Экономический механизм природопользования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ: 1. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 2. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; 3. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения, к которым относится п. 2, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных законов с учётом местных условий. В соответствии с требованиями Конституции РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды направлено на выполнение международных обязательств России, имеющих международный правовой статус, включая международные конвенции и соглашения в области ООС. Конвенция – разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически–обязующими для сторон, подписавших конвенцию, в отличие от декларации, нормы которой не являются юридически-обязующим документом. Международные конвенции вступают в силу на территории РФ в порядке и в сроке, предусмотренном в них или согласованные в предписании. В случае обязательности их действия на территории РФ они принимаются в форме ФЗ. Основные законодательные акты, регулирующие деятельность по охране природы в РФ:
* ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ * Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ * ФЗ «О плате за землю» от 11.10.1991 №1738-1 * Закон РФ «О недрах» от * Лесной кодекс РФ * Водный кодекс РФ Большинство из них носит рамочный характер, т. е. они содержат лишь основные контуры условий ведения деятельности в сфере ООС. Таким образом, они требуют дополнения. Дополняться они могут указами Президента и постановлениями Правительства.
Во исполнение ФЗ, Указов Президента и постановлений Правительства разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ. Законы и иные акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между ФЗ и иным правовым актом действует ФЗ. В случае противоречия между ФЗ и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предмету ведения субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта.
Иерархия правовых актов: · Конституция РФ; · международные договоры РФ, нормы и принципы международного права; · федеральные законы; · акты, кроме законов, палат Федерального Собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ; · постановления Правительства РФ; · нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, ОСТы, межведомственные документы, ведомственные документы).
Факторы, способствующие деградации природы: Ограниченность природных ресурсов Рост индустриального потребления ресурсов Снижение способности окружающей среды к самовоспроизводству и поглощению негативного воздействия загрязнений.
Экономические методы управления – способы воздействия на экономические отношения и интересы трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов.
Условия оптимального использования природных ресурсов:
α, β – расход природных ресурсов на одного человека для его личных и производственных нужд N – численность населения P – воспроизводимый объем природных ресурсов. Т.е полностью удовлетворять человеческие потребности Экономический механизм природопользования может включать следующие элементы: Платность природопользования Система экономического стимулирования природоохранной деятельности Плата за загрязнение окружающей природной среды И т.п.
Законодательно регламентированный экономический механизм природопользования в РФ: 1. обязательность учёта и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования. 2. Система планирования финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране ООС Планирование природоохранных мероприятий осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономического развития.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной среды производится за счёт: · бюджетов федерации и регионов; · средств предприятий, учреждений и организаций; · экологических фондов; · кредитов банков · добровольных взносов населения, в том числе иностранного · и др. источников.
3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами и ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.
4. Система экологических ограничений по территориям: Устанавливается предприятиями-природопользователями по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов, загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства
5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за: 1) Право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов 2) Выбросы (сбросы) загрязняющих веществ Плата перечисляется на специальный счёт внебюджетных государственных фондов(90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности терр. органов гос. управления в области охраны окр среды ()10%
6. Создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных. Цель – решение неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь окружающей среды и компенсации причинённого вреда.
Вместе с Федеральным экологическим фондом РФ они образуют единую систему внебюджетных государственных экологических фондов.
7. Общественные фонды ООПС образованные за счёт средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников 8. Система экологического страхования. 9. Экономический механизм стимулирования охраны окружающей среды за счёт: · Освобождения о налогообложения экологических фондов; · Установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и иным предприятиям, учреждениям и организациям; · Передачи части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации ер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ · Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов · Применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию. · Введения специального налогообложения экологически вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий · Применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|