Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЛЕЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ (КИНЕЗОТЕРАПИЯ)





 

4.1. ГИМНАСТИКА МОЗГА (КИНЕСИОЛОГИЯ)*

Образовательная кинесиология («гимнастика мозга») — отличный метод, содействующий преодолению межполушарной асимметрии мозга (М.А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. Известно, что рождается малыш практически с равноценными полушариями, а к двум-трем годам идентичность утрачивается, происходит их специализация, выделяется доминантное полушарие.

Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем, в эмоционально-личностном и речевом развитии, требует от специалистов творческой кооперации и нахождения единства взаимодействия.

Дети с речевыми проблемами в дальнейшем испытывают сложности в овладении письменной речью — чтением, письмом. Для построения наиболее оптимальной психолого-педагогической коррекционной программы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения. (Васильцова С. В. Образовательная кинесиология («гимнастика мозга») //Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. С.168-174.)

При обучении чтению, письму:

• трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

• затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

• замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;

• трудности в написании букв, «дрожание букв»;

• неправильное чтение похожих по начертанию букв.

Анализ психологических причин, лежащих в их основе, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения. Несформированность зрительно-двигательных координации и пространственных представлений составляет первую группу нарушений.

У детей с нарушением пространственного представления часто встречается зеркальное письмо. Эта же причина лежит и в основе звукового анализа и синтеза слов (путают предлоги и приставки, заменяют буквы по пространственному сходству (с-е, б-д)). Проблемы в том, что дети с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение ее частей, расположение на строке, при чтении — теряют строку.



Нарушение моторики проявляется медленным темпом письма, тремором. Дети пишут, рисуют с большим напряжением. Причина замедленного темпа письма — недостаточное развитие мелких движений, трудности в произвольном управлении ими.

При формировании логопедических групп у многих детей доминирующим эмоциональным состоянием, его проявлениями становятся: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тре­воги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью.

Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в коррекционную работу мы включили образовательную кинесиологию («гимнастику мозга», методика П. Дениссона).

Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированным навыкам, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности.

Развитие мозга — это увлекательнейший детектив, написанный природой и не разгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исследующий и космос, и себя самого, и продолжающий во многом оставаться загадкой! Каковы причины, приводящие к отклонениям развития и функционирования мозга ребенка, что впоследствии вызывает школьные трудности? Мышление, сознание, а значит, и обучение — функции мозга. Ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного мозга.

Симметричные области правого и левого полушарий выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сторона может находиться либо в состоянии взаимодействия и координации, либо «отключаться» и блокировать интеграцию. Следовательно, для функционирования мозга как единого целого необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними.

Этот «диалог» становится возможным не сразу после рождения ребенка. Первые три года полушария почти разобщены. В ходе нормального, неосложненного развития постепенно созревают первые волокна, связывающие кору полушарий и позволяющие передавать информацию в обоих направлениях — от правого к левому и от левого к правому. Этот процесс продолжается первую декаду жизни ребенка, но особенно интенсивен в первые 6—7 лет жизни. Различные факторы, в том числе родовые травмы и асфиксия, могут вызвать отклонения и замедление развития межполушарных связей, а значит, затруднение «общения» полушарий мозга.

Как правило, эти нарушения ослабевают или даже исчезают с возрастом. В младшем школьном возрасте они еще значительны и влияют на работу мозга, что проявляется в нарушении двуруких координации, при овладении чтением и математикой. И хотя это не единственная, но во многих случаях главная причина. Установлено, что дети, испытывающие школьные трудно­сти, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаимосвязью правого и левого полушарий мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.

Можно ли определить, имеются ли у ребенка признаки межполушарной дисфункции? Некоторые тесты не требуют специальной аппаратуры. Понадобятся часы с секундной стрелкой. Предложите выполнить следующие задания.

1. Усадите ребенка за стол, сядьте напротив. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони — свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая — тыльной стороной). Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони — одну вверх тыльной стороной, другую — вниз, в быстром темпе.

2. Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки кверху тыльной стороной) вверх-вниз как можно быстрее. При этом руки ребенка совершают зеркальные движения. Вы должны отметить время (в секундах), за которое ребенок совершает 20 зеркальных и 20 противоположно направленных движений. Предварительно объясните и покажите ребенку, как выпол­нять пробы, потренируйте его. Дайте ему отдохнуть. После отдыха удостоверьтесь, что ребенок помнит, как выполняются движения, возьмите часы с секундной стрелкой и замерьте, сколько времени ему надо для того, чтобы выполнить 20 движений в каждой пробе.

Чередуя отдых и задания, повторите пробы несколько раз, чтобы удостовериться в надежности полученного результата. Обычно ребенок 5—7 лет 20 зеркальных движений выполняет за 8 секунд, 20 противоположных движений — за 17 секунд.

3. Перед выполнением следующей пробы просим ребенка положить перед собой кисть ведущей руки (пра­вую — у правши, левую — у левши). Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем ведущей руки в максимально возможном темпе.

Взрослый показывает ребенку, как выполняется задание, и добавляет, что постукивать надо как можно быстрее. В среднем дети 5—7 лет пробу № 3 (20 посту­киваний) выполняют за 4-6 секунд. Время определяем по секундной стрелке.

5. Исходное положение — сидя, кисти рук лежат перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три, раз-два-три»... попеременно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой. Ритм надо отстукивать максимально быстро. Нецелесообразно объяснять ребенку словами, как выполнять задание. Достаточно показать своими руками или взять руки ребенка в свои. В среднем дети 5—7 лет пробу № 4 (7 ритмических постукиваний) выполняют за 9—10 секунд.

Итак, информация из внешнего мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передается лобной коре. Там она эмоционально окрашивается. Добавляется и информация из «кладовых» памяти. В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. При различных отклонениях в формировании лобных отделов коры наблюдаются различные нарушения поведения, среди которых — трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать свое поведение, не способны ожидать отсроченный результат каких-либо целенаправленных действий, хотят все получить «здесь и сейчас».

Поведение этих детей хаотично, они не могут довести до конца ни одного начинания. При поражениях правой лобной области у детей возникают нарушения восприятия интонации речи, собственной речи. Иногда ребенок с трудом воспринимает эмоциональную сторону речи, что затрудняет общение с ребенком.

Излишняя агрессивность, подавленность или избыток положительных эмоций, то есть признаки слабой адаптации ребенка к обстановке, также могут быть следствием поражения височных областей, например, при асфиксии.

В «гимнастике мозга» простые движения интегрируют и усиливают связи между двумя полушариями мозга, в частности — передними долями мозга, а дети с речевыми проблемами имеют дисфункцию работы передних долей. Движения, исходящие из передних долей, активизируют миелин нервных волокон по всему головному мозгу.

Миелин — образование из жировых прослоек нервных тканей, позволяющее ускорить нервные трансмиссии. Чем чаще активизируется работа нервных волокон, тем больше образуется миелина. Этот процесс устанавливает базовые связи (паттерны) — информации, на основе которых формируется будущее учение.

Человек прибегает к движениям рано, и это облегчает учебный процесс. Чем больше движений и интенсивнее деятельность в то время, когда ребенок растет, тем больше устанавливается паттернов, на основании которых состоятся будущее учение и языковые умения. «Гимнастика мозга», стимулируя активность в передних долях, содействует активизации и миелинизации этих зон, самоконтролю и саморегуляции поведения.

Апробирование «гимнастики мозга» по методике Пауля Дениссона и обучение через движение по методике Дж. Сполдинга в течение двух лет в логопедических и других группах детского сада подтверждает то, что детвора великолепно продвигаются в овладении движениями двурукой координации, глазодвигательными реакциями, овладевает навыками, способствующими успешному обучению письму, чтению, регуляции эмоций, поведения. Движения, которым дети были обучены с помощью «гимнастики мозга», педагог использует в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения. Помогая ребенку познать себя как человека («Как я могу помочь себе и что для этого надо сделать?»), мы «включаем» его личность, энергетику и активность в развитие мотивационно-волевых процессов, стимулирующих, тонкие координированные движения.

