М и Р сложно взаимосвязаны, влияют друг на друга; это 2 параллельные линии развития, сходящиеся в речевом мышлении в онтогенезе (ЛСВ).
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Речевое мышление по Выготскому - продукт социализации, оно может быть выработано только в обществе (у антропоидов нет тесной связи между М и Р). Формируется не сразу, мышление проходит доречевую стадию, как речь - доинтеллектуальную. Потом великое открытие ребенка 1,6-2 лет и начало формирования собственно речевого мышления (и интеллектуальной речи). Речевое мышление не охватывает всей области речи или мышления, есть собственно мышление, есть собственно речь.
М и речь имеют ГЕНЕТИЧЕСКИ РАЗНЫЕ корни (филогенез), а развитие М и Р идет по различным линиям. Зачатки интеллекта появляются у животных независимо от развития речи. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в других (фонетика речи, эмоциональная речь). Стадии развития значения слова. Уровни развития обобщений. =РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЛСВ: процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания. И переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря обобщения. Стадии: 1. Синкрет – неоформленное и неупорядоченное множество, куча предметов без достаточного внутреннего, на основании впечатления ребенка. Ребенок устанавливает субъективные связи (например, на осн. пространственной близости или др.чисто внешней связи, данной в восприятии). 2. Комплекс – объединение на основании любой объективной связи, действительно существующей между предметами, но не наиболее существенной (конкретная и фактическая связь, открываемая в жизненном опыте). a. Ассоциативный (ядерный). Предъявлен эталон – центр будущего набора, объекты из поля подбираются к эталону по объективным признакам, однако признаки, объединяющие каждый объект с эталоном – различны.
b. Цепной. Сначала ребенок подбирает несколько предметов к образцу на основе ассоциации по какому-либо признаку, а следующие предметы подбирает ориентируясь уже не на признаки первого образца, а на признаки подобранных к нему предметов. c. Коллекция. Различные конкретные предметы объединяются на основе взаимного дополнения по какому-либо одному признаку и образуют единое целое ( на основе соучастия в единой практической ситуации). d. Диффузный комплекс. Признак, на основе которого объединяются предметы, становится неопределенным, размытым. Образуется комплекс, объединяющий с помощью диффузных связей наглядно-конкретные группы образов. EX: к жёлтому треугольнику подбирает не только треугольники, но и трапеции, так как они ему напоминают треугольники с отрезанной вершиной. К трапециям примыкают квадраты итд. e. Псевдопонятие. Внешне напоминает понятие, к-ым пользуется взрослый, НО реб объединяет не на основе абстрактно-логич признаков, а на основе конкретных и фактических наглядных связей. Псевдопонятия составляют основную форму комплексного мышления дошкольника. В функциональном отношении псевдопонятие эквивалентно понятию настолько, что в процессе речевого общения с ребенком и взаимного понимания взрослый не замечает отличия этого комплекса от понятия. Полноценные понятия развиваются в детском мышлении относительно поздно, в то время как взаимное речевое понимание между ребенком и взрослым устанавливается очень рано. Псевдопонятие, таким образом, служит промежуточным звеном в развитии мышления от комплексного к понятийному, от наглядно-образного к отвлеченному. EX: ребенок к образцу - желтому треугольнику - подбирает все имеющиеся треугольники. Такая группа могла бы возникнуть и на основе отвлеченного мышления (идея треугольника в основе). Но на деле, как показывает исследование, предметы объединены на основе их конкретных, фактических наглядных связей.
3. Собственно понятие. Осознанный выбор общих признаков класса объектов. Онтогенез мышления и речи.Полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже Пиаже: внеречевое Аут МàЭгоц М и Р à Социализированная Р и логическое М Ж. Пиаже показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения. Все особенности детского М (интеллектуальный реализм, синкретизм, непонимание отношений, трудность осознания, неспособность к рефлексии) основываются на его главной особенности – эгоцентризме. Эгоц М – связующее генетическое звено, промежуточное образование в истории развития М от АутМ (подсознательного, индивидуального) к направленному разумному – сознательному и СоцМ. Т.е. тут заимствование из ПА: принцип удовольствия, управляющий АутМ, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного М. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.
Все разговоры детей Пиаже делит на две группы: · эгоцентрическая речь – признак ЭгоцМ; не выполняет коммуникативной функции (не направлена на собеседника); побочный продукт детской активности, функций у нее нет (словесный аккомпанемент деятельности). Бóльшая половина высказываний ребенка до 6 – 7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенка ее коэффициент постепенно падает и к 7-8 годам приближается к нулю (она инволюционирует в пустоту); · социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.
Экспериментальная и теоретическая критика Выготского. ЛСВ: ВнешняяР àЭгоцРàВнутренняяР ЛСВ: экспериментальное и клиническое исследование с целью выяснения вопроса о судьбе и функции детской ЭгоцР. Экспериментаторы вызывали искусственно различные ЗАТРУДНЕНИЯ в детской деятельности (например, в нужный момент не оказывалось карандаша нужного цвета). Результат: коэффициент ЭгоцР у детей возрастал в 2 раза при наличии ЗАТРУДНЕНИЙ по сравнению с обычными условиями и с экспериментами Пиаже.
Выводы: · Эгоц Р ребенка не аккомпанемент; она играет в его деятельности существенную роль: осознание Д, средство мышления, планирующего и направляющего будущую Д. Функция ЭгоцР – умственная ориентировка, регуляция. · ЭгоцР – переходная стадия от внешней речи (социальной, выполняющей ф-цию коммуникации) к внутренней (индивидуальной, выполняющей ф-цию планирования и регуляции Д, внутренний способ М). Она не отмирает к школьному возрасту, как считал Пиаже, а переходит во внутреннюю форму. · ЭгоцР может выполнять функции реалистического мышления, т.е. ЭгоцР не всегда свидетельствует об эгоцентрическом характере М. ЛСВ: любая речь ребенка социальна (по происхождению) и делится на (1) эгоцентрическую (2) коммуникативную. ЭгоцР возникает путем перенесения ребенком социальных форм коллективного сотрудничества в сферу личных ПФ, когда ребенок начинает разговаривать сам с собой точно так же, как он разговаривал с другими, когда он начинает думать вслух. Эксперимент ЛСВ, доказывающий социальность ЭгоцР и происхождение из внешней Р: Дети делали заданияа) в одиночестве, б) среди иноязычных детей (удаление иллюзии понимания), в) повышение уровня шума (препятствование вокализации) г) когда дети были на большом расстоянии др от др (удаление коллективного монолога). Результат: коэффициент ЭгоцР падает при редукции социальных составляющих, когда реб не слушают или не понимают. ЛСВ: движение процесса развития детского М идет не от индивидуального к социальному (психоанализ и Пиаже), а, напротив, от социального к индивидуальному. · Стадия АутМ не мб исходной. · Недостаточен учет практической Д ребенка в развитии
+можно написать по ЛСВ, что ВПФ характеризуются опосредованностью - они опосредованы речью как психологическим орудием, знаком, с помощью которого можно овладеть собственным мышлением и сознанием (произвольно регулировать его). А.А. Леонтьев: Предмет психолингвистики – соотношение личности (1) со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, (2) и ЯЗЫКОМ как главной «образующей» образа мира человека, с другой.
Психолингвистика входит в систему пси наук. Язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности. Речевая Д – частный случай Д. Через одно из своих основных понятий - ЗНАЧЕНИЯ - психолингвистика самым непосредственным образом связана с проблематикой психического отражения и, в частности, с концепцией образа мира. Критика Хомского:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|