Психологические особенности развития и формирования личности подростка
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основное противоречие подросткового возраста как движущая сила психического развития. Феноменологическая характеристика детей подросткового возраста - резкое увеличение отрицательных проявлений в поведении и их психологическое объяснение. Главные психологические новообразования подросткового возраста: начало развития самосознания, усиление потребности в самоутверждении и признании сверстников, особенности самооценки; потребность в дружбе, общении; особенности сферы чувств, мотивации, интересов; особенности воли, потребность в самовоспитании. Межличностные отношения. Качественные изменения в познавательной сфере. Причины отклоняющегося поведения. Обоснование особенностей учебно-воспитательной работы с подростками.
Психологические особенности становления личности старшеклассника
Основные новообразования юношеского возраста: развитие самосознания, осознание себя как личности и индивидуальности; формирование мировоззрения; формирование ценностных ориентаций и целостного характера, самоопределение личности. Соотношение оценки и самооценки. Особенности развития познавательных процессов, познавательных интересов и мотивации. Межличностные отношения. Взаимоотношения со старшими, сверстниками. Дружба и любовь, общение. Особенности учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.
Профессия педагога. Профессиограмма учителя. Педагогическое мастерство. Педагогическое взаимодействие
Профессия педагога, ее возникновение и развитие. Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии. Педагогическая деятельность. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Педагогическая культура. Педагогическая этика. Педагогический такт и его проявление.
Профессионально значимые личностные качества педагога. Авторитет педагога, пути его становления. Педагогическое мастерство. Основные компоненты педагогического мастерства. Педагогическая направленность и педагогическая позиция. Профессиональные знания, умения и навыки. Педагогические способности. Педагогическая техника. Критерии и уровни педагогического мастерства. Диагностика профессиональной компетентности. Показатели профессиональной компетентности. Методика выявления уровня профессиональной компетентности. Педагогическое взаимодействие, функции педагогического общения, его структура, уровни, стили. Структура коммуникативных способностей учителя, пути их развития. Технология общения. Приемы педагогического взаимодействия. Трудности педагогического взаимодействия. Конфликты, их виды, особенности конфликтов с учениками разных групп. Технология разрешения педагогических ситуаций и конфликтов. Индивидуальный стиль деятельности педагога.
Педагогический процесс
Понятие о целостном педагогическом процессе как единстве и взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Взаимосвязь воспитания и обучения и ее отражение в целях, содержании, формах и методах воспитания и обучения. Движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса. Системный подход как общенаучный подход к рассмотрению сложных явлений и процессов. Особенности системного подхода: структурность, иерархичность, интегративность, целостность, динамичность. Педагогический процесс как система. Основные компоненты педагогического процесса, их характеристика. Этапы педагогического процесса: прогностически-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативно-коррекционный. Функции педагогического процесса на каждом его этапе. Деятельностный и личностный подходы к педагогическому процессу.
Предмет и задачи дидактики. Обучение в структуре целостного педагогического процесса
Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Дидактика и частные методики. Базовые понятия дидактики. Обучение как двусторонний процесс. Цели обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению. Гуманизация и гуманитаризация образования. Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы, деятельностный подход к процессу обучения. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания школьника, ее отражение в целях, содержании, функциях и структуре процесса обучения. Функции обучения в соответствии с этапами педагогического процесса. Движущие силы обучения. Звенья учебного процесса. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Познавательный интерес и мотивы учения школьников, условия их формирования. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Закономерности и принципы обучения
Понятие законов, закономерностей и принципов обучения. Закономерности обучения: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; обусловленность обучения характером деятельности учащихся; взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся; обусловленность обучения потребностями, интересами, мотивами учения школьника. Принципы обучения. Понятие, основные подходы к выделению принципов обучения. Характеристика принципов обучения и путей их развития. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Принцип доступности обучения в сочетании с принципом обучения на высоком уровне трудности. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества. Принцип рационального сочетания коллективных, индивидуальных и фронтальных форм и способов учебной работы. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.
