Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиотерапевтические процедуры

4.5.1. При дизартрии

При спастической форме дизартрии рекомендуются следующие методы лечения.

Синусоидальные модулированные токи

При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звуко-произносительной стороной.

Звукопроизношение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В.А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 минут, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно перед занятием с логопедом.

Индуктотерапия

Хороший эффект при спастической форме псевдобульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, крово- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК-1, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1, длительность процедур 8-10 минут, проводятся они ежедневно, при легкой степени спастичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 минут после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 месяцев.

При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спастической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), зевые, парафиновые или озокеритовые аппликации, электросон, электрофорез.

Электрофорез

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических мышц. В этих случаях назначают электрофорез (кальция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, прозерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 минут, курс лечения 10-15 процедур, ежедневно.

При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении мозгового кровообращения назначают электрофорез сосудорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, сульфат магния); электростимуляцию краевой ветви лицевого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.

С целью повышении эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии имени В.И. Сербского методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речевого аппарата. Данная методика эффективна и доступна и широким слоям населения [25].

Результаты динамического наблюдения показывают, Что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки у детей стабильно сохраняются, а это в свою очередь еще раз подтверждает необходимость использования ИЛГ (искусственной локальной гипотермии) в коррекционной работе с детьми, страдающими дизартрией.

Лобно-шейная методика наложения электродов

Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы аппарата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45—60 минут. Курс лечения составляет 10—12 сеансов.

После снятия электродов отмечается снижение мышечной напряженности. Анализ динамики клинической симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настроение, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дисфункцией, значительно уменьшаются утомляемость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются.

Таким образом, апробированная методика является весьма перспективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптоматикой, и немаловажно то, что ее можно широко применять не только в стационаре, но и в поликлинике. Помимо вышеназванных методик, к детям со спастической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик.

Индуктотермия

Индуктотермию (лечение переменным электромагнитным током высокой частоты) назначают в основном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц. Методика: используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1. При легкой степени речедвигательных нарушений применяется один этап лечения: продолжительность процедуры 8-10 минут, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.

Клинические наблюдения показывают, что положительная динамика остается достаточно стойкой в течение 2—3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии с необходимо проведение повторного курса через 3-4 месяца. Однако нужно заметить, что закреплению благоприятных сдвигов способствуют также проводимые после индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (через 30—60 минут).

Ультразвуковая терапия

Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастических параличах). Для лечения контрактур используется аппарат 1 ТП-1, 1 ТП-5, интенсивность слабая — 0,2-0,4 Вт/см2, режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 минут,] проводится через день или ежедневно, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого дефекта. Курс включает 8—10 процедур.

Электроанестезия

Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные результаты (снижение спастичности, уменьшение гиперкинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетической формой дизартрии.

Электроанестезия проводится по методике К.А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь [25].

Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используются аппараты АСМ-2, АСМ-3 и «Электросон»). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень медленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры.

Процедура проводится ежедневно в течение 25—30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в течение нескольких дней побочные эффекты исчезают. Другие осложнения не наблюдаются. Противопоказаниями для лечения являются массивные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность.

При слабовыраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 минут для каждой пары конечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продолжается до 20 минут на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды накладываются сразу на четыре конечности.

В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паретичной формой. Для этих детей характерны ослабление мышц, повышенная утомляемость, что приводит к их низкой двигательной активности, а, следовательно, и к нарушению звукопроизношения. Этим детям назначаются следующие физиотерапевтические процедуры:

1) электростимуляция мимических мышц с электро форезом на лицо. Для электростимуляции используются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подбирается индивидуально, число сокращений составляет 8—24 в минуту, продолжительность 10-15 минут.

Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мышцах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учитываются противопоказания к использованию электростимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка);

2) детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультра звуковую терапию для стимуляции нервных волокон.

Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см2, режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см2, продолжительность одной процедуры от 3 до 5 минут. Курс лечения 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ванны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативные реакции (в частности уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность оральной мускулатуры, что в свою очередь сразу положительно отражается на качестве звукопроизношения.

При коррекции речи широко используется метод комплексного воздействия:

1) электрофорез прозерина 0,1% -ный раствор, ДДТ, ЛФК;

2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;

3) ультразвук, ЛФК, массаж;

4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.

ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально в зависимости от тяжести речевого дефекта. Используются с целью сохранения работоспособности пораженных мышц, стимуляции обмена, противодействия развитию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.

Таким образом, эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием.

4.5.2. При заикании

Опираясь на исследования отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Pay, Н.П. Тяпугин, М.Е. Хватцев, П.А. Власова, М.И. Панкин, B.C. Кочергина, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, B.C. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогический подход к преодолению заикания с целью устранения или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффективность медико-педагогических методик преодоления заикания.

Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетрадиционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения стойкости результатов.

Мезодиэнцифалъная модуляция

Детям, страдающим заиканием органического происхождения (вследствие различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатологами, психотерапевтами проводится курсовое лечение методом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в результате чего у детей усиливаются процессы адаптации, ускоряется восстановление всех психофизиологически функций, уменьшается боль, нормализуется сон, уменьшается умственная и физическая усталость.

