Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История мальчика под номером В-2781.




Содержание

Введение …………………………………………………………………..3

Украденное детство………………………………………………………5

История мальчика под номером В-2781………………………………...6

Вторая война……………………………………………………...............12

Заключение……………………………………………………………….14

Список используемых источников

Приложения

 

 

Введение.

«Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Сократ.

В каждой семье свои герои. Мы должны помнить и гордиться ими. Со временем документы и фотографии могут затеряться, а наш долг заключается в том, что бы передать память о семейных героях своим детям, ведь как отмечал Д.С. Лихачев: «Хранить память, беречь память- это наш нравственный долг перед самими собой и потомками. Память - наше богатство».[1]

В прошлом году, я совершенно случайно дома обнаружила казахстанскую газету «Дружные ребята» от 9 мая 1995г. (Приложение №1) среди других бумагсемейного архива. В ней рассказывалось о моём дедушке Исе Леповиче Астрадамове (Приложение №2). Также, в этой газете напечатана фотография (Приложение №3); на ней дети Освенцима, среди маленьких узников и мой дедушка, он выделен кружком. Потом папа показал мне видеокассету с интервью дедушки Стивену Спилбергу, в коробочке помимо кассеты, лежало письмо с благодарностью за снятое интервью. Запись произвела на меня огромное впечатление! И тогда я поставила себе цель – собрать как можно больше информации о Астрадамове Исе Леповиче и обобщить ее в единую работу.

Исследовательскую работу в память о моем дедушке я начала в 2009году. Мною были изучены материалы семейного архива, на основе которых написано сочинение «Детство, опаленное войной» и экзаменационная работа «Судьба мальчика под №2781». Но в ходе работы с документами возникло много вопросов, и чем больше я углублялась в историю судьбы моего деда, тем больше их становилось.

Для продолжения работы мне было необходимо решить следующие задачи:

- более тщательно изучить документы, фотографии, видеоматериалы, сохранившиеся в нашей семье;

- получить дополнительную информацию от родителей;

- а также изучить литературу, материалы Интернета, рассказывающие о суровых днях войны, напрямую связанные с военной биографией моего дедушки;

- проанализировать и сопоставить информацию из воспоминаний И. Л. Астрадамова с историческими фактами, найти ее подтверждение или опровержение.

Таким образом, данная работа является обобщением всех материалов, собранных за два года исследования.

 

Украденное детство

Из интервью дедушки я узнала: будучи ещё ребенком, Иса лишился родителей и пережил ужасы трех концлагерей. Его детство – это детство, украденное войной.

Астрадамов Иса Лепович (Лейбович) родился 10мая 1930 года в городе Каунасе, являвшимся бывшей столицей Литовской республики[2]. Отец, Лейб- владелец мясного завода, мать, Хай – домохозяйка., по образованию врач. «Жили хорошо, в достатке» - вспоминал Иса. В 1939 году дедушка пошёл в первый класс литовской школы. В классе было много детей разных национальностей: татары, евреи, караимы, литовцы, русские, но жили мирно, проявления антисемитизма не было. Его лучшим другом был немец и дедушка быстро освоил немецкий язык. Иса считал себя караимом,[3] что подтверждают данные в паспорте[4]. Он гордился своей национальностью, прекрасно знал историю своего народа и чтил национальные праздники. Говорил на литовском, русском, свободно владел идишем.

После присоединения Литвы к СССР жить стало труднее, т.к. работал только отец. В весной 1941 году семья дедушки переехала в Ленинград т. к. отца в армию. Отец был офицером запаса военно-морского флота.[5] Данные из статьи Ольги Гумировой «Мальчик под номером В-2781»[6] о том, что отец дедушки был военно-морским атташе, мне подтвердить не удалось.

История мальчика под номером В-2781.

Война для Исы началась с обстрелов Ленинграда и потери родных. Осенью 1941года его отец погиб, мать - военврач попала под бомбежку. Друзья отца помогли одиннадцатилетнему Исе устроиться юнгой на военный корабль Балтийского флота. Зимой 1941 года служил в военно-морской пехоте на Ладоге. Дедушка вспоминал: «Как все шел в атаку, стрелял из автомата. Автомат был большой и очень тяжёлый».

В конце 1941года на станции «Морячка»[7] попал в плен и был отправлен в Каунасский IX форт.[8]

Девятый форт расположен на северо-западе от Каунаса, на шестом километре шоссе Каунас – Клайпеда. Вначале этот форт был превращен немцами в филиал Центральной каунасской тюрьмы, где расстреливали евреев и литовцев, советских активистов, затем в концлагерь. Само по себе понятие «концлагерь» изначально означало специально оборудованное место массового содержания заключенных, гражданских и военнопленных, чаще всего, в военное время. Однако вторая мировая война навсегда изменила мнение человечества по поводу подобных учреждений.

