Управление природопользованием
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Факультет управления и информационных технологий Кафедра «Управление в социально-экономических системах»
Конспект лекций по курсу Экономики природопользования Лектор: Орехова Д. А. Санкт-Петербург 2011 11.02.11 Лекция 1 «Oikonomike» - экономика – искусство ведения домашнего хозяйства.
Применительно к экономике природопользования – это искусство ведения хозяйства, при котором обеспечивается гармоничное взаимодействие в системе «общество-природа», т.е. решается вопрос о рациональном ведении хозяйства с учётом экологических факторов и экономических интересов общества.
Экономика природопользования – направление научной деятельности, которое отражает формы производственных отношений, формирующихся в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Предмет ЭП – экономические отношения, складывающиеся между людьми и различными национальными, государственными и частными структурами в процессе взаимодействия общества и природы.
Объект ЭП – социально-эколого-экономические системы разного масштаба и уровня (страна, регион, предприятие, природный комплекс, его отдельные компоненты и взаимосвязь между ними).
Принцип научности (глубокое познание объективных законов развития природы и общества, на новейших достижениях науки и техники)
Принцип оптимальности (выбор наилучшего варианта использования воспроизводства и охраны природных ресурсов с учётом экологического фактора)
Принцип комплексности (рациональное использование, глубокая переработка исходного природного сырья, внедрение малоотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий и производств)
Принцип платности (возмездное использование природных ресурсов и возмещение вреда окружающей среде)
Принцип справедливости (равенство граждан в распределении ограниченного ресурса)
Следует также руководствоваться законом экономики природы (М.В.Ломоносов): «Ничто не исчезает – всё переходит из одной формы в другую».
Принципы, предложенные Б.Коммонером: · всё связано со всем; · всё должно куда-то деваться; · ничто не даётся даром; · природа знает лучше.
Управление природопользованием Механизмы управления природопользованием представляют собой целостную совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых организуются, координируются и регулируются процессы природопользования, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как специфическое общественное благо.
Механизм экологического управления представляет собой составное звено системы управления в целом. Институциональной основой механизма управления является система органов экологического контроля и управления, которая базируется на принципе разделения властей.
К числу полномочий президента относятся: à выработка исходных принципов общенациональной экологической политики, а также правового обеспечения охраны окружающей среды и природопользования; à право на законодательную инициативу и утверждение/отклонение принимаемых депутатами законов; à право на подготовку собственных указов;
Президенту подчиняется Совет безопасности РФ, в рамках которого межведомственная Комиссия по экологической безопасности. Эта комиссия готовит предложения по решению принципиальных вопросов охраны окружающей среды и природопользования.
Законодатели участвуют в регулировании природопользования и охраны окружающей среды посредством включения экологических норм в хозяйственное, уголовное и административное законодательство, в том числе ГК, УК, НК и другие кодексы.
Судебная ветвь власти осуществляет функции наказания за правонарушения.
Исполнительная ветвь власти представлена специализированными органами государственного экологического контроля и управления, входящими в состав Правительства РФ.
Федеральные министерства осуществляют деятельность по выработке государственной политики и регулирования в области пользования природными ресурсами: · разработка нормативных актов, законов и федеральных законов; · разработка количественных и качественных показателей для служб;
Федеральные службы осуществляют функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Федеральные агентства: · оказание государственных услуг; · правоприменительные функции; · управление государственным имуществом.
Министерство природных ресурсов и экологии (МПР) отвечает за недра, лес, водохозяйственные системы, гидротехнические сооружения, животный мир и особо охраняемые природные территории. Составляет план работы для региональных подразделений и назначает их руководителей.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) несёт функции по управлению государственным имуществом, оказанию услуг в области гидрометеорологии, проводит мониторинг окружающей среды, проводит работы по исследованию физических процессов в природе.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор: · в сфере охраны животного и растительного мира и среды их обитания; · над особо охраняемыми территориями федерального значения; · за состоянием и использованием земель и вод; · за недропользование; · за состоянием и использованием лесного фонда;
· за безопасностью гидротехнических сооружений (кроме судоходных и сооружений гидроэнергетики)
Росприроднадзор выдает разрешение на добычу полезных ископаемых, разрешение на экспорт и импорт животных, рыб и пр., а также составляет список животных и растений, занесённых в Красную Книгу.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет правоприменительные функции в сфере природопользования. Оно осуществляет: · государственное геологическое изучение месторождений полезных ископаемых; · оценку стоимости месторождений полезных ископаемых; · проводит конкурсы и аукционы на право пользования недрами (кроме общераспространённых полезных ископаемых, список которых утверждает Правительство)
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) проводит работу по предотвращению негативного воздействия на водные объекты и ликвидацию последствий негативных воздействий · ведёт государственный водный реестр; · регистрирует договоры водопользования; · проводит лицензирование на водозабор и водосброс предприятиями; · выдает решение на предоставление водного объекта в пользование.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет нормативно-правовое регулирование в области · осуществляет государственный мониторинг лесов; · устанавливает группы лесов и категории их защитности; · утверждает структуру лесного хозяйства в субъектах РФ.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) несёт функции по разработке и принятию нормативно-правовых актов в части контроля за негативным техногенным воздействием на окружающую среду. · выдает лицензии по работе с отходами; · устанавливает нормативы в сфере охраны окружающей среды; · осуществляет контроль за соблюдением экологических норм и нормативов; · ведёт реестр природопользователей, которые производят выбросы, загрязняющие окружающую среду. · разрабатывает методические указания по определению нормативов образования отходов, установлению лимитов на размещение отходов;
· осуществляет контроль за трансграничным переносом веществ (выдаёт разрешение на ввоз веществ, разрушающих озоновый слой и т.п.).
18.02.11 Практическое занятие 1
Расчеты экономических показателей природоохранных мероприятий.
Природоохранные предприятия – все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного влияния на окружающую среду. 25.02.11 Лекция 2 Нужно не разговаривать, а управлять кораблём Сенека. Письма, 108
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|