Овладевая упражнением «Слон», ребенок проговаривает слова: «Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне никогда ничего не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, рисованию, расслабляет шею, глаза». «Я рисую "ленивую восьмер­ку". Это помогает мне не терять место при чтении книги». «Упражнения "Алфавитная восьмерка", "Буквы на ладошке" помогают мне писать буквы».

Занятия «образовательной кинесиологией» проводятся в зале и в групповой комнате не менее двух раз в неделю подгруппами. План занятий продумывается на каждый день. Поиск новых эффективных форм организации и методов проведения этих занятий (включение ритуала приветствия, прощания, «веселых переменок», использование музыкотерапии) доказывает, что "гимнастика мозга" — одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, направ­ленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков. Обратную связь мы получаем от коллег, работающих в школе, где дети легко преодолевают языковый барьер, открыты для общения с другими.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

О значении массажа, его месте в оздоровлении написано много интересных книг [23, 25, 34, 49, 63, 75].

Лечебный массаж эффективен при самых различных состояниях. Он уменьшает тревогу и проявления депрессии, облегчает боль и способствует увеличению массы тела недоношенных новорожденных. После проведения массажа у всех людей отмечено значительное улучшение.

Депрессия. У детей, получавших лечебный массаж, тревога и депрессия менее выражены, чем у детей, которые смотрели успокаивающие видеозаписи.

Боль. Доказано, что массаж является дешевым и эффективным способом уменьшения (облегчения) болей у пациентов с травмой позвоночника.

Акупунктура — это введение тонких, с волос толщиной, игл в определенные точки тела. Она применяется в Китае несколько тысячелетий и сотни лет в Европе. Акупунктура является неотъемлемой частью традиционной китайской медицины, существующей более двух тысяч лет. Сведения о применении акупунктуры даны в древней китайской медицинской книге «Классика желтого императора», написанной около 200 лет до н.э.

«Если кошку не гладить, у нее высохнет спинной мозг», — гласит английская пословица. Поэтому поглаживание — элемент массажа, который может и должен усвоить любой человек, любая мать. Каждый ребенок с раннего детства должен получать свою долю массажа, в том числе и ласки близких ему людей.

Предостережение! Ни в коем случае не проводите массаж ушибленных, воспаленных или припухших участков кожи, при переломе кости, пациенту с лихорадкой или страдающему флебитом (воспалением вен) или тромбозом, так как массаж может привести к отрыву тромбов при наличии опухолей, при варикозном расширении вен и др.

Акупрессура является разновидностью акупунктуры. Только вместо введения тонких игл в определенные точки тела акупрессура использует надавливание рукой для стимуляции определенных точек с целью достижения такого же результата. Хотя осложнения от акупунктуры редки, при повторном использовании игл или их неправильной стерилизации опасность инфицирования существует.

В отличие от акупунктуры акупрессура не несет никакого риска инфекционных осложнений, так как никакие иглы при этом не применяются. Преимущество в том, что этот метод можно освоить и проводить акупрессуру самостоятельно.

История акупрессуры насчитывает столько же лет, сколько попытки людей натирать больной сустав. Это учение основано на традиционной китайской медицине. Используют точки для стимуляции меридианов, или путей жизненной энергии.

Надавливание обычно производят с помощью пальцев. Можно использовать мелкие зерна или специальные приспособления с небольшой выпуклостью, что обеспечивает адресность давления.

При проведении акупрессуры мелкие зернышки или маленькие металлические шарики прикрепляют к соответствующим точкам, и человек (ребенок) может провести самомассаж.

4.2.1. Общие рекомендации

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели, жившие на территории современного Китая, Кореи, Монголии, Японии, создали учение об организме как целостной системе, в которой каждый орган находится тесном единстве со всеми остальными.

Были обнаружены локальные области, биологически активные точки — БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней с глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. Этот метод выгодно отличается относительной простотой и доступностью. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцем или кистью (рис. 1).

При углубленном изучении БАТ было установлено, что воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, что зависит от способа, техники воздействия, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Массаж возможен только при отсутствии противопоказаний.

