Формирование Совета Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В то же время в ч. 2 ст. 96 указано, что формирование Совета Федерации устанавливается федеральным законом. Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться по два представителя от каждого субъекта РФ, вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации формируется, а Государственная Дума образуется путем выборов, то тем самым он с очевидностью установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы. Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и каким образом в субъектах РФ назначает или избирает этих двух представителей двух ветвей государственной власти. Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегироваться главой администрации и органом законодательной власти. Если остановиться на выборности населением, то возникает дополнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборные лица выражали точку зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этого добиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая, затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созыва истекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенно всем стало ясно, что провести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерации
синхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, а избранная в установленный срок Государственная Дума второго созыва не могла бы начать функционировать, пока не образован Совет Федерации. В этих условиях, после рассмотрения в Государственной Думе многих вариантов законопроектов, Думой был принят весьма лаконичный Закон (всего четыре статьи), ставший известным по имени его инициатора как “Закон Чилингарова”. Закон установил, что в Совет Федерации в качестве представителей от каждого субъекта РФ должны входить глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было коренным образом изменено Федеральным законом “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Закон устанавливает общие требования к членам Совета Федерации и порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицом на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации. Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа): 1) Сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения); 2) Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на пра- ве собственности. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий устанавливается Регламентом Совета Федерации. По представлению Председателя Совета Федерации полномо- чия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Но орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматривать такое представление Председателя Совета Федерации. Решение вопроса о порядке формирования Совета Федераци в 1995 г. трудно было назвать удачным. По Конституции РФ Совет Федерации — это постоянно действующий орган, что можно обеспечить при условии, если для его членов исполнение их обязанностей в палате является единственным родом занятий. Но этого не было, так как главы законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ тоже избирались в постоянно действующие органы и к тому же были весьма пере- гружены текущей работой. Получалось, что при этих условиях состав Совета Федерации объективно не мог стать постоянным на какой-то единый срок. Но другого решения законодатели в то время не нашли. Нынешний порядок формирования Совета Федерации исправляет недостаток прежнего порядка, поскольку включает в состав Совета Федерации членов на постоянной профессиональной основе. Но при этом состав палаты все же подвержен частым изменениям, поскольку избрание в субъектах РФ глав представительных органов и наделение полномочиями глав исполнительных органов государственной власти осуществляется несинхронно. Вследствие этого в течение каждого года в Совете Федерации происходит смена каких-то его членов[3].
Заключение
Федеральное собрание состоит из Государственной Думы и Совета Федерации и является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительный характер государственного органа в общем не раскрывается в Конституции и развивающем ее законодательстве, в отношении же понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление.
Голосование по партийным спискам полностью соответствует Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Существующая система выборов, думается, способствует формированию многопартийности в России. Избирателю легче и проще ориентироваться в названиях партий, чем в десятках фамилий, включенных в бюллетени по одномандатным округам. В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. В большей степени соответствовал бы представительному характеру Федерального собрания предлагавшийся способ, при котором органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя от законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. Конституционную компетенцию палат Федерального собрания можно структурировать следующи образом: во-первых, это полномочия, относящиеся к исключительному ведению палаты; во-вторых, полномочия, связанные с организацией деятельности палаты; в-третьих, полномочия по принятию федеральных законов. Предусмотренная Конституцией различная компетенция для каждой из палат парламента обеспечивает “систему сдержек и противовесов “ в деятельности Федерального собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе. Следует особо отметить различие функций палат по принятию федеральных законов. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. В целом, законодательный процесс в Федеральном собрании можно назвать эффективным. С начала 1994 года были приняты, подписаны Президентом РФ и вступили в силу пять федеральных конституционных и более шестисот федеральных законов.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., М.,2014 2. Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.1994 года 3. Федеральный закон “О формировании Совета Федерации Федерального собрания РФ” 4. Анишина В.И. Прямое применение Конституции РФ как критерий самостоятельности судебной власти // Рос. судья. - 2006. - № 9. 5. Венгеров А. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты // Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. 6. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. – 2004. - № 4. 7. Ершов В.В. Конституция Российской Федерации как фундаментальный нормативный правовой акт, содержащий основополагающие принципы и нормы российского права, принадлежащие прямому применению // Рос. правосудие. – 2009. - № 2. 8. Железнова Н.Д. Обеспечение прямого действия Конституции Российской Федерации в вопросах регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2002. - Вып. 1 9. Железнова Н.Д. Прямое действие Конституции Российской Федерации в правоприменительной практике судов общей юрисдикции // Там же. – 2000. – Вып. 1. 10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. 11. Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14): в 4-х ч. Ч. 6. 12. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. 13. Толстых В.Л. Прямое действие Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2002. - № 4
[1] Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. – 2004. - № 4. [2] Толстых В.Л. Прямое действие Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2002. - № 4 [3] Железнова Н.Д. Обеспечение прямого действия Конституции Российской Федерации в вопросах регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2002. - Вып. 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|