Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности развития и формирования личности подростка




 

Основное противоречие подросткового возраста как движущая сила психического развития. Феноменологическая характеристика детей подросткового возраста - резкое увеличение отрицательных проявлений в поведении и их психологическое объяснение. Главные психологические новообразования подросткового возраста: начало развития самосознания, усиление потребности в самоутверждении и признании сверстников, особенности самооценки; потребность в друж­бе, общении; особенности сферы чувств, мотивации, интересов; особен­ности воли, потребность в самовоспитании. Межличностные отноше­ния. Качественные изменения в познавательной сфере. Причины от­клоняющегося поведения.

Обоснование особенностей учебно-воспитательной работы с подро­стками.

 

Психологические особенности становления личности старшеклассника

 

Основные новообразования юношеского возраста: развитие само­сознания, осознание себя как личности и индивидуальности; формиро­вание мировоззрения; формирование ценностных ориентаций и цело­стного характера, самоопределение личности. Соотношение оценки и самооценки. Особенности развития познавательных процессов, позна­вательных интересов и мотивации. Межличностные отношения. Взаи­моотношения со старшими, сверстниками. Дружба и любовь, общение. Особенности учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.

 

Профессия педагога. Профессиограмма учителя. Педагогическое мастерство. Педагогическое взаимодействие

 

Профессия педагога, ее возникновение и развитие. Спектр педаго­гических специальностей. Перспективы педагогической профессии. Педагогическая деятельность. Гуманистическая природа педагогиче­ской деятельности. Педагогическая культура. Педагогическая этика. Педагогический такт и его проявление.

Профессионально значимые личностные качества педагога. Авто­ритет педагога, пути его становления.

Педагогическое мастерство. Основные компоненты педагогического мастерства. Педагогическая направленность и педагогическая позиция. Профессиональные знания, умения и навыки. Педагогические способ­ности. Педагогическая техника. Критерии и уровни педагогического мастерства. Диагностика профессиональной компетентности. Показате­ли профессиональной компетентности. Методика выявления уровня профессиональной компетентности.

Педагогическое взаимодействие, функции педагогического общения, его структура, уровни, стили. Структура коммуникативных способностей учителя, пути их развития. Технология общения. Приемы педагогического взаимодействия. Трудности педагогического взаимодействия. Конфликты, их виды, особенности конфликтов с учениками разных групп. Технология разрешения педагогических ситуаций и конфликтов.

Индивидуальный стиль деятельности педагога.

 

Педагогический процесс

 

Понятие о целостном педагогическом процессе как единстве и взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Взаимосвязь воспитания и обучения и ее отражение в целях, содержании, формах и методах воспитания и обучения. Движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса.

Системный подход как общенаучный подход к рассмотрению сложных явлений и процессов. Особенности системного подхода: структурность, иерархичность, интегративность, целостность, дина­мичность. Педагогический процесс как система. Основные компоненты педагогического процесса, их характеристика. Этапы педагогического процесса: прогностически-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативно-коррекционный. Функции педагогиче­ского процесса на каждом его этапе. Деятельностный и личностный подходы к педагогическому процессу.

 

 

Предмет и задачи дидактики. Обучение в структуре целостного

педагогического процесса

 

Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Дидак­тика и частные методики. Базовые понятия дидактики. Обучение как двусторонний процесс. Цели обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению. Гуманизация и гуманитаризация образования.

Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы, деятельностный подход к процессу обучения.

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания школьника, ее от­ражение в целях, содержании, функциях и структуре процесса обуче­ния. Функции обучения в соответствии с этапами педагогического процесса. Движущие силы обучения. Звенья учебного процесса.

Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Познавательный интерес и мотивы учения школь­ников, условия их формирования. Теория поэтапного формирования умственных действий.

 

Закономерности и принципы обучения

 

Понятие законов, закономерностей и принципов обучения. Законо­мерности обучения: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; обусловленность обучения характером деятельности уча­щихся; взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся; обусловленность обучения потребностями, интересами, мотивами учения школьника.

Принципы обучения. Понятие, основные подходы к выделению принципов обучения. Характеристика принципов обучения и путей их развития. Принцип развивающего и воспитывающего характера обу­чения. Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознатель­ности, творческой активности и самостоятельности учащихся при ру­ководящей роли учителя. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Принцип дос­тупности обучения в сочетании с принципом обучения на высоком уровне трудности. Принцип прочности результатов обучения и разви­тия познавательных сил учащихся. Принцип связи обучения с жиз­нью, с практикой строительства демократического общества. Принцип рационального сочетания коллективных, индивидуальных и фронталь­ных форм и способов учебной работы. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.

