Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни»

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения

Стандарты качества жизни

Социальные стандарты

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

Качество занятости и уровень жизни населения в Петрозаводске

2.2 Направления исследования качества жизни в Петрозаводске

Направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли качества жизни населения в современном цивилизованном обществе и относительно низким его уровнем в субъектах Российской Федерации. Переход к рыночным экономическим отношениям повлиял и на развитие таких негативных тенденций, как увеличение части населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и возрастанию дифференциации доходов различных групп населения, ухудшению социальной защищенности большого количества категорий населения. Это также отмечается в дифференциации интенсивности проявления этих процессов в зависимости от особенностей регионов.

Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость активизации исследований по вопросам повышения качества жизни населения, складывающегося в пределах социально-экономического пространства региона, требует научного объяснения и поиска более обоснованных критериев и показателей определения качества жизни населения, с учетом трансформационных процессов социально-экономического развития региона.

В настоящее время организация жизнедеятельности населения в регионах тесно связана с проблемой развития местного самоуправления, что придает результатам исследований качества жизни населения особую важность при подготовке и принятии управленческих решений властными структурами.

Объектом курсовой работы являются стандарты качества жизни населения.

Предметом работы является анализ уровня и качества жизни в Петрозаводске.

Целью исследования являются общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни в Петрозаводске.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

. Проанализировать теоретические аспекты изучения качества жизни.

. Провести анализ качества и уровня жизни в Петрозаводске.

3.Выявить направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске.

Методология данного исследования состоит в системном и функциональном подходах.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Горелова, Н.А., Лавриненко, В.Н.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, статистический.

Информационную базу составили труды отечественных экономистов, философов, социологов и других ученых, занимающихся исследованиями в области влияния социально-экономических преобразований в регионе на повышение качества жизни населения.

Практическая значимость данной работы заключается в возможностях использования его основных положений и результатов для повышения эффективности регулирования качества жизни в рыночных условиях хозяйствования.

Предложенные концептуальные и методические решения по регулированию качества жизни населения региона могут быть использованы федеральными, региональными органами власти и управления при разработке комплексных целевых программ, направленных на повышение качества жизни в регионе, формирования региональной социальной политики.

Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения

 

Проблема повышения качества жизни является ключевой для современного развития России и ее регионов. Практически во всех документах стратегического развития отдельных субъектов Российской Федерации повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации, здоровье населения обозначены основополагающими социальными приоритетами.

Качество жизни становится важным факторов конкурентоспособности региона, что подтверждается отчетливо прослеживающейся в последнее время тенденцией миграции рабочей силы в районы с более благоприятными условиями жизни.

Главной целью исследования качества жизни населения на региональном уровне является разработка научно-обоснованной социально-экономической политики в регионе с учетом социально-экономических параметров, влияющих на динамику качества жизни. Успех исследования в решающей степени зависит от разработки эффективного инструментария оценки, способного адекватно измерить такую социально емкую категорию, которая охватывает практически все стороны бытия человека. Сложность оценки качества жизни в условиях отсутствия общих методологических подходов к ее измерению связана еще и с тем обстоятельством, что сфера прикладных исследований по проблемам качества жизни в России постоянно расширяется, так как проявляются все новые социальные последствия переходного периода, обостряются уже существующие социальные проблемы, требующие безотлагательного решения.

Масштабность и многоаспектность категории «качество жизни» обусловливает также и многообразие подходов к ее оценке, что предопределяет существование различных систем показателей. В исследовательской практике находят применение самые разнообразные системы и наборы показателей: от наиболее обобщенных, охватывающих самые существенные стороны жизни человека, до детальных многоуровневых систем с подробным перечнем компонентов; от очень широких, включающих практически все аспекты жизненных ценностей, до сравнительно узких, базирующихся исключительно на уровне материального благосостояния.

Обобщенно все применяемые в исследовательской практике подходы к оценке качества жизни можно классифицировать по следующим основным критериям: способу получения информации, способу оценки качества жизни, по типу решаемых задач.

По способу получения информации различают объективный, субъективный и комбинированный подходы. Объективный подход предусматривает использование статистических данных на основе построения системы показателей, характеризующей объективные условия и результаты жизнедеятельности людей. Данные статистики обеспечивают сопоставимость межрегиональных и временных сопоставлений, а также позволяют выполнить прогностические расчеты тех или иных параметров.

Субъективный подход базируется на результатах социологических исследований и экспертных оценках, отражающих объективные условия в

субъективном восприятии людей, их ценностное отношение к созданным

условиям в данном обществе. Обработка социологической информации

дает более углубленное представление об объекте исследования, что позволяет выявить существующие проблемы и определить причины, их вызывающие. Данный метод представляется наиболее перспективным при

оценке дифференциации качества жизни, сравнении качества жизни различных групп населения, что особо актуально при разработке региональных стратегий.

