расходы на содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала, содержание складских или ремонтных баз и т. д. Накладные расходы в отличие от прямых затрат непосредственно не связаны с изготовлением или монтажом отдельных конструктивных элементов и с производством отдельных видов работ, эти расходы не дают прямого прироста объема выполненных работ, но косвенно этому способствуют. К накладным расходам относятся затраты на организацию строительного процесса, его обслуживание и управление этим процессом в целом. Накладные расходы содержат следующие статьи затрат: административно-хозяйственные расходы строительной организации; расходы по обслуживанию рабочих: дополнительная заработная плата производственных рабочих, к которой относится оплата простоев по атмосферных условиям, оплата отпусков, доплата бригадам за руководство работой бригад, отчисления по социальному страхованию рабочих, затраты по содержанию пожарной и сторожевой охраны строительства, по организованному набору рабочих, по содержанию производственного оборудования и инвентаря, на благоустройство строительных площадок и подготовку объектов строительства к сдаче и другие. Накладные расходы исчисляются в процентах от полной суммы прямых затрат и колеблются в значительных пределах (12-23 %). На монтажные работы нормы накладных расходов установлены в процентах только к основной заработной плате рабочих, содержащейся в составе прямых затрат. В частности, на монтаж оборудования — 70 %, электромонтажные работы — 76 % и т. д. Сокращение продолжительности строительства приводит к экономии накладных расходов, так называемые условно-постоянные накладные расходы. К ним относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных сооружений и приспособлений, содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание проектной группы и т. п. При укрупнённых расчётах доля этих расходов составляет 50 % от накладных расходов по общестроительным работам и 30 % по специализированным организациям. Сокращение трудоёмкости строительства ведет к экономии накладных расходов в среднем 6-15 руб. на 1 час в день (норматив устанавливается соответствующими министерствами). Кроме того накладные расходы составляют в среднем 15 % от суммы основной заработной платы в прямых затратах и учитываются при сокращении затрат.

 

сметная прибыль (СП) — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта. Накладные расходы и плановые накопления могут быть договорными или нормативными величинами. Как правило, их нормативное значение определяется заказчиком или инвестором. На практике накладные расходы составляют 12-27 % от прямых затрат, плановые накопления — 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. Плановые накопления являются планируемой прибылью строительно-монтажной организации, источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений. Кроме того, плановые накопления используются на улучшение культурно-бытовых условий рабочих и инженерно-технического персонала. Размер плановых накоплений строительно-монтажных организаций установлен 8 % суммы прямых затрат и накладных расходов. Таким образом,

 

С смр = ПЗ + HP + СП.

2. Прибыль предприятия в ландшафтном строительстве.

 

Прибыль в строительстве

Прибыль в строительстве (балансовая) является основным показателем, характеризующим финансовый аспект деятельности строительной организации.

 

Балансовая прибыль

Балансовая прибыль определяется как сумма доходов: от сдачи заказчиком выполненных работ и услуг (П), от реализации имущества (Пи), от реализации продукции подобных и вспомогательных производств (Пр), от внереализационных операций (Во), за вычетом расходов по существованию внереализационных операций (Рв)

 

Пб = П + Пи + Пр + Во-Ро

 

Основной объем прибыли, получаемой строительной компанией, формируется от сдачи заказчиком выполненных работ (П), которая в свою очередь может быть: сметной, фактической и плановой.

 

Сметная прибыль

Сметная прибыль расчитывается на этапе формирования проектно-сметной документации и представляет собой сумму средств требующихся строительной организации для покрытия затрат на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.

 

Плановая прибыль

Плановая прибыль закладывается строительной организацией при разработке бизнес-плана.

 

Сумма плановой прибыли определяется суммой: сметной прибыли (Пс), средств которые удастся сэкономить за период ведения строительных работ (С) и дополнительных инвестиций полученных от заказчика (И).

 

Ппл = Пс + С + И

 

Плановая прибыль может определяться как по отдельным объектам и выполняемым работам, так и в целом по строительно-монтажной организации.

