Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение детской речи и освоения неродного языка




Мышление

┌───────────────┴──────────────┐

Невербальное вербальное

(чувственное) (абстрактное)

┌──────┴──────┐ ┌──────┴──────┐

формы: виды: оперирует осуществляется

Единицами в процессах

1) ощущение 1) техническое логики: 1) внутренней речи

2) восприятие (инженерное) 1) понятия 2) внешней речи

3) представление 2) наглядно-образное 2) суждения (размышление вслух)

(в живописи, скульптуре, 3) умозаключения

музыке)

4. Данные нейролингвистики в решении вопроса о соотношении
языка и мышления

Существенный вклад в решение вопроса о соотношении языка и мышления вносят данные нейролингвистики.

Нейролингвистика – научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики, изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения [ЛЭС, с. 327]. Предметом изучения в нейролингвистике чаще всего становятся афазии. Создателем нейролингвистики считается А. Р. Лурия (1902–1977).

Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т.е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны (центры) Брокá и Вéрнике.

Центр Брокá (лобовисочный) (по имени французского анатома и хирурга Поля Брока (Broca, 1824–1880), открывшего этот центр в 1861 г.) – двигательный (моторный). Он руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.

Центр Вернике (задневисочный)(по имени немецкого психиатра и физиолога Карла Вернике (Karl Wernicke, 1848–1905), открывшего этот центр в 1874 г.) – акустический (сенсорный). Он помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр – своеобразная «кладовая памяти», в нем хранятся слова.

Таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым обычно и доминантным (главенствующим). Точнее, оно ответственно за

- логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму,

- а также, по-видимому, за абстрактную лексику, т.е. за аналитическое, абстрактное мышление.

При афáзиях (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность. Причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены – лобовисочные (центр Брока) или задневисочные (центр Вернике).

При поражениях центра Брока (лобовисочного, моторного) больные не могут говорить, но понимают обращенную к ним речь. А при поражениях центра Вернике (задневисочного, сенсорного), наоборот, могут говорить сами, но не понимают, что им говорят.

В противоположность левому правое полушарие связано

- с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами,

- а специально в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных.

Оно характеризуется нерасчлененным, более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраниться, но речь становится бессмысленной [Маслов, с. 15].

Значительная часть информации в правом полушарии кодируется в несловесной форме.

1. Когда начинается обучение языку (в частности иностранному), его формы, еще незнакомые, воспринимаются правым полушарием. По мере усвоения языка происходит перенесение его форм из правого полушария в левое.

2. В книге Цуноды «Мозг японца» показано, что у японцев слоговая азбука и устный язык находятся в ведении левого полушария, а иероглификаправого. [ Иванов Вяч. Вс. Нейролингвистика // Биологические и кибернетические аспекты речевой деятельности: Сборник обзоров. М., 1985; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 186].

3. В Хаммерсмитском госпитале (Лондон) кратковременная память исследовалась с помощью позитронно-эмиссионного томографа. Испытуемым предъявлялись

- карточки с буквами английского алфавита

- и карточки с незнакомыми им буквами корейского алфавита.

При виде знакомой английской буквы включалась активность двух небольших участков коры в левом полушарии, а при виде непонятного корейского значка начинал работать маленький участок коры в правом полушарии [Наука и жизнь. 1994. № 7, с. 11; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 187].

4. В мозгу обнаружили зоны, которые фиксируют акустические характеристики не только целых слов, но и отдельных звуков (фонем). С помощью этих зон происходит узнавание воспринимаемых слов. Акустический код связан с кодом смысловым. В разных зонах мозга наблюдаются сходные электрофизиологические реакции на слова, далекие по своим акустическим свойствам, но близкие по семантическим. Испытуемому предъявили слова

- стол, стул, шкаф и т.п.,

а на кривой электрических колебаний появились изменения, соответствующие слову мебель, хотя испытуемый еще этого слова не произнес. Налицо становление речевых нейродинамических структур от первичного акустического кода к смысловым кодам, связанным с мыслительными процессами [ Бахур В. Т. Это неповторимое «я». М., 1986, с. 87; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 187].

Важно, что

- даже при полной афазии интеллект может сохраниться;

- язык тесно связан со всей психической деятельностью человека – волей, эмоциями и т.д., а не только с мышлением [Маслов, с. 15; Хроленко, Бондалетов, с. 187].

5. Данные психолингвистики в решении вопроса о соотношении
языка и мышления

Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка [ЛЭС, с. 404].

Разрабатывая модели речевой деятельности, психолингвистика проверяет их экспериментально.

Психолингвистика занимается, в частности, проблемами

- освоения языка ребенком,

- освоения неродного языка.

Эти данные довольно многое дают для решения проблемы соотношения языка и мышления.

Изучение детской речи и освоения неродного языка

1. Наблюдения за становлением речи ребенка привели к ценным теоретическим результатам:

1) познавательные способности ребенка опережают его речевое развитие;

2) существуют невербальные типы мышления;

3) нет обязательной связи познавательной деятельности ребенка с его речевой деятельностью;

4) речевая деятельность структурирована, и процесс становления речи проходит определенные этапы.

