Расчет зубьев конических передач на выносливость при изгибе
расчет производят, сопоставляя расчетное напряжение на переходной поверхности зуба σF (МПа) с допускаемым напряжением σFР (см. п. 3.3). В целях предотвращения усталостного излома зубьев соблюдают условие
, (12.1)
где Y¢FS – коэффициент, учитывающий форму зуба; Yb – коэффициент, учитывающий наклон зуба; КFa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; КFb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца; КFv – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении; Ft – исходная расчетная окружная сила, Н; b – ширина зубчатого венца, мм (см. табл. 10.3); mn(m) – средний нормальный (окружной) модуль, мм (табл. 10.3). Расчет выполняют для того из зубчатых колес пары, у которого отношение σFР/ Y¢FS имеет меньшее значение. 12.1. Коэффициент Y¢FS, учитывающий форму зуба, определяется для шестерни и колеса по формуле , где xt1(2) – коэффициент изменения толщины зуба шестерни (колеса), принимается с учетом знака (см. формулу (10.4)); YFS1(2) – коэффициент, выбираемый для шестерни и колеса по графикам рис. 12.1 в зависимости от величин смещений xn1 и xn2 (формула 10.3) и чисел зубьев биэквивалентных () зубчатых колес; z1, z2 – числа зубьев шестерни и колеса. После нахождения отношения σFР/ Y¢FS определяют, какое из зубчатых колес пары окажется менее прочным и будет подвергаться расчету.
Рис. 12.1. Значения коэффициента YFS 12.2. Коэффициент Yb для прямозубых передач принимается равным единице. Для передач с круговыми зубьями Yb вычисляют по формуле , где bn – угол наклона линии зуба, в градусах.
12.3. Коэффициент КFa = 1 для прямозубой передачи, а для передачи с круговыми зубьями его определяют по формуле
, где ea – коэффициент торцового перекрытия (см. формулу 10.9); n – степень точности передачи по нормам контакта (см. п. 10.1.12). Если степень точности грубее 9-й, то принимают n = 9, если выше 5-й, то n = 5.
12.4. Ориентировочные значения КFb определяют по графикам (рис. 10.1, в,г).
12.5. Для передач с круговыми зубьями КFv принимают по табл. 2.9, для передач прямозубых значение КFv определяют по формуле , где wFv – удельная окружная динамическая сила, Н/мм. Исходная расчетная окружная сила определяется по формуле . В качестве исходной расчетной нагрузки Т1F принимают по циклограмме нагружения (см. рис. 3.2) наибольшую длительно действующую нагрузку с числом циклов перемен напряжений более 5×104 (см. п. 3.3.7). Величину удельной окружной динамической силы находят из выражения , (12.2) где dF – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи; g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления шестерни и колеса; vm – окружная скорость в зацеплении, м/с; Re – внешнее конусное расстояние, мм; b – ширина зубчатого венца, мм.
Коэффициент dF для прямозубых конических передач принимают равным 0,016, для передач с круговыми зубьями dF = 0,006. Коэффициент g0 назначают по табл. 10.10, причем его значение выбирают для степени точности на одну грубее той, которая была принята для передачи. Если значения wFv, вычисленные по формуле (12.2), превышают предельные значения, указанные в табл. 10.11, то их следует принимать равными этим табличным значениям.
12.6. Если найденное по формуле (12.1) значение σF превышает допускаемое σFР более чем на 5%, то необходимо изменить некоторые из параметров, входящих в расчетную формулу (например, величину модуля, ширину венца, степень точности и др.), уточнить все параметры, связанные с этим изменением и повторить расчет. При недогрузке передачи, даже значительной, перерасчет не производят, если передача полностью загружена по контактным напряжениям.
РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ИЗГИБЕ
Выполняя расчет, сопоставляют расчетное σFmax (МПа) и допускаемое σFРmax напряжения. При достаточной прочности зубьев должно соблюдаться условие , где σF – расчетное напряжение изгиба зубьев, МПа (см. формулу 12.1)); Т1Fmax – максимальная расчетная нагрузка из числа действующих за весь срок службы (см. рис. 3.2); Т1F – исходная расчетная нагрузка, Н×м (см. п. 12.5).
Наибольшая нагрузка (наибольший крутящий момент) определяется по циклограмме нагружения. В обоснованных случаях ее принимают равной максимальному крутящему моменту, развиваемому электродвигателем. Смазочные материалы для передачи подбирают, учитывая рекомендации раздела 25.
· После завершения расчетов на прочность производят выбор конструктивных элементов зубчатых колес, учитывая свойства материала, размеры и способ получения заготовки, технологические возможности и другие факторы. Краткие сведения по конструированию приведены в [3, с. 69-72, 362-368; 4, с. 163-166; 22, с. 273-275]. Пример оформления чертежа конической шестерни с круговыми зубьями приведен на рис. 13.1. Рекомендации по выбору точности обработки поверхностей конических зубчатых колес см. в [3, с. 362-368; 24, с. 509-519; 29, с. 128-132; 41, с. 195-198; 42, с. 429-439]. При назначении шероховатости поверхностей зубьев, а также базовых поверхностей зубчатых колес могут быть использованы ориентировочные значения R a, указанные в приложениях 1 и 2. Допуски плоскостности, биения и параллельности передних и задних торцов зубчатых колес принимаются обычно в пределах 0,02-0,04 мм.
[1] В обозначениях параметров и элементов, относящихся к среднему по длине сечению зубьев, в случаях, исключающих возникновение недоразумений, разрешается букву m в индексе опустить. Например, разрешается обозначать mn вместо mmn, d1 вместо dm1, βn вместо βmn и т.д. [2] Модули указаны для диапазона 1,5 … 20 мм. Ряд 1-й предпочтительнее 2-го.
[3] Сопряженные зубчатые колеса передачи имеют противоположные направления вращения и противоположные направления линий зубьев (если у шестерни зуб левый, то у колеса правый и наоборот).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|