В последнее время в исследовательской практике находит применение комбинированный подход на основе различного сочетания объективных и субъективных способов оценки отдельных составляющих качества жизни, что позволяет получить оценку качества жизни при помощи комплекса объективных и субъективных показателей в разрезе отдельных социальных групп и территориальных сообществ.

По мнению целого ряда исследователей для адекватной оценки социальной политики и ее эффективной корректировки наиболее целесообразным является использование метода сопоставления объективных и субъективных показателей по отдельным критериям качества жизни. Сопоставление оптимизирует оценку качества жизни и дает возможность выявить, на сколько мнение административной власти расходится с мнением жителей данной территории по основным направлениям социального развития, помогает повысить эффективность управления, особенно в части распределения средств на социальные программы.

По способу оценки различают интегральный и частный подходы. Интегральный метод базируется на построении обобщающих показателей (комплексных оценок), которые могут быть получены на основе как объективной, так и субъективной информации. Такие методики широко используются в международной практике при сопоставлении уровней социально-экономического развития разных стран.

Особое практическое значение в современный период приобретает частный подход к оценке качества жизни, который предполагает более глубокое рассмотрение его отдельных аспектов. Данный подход позволяет при помощи детального исследования выделенных проблемных полей с учетом в каждом конкретном случае определить наиболее действенные меры управленческого воздействия, регулирующие процесс формирования качества жизни различных групп и слоев населения. Среди основных стратегических направлений повышения качества жизни исследователи обычно выделяют такие проблемные блоки как занятость населения и оплата труда, здоровье и качество медицины, доступность образования и развитие личности, повышение духовности общества и культура и др.

Частные показатели и индикаторы, характеризующие отдельные составляющие качества жизни, определяются на базе среднестатистических показателей, экспертных оценок и данных социологических опросов. К субъективным составляющим качества жизни обычно относят удовлетворенность условиями жизни, работы, отдыха (удовлетворенность качеством трудовой жизни, удовлетворенность уровнем социальной и политической стабильности (напряженности), удовлетворенность личной безопасностью, удовлетворенность качеством условий для досуга и отдыха.

Анализ специальной литературы по вопросам изучения качества жизни позволил выделить основные типы задач, которые стоят перед исследователями при оценке качества жизни. Проведение межстрановых и межрегиональных сопоставлений, построение рейтингов; оценка эффективности проводимой государственной социальной политики и эффективности работы органов власти всех уровней, как правило, осуществляется на базе интегрального подхода при его сочетании с частными оценками наиболее важных параметров отдельных составляющих качества жизни. Среди первоочередных задач, решаемых на базе частного подхода: анализ и оценка состояния общественного здоровья; оценка социальной напряженности и социальной патологии, проблемы адресной социальной помощи, изучение особенностей ментальности и системы ценностей населения и др.

В настоящее время во многих субъектах федерации разрабатываются и апробируются свои собственные методики исследования и оценки социально-экономического развития региона с целью выявления круга проблем, требующих первоочередного решения, и поиска путей, направленных на повышение качества жизни населения.

 

Стандарты качества жизни

 

Качество жизни и разнообразные его индексы используются для характеристики благосостояния и благополучия общества. В отличие от, который характеризует только экономические и внешние условия существования человека, отражает состояние самого человека в хозяйственно-социальной реальности его фактической жизни.
Российскими учеными, (демографами, медиками, философами, североведами, регионоведами, экономистами, социальными политиками, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Включаемые параметры должны отвечать следующим требованиям:

отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

однотипно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
 - иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки
используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются против соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы.

Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагается различные упрощенные показатели качества жизни. Он включает три основных параметра: продолжительность жизни взрослого населения, самоубийства и убийства. Важной стороной качества жизни является уровень миграции.

Эти показатели близки к принятому в ООН с 1990 года Индексу человеческого развития (ИЧР), который вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния и позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями и другими существующими и уже достаточно хорошо опробованными в мировой практике индексами и критериями. Очень важно, что качество жизни задает содержательные основания для хозяйствования и экономики, является важнейшим внеэкономическим показателем правильности и основательности региональной и локальной экономической политики.

Одновременно качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом, во всех ее сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и стандартов качества жизни для организации региональной страховой политики крупных страховых компаний. Под стандартами качества жизни имеются в
виду предельно вариативные стандарты, крайне разнообразные, многоадресные и типологически организованные для разных групп населения и под разные схемы работы.

Такие стандарты включают следующие показатели: рождаемость и смертность, количество браков и разводов, реализуемость права ребенка жить и воспитываться в семье, перспективность детства и жизни, доступность образования, качество образования, разнообразие образовательных услуг, доступность объектов культурного назначения Развитость социальной инфраструктуры и социальных служб, развитость системы социального обеспечения неимущих и пожилых, доступность медицинских услуг и их качество, разнообразие систем профессионализации, наличие перспектив занятости.

Подобная стандартизация впервые позволяет организовывать российскую систему страхования, включающую адресную работу с самыми различными группами населения, при этом риск страховых операций сводится к минимуму, а круг потенциальных потребителей адресных, страховых услуг значительно расширяется.