 

Фактическая прибыль

В принципе, фактическая прибыль является доходом от сдачи выполненных работ заказчику (П) за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и фактической себестоимости проведенных работ (Ст)

 

Пф = П – НДС – Ст

 

По завершении работ (либо отдельного производственного цикла) производиться подсчет выручки, которая, в принципе, является основной величиной характеризующей прибыль в строительстве.

 

Нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ№№ п/п Виды строительных и монтажных работ В процентах от фонда оплаты труда рабочих.

 

 

3. Рентабельность предприятия ландшафтного строительства.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

 

Одним из важнейших обобщающих показателей, характеризующих экономическую эффективность работы строительных организаций, является рентабельностью. Уровень рентабельности в строительстве не утверждается в государственном плане экономического и социального развития. Он применяется в качестве расчетно-аналитического показателя в целях углубленного анализа эффективности работы организаций и их подразделений, а также при дифференциации плана по прибыли строительных подразделений, выполняющих разнохарактерные работы.

 

В промышленности уровень рентабельности обычно определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рассчитанный таким образом показатель рентабельности заинтересовывает организации в наилучшем использовании выделенных в ее распоряжение основных фондов и оборотных средств.

 

В производственно-хозяйственной практике строительных организаций различают несколько видов показателя прибыли.

 

Прибылью называют ту часть чистого дохода общества, которая создается на данном предприятии и непосредственно зависит от уровня его производственно-хозяйственной деятельности. Иными словами, прибыль - это денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства, которая принимает форму чистого дохода.

 

Нормативная прибыль, включаемая в состав цены и называемая в строительстве плановым накоплением, - это минимальный размер прибыли: необходимый для успешного осуществления хозрасчетной деятельности.

 

Плановая прибыль от выполнения строительно-монтажных работ тесно связана с величиной плановой себестоимости. Она образуется как разница между сметной стоимостью и плановой себестоимостью строительно-монтажных работ.

 

Сверхплановая прибыль образуется при получении прибыли в размере, превышающем плановую.

 

Нереализованная прибыль накапливается в незавершенном строительстве, отражающемся на балансе подрядной строительной организации до момента оплаты, т. е. превращения незавершенного производства с объект реализации.

 

Фактическая прибыль от выполнения строительно-монтажных работ - это результат фактических издержек (фактической себестоимости) и определяется как разница между сметной стоимостью и фактической себестоимостью.

 

Для характеристики прибыльности или рентабельности строительных организаций используют не только абсолютную величину прибыли, но и ее относительную величину, т. е. отношение суммы прибыли к себестоимости или к сметной стоимости. Такой показатель называют уровнем рентабельности.

 

Однако в строительстве показатель рентабельности фондов может быть использован только в организациях сводного уровня управления, типа главного производственного управления, министерства, имеющих на своем балансе основные производственные фонды - средства механизации н транспорт. С развитием специализации функциональных служб строительных организаций основные строительные машины и механизмы сосредоточены в управлениях (трестах) механизации, автотранспортных предприятиях, выделяющих технику, необходимую для производства строительно-монтажных работ по заявкам строителей. На балансе строительных предприятий находятся лишь машины и механизмы повседневного использования, стоимость которых не отражает всей массы участвующих в строительстве производственных фондов. Поэтому определение рентабельности таких организаций по приведенному методу не отражает действительной эффективности использования основных фондов, участвующих в производстве.

 

Наиболее часто рентабельность Р в строительстве определяется отношением прибыли П к себестоимости либо сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ С

 

 

Р= П/С* 100%

 

 

В этом случае показатель рентабельности отражает эффективность затрат организацией материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. С введением в строительстве учета затрат по элементам и выделением в качестве одного из них расходов на заработную плату в строительстве появилась возможность определения рентабельности отношением прибыли к заработной плате работников предприятия - рентабельности труда. Такой показатель характеризует эффективность использования организацией трудовых ресурсов.

