Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономический механизм природопользования




 

Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ:

1. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

2. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

3. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды.

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения, к которым относится п. 2, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных законов с учётом местных условий.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды направлено на выполнение международных обязательств России, имеющих международный правовой статус, включая международные конвенции и соглашения в области ООС.

Конвенция – разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически–обязующими для сторон, подписавших конвенцию, в отличие от декларации, нормы которой не являются юридически-обязующим документом.

Международные конвенции вступают в силу на территории РФ в порядке и в сроке, предусмотренном в них или согласованные в предписании. В случае обязательности их действия на территории РФ они принимаются в форме ФЗ.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность по охране природы в РФ:

* ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ

* Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ

* ФЗ «О плате за землю» от 11.10.1991 №1738-1

* Закон РФ «О недрах» от

* Лесной кодекс РФ

* Водный кодекс РФ

Большинство из них носит рамочный характер, т. е. они содержат лишь основные контуры условий ведения деятельности в сфере ООС. Таким образом, они требуют дополнения. Дополняться они могут указами Президента и постановлениями Правительства.

 

Во исполнение ФЗ, Указов Президента и постановлений Правительства разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

Законы и иные акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.

В случае противоречия между ФЗ и иным правовым актом действует ФЗ.

В случае противоречия между ФЗ и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предмету ведения субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта.

 

Иерархия правовых актов:

· Конституция РФ;

· международные договоры РФ, нормы и принципы международного права;

· федеральные законы;

· акты, кроме законов, палат Федерального Собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ;

· постановления Правительства РФ;

· нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, ОСТы, межведомственные документы, ведомственные документы).

 

 

Факторы, способствующие деградации природы:

Ограниченность природных ресурсов

Рост индустриального потребления ресурсов

Снижение способности окружающей среды к самовоспроизводству и поглощению негативного воздействия загрязнений.

 

Экономические методы управления – способы воздействия на экономические отношения и интересы трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов.

 

Условия оптимального использования природных ресурсов:

α, β – расход природных ресурсов на одного человека для его личных и производственных нужд

N – численность населения

P – воспроизводимый объем природных ресурсов.

Т.е полностью удовлетворять человеческие потребности

Экономический механизм природопользования может включать следующие элементы:

Платность природопользования

Система экономического стимулирования природоохранной деятельности

Плата за загрязнение окружающей природной среды

И т.п.

 

 

Законодательно регламентированный экономический механизм природопользования в РФ:

1. обязательность учёта и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране ООС

Планирование природоохранных мероприятий осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономического развития.

 

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной среды производится за счёт:

· бюджетов федерации и регионов;

· средств предприятий, учреждений и организаций;

· экологических фондов;

· кредитов банков

· добровольных взносов населения, в том числе иностранного

· и др. источников.

 

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом.

Предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами и ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

 

4. Система экологических ограничений по территориям:

Устанавливается предприятиями-природопользователями по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов, загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства

 

5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за:

1) Право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов

2) Выбросы (сбросы) загрязняющих веществ

Плата перечисляется на специальный счёт внебюджетных государственных фондов(90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности терр. органов гос. управления в области охраны окр среды ()10%

 

6. Создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных.

Цель – решение неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь окружающей среды и компенсации причинённого вреда.

 

Вместе с Федеральным экологическим фондом РФ они образуют единую систему внебюджетных государственных экологических фондов.

 

7. Общественные фонды ООПС образованные за счёт средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников

8. Система экологического страхования.

9. Экономический механизм стимулирования охраны окружающей среды за счёт:

· Освобождения о налогообложения экологических фондов;

· Установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и иным предприятиям, учреждениям и организациям;

· Передачи части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации ер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ

· Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов

· Применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию.

· Введения специального налогообложения экологически вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий

· Применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...