Расчет зубьев конических передач
Проверочный расчет Проверочный расчет производят с целью определения нагрузочной способности передачи на основе выбранных геометрических и расчетных параметров. При сопоставлении расчетного sН (МПа) и допускаемого sНР контактного напряжений должно соблюдаться условие
, (10.8)
где ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, МПа1/2; Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; Ft – исходная расчетная окружная сила, Н (п. 10.2.4); КНa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; КНb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца; КНv – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении; u – передаточное число; b – ширина зубчатого венца, мм (см. табл. 10.3); d1 – средний делительный диаметр, мм (см. табл. 10.3).
10.2.1. Коэффициент ZН выбирается по табл. 10.6 в зависимости от угла наклона линии зуба и отношения суммы коэффициентов смещения (xn1+xn2) к сумме чисел зубьев биэквивалентных зубчатых колес (zvn1+zvn2), где , Для большинства конических передач, которые обычно выполняют равносмещенными (xn1 = -xn2) или без смещения, это отношение равно нулю и тогда для прямозубых конических передач ZН = 1,76, а для передач с круговыми зубьями (bn = 35°) ZН = 1,5. При bn = 0 определяют числа зубьев эквивалентного колеса .
Таблица 10.6
10.2.2. Коэффициент ZМ для передач со стальными зубчатыми колесами принимают равным 275 МПа1/2. При других сочетаниях материалов он может быть определен по формуле
,
где Е1, Е2 – модули упругости материалов шестерни и колеса, МПа; n – коэффициент Пуассона [27, с. 121].
10.2.3. Для прямозубых передач , для передач с круговыми зубьями . Значение коэффициента торцового перекрытия ea может быть найдено по приближенной зависимости , (10.9) где – числа зубьев биэквивалентного колеса или шестерни (см. 10.2.4. исходную расчетную окружную силу Ft определяют по формуле (см. п. 10.1.13), где Т1Н – исходная расчетная нагрузка
10.2.5. Коэффициент КНa, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, находят по табл. 10.7 с учетом выбранной степени точности передачи (п. 10.1.12). Таблица 10.7
10.2.6. Коэффициент КНb, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, определяется по графикам (рис. 10.1, а,б).
10.2.7. Коэффициент КНv, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, для передач с круговыми зубьями определяют по табл. 10.8, а для прямозубых передач – по формуле , где wHv – удельная окружная динамическая сила, Н/мм; Т1Н – исходная расчетная нагрузка, Н×м; b – ширина зубчатого венца, мм; d1 – средний делительный диаметр шестерни, мм. Значение wHv находят по формуле , (10.10) где dН – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи
g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления шестерни и колеса (см. табл. 10.10); vm – окружная скорость в зацеплении, м/с; Re – внешнее конусное расстояние, мм.
Если значения wHv, вычисленные по формуле (10.10), превышают предельные значения, указанные в табл. 10.11, то их следует принимать равными этим предельным значениям.
Таблица 10.8
Примечание. Для передач, изготовленных по 6-й степени точности и выше,
Таблица 10.9
Таблица 10.10
Таблица 10.11
10.2.8. После нахождения значения σН по формуле (10.8) сравнивают его с допускаемым контактным напряжением σНР. Если σН отклоняется от σНР больше, чем на ±5%, то расчет производят повторно, изменив один или несколько расчетных параметров (например, d1, b, степень точности передачи, σНР и др.), а также связанные с ними коэффициенты и другие величины.
РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ Расчет производят, сопоставляя расчетное напряжение σНmax (МПа) и допускаемое предельное контактное напряжение σНРmax (см. п. 3.2). При этом должно соблюдаться условие
£ σНРmax, (11.1) где σН – расчетное контактное напряжение, МПа (см. формулу (10.8)); Т1max – наибольшая нагрузка из числа подводимых к передаче, Н×м (см.рис. 3.1);
Т1Н – исходная расчетная нагрузка, Н×м (см. п. 3.1.2).
наибольшая нагрузка Т1max (наибольший крутящий момент) определяется по циклограмме нагружения. В обоснованных случаях ее можно принимать равной максимальному моменту, развиваемому электродвигателем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|