Территория Литвы (в частности, IX форт в Каунасе) была использована как место массовых депортаций и уничтожения евреев Европы (наряду с Минском и Ригой). В конце 1941 г. сюда пришли первые эшелоны с 5000 заключенными.

Заключенные были разделены на определенные категории и носили на своей одежде соответствующие признаки различия. Людей различали по национальному признаку, по виду преступной деятельности (политический противник режима или уголовник), по сексуальной ориентации. Каждому присваивался порядковый номер. Политические противники режима отмечались красным треугольником, уголовники – зеленым. Социально и политически неблагонадежные лица носили черный треугольник, гомосексуалисты – розовый, а цыгане – коричневый. Евреи дополнительно отмечались шестиконечной звездой Давида.[9] (Приложение №)

Дедушка в интервью рассказывал: «Жили в казематах; с голода не умирали. На грудь полосатой одежды пришили номер и красный треугольник. На работу возили в грузовиках. Давали хлеб и сливочное масло. В 1943 году в форте 2 раза проводили «детские акции» т.е. уничтожение детей до 14 лет, оставляли только тех, кто может работать».

Согласно документам, изученным мною на сайтах России и Литвы[10], из форта для заключенных был только один выход-смерть. Но мой дедушка выжил, т.к. ему удалось спрятаться в кустах за казематами. При отступлении немецких войск всех погрузили в вагоны и отправили в Германию.

«Всех загнали в вагон» - вспоминал дедушка, на вопрос, сколько людей было в вагоне, он ответил – «Целый эшелон». «Дали буханку хлеба на троих, заколотили все двери, и окна… Мы ехали три дня... Когда ехали, разбаловались – дети есть дети, конвоир сказал: «Что вы делаете, вас же везут в Освенцим?!»». Он тогда ещё не знал, что такое Освенцим.[11]

«1 августа 1944 года в 11часов утра мы прибыли в Освенцим. Нас построили возле крематория, но не уничтожили. Четыре эсэсовца через ворота провели нас в баню. В бане были до утра, всех помыли и выкололи номер. Затем попал в «корпус А» где сейчас музей, а после в 77 барак». (Приложение №)

Меня очень поразили воспоминания дедушки, прошло столько лет, а он четко помнил дату и время прибытия в Освенцим. На изученных мною фотографиях концлагеря, часов на стенах, воротах я не обнаружила. У дедушки и его товарищей их тоже не было т.к. они были перевезены из IX форта, где все личные вещи у заключенных уже были отобраны.

Итак, в 14 лет дедушка попадет в Освенцим. По прибытию в Освенцим, у всех спросили возраст, дедушка сказал, что ему шестнадцать, потому что понимал, иначе его убьют. Попав в лагерь, узник превращался в номер, в объект безудержного произвола. Рабский труд, ежедневные проверки и переклички, недостаточные питание и одежда, недостойное человека жилище, допросы и садистская система жестоких наказаний изнуряли его физически и морально.

«Если ты прошёл баню, значит, ты остался жив» - Иса объяснил свои слова «После многочасового стояния проходили отбор, тех, кто был слаб и не нужен, отправляли в крематорий, а тех, кто мог работать в баню». Мне удалось установить, что «баней» дедушка в интервью называл санитарно-пропускной пункт (смотри на плане приложения №..) Санпропускник решал судьбу заключенного: детей, слабых, больных и старых отправляли налево, т.е. в крематорий, а остальных на право – в баню, значит остался жив. Тем, кто прошел баню, сразу делали номер. «У нас был красный треугольник и номер, а у евреев треугольник и желтый треугольник сверху – получалась шестиконечная звезда. Спали в бараках (конюшнях), С одной стороны входа топили печь на весь барак, и то, если топили. Спали на 2-х этажных нарах по 10-15чел, под 1 тонким байковым одеялом. 2 камеры крематория на поверхности, 3 под землей.» (Приложение №)

«…Освенцим – это трубы чётырёх крематориев, которые дымили день и ночь. Освенцим, - это удушливый запах человеческого мяса»[12]. – Читая эти строки, я содрогаюсь. «…Это подъём в четыре часа утра и построение на Аппельпляц. Это – друзья-мальчишки, которые, не выдержав многочасового стояния, падали на землю. Их сначала рвали собаки, а потом увозили на телеге в крематорий. Это вечный страх и вечное желание есть. Это дети, у которых не было будущего и имён. Только номера - на куртке, штанах и теле».[13] ……..

