Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины.




Натурфилософская, позитивистская и диалектическая точки зрения на соотношение философии и естествознания.

Натурфилософская концепция - самая «долгоживущая». Она прошла длительную эволюцию в своем развитии. От античности до середины XIX в. она пользовалась почти всеобщим признанием не только в среде философов, но и у естествоиспытателей. Суть натурфилософской концепции выражается формулами: «Философия - наука наук», «Философия - царица наук», «Любая частная наука есть прикладная философия». Согласно этим формулам во взаимоотношениях философии и естествознания ведущая роль принадлежит философии. Философия первична по отношению к естествознанию как в плане генезиса («Философия - мать всех наук»), так и в плане функционирования. Одним словом, согласно натурфилософам, естествознание занимает подчиненное положение по отношению к философии и не должно противоречить ее «высшим истинам».

Позитивистская концепция. Ее суть выражается формулами: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) - или установкой на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»). Сформулированная и обоснованная впервые в 30-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитивистская концепция об отношении естествознания к философии отражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить прогресс науки. Согласно позитивистам, польза от тесной связи естествознания с философией для науки проблематична, а вред очевиден. Для естественнонаучных теорий единственной основой и критерием их истинности должна служить только степень их соответствия данным опыта, результатам систематического наблюдения и эксперимента. Однако, как показала новейшая история науки, позитивистская концепция в целом является ложной. Во-первых, потому, что большинство создателей современных концепций естествознания (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Борн, Вернадский, Винер, Пригожин и др.) сознательно использовали когнитивные ресурсы философии. В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались разные претенденты: 1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж.Ст. Милль); 3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (Г. Спенсер); 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богданов); 6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.)

Диалектическая концепция является наиболее корректной и приемлемой из перечисленных выше. Её суть в утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между естествознанием и философией от момента их выделения в качестве самостоятельных систем в рамках единого знания вплоть до сегодняшнего дня, в существовании диалектически противоречивого единства между ними, во взаимодействии на принципах равенства, в структурной сложности и развитии механизма взаимодействия естественнонаучного и философского знания. Доказательство внутренней, необходимой связи естествознания и философии лежит в исследовании возможностей и предназначения естественных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем. С точки зрения познания действительности как целого как философия, так и все частные (в том числе естественные) науки одинаково односторонни. Но объективная действительность как целое безразлична к способам познания ее человеком, она есть единство всеобщего, особенного и единичного. Диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности особенностей каждого вида знания, на уважительных и партнерских отношениях между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга).


Методологические критерии научности.

Из лекций

· Принцип объективности

· Предмет поиска

· Доказательство и проверяемость

· Интерсубъективность (в терминах)

· Расширение фактологической базы и предсказательные возможности

· Системность (установление закономерностей и классификация)

· Простота (небольшое количество допущений)

· Непротиворечивость (с реальностью и с существующими представлениями)

Из инета

Наука - это способ познавания окружающего мира, основанный на ряде общеизвестных и не оспариваемых в собственно научном мире предположений:

1) Практика - критерий истинности теории. Если теория не подтверждается частично или систематически - она отвергается.

2) Моделирование. Если невозможно прямое экспериментальное исследование, то мерой истинности является промежуточная модель, которая "доводит до ума" изучаемые параметры, увязывая их с величинами, доступными приборно. Это называется косвенный эксперимент.
3) Воспроизводимость. Прямой и косвенный эксперименты должны быть воспроизводимы на доступном для исследования интервале времени.
4) Вертикальная верификация. Получение новых экспериментальных данных, опровергающих старую теорию, но не умаляющих пригодность математической модели явления возможно.

5) Объективность. Научное знание объективно, т.е. воспроизведения конечного числа известных условий эксперимента любым экспериментатором достаточно для его воспроизводимости.

6) Систематизация. Научный метод, эффективно работающий в какой-либо отрасли знания, может нести функцию систематизации (не всегда), т.е. построение логического и непротиворечивого описания более высокого уровня, отвечающего всем вышеперечисленным критериям научности.

Специфика научных знаний:

1. выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил);

2. формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира;

3. создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения;

4. создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.;

5. четкость, доказательность, объективность, предметность;

6. воспроизводимость и проверяемость;

7. рациональность.

 


 

Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины.

Условия, при которых возникает наука и философия, позволяют сформировать полноценный уровень рефлексии 2 порядка (1 уровень рефлексии – уровень земной реальной жизни; 2 уровень – абстрактный уровень, относительно которого строятся суждения и доказательства).

Знания, которыми обладал Восток имели несколько параметров:

Знание носит практический характер (строительство, вычисление площадей неправильной формы, медицина). Практический характер знания приводит к тому, что точного доказательства не нужно.

Рецептурный характер знания (важен рецепт-алгоритм достижения конечного результата)

(Папирус Ринда – 84 математических задачи с решениями 1650 год до н.э.)

Знание носит эмпирический характер, за ним не стоит теорий мира. Отсутствие критицизма и потребности в чётком доказательстве приводит к тому, что знания эти парадигмизируются и не носят критической рефлексии.

Преднаучные знания Востока имеют сакрально (полумистический) - кастовый характер, носители – посвящённые люди. Такие знания ориентированы на сколь угодно долгую трансляцию без изменения.

Знания, которые начинают формироваться в античном типе культуры (западное знание) не обладает сакральностью, обладая демократичностью – интерсубъективностью (логическим способом познания, доступность каждому человеку), в большей степени не являются практическими. Греческая наука – наука созерцательная. Античный мудрец – свободный человек полиса, обеспеченный деньгами, может себе позволить ездить в разные страны. (Фалес: “С помощью моих теоретических знаний я могу решить ваши задачи, а вы мои – нет”.)

Из этого корня растёт и наука и философия. Гераклид: “Тайная гармония лучше явной”; ”Не мне, но Логосу внимая…”. Закон рационального постижения, принцип, который открывается мудрым, любящим мудрость – философам. Характерные особенности античной философии (западной): созерцательность (способность к внутренней критике), самодостаточность, практическая незаинтересованность, системность, доказательность, непротиворечивость.

Агон – соревнование (все виды соревнований, состязаний, конкуренции). Соревнование в сфере рассуждения – победит тот, кто предоставит доказательства. Появляется много греческих школ науки. Пространство свободы – интеллектуально благоприятная среда для развития.

Античное знание приобретает структуру.(По лекциям)

(Из Википедии)

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Выделяют следующие периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...