Важнейшим шагом по пути к мировой державе могло бы стать создание системы обеспечения лучшего в мире качества жизни в России и особого индекса, определяющего соотношение качества жизни в России и в других территориях мира. Такой российский индекс и стандарт
качества жизни мог бы стать особым, символом и показателем того, как в наше время жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни (сегодня надо - в ближайшие два года надо его довести до хотя бы 300 - 400 долларов в месяц на человека), свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертности, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.

 

Социальные стандарты

 

В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение;
образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.
Социальные стандарты в области здравоохранения

1. В области здравоохранения устанавливаются следующие социальные стандарты: набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно - поликлинической и скорой медицинской помощи, санаторной помощи больным туберкулезом и детям, а также услуг санитарно - профилактического характера, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области и государственных территориальных внебюджетных фондов; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинскими и санитарно - профилактическими услугами; нормы и нормативы материально - технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения различных типов и видов; система льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами.

2. Социальные стандарты в области здравоохранения используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности здравоохранения в расчете на одного жителя в год;
нормативов финансового обеспечения различных видов бесплатных и общедоступных медицинских услуг, услуг санитарно-профилактического характера, услуг по протезированию, услуг по льготному лекарственному обеспечению в год.

Социальные стандарты в области образования

. В области образования устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области;
нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными образовательными услугами; нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения образовательных и
воспитательных учреждений различных типов (видов).

. Социальные стандарты в области образования используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности различных видов образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов финансового обеспечения образовательных и воспитательных учреждений различных типов (видов) в год.

Социальные стандарты в области социальной защиты

. В области социальной защиты устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных услуг учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области; нормы и нормативы обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов учреждениями социального обслуживания населения; нормы и нормативы материально - технического обеспечения учреждений социального обслуживания различных типов (видов).

. Социальные стандарты в области социальной защиты населения используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий в области социальной защиты в расчете на одного социально незащищенного жителя в год; нормативов финансового обеспечения учреждений социального обслуживания населения
различных типов (видов).

Социальные стандарты в области культуры

. В области культуры устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных и общедоступных услуг, оказываемых учреждениями культуры, финансируемыми за счет средств консолидированного бюджета области; нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные услуги.

. Социальные стандарты в области культуры используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя в год; нормативов финансового обеспечения учреждений культуры различных типов (видов).

Социальные стандарты в области физической культуры и спорта
1. В области физической культуры и спорта устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; норматив обеспеченности спортивными сооружениями; норматив охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; норматив кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

. Социальные стандарты в области физической культуры и спорта используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений дополнительного образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по физической культуре и спорту в расчете на одного человека в год; нормативов финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта различных типов (видов).

Социальные стандарты в области жилищно-коммунального обслуживания

. В области жилищно-коммунального обслуживания устанавливаются следующие социальные стандарты: социальная норма площади жилища; перечень и нормативы предоставляемых населению коммунальных услуг; максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилища и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе; уровень платежей граждан к стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилища.

. Социальные стандарты в области жилищно-коммунального обслуживания используются для определения: нормативов финансового обеспечения расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, не перекрываемых средствами населения, в расчете на одного жителя (на один квадратный метр обслуживаемой площади жилого фонда) в год; суммы бюджетных средств, направляемых на предоставление гражданам льгот и субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг.

Социальные стандарты в области обеспечения правового порядка и безопасности граждан

1. В области обеспечения правового порядка и безопасности граждан устанавливаются следующие социальные стандарты: нормативы численности милиции общественной безопасности; нормативы численности работников государственной противопожарной службы.

2. Социальные стандарты в области обеспечения правового порядка и безопасности граждан используются для определения:
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по обеспечению правового порядка и безопасности граждан (в расчете на одного жителя в год); нормативов финансового обеспечения правоохранительных органов.

Социальные стандарты в области поддержки семьи, материнства и детства

. В области поддержки семьи, материнства и детства устанавливаются следующие социальные стандарты: нормативы обеспеченности центрами социальной помощи семье и детям, нуждающимся в реабилитации; нормативы обеспеченности детей, нуждающихся в социальной помощи, пособиями, бесплатным жилищем; ормативы социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (лечение, оздоровление, отдых, комплексное социальное обслуживание).

. Социальные стандарты в области поддержки семьи, материнства и детства используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности в области поддержки семьи.

Таким образом, главной целью исследования качества жизни населения на региональном уровне является разработка научно-обоснованной социально-экономической политики в регионе с учетом социально-экономических параметров, влияющих на динамику качества жизни. Среди основных стратегических направлений повышения качества жизни исследователи обычно выделяют такие проблемные блоки как занятость населения и оплата труда, здоровье и качество медицины, доступность образования и развитие личности, повышение духовности общества и культура и др. В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение; образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.

формирование стандарт качество жизнь население

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...