Противопоказания: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре тела, активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Следует отказаться от крепкого кофе, острой и соленой пищи. (Рис. 1. Положение пальцев и кистей рук)

 

Методика. Важно максимально точно найти БАТ. В Китае для более точного определения точек используется индивидуальный цунь — расстояние,

образовавшееся между складками средней фаланги при сгибании третьего пальца (у мужчин на левой кисти, у женщин — на правой). Абсолютный цунь как единица измерения равен 2,5 сантиметра. Перед массажем нужно расслабиться, постараться отвлечься от постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца.

При надавливании подушечкой пальца на БАТ возникает ощущение боли или ломоты. Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Оно должно напоминать касание или легкое безостановочное поглаживание, при котором используется тяжесть пальца или кисти. Если малыш жалуется на боль — массировать осторожнее, если возникает головокружение — массаж необходимо прекратить.

Движение пальца — горизонтально-вращательное, направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедленном или ускоренном) и сочетают с некоторым давлением.

Успокаивающий массаж рекомендуется проводить после захода солнца, лучше всего во время полнолуния. Этот вид массажа характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными, вращательными движениями без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Повторяют 3— 4 раза с возвращением к исходному положению, не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каждой точки 3—5 минут. Этот метод также эффективен при острой боли, бессоннице, тревоге, нервном возбуждении.

Тонизирующий массаж наиболее эффективен во время новолуния. Он характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки.

К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация. Длительность воздействия 0,5—1 минута. Этот прием также эффективен при судорогах и физическом утомлении.

В коррекционной педагогике мы используем точечный массаж БАТ в работе с детьми, состояние и поведение которых обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга (патологическая беременность, инфекции, родовые и черепно-мозговые травмы). Этот контингент детей широко представлен в каждом детском учреждении. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, неравномерная работоспособность, рассеянность, неусидчивость, расторможенность, драчливость или же пассивность, депрессивное состояние, плаксивость. Воздействуя на БАТ, удается расслабить гипертонус, стимулировать функцию паретичных мышц, снизить вегетативные и трофические расстройства, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

В связи с тем, что точечный массаж прост и доступен широкому кругу населения, не имеет возрастных ограничений, целесообразно обучить родителей навыкам его проведения в домашних условиях. Чем раньше начата коррекция, тем выше эффект. Точечный массаж используется только на первых этапах. Затем постепенно детей обучают элементам самомассажа. Взрослый человек тоже прибегает к самомассажу.

Необходимо настроиться на длительные занятия, которые проводятся ежедневно в такой последовательности: между первым и вторым курсами — интервал семь дней; между вторым и третьим — три месяца. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

В курс входит 15 процедур. Точечный массаж проводится не более 30 минут. В зависимости от степени нарушения речи, поведения, от компенсаторных возможностей ребенка эффект точечного массажа может быть различным.

Иногда уже после первого курса наступает некоторое улучшение, но это не означает, что массаж надо прекращать. Если улучшение происходит не так быстро, не следует отчаиваться. Необходима настойчивость и время. Недаром говорят: «Терпение и труд все перетрут». В перерыве между курсами возможен рецидив. В этом случае массаж необходимо начинать без промедления. Главное в коррекционной работе — не упустить время.

 

4.2.2. Точечный массаж при дизартрии

В последние годы возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации орга­нов артикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж. Его включают в комплексное логопедическое воздействие. Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 и 2, что повышает защитные силы организма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги.

(Рис. 2. Точечный массаж при дизартрии)

 

В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируют симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области. При пятой и шестой процедурах массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. С седьмой процедуры приступают к массажу БАТ на лице и голове — по две точки в день. Точки 7 и 8 массируют одновременно. При массаже точек 9, расположенных на расстоянии одного сантиметра от угла рта, рот слегка приоткрыт. Затем массируют другие точки (рис. 2).

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание (при дизартрии, заикании, ринолалии), то врачи-рефлексотерапевты советуют воздействовать на точки 14, 15, 16 и 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи.

Точки 16 и 17 массируют одновременно, подключают в следующей процедуре. При воздействии на точки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17 ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6 — лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 — сидеть или лежать на спине, последнее предпочтительнее. При дизартрии нарушается не только общая, но и мелкая моторика, в результате чего возникает писчий спазм.

