Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. С о д е р ж а ни е учебного предмета

 

1. Учебно-тематический план

· Разбор нотного текста.

· Работа над метроритмом.

· Выявление музыкальной формы сочинения – структура, фразировка.

· Работа над точностью исполнения аппликатуры.

· Штрихи и исполнительские приёмы.

· Работа над качеством звукоизвлечения.

· Динамика.

· Темп, агогика.

· Работа над ансамблем.

· Работа над художественным образом и стилем исполнения.

(все из указанных видов работы используются на каждом уроке, процесс разбора нотного текста в дальнейшем сменяется работой над аппликатурой, качеством звукоизвлечения, ансамблем, художественным образом; руководитель, опираясь на собственный педагогический опыт, сам решает, какую часть урока посвятить каждому виду деятельности)

· Аттестация в форме: контрольных уроков, зачетов, концертных выступлений и т.д.

Учебный материал распределяется по годам обучения.

 

2. Примерная структура урока (урок, как правило, сдвоенный):

· Организационный момент – руководитель и участники ансамбля приветствуют друг друга, занимают места, проверяют строй инструментов, преподаватель объявляет тему урока (над каким приемами игры, партиями, произведениями предстоит работать, предстоящие даты концертных выступлений) – 5 мин.

· Разбор новых произведений, преподаватель демонстрирует желаемый уровень звучания, работа над отдельными партиями, текстовыми особенностями, аппликатурой, определяется характер, темп и форма произведения – 10 мин.

· Работа над произведениями, уже освоенными обучающимися: динамикой, темпом, агогикой, художественным образом, штрихами; совершенствуются исполнительские приемы – 25 мин.

· 10-минутный перерыв

· Продолжение работы над репертуаром – 15 мин.

· Репетиция концертного исполнения произведений – 15 мин.

· Домашнее задание, возможность участникам ансамбля индивидуально повторить те или иные фрагменты на инструменте – 10 мин.

 

Требования по годам обучения

 

Первый год обучения
Знакомство с инструментом – пятиструнным кантеле, историей его возникновения, строением. Прослушивание в исполнении преподавателя произведений на инструменте. Работа над аппликатурой, правильной постановкой рук, способами извлечения звука: щипок, бряцанье. Исполнение простых упражнений. Чтение с листа. Разучивание 4-6 ансамблевых произведений в течение учебного года. Отработка синхронности при исполнении партии, умения выполнять элементарную динамику. Формирование концертного репертуара. Концертные выступления ансамбля.
Второй год обучения
Повторение материала, пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Отработка способов звукоизвлечения. Разучивание партий аккомпанемента. Разучивание 4-6 разнохарактерных ансамблевых произведений в течение учебного года. Совершенствование владения средствами музыкальной выразительности – более широкое использование динамических оттенков. Расширение и усложнение концертного репертуара. Концертные выступления ансамбля, подготовка тематических концертных программ, музыкально-поэтических вечеров.
Третий год обучения
Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Отработка способов звукоизвлечения. Разучивание 4-6 разнохарактерных ансамблевых произведений в течение учебного года, в том числе с исполнением партий аккомпанемента. Продолжается работа над динамическим разнообразием. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями. Расширение и усложнение концертного репертуара. Концертные выступления ансамбля, подготовка тематических концертных программ, музыкально-поэтических вечеров

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Специфика подбора репертуара для ансамбля национальной музыки в том, что не так много произведений для детского ансамбля такого состава (диатонические кантеле, скрипка, перкуссия). На начальном этапе разучиваются в унисон наигрыши для пятиструнного кантеле. Далее ансамбль делится на партии (две), вводятся шумовые инструменты, скрипка.

Расширение дальнейшего репертуара зависит от систематической работы руководителя по поиску музыкального материала, переложению и аранжировке. И, возможно, сочинение произведений для ансамбля. То есть, работая с ансамблем национальной музыки, руководитель не имеет готовых решений, а находится в постоянном творческом поиске.

Примерный репертуар:

1. С. Каасинен. «Я на кантеле играю» («Mina soittan kanteletta»)

2. С. Стангрит. «Старая полька» («Vanha polka»)

3. Трад. «Karhunpeijaspolkka» («Медвежья полька»)

4.  Попурри «Talvia» («Зимние мелодии») в обр. О. Гушкаловой и А. Ковалевой

5. С. Каасинен. «Маленький вальс» («Pieni valssi») в обр. А. Ковалевой

6. С. Стангрит. «Коневецкие колокола»

7. А. Ковалева. «Ламбушка»

8. А. Ковалева, стихи Э. Колядич. «Северная крууга»

9. Ф.н.п. «Крестьянский танец» («Talonpojan tanssi») в обр. А. Ковалевой

10. Кар.н.п. «Красная роза» («Punainen ruusu») в обр. А. Ковалевой

11. Кар.н.п. «Кто идет купаться?» («Ken lӓhtӧy pesʼsʼotah?», текст. С. Ремшуевой) в обр. А. Ковалевой

12. Ф.н.п. «Красная лента» («Neidola punapaula») в обр. Ковалевой

13. «Руна» трад. наигрыш в обр. А. Ковалевой

14. Трад. наигрыш «Nykytys» в обр. А. Ковалевой

15. Кар.н.п. «Mina muamua suvaicen» в обр. А. Ковалевой

16. С. Каасинен. «Aidin polka»

17. Трад. «Aatamin ja Eevan valssi»

18. С. Каасинен. «Soita soria poika»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...