МДМ представляет собой транскраниальное воздействие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особенностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клиники заикания). Курс лечения составляет 10—15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 минут. При тяжелом течении заикания лечение повторяется 3—4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.

В результате воздействия МДМ после 6—7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего состояния, снижение возбудимости, купирование невротических реакций, уменьшение или исчезновение головной боли; нормализация сна, повышение физической и психической выносливости, облегчение усвоения и закрепления новых навыков, снижение выраженности заикания, улучшение умственной сообразительности, активности, внимания, положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.

Таким образом, внедрение метода МДМ дает возможность значительно улучшить результаты коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста).

Магнитопунктура

Магнитопунктура является одним из видов магнитотерапии, однако ее воздействие на организм идентично действию иглорефлексотерапии, а именно — оказывает регулирующее влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам.

Однако метод магнитопунктуры в отличие от иглорефлексотерапии имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лечение безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.

Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготовленных для этой цели магнитов. В частности, заикающимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокружения и других негативных явлений рекомендуется магнитопунктура в виде клипсов, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 минут). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.

Таким образом, благодаря использованию магнитопунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы.

Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизартрии и заикания достойное место занимают методы физиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, неврастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.

Однако важно помнить, что работа должна начинаться своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков: рефлексотерапевтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатологов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.

 

4.5.3. Для общего укрепления организма

Теплолечение

Теплолечение назначают детям со спастической формой дизартрии для усиления крово- и лимфообращения, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ.

Из разнообразных теплоносителей в основном используется грязь, так как она воздействует на компенсаторные механизмы, а также предотвращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.

Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием создают благоприятные условия для повышения результативности занятий:

а) грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону (по Щербакову). Цель данной процедуры — стимуляция кровообращения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.

Методика. Температура грязи 38-40,5 °С. Продолжительность первой процедуры 8—10 минут, с увеличением до 12-15 минут. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения 7-10 процедур;

б) грязевые аппликации (по методике Н.Я. Анашкина). Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тканей, снижение тонуса спастичных мышц.

Методика. На слой марли от носа до подбородка и на 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепешку. Температура грязи 38—40 °С, на 10-15 минут в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;

в) гальваногрязь. Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей. Используется шейно-воротниковая методика: температура 36 "С, сила воздействия 0,05 мА/см2, продолжительность 10 минут, курс лечения 8—10 процедур в комплексе с лечебной физической культурой (ЛФК).

Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.

Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) аденомия, глубокая церебростения, психомоторное возбуждение.

В противном случае возможны осложнения: ухудшение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов: усиление ригидности, спастичности, гиперкинезов, атаксии (Н.С. Доценко, 1964).

Ряд авторов (Л.М. Бабина, В.В. Котляров, В.А. Цветков) — экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии чем ниже температура накладываемых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный тонус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротниковую зону холодную грязевую аппликацию при температуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использовалось впервые, однако для окончательной оценки эффективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.

Водолечение

Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфидной ванны: температура воды 36 °С, концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны 5—8 минут.

Курс составляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема применения: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последующим применением процедур. Курс лечебного щадящего массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 минут через день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, гальваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде уменьшения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативных реакций (слюнотечение, потоотделение).

Искусственная локальная гипотермия

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают пооче­редно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха.

Продолжительность ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 минут, одномоментное наложение льда на одну из проблемных зон кривоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов.

Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия с ребенком по выработке новых речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возникает значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создает основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении детьми правильной траектории движений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.

У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируется асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности.

Сокращается латентный период при переключении с одного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика в произносительной стороне речи: возрастают сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, естественным становится нарушенный темп речи, даже в очень тяжелых случаях появляются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена, искажение звуков. Отчетливей становится произношение смычных и щелевых согласных.

На фоне заметного регресса гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры уменьшаются синнергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое участие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, значительно уменьшается саливация и потоотделение. Эффект от производимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держится от 3 до 8 часов.

Электросон

Весьма положительные результаты при лечении заикания были получены вследствие сочетания медикаментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (электросном) и логопедическими занятиями. Сеансы электросна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппаратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума комнате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно под наблюдением врача-психоневролога. Для улучшения и стимуляции психической деятельности рекомендуются электрофорез с платифиллином на артикуляционную мускулатуру, а из медикаментозных средств — витамины группы В, церебролизин, гамалон.

Количество сеансов электросна подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заикания. В итоге, благодаря лечебному воздействию электросна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия (страх речи).

Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как страх речи у них не является навязчивой мыслью. Осложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэтому оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях.

МАГНИТОТЕРАПИЯ

Лечение магнитным полем означает использование магнетизма с целью лечения различных заболеваний тела. Магнитные поля окружают нас повсюду, и изучение их воздействия на человеческий организм — только начало процесса понимания этого явления.

