Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Натурфилософская, позитивистская и диалектическая точки зрения на соотношение философии и естествознания. Натурфилософская концепция - самая «долгоживущая». Она прошла длительную эволюцию в своем развитии. От античности до середины XIX в. она пользовалась почти всеобщим признанием не только в среде философов, но и у естествоиспытателей. Суть натурфилософской концепции выражается формулами: «Философия - наука наук», «Философия - царица наук», «Любая частная наука есть прикладная философия». Согласно этим формулам во взаимоотношениях философии и естествознания ведущая роль принадлежит философии. Философия первична по отношению к естествознанию как в плане генезиса («Философия - мать всех наук»), так и в плане функционирования. Одним словом, согласно натурфилософам, естествознание занимает подчиненное положение по отношению к философии и не должно противоречить ее «высшим истинам». Позитивистская концепция. Ее суть выражается формулами: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) - или установкой на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»). Сформулированная и обоснованная впервые в 30-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитивистская концепция об отношении естествознания к философии отражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить прогресс науки. Согласно позитивистам, польза от тесной связи естествознания с философией для науки проблематична, а вред очевиден. Для естественнонаучных теорий единственной основой и критерием их истинности должна служить только степень их соответствия данным опыта, результатам систематического наблюдения и эксперимента. Однако, как показала новейшая история науки, позитивистская концепция в целом является ложной. Во-первых, потому, что большинство создателей современных концепций естествознания (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Борн, Вернадский, Винер, Пригожин и др.) сознательно использовали когнитивные ресурсы философии. В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались разные претенденты: 1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж.Ст. Милль); 3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (Г. Спенсер); 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богданов); 6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.)
Диалектическая концепция является наиболее корректной и приемлемой из перечисленных выше. Её суть в утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между естествознанием и философией от момента их выделения в качестве самостоятельных систем в рамках единого знания вплоть до сегодняшнего дня, в существовании диалектически противоречивого единства между ними, во взаимодействии на принципах равенства, в структурной сложности и развитии механизма взаимодействия естественнонаучного и философского знания. Доказательство внутренней, необходимой связи естествознания и философии лежит в исследовании возможностей и предназначения естественных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем. С точки зрения познания действительности как целого как философия, так и все частные (в том числе естественные) науки одинаково односторонни. Но объективная действительность как целое безразлична к способам познания ее человеком, она есть единство всеобщего, особенного и единичного. Диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности особенностей каждого вида знания, на уважительных и партнерских отношениях между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга).
Методологические критерии научности. Из лекций · Принцип объективности · Предмет поиска · Доказательство и проверяемость · Интерсубъективность (в терминах) · Расширение фактологической базы и предсказательные возможности · Системность (установление закономерностей и классификация) · Простота (небольшое количество допущений) · Непротиворечивость (с реальностью и с существующими представлениями) Из инета Наука - это способ познавания окружающего мира, основанный на ряде общеизвестных и не оспариваемых в собственно научном мире предположений: 1) Практика - критерий истинности теории. Если теория не подтверждается частично или систематически - она отвергается. 2) Моделирование. Если невозможно прямое экспериментальное исследование, то мерой истинности является промежуточная модель, которая "доводит до ума" изучаемые параметры, увязывая их с величинами, доступными приборно. Это называется косвенный эксперимент. 5) Объективность. Научное знание объективно, т.е. воспроизведения конечного числа известных условий эксперимента любым экспериментатором достаточно для его воспроизводимости. 6) Систематизация. Научный метод, эффективно работающий в какой-либо отрасли знания, может нести функцию систематизации (не всегда), т.е. построение логического и непротиворечивого описания более высокого уровня, отвечающего всем вышеперечисленным критериям научности.
Специфика научных знаний: 1. выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил); 2. формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира; 3. создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения; 4. создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.; 5. четкость, доказательность, объективность, предметность; 6. воспроизводимость и проверяемость; 7. рациональность.
Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины. Условия, при которых возникает наука и философия, позволяют сформировать полноценный уровень рефлексии 2 порядка (1 уровень рефлексии – уровень земной реальной жизни; 2 уровень – абстрактный уровень, относительно которого строятся суждения и доказательства). Знания, которыми обладал Восток имели несколько параметров: Знание носит практический характер (строительство, вычисление площадей неправильной формы, медицина). Практический характер знания приводит к тому, что точного доказательства не нужно. Рецептурный характер знания (важен рецепт-алгоритм достижения конечного результата) (Папирус Ринда – 84 математических задачи с решениями 1650 год до н.э.) Знание носит эмпирический характер, за ним не стоит теорий мира. Отсутствие критицизма и потребности в чётком доказательстве приводит к тому, что знания эти парадигмизируются и не носят критической рефлексии. Преднаучные знания Востока имеют сакрально (полумистический) - кастовый характер, носители – посвящённые люди. Такие знания ориентированы на сколь угодно долгую трансляцию без изменения. Знания, которые начинают формироваться в античном типе культуры (западное знание) не обладает сакральностью, обладая демократичностью – интерсубъективностью (логическим способом познания, доступность каждому человеку), в большей степени не являются практическими. Греческая наука – наука созерцательная. Античный мудрец – свободный человек полиса, обеспеченный деньгами, может себе позволить ездить в разные страны. (Фалес: “С помощью моих теоретических знаний я могу решить ваши задачи, а вы мои – нет”.)
Из этого корня растёт и наука и философия. Гераклид: “Тайная гармония лучше явной”; ”Не мне, но Логосу внимая…”. Закон рационального постижения, принцип, который открывается мудрым, любящим мудрость – философам. Характерные особенности античной философии (западной): созерцательность (способность к внутренней критике), самодостаточность, практическая незаинтересованность, системность, доказательность, непротиворечивость. Агон – соревнование (все виды соревнований, состязаний, конкуренции). Соревнование в сфере рассуждения – победит тот, кто предоставит доказательства. Появляется много греческих школ науки. Пространство свободы – интеллектуально благоприятная среда для развития. Античное знание приобретает структуру.(По лекциям) (Из Википедии) Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Выделяют следующие периоды: 1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; 2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; 3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; 4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; 5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; 6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|