Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ (направление 020200.62 «Биология») Сыктывкар 2012
Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника по направлению 020200.62 “Биология”
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии протокол № от “__” _________ 2011 г. Заведующий кафедрой профессор, д.б.н. ________________ Доровских Г.Н. Обсуждено на заседании УМК Института естественных наук Протокол УМК № __ от «__» _______ 20__г. Председатель УМК ИЕН ____________________________ Юранева И.Н.
Составители программы: доцент кафедры биологии Новаковская Т.В. доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Краева Л.И.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки выпускника университета по специальности 011600 - Биология - для получения дополнительной квалификации “Преподаватель” включает: - общие дисциплины (психология и педагогика, цикл психолого-педагогических дисциплин); - специальные дисциплины (история и методология биологии, методика преподавания биологии, научные основы школьного курса биологии, практикум); - педагогическую практику; - итоговую государственную аттестацию. Итоговая государственная аттестация в Сыктывкарском государственном университете на химико-биологическом факультете для специальности 011600 - Биология - будет проходить в форме сдачи государственного квалификационного экзамена по методике преподавания биологии и защите государственной квалификационной работы.
Программа раскрывает содержание разделов методики преподавания биологии, которые будут включены в государственный квалификационный экзамен. Приводится список рекомендуемой литературы, который надо рассматривать как ориентировочный, при подготовке и сдаче государственного квалификационного экзамена. При составлении данной программы мы руководствовались программой дисциплины “Методика преподавания биологии”, а также государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации “Преподаватель”, утвержденные Госкомвуза России. Государственный экзамен по методике преподавания биологии должен выявить профессиональную пригодность студентов-выпускников к работе в общеобразовательной школе. Студент должен показать знания основных теоретических положений методической науки, поступательный характер ее развития, современное состояние всех ее актуальных проблем и умение применять их в своей практической деятельности. Он должен знать образовательные, развивающие и воспитательные задачи в преподавании отдельной темы или урока биологии. Знать содержание и принципы понятий и уметь развивать их у учащихся, формировать у них научное мировоззрение, правильное отношение к природе и труду, а также навыки самостоятельной работы. Студент-выпускник должен знать все функции учителя биологии, а также психолого-педагогические условия их выполнения. II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ДИДАКТИКА Педагогика как наука Возникновение и развитие педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Объект и предмет педагогической науки, ее роль и место в системе наук о человеке и обществе. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Закономерности и задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Методология педагогической науки. Методы педагогических исследований: наблюдение, опросные методы исследования (беседы, анкетирование, интервьюрирование), педагогический эксперимент, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, теоретический анализ педагогических идей, методы математической статистики, социологические методы исследования (ранжирование, рейтинг, метод компетентных оценок) и др.
Развитие, социализация и воспитание личности
Различные подходы к пониманию личности. Социально-деятельностная сущность личности. Движущие силы развития личности. Факторы развития личности. Взаимосвязь наследственного и средового в развитии личности. Воспитание – важнейший фактор формирования личности, основные условия его эффективности. Личность как цель, объект и субъект воспитания. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Формирование положительной "Я-концепции" личности ребенка. Закономерности развития личности. Роль деятельности, общение и активности ребенка в его формировании и развитии. Взаимосвязь воспитания и развития. Учение Л.С.Выготского о зонах развития личности.
Система народного образования в Российской Федерации
Общее понятие системы народного образования. Зависимость системы народного образования от социальных и экономических условий жизни общества. Развитие системы народного образования в России. Принципы системы народного образования в РФ: демократический, государственно-общественный характер управления образованием; принцип общедоступности; светскости; преемственности; свободы и плюрализма в образовании; равенство народов РФ на образование; принцип единства федерального, культурного и образовательного пространства; гуманистический характер образования. Структура системы народного образования. Уровни образования. Типы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Дополнительное образование. Перестройка системы образования РФ. Закон Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании".
Гуманизация и гуманитаризация образования Основная цель педагогического процесса – развитие ребенка и обеспечение режима его развития. "Очеловечивание"знаний и направленность на освоение общечеловеческих ценностей в гуманистической педагогике. Приоритетные направления и идеи гуманизации образования. Сущность гуманистического подхода в обучении. Взаимосвязь гуманизации и индивидуализации образования. Основные пути реализации идеи гуманизации в школе: гуманизация цели обучения и воспитания, подготовка учителя нового типа, создание новых технологий обучения и воспитания, модернизация учебных дисциплин. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса Понятие и функции дифференциации обучения. Виды дифференциации: по возрасту, полу, интересам, по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья, по организационному уровню гомогенных групп. Уровневая дифференциация, ее положительные и отрицательные стороны. Особенности работы в классах продвинутого обучения. Смешанная дифференциация, ее особенности и преимущества по сравнению с уровневой внутришкольной дифференциацией. Внутриклассная уровневая дифференциация, ее разновидности. Технология индивидуализации обучения как одна из форм дифференциации. Понятие индивидуализации обучения, ее виды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|