Информационное обеспечение охраны окружающей среды
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения. Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права. Так, обладанием правом для соответствующего субъекта означает: а) свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права; б) возможность для индивида пользования определенным социальным благом; в) полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц; г) возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права. Признание и регулирование экологических прав граждан - одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права. Согласно ст. 11 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, показывает, что функционально назначение их различно. При этом можно объединить их в следующие группы:
Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Эта разновидность прав достаточно многочисленна. И в этом можно видеть одно из достоинств современного экологического законодательства. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и др. Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане. Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.
Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы. Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. С момента, когда Россия стала членом Европейского совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Информационное обеспечение охраны окружающей среды Право граждан требовать от органов государственной власти, местного самоуправления, иных организаций предоставления своевременной, полной и достоверной экологической информации. закрепляется в п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды. Это положение является конкретизацией одного из основных принципов охраны окружающей среды. Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимает под информацией «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Проблемам, возникающим при получении, использовании, защите информации, уделяется внимание в рамках практически всех отраслей российского права. Под экологической информацией понимается любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствии для окружающей среды и населения, а, кроме того, о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.
Одной из гарантий реализации права граждан на экологическую информацию является ежегодная подготовка Государственного доклада о состоянии окружающей среды. Такой доклад издается на уровне Российской Федерации и субъектов РФ и содержит реальную информацию о состоянии окружающей среды. При этом если федеральный доклад размещается в сети Интернет на сайте Минприроды России, то аналогичный доклад регионального уровня далеко не во всех субъектах РФ находится в такой же зоне свободного доступа. При этом необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» информация о состоянии окружающей среды не относится к числу сведений, которые составляют государственную тайну. План 1. Понятие и состав экологической информации. Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная. 2. Источники экологической информации: 3. Государственные кадастры природных ресурсов. 4. Государственная статистическая отчетность в области охраны окружающей природной среды и природопользования. 5.Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. 6.Экологический паспорт промышленного объекта. 7.Декларация безопасности промышленного объекта. 8.Порядок предоставления экологической информации. Задача 1. Гражданин Р. предъявил в районный, а затем и городской суд г. Санкт-Петербурга иск к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды, неправомерными и о предоставлении экологической информации. Суды отказали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Их доводы сводились к тому, что данный спор неподведомствен суду, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законодательстве закреплено нечетко, а формы его обеспечения неконкретны.
Правомерен ли отказ судов? Какие шаги вы посоветовали бы предпринять в данной или аналогичной ситуации? Решение: Для решения данного вопроса необходимо обратиться в специальные органы охраны окружающей среды, в Природоохранную и экологическую прокуратуру региона, субъекта, города. Что является их юрисдикцией полностью. На базе экологических прокуратур созданы специальные службы - Экологическая лаборатория, которая обязана следить за чистотой воздуха, выполнять анализ воздуха и воды. У них же можно получить данные показателей в определенном регионе. право охрана наказание Обратимся также к конституции ст. 42 гласит, Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Механизм защиты соответствующего права регулируется За коном "Об охране окружающей природной среды", Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральными законами, "Об использовании атомной энергии", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", и др. В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, неблагоприятным воз действием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая: а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды; в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций; г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды; д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда. Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан не благоприятным воздействием окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 89 Закона "Об охране окружающей природной среды" при определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, не обходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то согласно ст. 90 Закона "Об охране окружающей природной среды" при этом учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (ст. 49). Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения. Таким образом, мы можем считать решение об отказе суда действительным, только в том случае, если гражданин не имеет справки (вышеуказанной) т. к. Что в задачи не указано, соответственно мы может считать, что ее нет. Нет письменного доказательства специальных органов (в данном случае необходима проверка природоохранной прокуратуры). Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на возмещение вреда здоровью, он должен в установленном в законодательстве порядке заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органа государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей - предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случае признания лица инвалидом по причине экологически обусловленного заболевания источник заболевания, а также причинно-следственные связи могут быть установлены посредством проведения медико-социальной экспертизы. В других случаях все его должен документально подтвердить сам потерпевший, представив в суд справку о состоянии здоровья, акт (справку) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающие, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию. При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение. Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069). Задача 2 Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования — село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора. Здесь же — уникальный геологический разрез, объявленный охраняемой зоной ландшафта. Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели. Однако ССК продолжал складирование и вывоз песка по той же технологии и в том же месте. Нововятское общество охраны природы (далее — Общество) послало ССК запрос, в котором просило сообщить следующую информацию:, • на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном; что делает ССК для охраны окружающей природной среды; •— как выполняются предписания Кировского городского комитета по охране природы. Одновременно такой же запрос направил гражданин С. Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные.запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации. В принятии исковых заявлений судом было отказано. Гражданин С. повторно предъявил иск, в котором, учитывая, что право Общества на получение экологической информации также нарушено, ходатайствовал о привлечении Общества к делу в качестве третьего лица. Кроме того, он обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил защитить его конституционное право на получение экологической информации и в связи с тем, что речь идет о нарушении конституционного права, просил прокуратуру принять участие в процессе. Ответа из прокуратуры гражданин С. в сроки, установленные законом для ответа на заявление граждан, не получил. Заподозрив волокиту, бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. Какие права граждан и общественного объединения нарушены? Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке? Какова подведомственность данных дел? В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства? Какие шаги вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной.защиты их экологических прав? Решите дело. Решение: В соответствии с Конституцией РФ[1] каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно положению ч. 17 ст. 65 ВК РФ[2], в границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов. Предназначение второго пояса зоны санитарной охраны заключается в защите подземного источника водоснабжения от микробного загрязнения. Размеры пояса ограничений определяются по гидродинамическим и миграционным показателям. П. 10.26 СНиП 2.04.02-84* во втором поясе зоны поверхностного источника водоснабжения запрещается загрязнение территорий нечистотами, мусором, навозом, промышленными отходами и др. В соответствии с п. 3.3.2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»[3] все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[4] в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Ст. 100 ЗК РФ[5] установлено, что к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) зона охраняемого природного ландшафта является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Таким образом, складирование песка запрещено во втором поясе зоны санитарной охраны, а также в зоне охраняемого природного ландшафта. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. С учетом положения статей 22, 33, 34 ЗК РФ орган местного самоуправления может предоставить земельный участок в аренду с определением вида разрешенного пользования - для целей, не связанных со строительством – складирование песка. В соответствии с положениями Постановления Правительства Кировской области «О Порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, для целей, не связанных со строительством» от 11 ноября 2010 г. № 77/548[6] лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка (п. 2.1) В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2.2). В течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления уполномоченный орган обращается в департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, департамент экологии и природопользования Кировской области, орган местного самоуправления (городской округ, муниципальный район), на территории которого расположен земельный участок, за заключениями о возможности и целесообразности предоставления земельного участка (п. 2.3). Уполномоченный орган с учетом полученных заключений принимает решение о предоставлении земельного участка аренду. Уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в случае, если: - заявленная цель использования земельного участка не отвечает требованиям действующего законодательства и (или) критериям, установленным настоящим Порядком; - имеются заключения о невозможности и нецелесообразности предоставления земельного участка; - земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не может находиться в частной собственности. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в судебном порядке. Задача 3 К костромскому межрайонному природоохранному прокурору обратилась сопредседатель регионального общественного экологического движения «Во имя жизни» в связи с тем, что председатель комитета по охране окружающей среды области отказался предоставить ей экологическую информацию, необходимую в связи с осуществлением общественной работы. Свой отказ он мотивировал тем, что указанная информация предоставлена для служебного пользования. Природоохранный прокурор обратился в районный суд с иском в интересах общественного движения к комитету по охране окружающей среды области. Дайте правовое обоснование позиции прокурора. Решите дело.
Задача 4 В юридический отдел федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обратился гражданин Н. с просьбой объяснить порядок предоставления этой службой информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Составьте проект ответа на данный вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|