Вывод, который делают из этих наблюдений: язык не является готовой «решеткой» или призмой, через которую ребенок усваивает мир. «Решетка» создается в процессе развития интеллекта, в результате действий ребенка в окружающей среде [ Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки развитии грамматики // Психолингвистика. М., 1994. С. 143; цит. по: Хроленко, Бондалетов, с. 183–184].

Психологи считают, что интеллект ребенка начинается с действия, и дефицит предметно-практического действия ничем не может быть восполнен.

2. Не менее важен подход, при котором исследуются процессы овладения вторым языком.

Физиологи Мемориального Слоан-Кеттерингского онкологического центра в Нью-Йорке изучали 12 билингвов, 6 из которых – «ранние», другие овладели вторым языком в возрасте 11–19 лет. Методика магнитного резонанса давала на экране картину активности мозга в области Брока.

У «ранних» билингвов пользование обоими языками возбуждает одну и ту же часть области Брока. У «поздних» работают 2 участка на расстоянии 8 мм.

Следовательно, у ребенка основной речевой центр охватывает все языки, в среду которых погружен. «Поздние» вырабатывают новую систему [Знание – сила. 1998. № 5. С. 86–87; цит.по: Хроленко, Бондалетов, с. 183–184].

Внутренняя речь

По мнению большинства современных исследователей, важнейшим элементом системы «мышление – язык» является внутренняя речь. Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи (Л. С. Выготский). Внутренняя речь – это не «говорение про себя». Она качественно отличается о речи внешней, имеет особое строение [Хроленко, Бондалетов, с. 193; Горелов, Седов, с. 72].

Внутренняя речь состоит из

- предикатов,

- ключевых слов, выражающих основную информацию.

Т.к. замысел уже содержит то, о чем пойдет речь, то в специальном выражении нуждается то, что мы хотим сказать о предмете речи.

Напр., пассажиры на остановке ждут опоздавший автобус, вдруг один из них говорит: «Идет!» Окружающие поймут, что идет автобус. Если студент выглядывает в коридор и говорит: «Идет!», то скорее всего идет преподаватель, а не автобус [Горелов, Седов, с. 73].

Опыты психолога Н. И. Жинкина (1893–1979), показали, что в механизме человеческого мышления взаимодействуют

- универсально-предметный код (УПК),

- и речедвигательный код.

УПК – это базовый компонент мышления, особый язык интеллекта, единый для носителей разных языков. Это язык

- схем,

- образов,

- осязательных и обонятельных отпечатков реальности и т.д.

По мере формирования мысли происходит переход к речедвигательному коду.

Наличием УПК объясняются многие факты.

1. Мы часто недовольны тем, как выразили задуманное.

2. И наоборот, часто за красивыми высказываниями нет никакого содержания.

3. Мы думаем быстрее, чем говорим.

4. Запоминание мысли не обязательно связано с запоминанием слов, которыми она выражена.

5. Глухонемые обходятся без звукового языка, но в своем интеллектуальном развитии не уступают обычным людям.

6. Понимание иноязычной речи возможно, т.к. УПК интернационален, един для носителей разных языков.

7. Свойствами внутренней речи обусловлены особенности разговорной речи, отличающие ее от письменной.

1) Велика роль ситуации, опора на внеязыковую действительность (ср. пример, описывающий ситуацию на остановке).

2) Для разговорного синтаксиса характерны

- неполные предложения (Идет!),

- эллипсис (пропуск союзов и т.д.)

3) Лексика разговорной речи отличается семантической размытостью, одно и то же наименование используется для обозначения разных реалий:

- вещь, штука, дело;

- стекляшка, деревяшка, держалка, хваталка … [Хроленко, Бондалетов, с. 189– 202].

Порождение речи

То, что всякое речевое высказывание именно формируется, порождается, а не переходит в готовом виде из мысли в речь, доказывается

- наличием пауз хезитации (т.е. колебания) и

- автокоррекцией.

Говорящий допускает паузы (даже если не часто запинается, если речь его вполне «гладкая»), более длительные, чем обычные («дыхательные»). Паузы эти могут заполняться всевозможными «э-э…» или
«м-м-м…» … «понимаете ли», «значит» и т.д. Они свидетельствуют о том, что говорящий не сразу может найти подходящее слово для выражения своих мыслей или чувств.

О том же самом свидетельствуют автокоррекции, которые иногда имеют вид не только исправлений уже сказанного, но и более развернутых пояснений: «Нет, я хотел сказать не совсем то». Автокоррекции затрагивают не только лексический уровень, перестройке подвергаются синтаксические конструкции: «А почему ты… Разве ты не мог спросить у меня?» [Горелов, Седов, с. 75–76].

Порождениеречевого высказывания (вербализация) происходит поэтапно.

1. Возникает мотив, которым стимулируется высказывание (Для чего я буду говорить?)

2. Формируется смысл будущего высказывания в УПК (Что именно я буду говорить? Начну с вопроса или с констатации?)

3. Образуется синтаксическая схема будущего высказывания конкретного языка.

4. Происходит грамматическое структурирование и отбор лексики.

5. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция (произнесение звуков).

Этапы порождения речи не происходят строго отдельно и последовательно. Процесс вербализации занимает доли секунды. [Горелов, Седов, с. 79–80].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...