«Оставляли только тех детей, которые могли ещё пригодиться, слабых немедля убивали». Особое распоряжение по поводу больных и слабых заключенных -акция 14f13, согласно которой слабые и больные заключенные умерщвлялись.[14]

Иса был обречён на смерть, но выжил. Не на кого, не надеясь – сам. В своём интервью он рассказывает, как прятался, благодаря чему трижды спас свою жизнь. В любую минуту могли подойти и убить. Он рассказывал, как видел собственными глазами, когда маленьких, слабых детей брали за ноги и били головой об стенку, после сразу сжигали. Трупы людей валялись горами.

Для этих маленьких мальчиков было уже не удивительно смотреть, как в очередной раз убивают человека, они уже никак не реагировали, они знали, что им предстоит та же участь, принимая происходящее как должное. Из трубы выходил наружу «…удушливый запах человеческого мяса».

Дети в концлагере могли думать только о еде: падали в голодный обморок, но помогали друг другу, держались вместе - только это помогало прожить им ещё минуту, ещё час, а если повезёт и день. Те, кому удавалось выжить, работали - их использовали вместо лошадей «роль ваген»[15], тех, кто вовремя не встал при проверке наказывали: били по голому телу 20-25раз дубинкой, после чего сидеть было невыносимо больно. Дети маршем ходили на работу и пели советские песни. Любимой песней дедушки была «Москва»[16]. Один раз охранник подошел и сказал: «Я тебе дам, Москва!».

К концу 1944г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, где было очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад, чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старались тщательно устранить. С сентября 1944 года, по словам дедушки, прекратили сжигать в крематориях. Был приказ взрывать крематории и уничтожать улики, заключенные разбирали кирпичи. После, узников погрузили в товарные вагоны и повезли в «Заксенхузен»[17] - лагерь, особых медицинских опытов. Медицинские эксперименты над пленными являются еще одним страшным примером методов работы с узниками.

«Сверлили дыры в ноге и вставляли бумагу, женщин стерилизовали» - рассказывал Иса Лепович, «Но нам повезло, нас не успели использовать для опытов. Как говорится, Господь миловал».

Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулёзом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.

Эксперименты документировались в журнале наблюдения за пациентами эсэсовского врача Эрвина Динг-Шюлера (Erwin Ding-Schuler), были подтверждены врачами-узниками лагеря, а также описывались в книге бывшего заключенного, австрийского социолога и философа Ойгена Когона (Eugen Kogon) «Государство СС» (Der SS-Staat) (1946).

Достоверные сведения, документы и протоколы допросов представлены в сборнике Ангелики Эббингхауз «Уничтожение и лечение. Нюрнбергский процесс над врачами и его последствия» (Vernichten und Heilen. Der Nürnberger Ärzteprozess und seine Folgen).

Далее, был приказ Гимлера гнать пешком всех кто остался жив[18] до «Нойштат» и «Люберка», грузить на баржи и топить в Балтийском море. Многие из заключенных погибли от голода и холода по дороге марша смерти. По пути узники поддерживали свою жизнь только благодаря помощи Международного красного креста.[19] Их кормили 2-3 раза за дорогу. Подъезжали машины, и выдавался паек: сухое молоко и яичный порошок на 4- 5 человек.

Ночевали в лесу, а утром рыли руками яму для мертвых, а потом снова шли, шли, шли, пытаясь не отставать, не быть последними. Дедушка отмечал, то, что они были молодые, потому стремились вперед и вперед колонны, они знали, тех, кто отстает, убивали.

В лесу, не далеко от города, они проснулись и не обнаружили охраны. Все узники разбежались в разные стороны. Дедушка с товарищами нашли магазин, там пили газировку и ели хлеб. Потом сами искали комендатуру советских войск, где впоследствии провели 2 месяца. Кто остался жив, отправляли в медпункт. Детей НКВД не особо проверяло. Им дали документы, справки и депортировали. Когда он вернулся к себе на родину в Литву, в город Каунас, который он так любил, он не увидел своего дома – его уже не было, разбомбили.

 

 

Вторая война

Когда кончилась война, дедушке было 15 лет и надо было жить дальше, а главное, пережив весь этот ужас, остаться человеком. В послевоенном Каунасе продовольствия не хватало, работу было найти трудно. По карточкам ему выдавали 600гр хлеба на день, крупу, табак, но тогда дедушка ещё не курил и продавал это курево. В 1947 году переехал в Ригу, работал в порту т. к. после войны и демобилизации, в период с 1946 по 1948 годы, призыва в армию не производилось.С 1950 года 5 лет служил в ВМФ Согласно срокам действительной военной службы, установленные законом СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности».[20] В 1955г по комсомольской путевке[21] оказался в Алма-Ате. Этот город стал его новым домом: здесь он женился, здесь родился сын (мой папа), здесь он провел свои последние дни.