 

Для строительных организаций, перешедших на форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном методе распределения дохода, а также переведенных на арендный подряд, рентабельность может быть определена отношением дохода Д к себестоимости либо сметной стоимости выполненных строительно-монтажных ра6от

 

 

Р = D/С *100%

 

 

Строительство в целом является рентабельной отраслью народного хозяйства. Уровень рентабельности (отношение прибыли от сдачи работ заказчикам к себестоимости подрядных работ) за 1984 - 1987 гг. представлен ниже:

 

1984 г. - 13,2 1985 г. - 14,7 1986 г. - 15,9 1987 г. - 18,4

 

 

По данным Госстроя СССР в 1987 г. около трети организаций не выполнили планы по прибыли, а более 10 % допустили превышение фактических затрат против сметной стоимости, т. е. являются убыточными. В 1988 г. по сравнению с предыдущим годом количество убыточных организаций в строительном комплексе сократилось 6олее, чем в 2 раза и составило около 4%.

 

Переход строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предполагает получение ими прибыли, достаточной для внесения установленных платежей в бюджет, расчетов с банком и вышестоящей организацией, а также удовлетворение потребностей производственного и социального развития предприятия, материального поощрения его работников. Организации, у которых прибыли недостаточно для внесения платежей по процентам за кредиты банков и образования экономического стимулирования, относятся к малорентабельным (минимально необходимый для работы в условиях полного хозяйственного расчета уровень рентабельности составляет 12 %).

 

Результатом проводимой в строительстве работы по повышению рентабельности явилось снижение удельного веса организаций, неподготовленных к работе в условиях полного хозрасчета. Так, если в 1987 г. более 700 трестов имело рентабельность менее 12 %, то в 1988 г. их число составило немногим более 500 или около 40% от их общего количества. Однако, в отдельных министерствах число планово-убыточных и малорентабельных организаций достигает 90 %.

 

Повышение уровня рентабельности требует мобилизации внутренних резервов производства, последовательного проведения работы, направленной на улучшение использования всех видов ресурсов, снижения за счет этого себестоимости выполненных работ, увеличения массы полученной прибыли.

 

В каждой строительной организации необходимо сформировать целевые программы, направленные на повышение рентабельности производства. В них должны быть предусмотрены конкретные меры по сокращению затрат на производство, внедрению ресурсо-сберегающей техники и технологии выполнения работ, улучшению организации производства и труда, более производительному использованию транспорта и механизмов, повышению сменности работы наиболее производительной техники, экономному расходу материалов.

 

 

Себестоимость означает, во что обходится создание продукции "себе", самому предприятию. Себестоимость строительной продукции характеризует затраты строительной организации на производство строительно-монтажных работ.

 

Для выполнения строительно-монтажных работ строительная организация несет денежные затраты на приобретение строительных материалов, эксплуатацию строительных машин, оплату труда рабочих. Общая величина затрат определяется прямым расчетом - умножением величины расхода каждой статьи для выполнения отдельного вида работ на действующие цены или расценки с последующим суммированием этих произведений.

 

Возможность прямо подсчитать эти затраты и определило их названия - прямые затраты. Однако прямыми затратами не исчерпываются затраты строительной организации по созданию строительной продукции. Строительная организация несет ряд общих затрат, которые не могут быть отнесены на какой-либо конкретный вид работ, например, затраты на временные нетитульные здания и сооружения или затраты на оплату труда инженеров, руководителей стройки. Величина этих затрат определяется не прямым, а косвенным путем: в процентах от прямых затрат либо от основной заработной платы рабочих. Эти затраты носят название накладных расходов. Сумма прямых затрат и накладных расходов образует себестоимость строительно-монтажных работ.

 

Следует иметь в виду, что величину себестоимости строительно-монтажных работ начинают считать еще на стадии проектирования, т. е. при определении сметной стоимости строительства. Поэтому сметная величина прямых затрат и сметная норма накладных расходов образуют сметную (проектную) себестоимость строительно-монтажных работ.

 

Каждая строительная организация, приступая к осуществлению проекта здания или сооружения, изучает свои возможности по снижению сметной себестоимости и разрабатывает конкретные мероприятия по снижению сметных затрат, т. е. определяет плановую себестоимость. Плановая себестоимость меньше сметной себестоимости на величину экономии, которую намечает получить строительная организация от внедрения запланированных мероприятий. Вместе с тем плановая себестоимость может быть больше сметной себестоимости, если за период между проектированием и осуществлением строительства произошли какие-либо изменения в порядке формирования сметных затрат, например, изменились цены на материалы, тарифы на транспорт или энергию, тарифные ставки заработной платы. Эти затраты, не вошедшие в сметную себестоимость, называют компенсациями. Они выплачиваются подрядным строительным организациям сверх сметной стоимости.