 

Содержание общего образования

 

Понятие и сущность содержания образования. Информационный, операционный, аксеологический компоненты содержания образования. Зависимость содержания образования от социальных и экономических условий жизни общества. Современная концепция содержания образо­вания как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Принципы формирования содержания обра­зования, критерии его отбора. Основные тенденции в поиске модели образования.

Документы, отражающие содержание образования. Базисный учебный план, его структура. Характеристика учебных программ, учебников, пособий. Многовариативность учебных планов и учебных программ. Государственные образовательные стандарты. Пути совершенствования содержания образования.

 

Методы обучения

 

Понятие метода, приема обучения. Назначение и функции методов обучения. Многообразие методов обучения в современной дидактике: по источнику знаний, по дидактической цели, по степени познаватель­ной активности, по деятельностному подходу к обучению.

Методы обучения по источнику знаний. Словесные методы обуче­ния: рассказ, лекция, беседа, объяснение. Наглядные методы обучения: иллюстрация, наблюдение, демонстрация. Практические методы обу­чения: упражнения, лабораторные работы, работа с книгой и учебни­ком, практикумы.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изло­жение, частично поисковый (эвристический), исследовательский методы.

Методы обучения по дидактическим целям. Методы устного изло­жения знаний учителем: рассказ, объяснение, школьная лекция, бесе­да, метод иллюстрации и демонстрации. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы. Методы закрепления изучае­мого материала: беседа, работа с учебником. Методы учебной работы по приме­нению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражне­ния, лабораторные занятия. Методы проверки и оценки знаний, уме­ний и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой уча­щихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Методы обучения по целостному подходу к обучению. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словес­ные, наглядные, практические, репродуктивные и продуктивные мето­ды обучения и другие. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: познавательные, ролевые, имитационно-моделирующие игры, учебные дискуссии, технология игры и дискуссии, эмоционально-нравственные ситуации, поощрения и другие. Методы контроля и самоконтроля.

Выбор методов обучения. Понятие средств обучения, их классификация. Выбор средств обу­чения.

Активные методы обучения и их сущность. Имитационные методы обучения: игровые (деловая игра, ролевая игра) и неигровые (анализ конкретной ситуации, ситуационные задачи). Неимитационные методы обучения: проблемная лекция; дискуссия (с мозговой атакой и без); проблемная беседа. Значение активных методов обучения.

 

Виды обучения

 

Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение. Структура деятельности учителя и учащихся, особенности технологии. Результаты обучения. Преимущества и недостатки объяснительно-иллюстративного обучения.

Проблемное обучение. Понятие, функции. Проблемная ситуация, способы создания. Структура проблемного обучения. Методы проблемного обучения. Проблемное изложение знаний. Частично-поисковый метод. Исследовательский метод обучения. Место проблемного обучения в общей системе обучения.

Программированное обучение. Сущность, понятие. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, смешанная. Условия применения. Блочное обучение как развитие идей программированного обучения. Модульное обучение как развитие идей блочного обучения. Положительные стороны и недостатки программированного обучения, его отличие от проблемного обучения.

 

Формы организации учебного процесса в школе

 

Понятие о формах организации обучения, их разнообразие. Разви­тие форм обучения в дидактике.

Урок - основная форма организации обучения. Требования к со­временному уроку. Типология и структура уроков. Урок изучения нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации. Комбинированный урок. Урок кон­троля и коррекции знаний, умений и навыков.

Подготовка учителя к уроку. Диагностика, прогнозирование, проектирование – стадии подготовки урока.

Пути повышения эффективности урока. Критерии эффективности урока. Основные подходы к проблеме повышения эффективности уро­ка, пути осуществления. Технология групповой организации работы на уроке. Анализ передового педагогического опыта. Нестандартные уроки.

Другие формы обучения. Учебные экскурсии. Семинары. Зачеты. Собеседования. Практикумы. Домашняя работа. Факультативные за­нятия.

 

Учет, проверка и оценка знаний учащихся

 

Диагностика обученности. Понятие, показатели обученности. Функции проверки и оценки результатов обучения. Требования к проверке и оценке знаний учащихся. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Методы и формы контроля. Методы устного контроля. Письменный контроль. Выполнение практических работ. Оценка знаний учащихся. Показатели сформированности знаний, умений и навыков. Дидактические тесты, их виды, методика обработки результатов.

Понятие обучаемости и ее диагностика.

 

Сущность педагогических технологий. Их классификация

 

Понятие педагогической технологии. Уровни технологий обучения. Основные особенности современных педагогических технологий. Мето­дологические и психологические особенности технологий обучения. Классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, по позиции ребенка в образовательном процессе и отношение к нему со стороны педагогов, по типу и методу обучения, по категории обучающихся, по направле­ниям модернизации существующей педагогической системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...