Мой дедушка Герой. И я горжусь им. Прожив почти четыре года в нечеловеческих условиях, он не озлобился. Я знаю его, как доброго, светлого, жизнелюбивого человека с большим чувством юмора. Люди, попавшие в концлагерь, были обречены на смерть. В тех нечеловеческих условиях дедушка не раз мог умереть, но его стремление жить спасало его. В своём интервью он говорил: «Мы ведем вторую войну. Обидно, что, пройдя 3 концлагеря смерти, остался жив, а сейчас получается, не было детства - нет и старости».

Я смотрела его интервью со слезами на глазах. Он - маленький мальчик держал автомат, он – каждый день видел сотни убитых людей, людей, чья жизнь ничего не значила! Невольно задаешься вопросом: достойной ли была его старость? Нет. А как в нашей стране живут старики, и много ли они могу себе позволить?

«...Уровень жизни наших бывших малолетних узников постоянно снижается, и этому не может быть оправданий. Люди, доживающие свой век, должны жить в достатке – они это заслужили».[22]Я часто вижу приезжих иностранцев, сейчас я имею в виду пенсионеров лет 70-ти, они могут позволить себе в таком возрасте, не работая ездить заграницу. И как доживают наши старики?

Был ли Иса счастлив? И что для него счастье? Счастье не в деньгах и не в медалях. Мой дедушка удивительный и светлый человек! В своем интервью, когда речь идет о счастье он говорит о своем сыне, который живет в Санкт – Петербурге; Я думаю, он гордился тем, что его сын пошёл по его стопам, став моряком.В интервью Иса говорит и о внучке - обо мне, которую он гордо называет Виктория. Хотя мне тогда было всего 3 года, улыбаясь, он называл меня именно так. Он очень меня любил.

 

 

Заключение

В ходе исследования, я изучила домашний архив, прочла дополнительную литературу, просмотрела Интернет сайты. Чем больше знакомишься с документами и литературой о Второй Мировой войне, тем понятней становиться тот факт, что о прошлом мы знаем по-прежнему очень мало. Собранный мною материал я обобщила и представила в единой работе.

В представленной работе мне удалось:

Найти информацию, подтверждающую факты из воспоминаний Исы Леповича Астрадамова, фото присланную дедушке к 50-летию Победы «Дети Освенцима, спасенные Советской Армией» в Интернете, а так же документы восстановленные дедом, подтверждающие его имя, фамилию и отчество;

Установить, что три поколения моей семьи были моряками.

Проанализировать и отметить маршрут смерти И. Л. Острадамова на картах немецких концлагере.

В статье «Мальчик под № В- 2781» я обнаружила ряд несоответствий с фактами из видеоинтервью: 1- Иса не мог быть освобожден из Освенцима советской армией т.к. был отправлен из лагеря за несколько дней до освобождения; (1945 год, 18 января — часть трудоспособных узников (58 тысяч человек) была эвакуирована вглубь немецкой территории, а 27 января — советские войска под командованием маршала Конева вошли в Освенцим, в котором в тот момент находилось около 7,5 тыс. узников).

2- на фотографии в статье он снят рядом с маленькими детьми, а в интервью дедушка говорил, что в его бараке жили мужчины от 16 лет и старше.

В интервью Иса Лепович произносил многие названия на немецком, но из-за низкого качества видеозаписи мне не удалось найти их точный перевод.

Когда я писала эту работу, накопилась масса вопросов, на которые к сожалению не найти ответов, я бы очень хотела сейчас поговорить с дедушкой и спросить его обо всем. Мы не ценим то, что имеем, и понимаем это только потеряв. Мы мало общаемся со своими бабушками и дедушками, с близкими нам людьми. Это не правильно. Что мы можем сделать для них? Государство должно обеспечить им безбедную старость, а мы с почтением и уважением относится к ним, помогать и помнить, помнить об их подвиге трудовом и ратном.

Благодарная память потомков - это то, что действительно они заслужили! Ведь человек жив, пока о нем помнят.

 

Список литературы

1. Великая Отечественная …Москва «Молодая Гвардия» 1975 г.

2. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Москва, сов. Энциклопедия 1985 г.

3. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Тельпуховский Б. С. Москва издательство политической литературы 1961 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...