Этос науки. Р. Мертон о ценностных установках научной деятельности.
Этос - понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного. Наиболее известна концепция "нормативного Э.н.", разработанная в 40-е годы Мертоном. Этос новоевропейской науки, с его точки зрения, обусловлен воздействием трех основных факторов: он соответствует главной цели научной деятельности - систематическому расширению сферы достоверного знания; исторически Э.н. восходит к комплексу ценностей пуританства XVII в., которое придавало особое значение таким императивам, как полезность, рациональность,индивидуализм, антитрадиционализм и земной аскетизм (здесь Мертон опирался на концепцию Вебера); он представляет собой реализацию основных стандартов демократического, цивилизованного поведения. В результате в морали ученых сходятся познавательные и социальные компоненты, а нормам Э.н. следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми и благотворными. Основу Э.н., по Мертону, составляют четыре императива: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм. Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций. Всеобщность означает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена. Незаинтересованность - это готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям. Организованный скептицизм - установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. Существенные отклонения от этих норм приводят к деградации научного сообщества, снижению качества производимого знания, появлению псевдонауки.
К мертоновскому Э.н. предлагались добавочные нормы: оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т.п. С другой стороны, при критическом обсуждении этой концепции и ее эмпирической проверке обнаружилось, что под воздействием ряда причин (приоритет в открытии, существующая система вознаграждений в современной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться "амбивалентным", т.е. ориентированным на компромисс между указанными нормами и противоположными им "контрнормами"; партикуляризмом, пристрастностью оценок, сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их использование, организованным догматизмом в защите принятой какой-либо группой ученых концепции. Однако в целом исследования показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от принятых норм действия происходят достаточно редко, и Э.н. является одной из самых стабильных характеристик научной деятельности. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности и характерные для каждого типы научных концепций. Исторические типы научных рациональностей (© Стёпин) соответствуют стадиям исторического развития науки, которые открываются глобальными научными революциями. Каждый из типов характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов.
Классическая рациональность Соответствует классической науке (в дисциплинарном (наука XVII-XVIII вв.) и дисциплинарно организованном состоянии (конец XVIII – первая половина XIX). Внимание центрируется на объекте, стремление исключить субъект из теоретического описании и объяснении (как условие получения объективно-истинного знания о мире) (= трансцендентный субъект – идеал, модель; он наблюдает со стороны и никак не влияет на объект). Мировоззренческая установка и ценностная ориентация детерминируют цели и ценности науки, стратегию исследования и способ фрагментации мира. Однако, классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Модели мира – малые системы с небольшим числом элементов; явления описываются линейными уравнениями; пространство и время мыслятся абсолютными. Ядро – детерминистическая механика (хотя на этапе дисциплинарно организованного состояния возникает идея развития (в биологии, геологии), то есть редукция к механике происходит не во всех областях; основной философской проблемой становится поиск путей единства науки, дифференциация и интеграция знания). Рабочая схема: субъект-средства-[объект] Неклассическая рациональность Соответствует неклассической науке (конец XIX- первая половина XX вв.). Учет связей между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности (выявление этих связей – условие объективно-истинного описания и объяснения мира). Связь между внутринаучными и социальными ценностями и целями определяет характер знаний, хотя по-прежнему эта связь не является предметом научной рефлексии. Объект – сложная система с саморегуляцией, большим числом элементов, уровневой организацией => иерархическая динамическая система, статистические закономерности. Принимается относительность истинности теории Ядро –??видимо, вероятностная концепция, релятивизм, квантовая теория?? Рабочая схема: субъект-[средства-объект] Постнеклассическая рациональность (конец XX – начало XXI вв.)
Расширение поля рефлексии над деятельностью: соотнесение знаний об объекте и со средствами и операциями деятельности, и с ценностно-целевыми структурами. Внутринаучные цели осмысляются как связанные с вненаучными, социальными ценностями и целями. Картина мира реорганизуется под присутствие в мире человека => антропный принцип. Объект – сложная открытая саморазвивающаяся система, описываемая дифференциальными уравнениями; проводятся комплексные исследования с привлечением специалистов из разных областей; начинает формироваться целостная общенаучная картина мира. Ядро – эволюционно-синергетическая парадигма. Рабочая схема: [субъект-средства-объект] Каждый новый тип не отбрасывает предыдущий, а лишь ограничивает сферу его действия (ограничивает его применимость лишь к определенным типам проблем и задач)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|