Формирование постоянных зубов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Практического занятия № 2 (для преподавателей) МОДУЛЯ 1 «Строение зубов и препарирования кариозных полостей» СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
«Строение зуба: топография тканей и образований зуба. Гистология эмали». Составила асс. Савельева Н.Н.
Харьков 2010г.
Тема: «Строение зуба: топография тканей и образований. Гистология эмали»
Технологическая карта проведения практического занятия:
Актуальность темы:
Без знания этапов формирования зуба, анатомического строения постоянных зубов, гистологического строения тканей зуба (эмали, дентина, цемента, пульпы) трудно понять механизмы возникновения и развития патоморфологических изменений в зубах, научно обосновать методы лечения и профилактики поражений твердых тканей зуба.
Общая цель занятия: Изучить особенности этапов формирования постоянных зубов, анатомическое строение зубов, гистологическое строение твердых тканей зуба (эмали). Знать химический состав и свойства эмали.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Теоретические вопросы, на основе которых возможно
выполнение целевых видов деятельности: 1. Формирование постоянных зубов (этапы развития зуба). 2. Анатомическое строение зуба, групповая принадлежность зубов. 3. Клиническая анатомия постоянных зубов. 4. Формирование эмали (этапы минерализации). 5. Гистологическое строение эмали зубов постоянного прикуса. 6. Химический, минеральный, органический состав и свойства эмали зубов постоянного прикуса. 7. Структурные особенности строения эмали. Эмалевые призмы. 8. Охарактеризуйте: -полосы Гунтера-Шрегера -полосы Ретциуса 9. Эмалево-дентинное и эмалево-цементное соединение (типы А, Б, В). 10. Кутикула: понятие, функции.
Учебная информация, необходимая для изучения данной темы: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108 2. Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред. Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 с. 3. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399 с. 4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 с. 5. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 с. 6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базияна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с. 7. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993.- 193 с. 8. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840с. 9. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2009.-840 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с. 2. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193с.
Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии): В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов. Затем студенты самостоятельно изучают этапы формирования постоянных зубов, анатомическое строение зубов, особенности гистологического строения эмали, ее химический состав, свойства. Выясняют различия в гистологическом строении эмали зубов постоянного и молочного прикуса. В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.
Содержание темы: В методическом руководстве детально описаны этапы формирования постоянных зубов, анатомическое строение зуба, гистологическое строение эмали зубов постоянного прикуса. Большое внимание также уделено химическому и минеральному составу эмали, ее органическим компонентам. Отображены структурные особенности строения эмали, эмалево-дентинного, эмалево-цементного соединения, понятия – кутикула. ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ Зачатки постоянных зубов закладываются таким же образом, как и зачатки временных (молочных) зубов. В частности, в конце 4-го — начале 5-го месяца внутриутробного развития из глубоких частей язычной зубной пластинки начинают образовываться зубные почки постоянных зубов. Позже они превращаются в эмалевые органы, а из прилегающей мезенхимы формируются зубной сосочек и зубной мешочек (стадия колпачка). Денто- и амелогенез в зачатках постоянных зубов начинается в конце 8-го, начале 9-го месяца внутриутробного развития. Все процессы развития постоянных зубов аналогичны тем, которые происходят при развитии временных. Сначала временные и постоянные зубы располагаются в общей альвеоле, потом между ними образуется костная перегородка. Когда приходит время выпадать временному зубу, остеокласты разрушают его корень и эту перегородку. Одновременно активизируется развитие постоянного зуба, который врастает в альвеолу временного зуба и постепенно выталкивает его коронку.
Следует отметить, что описанные выше взаимоотношения с временными зубами относятся к зачаткам, из которых образуются постоянные резцы, клыки и премоляры. Моляры закладываются на 1—4-м году внеутробной жизни. Одновременно с ростом челюстей язычная зубная пластинка прорастает дистально под эпителием ротовой полости. Именно с этой части зубной пластинки развиваются почки, которые позже дают начало зачаткам моляров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|