Магниты используются в самых разных целях. Выделяют два направления терапии: стационарное и альтернирующее. При стационарном лечении используются магниты. Альтернирующая терапия опирается в своей работе на использование электрических приборов. Стационарные магниты кладут на матрац или подушку, и они оказывают терапевтическое воздействие во время сна. Их можно также прикладывать непосредственно к месту акупунктуры, или на органы — в соответствии с необходимостью. При альтернирующем подходе в работе используются большие машины, но такие, которые можно передвигать, если это потребуется для более сильного и точного воздействия на пациента.

Магнитотерапия включает в себя сеансы лечения в несколько минут или продолжительный курс дома, например, прикладывание магнитов во время сна. Иногда лечение растягивается на недели, в зависимости от заболевания.

Магнитотерапия используется для лечения: нарушений сна; состояния тревожности; инфекционных заболеваний; хронической боли; переломов костей; растяжения связок; разрывов сухожилий; растяжения мышц; судорог; воспалительных процессов.

Суммируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только комплексный подход к реабилитации дает эффективные результаты.

Физиотерапевтические процедуры в профилактической и коррекционной работе занимает достойное место. Особенно они результативны при разных формах дизартрии, заикании, общем укреплении организма.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

5.1. Музыка в образовании и здравоохранении

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

О роли музыкотерапии в жизни человека написано много книг [49, 51, 52, 65, 72 и др.].

Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия, — как вы думаете, чем? Игрой на арфе! По признанию известной французской писательницы Жорж Санд, музыка лечила ее значительно эффективнее, чем доктора.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; усыплять или вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызвать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Она, как горный обвал, обрушивается на человека, подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови, вызывает стресс.

Музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

Значительный вклад в развитие музыкотерапии внесла Международная конференция, которая проходила в Ростове-на-Дону (май, 1995) на базе трех вузов: Медицинского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета и консерватории им. СВ. Рахманинова. Большой интерес у участников конференции вызвали доклады и видеозаписи психотерапевтов из Германии.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Л. Бетхо вена и В. Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д. В настоящее время музыка стала одним из самых эффективных элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать специально подобранные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений при родах резко сокращается. Малыши появляются на свет спокойными, легче адаптируются. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения медиков, педагогов, родителей.

Оценивают детей по шкале Апгара. Десятибальная система информирует нас о состоянии новорожденного в первую минуту рождения и через пять минут после адаптации его к окружающему миру. (Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д., 1997. — С. 97).

В шведских городках в палатах для рожениц также часто звучит музыка. Предпочтение многие отдают концертам Вольфгана Амадея Моцарта. Ученые считают, что именно этой музыке акушеры обязаны необычайно низкими показателями ранней детской смертности в Японии, Швейцарии и т. д.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. А. Р. Гуськов со своими учениками впервые использовал стимуляцию, передачу звуковых сигналов через кожу в нужном направлении

Они получили данные, что звуковая частота 3 кГц обладает и более выраженным физиологическим воздействием.

Опыты показали, что даже если работоспособность почек снизилась на l/З, то с помощью звуковой стимуляции, опираясь на резервные возможности человека (на функции внутренних органов), можно практически полностью их восстановить. Эффект стойкий, восстановленная функция сохранялась годами.

Позже слышимый звук усилиями А. Р. Гуськова и его сотрудников прекрасно зарекомендовал себя и в лечении желудочно-кишечных заболеваний, печеночных патологий, когда нарушается функция желчевыводящих путей.

Наибольшим возбуждающим действием, как показали исследования, обладает музыка В.Р. Вагнера, оперетты Ж.Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля, «Весна священная» И. Стравинского с их нарастающим ритмом. Особенно эффективны эти произведения в работе с вялыми, паретичными детьми. Восприятие музыкальных произведений — процесс индивидуальный, требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Легкая спокойная музыка датского композитора Франсиско Гойя успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.

«Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешивают нервную систему фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского, "Лунная соната" Людвига Бетховена.

Для людей с проблемами сердечной деятельности канадские психиатры рекомендуют перед сном слушать «Времена года» П.И. Чайковского, скрипичные концерты Моцарта. Японские ученые для регулирования работы сердечно-сосудистой деятельности записали кассеты, состоящие только из русских народных песен. Для полноценной работы дыхательной системы (легких) приятна музыка тишины и покоя, шума воды.

Музыкальные ритмы, позитивно влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными, домашними. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Людвига Бетховена, Вильгельма Вагнера, Жака Оффенбаха, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, Иоганна Баха, Воль-фгана Моцарта, Томазо Альбиони. Для облегчения работы селезенки музыкотерапевты рекомендуют темы, связанные с древними балладами, с песнопениями, в основу которых легли тексты Востока, древних славян, церковная музыка.

Бездумное увлечение рок-музыкой в первую очередь ударяет по иммунной системе человека. Но и абсолютно бесшумная обстановка, как установлено научными исследованиями, отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают человеку.

Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет проблемы.

Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для расслабления, отдыха или для повышения тонуса и работоспособности. Приводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985).

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С дошкольниками она проводится в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыку используют и в самостоятельной работе, когда нет речевого общения. Исключение — мелочтение (чтение под музыку), которое эффективно при заикании. Громкость звучания строго дозирована. Звук не должен быть громким или чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требуют творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых пат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...