Направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Реформирование ранее действующих систем управления экономикой в России повлекло крупные просчеты и серьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. При выборе целей реформирования организации и оплаты труда обозначилось два совершенно разных подхода: первый состоял в том, чтобы все вопросы организации труда и его оплаты сосредоточились в центре; второй, - на уровне предприятия. Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективны, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть это противоречие, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты. Главные проблемы социальной сферы в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения. Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно: 1) повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно; 2) обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;
3) усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов; 4) обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий (в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.); 5) развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров. Модернизация образования Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Модернизация здравоохранения Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы: а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. б) модернизация системы обязательного медицинского страхования; в) совершенствование системы оказания медицинской помощи; г) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Формирование рынка доступного жилья
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи В области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах. Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда. Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Для развития рынка труда необходимо: совершенствовать трудовое законодательство Российской Федерации; способствовать мобильности рабочей силы; повышать занятость и качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Таким образом, занятость - система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства. Занятость выступает как итоговый момент отношений распределении работников по родам деятельности. Характеризуя степень удовлетворения потребностей семьи посредством получаемые ежемесячно доходов, обращают на себя внимание три позиции. Первая позиция связана с полным обеспечением потребностей семьи и их соответствием уровня доходов. Вторая позиция связана с неполным удовлетворением потребностей. Наконец, третья позиция связана с полным неудовлетворением потребностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема повышения качества жизни является ключевой для современного развития России и ее регионов. Обобщенно все применяемые в исследовательской практике подходы к оценке качества жизни можно классифицировать по следующим основным критериям: способу получения информации, способу оценки качества жизни, по типу решаемых задач. По способу получения информации различают объективный, субъективный и комбинированный подходы. Объективный подход предусматривает использование статистических данных на основе построения системы показателей, характеризующей объективные условия и результаты жизнедеятельности людей. Субъективный подход базируется на результатах социологических исследований и экспертных оценках, отражающих объективные условия в субъективном восприятии людей, их ценностное отношение к созданным условиям в данном обществе. По способу оценки различают интегральный и частный подходы. Российскими учеными, разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение;
Главные проблемы социальной сферы в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения. Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно: модернизация образования, модернизация здравоохранения, формирование рынка доступного жилья, сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи, развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Специальная литература
1. Аверин, А.Н. Социальная политика государства / А.Н. Аверин. - М.: АНХ, 2005. -166 с. . Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы / Н.Н. Абакумова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 224 с. . Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба / Н.А. Волгин. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -294 с. . Волгин, Н.А. Социальное государство: Учебник / Н.А. Волгин. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 416 с. . Горелова, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. - СПб.: Питер, 2005. - 653 с. . Кучуков, Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р.А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2004. - 321 с.
. Логанина, В. И. Системы качества: учеб. пособие / В. И. Логанина. - М.: Книжный Дом Университет, 2008. - 358 с. . Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - 324 с. . Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига.- М.: Гардарики, 2006. - 223 с. . Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - 128 с. . Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - 345 с. . Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 246 с. Периодическая печать
1. Бобков, В.А. Качество жизни: сущность и показатели / В.А. Бобков // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 76-79. . Бобков, В.Н. Основные показатели доходов и уровня жизни населения России в III квартале 2004 года / В.Н. Бобков // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2004. - N 3. - С. 17-25. . Зубкова, С.П. К сбалансированию политики доходов населения / С.П. Зубкова // Российский экономический журнал. - 2004. - № 11-12. - С. 45-43.
Электронные ресурсы
1. Официальный сайт Независимого института социальной политики. - Режим доступа: [http:// www.socpol.ru/]. . Официальный сайт органов государственной власти по Республике Карелия. - Режим доступа: [http://gov.karelia.ru/]. . Понизов, В.В. Приоритеты социальной политики определены / В.В. Понизов. - Режим доступа: [http://www.iteam.ru]. . Разумов, А.А. Социальная политика России / А.А. Разумов. - Режим доступа:[http://www.Libertarium.ru].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|