Содержание общего образования
Понятие и сущность содержания образования. Информационный, операционный, аксеологический компоненты содержания образования. Зависимость содержания образования от социальных и экономических условий жизни общества. Современная концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Принципы формирования содержания образования, критерии его отбора. Основные тенденции в поиске модели образования. Документы, отражающие содержание образования. Базисный учебный план, его структура. Характеристика учебных программ, учебников, пособий. Многовариативность учебных планов и учебных программ. Государственные образовательные стандарты. Пути совершенствования содержания образования.
Методы обучения
Понятие метода, приема обучения. Назначение и функции методов обучения. Многообразие методов обучения в современной дидактике: по источнику знаний, по дидактической цели, по степени познавательной активности, по деятельностному подходу к обучению. Методы обучения по источнику знаний. Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, объяснение. Наглядные методы обучения: иллюстрация, наблюдение, демонстрация. Практические методы обучения: упражнения, лабораторные работы, работа с книгой и учебником, практикумы. Методы обучения по характеру познавательной деятельности. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский методы. Методы обучения по дидактическим целям. Методы устного изложения знаний учителем: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации и демонстрации. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Методы обучения по целостному подходу к обучению. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и продуктивные методы обучения и другие. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: познавательные, ролевые, имитационно-моделирующие игры, учебные дискуссии, технология игры и дискуссии, эмоционально-нравственные ситуации, поощрения и другие. Методы контроля и самоконтроля. Выбор методов обучения. Понятие средств обучения, их классификация. Выбор средств обучения. Активные методы обучения и их сущность. Имитационные методы обучения: игровые (деловая игра, ролевая игра) и неигровые (анализ конкретной ситуации, ситуационные задачи). Неимитационные методы обучения: проблемная лекция; дискуссия (с мозговой атакой и без); проблемная беседа. Значение активных методов обучения.
Виды обучения
Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение. Структура деятельности учителя и учащихся, особенности технологии. Результаты обучения. Преимущества и недостатки объяснительно-иллюстративного обучения. Проблемное обучение. Понятие, функции. Проблемная ситуация, способы создания. Структура проблемного обучения. Методы проблемного обучения. Проблемное изложение знаний. Частично-поисковый метод. Исследовательский метод обучения. Место проблемного обучения в общей системе обучения. Программированное обучение. Сущность, понятие. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, смешанная. Условия применения. Блочное обучение как развитие идей программированного обучения. Модульное обучение как развитие идей блочного обучения. Положительные стороны и недостатки программированного обучения, его отличие от проблемного обучения.
Формы организации учебного процесса в школе
Понятие о формах организации обучения, их разнообразие. Развитие форм обучения в дидактике.
Урок - основная форма организации обучения. Требования к современному уроку. Типология и структура уроков. Урок изучения нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации. Комбинированный урок. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Подготовка учителя к уроку. Диагностика, прогнозирование, проектирование – стадии подготовки урока. Пути повышения эффективности урока. Критерии эффективности урока. Основные подходы к проблеме повышения эффективности урока, пути осуществления. Технология групповой организации работы на уроке. Анализ передового педагогического опыта. Нестандартные уроки. Другие формы обучения. Учебные экскурсии. Семинары. Зачеты. Собеседования. Практикумы. Домашняя работа. Факультативные занятия.
Учет, проверка и оценка знаний учащихся
Диагностика обученности. Понятие, показатели обученности. Функции проверки и оценки результатов обучения. Требования к проверке и оценке знаний учащихся. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Методы и формы контроля. Методы устного контроля. Письменный контроль. Выполнение практических работ. Оценка знаний учащихся. Показатели сформированности знаний, умений и навыков. Дидактические тесты, их виды, методика обработки результатов. Понятие обучаемости и ее диагностика.
Сущность педагогических технологий. Их классификация
Понятие педагогической технологии. Уровни технологий обучения. Основные особенности современных педагогических технологий. Методологические и психологические особенности технологий обучения. Классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, по позиции ребенка в образовательном процессе и отношение к нему со стороны педагогов, по типу и методу обучения, по категории обучающихся, по направлениям модернизации существующей педагогической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|