 

Фактическая себестоимость представляет собой сумму денежных средств, фактически затраченных строительной организацией на строительно-монтажные работы по сооружению объектов.

 

Если фактическая себестоимость ниже плановой, это свидетельствует о перевыполнении плана по снижению себестоимости и получении сверхплановой прибыли. Если фактическая себестоимость выше плановой, то план по снижению себестоимости и прибыли не выполнен. В случае превышения фактической себестоимости над сметной строительная организация затратила на производство строительно-монтажных работ часть или всю нормативную прибыль (плановые накопления), предназначенную на плату за производственные фонды и трудовые ресурсы, на оплату процентов за банковский кредит, создание фондов экономического стимулирования, отчисления в бюджет и другие цели. Такой результат производственной деятельности отрицательно отражается не только на финансовом положении строительной организации, но и на уровне материального и социального обеспечения трудящихся этой организации. Затянувшееся подобное положение может привести к банкротству такого предприятия.

 

Роль прибыли в современных условиях хозяйствования приобретает особо важное значение, ибо прибыль становится главным источником дальнейшего развития предприятия, его научно-технической и социальной оснащенности, источником роста материального благосостояния работников предприятия.

 

 

Следующая задача хозрасчетного предприятия при распределении прибыли (дохода) - рассчитаться с банками за краткосрочные кредиты, т. е. выплатить проценты за предоставляемые банком предприятию ссуды.

 

Оставшаяся после выплаты первоочередных платежей сумма средств, называемая расчетной прибылью (или расчетным доходом), подлежит распределению между государственным бюджетом и предприятием, причем большая часть остается у предприятия и служит главным источником финансирования его дальнейшего развития или источником самофинансирования. В государственный бюджет (в том числе местный) отчисления производятся по, установленным на данный период нормативам, исчисляемым в процентах расчетной прибыли (расчетного дохода).

 

 

Необходимо иметь в виду, что общая совокупная прибыль строительных организаций не ограничивается прибылью от сдачи заказчикам строительно-монтажных работ на технологических этапах и объектах строительства. Она включает в себя также прибыль от деятельности подсо6ных производств и хозяйств, находящихся на балансе треста или объединения, от реализации на сторону их продукции услуг. В общую прибыль включаются также доходы в результате взыскания с других предприятий и организаций, нарушивших договорные обязательства, штрафов, пени и других платежей, т. е. так называемая внереализационная прибыль (внереализационные доходы и расходы). Таким образом, прибыль строительных организаций от сдачи заказчикам строительно-монтажных работ на технологических этапах и объектах, прибыль подсобных производств и хозяйств этих организаций и внереализационная прибыль образуют общую, или балансовую прибыль. Балансовая прибыль имеет как плановую, так и фактическую величину, основанную на плановых и фактических величинах ее составляющих. Каждое предприятие в современных условиях хозяйствования активно заинтересовано в увеличении прибыли. Увеличение прибыли строительными трестами и объединениями может быть достигнуто по двум направлениям:

 

за счет увеличения объема строительно-монтажных работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;

 

за счет улучшения качественных показателей производства: роста производительности труда, снижения материалоемкости

 

производства, сокращения сроков строительства и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости строительно-монтажных работ. Это интенсивный путь роста прибыли.

 

 

Задача № 1

 

 

Рассчитать стоимостные и натуральные показатели производительности

 

труда по домостроительному комбинату. (время - 1 год)

 

 

1. Объем работ выполненных по генподряду 3 631 млн. руб. (Ссмр. ген.)

 

2. Объем работ выполненных собственными силами 3 221 млн. руб. (Ссмр. суб.)

 

3. Число работников всего 1 131 чел. (Чработников),

 

в т. ч. рабочих 897 чел. (Чрабочих).

 

4. Объем изготовленных деталей КПД 83 тыс. м3 (Vкпд суб.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...