 

4.2.3. Массаж при писчем спазме

Писчий спазм — это изменение моторики руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении возможности выполнять рукой другие действия. Впервые описал Брук (1891). Этиология неясна, но преимущественно писчий спазм возникает вследствие дисфункции экстрапирамидной системы при легких органических церебральных нарушениях в результате неправильного распределения тонуса мышц, принимающих участие в письме. Судороги могут возникнуть в предплечье, плече, плечевом поясе, даже в шее и мускулатуре лица. Писчему спазму предшествуют эмоциональная неустойчивость, мнительность, повышенная возбудимость, длительное напряжение пишущей руки. Для детей характерны дисграфии. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. С учетом нарушенных анализаторов выделяют три вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма. Эта форма дисграфии может сопровождаться и неврологическими нарушениями.

Одним из таких проявлений является писчий спазм. Для него характерны нарушения координации движений рук и глаз, что у здоровых детей наблюдается только в первые месяцы жизни. У дизартриков отсутствует плавное переключение взора, в результате при письме и чтении отмечается недостаточная фиксация на строке, соскальзывают, теряют ее. Отмечается выпадение зрительных полей.

При целенаправленном коррекционном воздействии постепенно симптоматика писчего спазма сглаживается. Результативность значительно выше при использовании комплексного метода, включающего фармакотерапию, физиотерапию, специальный комплекс лечебной гимнастики, пальчиковую гимнастику, иногда психотерапевтическую помощь.

Существенный вклад в коррекционную работу вносят и нетрадиционные методы лечебной, коррекционной педагогики, в том числе и точечный массаж биологически активных точек, который оказывает неоценимую помощь в избавлении от писчего спазма. Массаж необходимо проводить длительно, повторными курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающим методом — приемом легкого касательного вращения по часовой стрелке в замедляющемся ритме в течение 3-5 минут на каждую точку.

Точка 1 — несимметричная, находится на голове на серединной линии на пять цуней выше передней границы волосистой части головы. Массировать в положении сидя, наклонив голову вперед.

Точка 2 — симметричная. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, рука лежит на столе.

Точка 3 — «точка лечения ста болезней» — симметричная, находится на голени на три цуня ниже нижнего края надколенника и на один цунь кнаружи от переднего края большеберцовой кости. Обе точки массировать одновременно в положении сидя с вытянутыми ногами.

Точка 4 — симметричная, находится на кисти на границе тыльной и ладонной поверхностей кожи над V пястной кистью. Массируется поочередно в положении сидя, рука лежит на столе.

Точка 5 — «точка у большого холма» — симметричная, находится на передней поверхности запястья, между сухожилиями. Массировать поочередно в положении сидя, рука — на столе ладонью вверх.

Точка 6 — «точка у достаточного промежутка» — симметричная, находится на тыльной стороне стопы между головками I и II плюсневых костей. Массировать одновременно, сидя, согнув ноги в коленях.

Точка 7 — «точка у извилистого прудика» — симметричная, находится в области локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте на стороне большого пальца. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, полусогнутая в локте рука лежит на столе ладонью вниз.

Точка 8 — «точка у небесного источника» — симметричная, находится на задней поверхности плеча, на один цунь выше локтевой складки, образующейся на опущенной вниз руке. Массировать поочередно, в положении сидя, рука вытянута и опущена вниз.

Точка 9 — «точка у трех промежутков на руке» — симметричная, находится на передней поверхности предплечья на два цуня ниже конца складки, образующейся при согнутой в локте руке. Массировать поочередно, по­лусогнутая в локте рука — на столе ладонью вниз.

При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается. Письменная речь улучшается, исчезает тремор, выравнивается строка, нормализуется нажим, и энергетические затраты ребенка сводятся к минимуму. Опыт работы свидетельствует, что нетрадиционные методы лечебной педагогики должны стать достоянием широкого круга населения, особенно самых близких для ребенка людей: воспитателей, учителей и особенно родителей. В связи с этим необходимо шире пропагандировать эти знания, проводить семинары-практикумы, обучать элементам самомассажа.

4.2.4. Точечный массаж при заикании

Заикание встречается чаще всего в детском и юношеском возрасте. Наиболее распространенная причина — испуг или психическая травма. Точечный массаж может оказаться хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному фону, назначенному врачом. При этом рекомендуется избегать психических травм. Воздействие на точки следует проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливания в течение 3-5 минут. На курс — 12 ежедневных сеансов, повторные курсы проводят с перерывом в 7-10 дней (рис. 4).

Точка 1 — симметричная, находится на передней поверхности запястья между сухожилиями. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точка 2 — симметричная, находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья, между сухожилиями.

Точка 3 — симметричная, находится на задней поверхности плеча выше локтевой складки вытянутой руки.

Массировать поочередно, сидя, массируемая рука опущена вдоль туловища.

Точка 4 — симметричная, находится на голени ниже подколенника. Массировать одновременно, в положении сидя с вытянутыми ногами.

Точка 5 — симметричная, находится в углублении над скуловой дугой у основания ушной раковины. Массировать одновременно, сидя.

Точка 6 — симметричная, находится на голени выше внутренней лодыжки. Массировать одновременно справа и слева в положении сидя.

Точка 7 — симметричная, находится на предплечье выше средней складки запястья, в углублении у шило­видного отростка лучевой кости. Массировать поочередно, сидя, рука лежит на столе.

Точка 8 — несимметричная, находится на границе волосистой части головы по задней срединной линии. Массировать в положении сидя, слегка наклонив голову вперед.

Точка 9 — симметричная, находится на границе тыльной и ладонной поверхностей кисти над головкой V пястной кости. Массировать поочередно в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз, пальцы полусобраны в кулак. Воздействовать на точку тонизирующим методом, приемом глубокого надавливания в течение 0,5-1 минуты.

При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течение 12 дней. После семидневного отдыха курс повторить. Последовательно провести 3-4 курса. Ребенок во время массажа должен быть спокойным, расслабленным. Избегать острой пищи, крепких напитков: чая, кофе, так как они возбуждают нервную систему, снижают эффект воздействия. Натощак или сразу после еды массаж проводить не рекомендуется.

4.2.5. Массаж при забывчивости, рассеянности

При коррекции этих недостатков применяется тонизирующий метод: прием глубокого надавливания, вибрации, вращения по часовой стрелке в течение одной минуты. Курс рассчитан на 12 дней, проводится ежедневно, после семидневного отдыха курс повторяют (рис. 5, 6).

Точки 1, 3, 5 — симметричные, массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точки 2, 4 — симметричные, массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз.

Точка 6 — симметричная, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя, согнув ноги в коленях.

Точка 7 — несимметричная, массировать сидя, слегка склонив голову вперед.

4.2.6. Массаж при боязливости, застенчивости

Эти признаки могут быть как свойствами характера иди неправильного воспитания, так и симптомом заболевания. Посоветуйтесь с врачом. Параллельно с назначенным лечением можно провести точечный массаж, который усилит эффект (рис. 7).

Воздействие на точки 1—10, 13—16 проводят успокаивающим методом — приемом легкого поглаживания по часовой стрелке в замедленном ритме в течение 3-5 минут.

 

Воздействие на точки 11, 12, 17 — тонизирующим методом — приемом глубокого надавливания с неболь­шой вибрацией и вращением по часовой стрелке в течение 0,5-1 минуты.

Точки 1, 2, 3, 5 — симметричные, массировать одно­временно справа и слева в положении ребенка сидя или лежа.

Точка 4 — симметричная, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя с вытянутыми ногами.

Точка 1 — симметричная, массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точки 2, 12, 13 — симметричные, массировать одно­временно справа и слева в положении сидя, согнув ноги в коленях.

Точки 12 и 13 особенно эффективны при застенчивос­ти и неуверенности в себе.

Точки 4, 5, 6 — симметричные, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя с вытянутыми ногами.

 

4.3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность.

Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением). Цель дыхательных упражнений — увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепномозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Этот нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание.

За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание часто поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.