Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для государственного вмешательства




 

Результаты анализа Отношение государства
Является ли проект предпочтительным с финансовой точки зрения? Является ли проект предпочтительным с социальной точки зрения? Требуется вмешательство государства
Да Да Не требуется вмешательства государства
Нет Нет Не требуется вмешательства государства
Да Нет Государство не собирается выделять инвестиции
Нет Да Государство выделяет инвестиции

 

Природоохранные инвестиции и экологическая политика должны быть более тесно увязаны с экономической политикой государства в других секторах. Так, например, экологические критерии становятся все более важным фактором в деле оказания помощи фермерам Европейского Союза, что объективно повышает степень участия правительств европейских стран в природоохранных проектах.

Во многих государствах с переходной экономикой власти опасаются того, что жесткая позиция в отношении соблюдения природоохранного законодательства будет угрожать осуществляемым ими программам приватизации. Иностранные инвесторы особенно чувствительны к рискам, связанным с приобретением предприятий, на которые придется в дальнейшем выделять значительные денежные средства для очистки от прошлого загрязнения.


 


Альтернативные вариант организации взаимодействия муниципального и частного секторов при решении проблемы очистки сточных вод

 

Модель участия частного сектора Разделение прав собственности
Контракт на управление Муниципальные власти владеют очистными сооружениями Услуги предоставляются частным оператором, которому муниципальные власти производят выплаты, оговоренные контрактом.
Аренда Муниципальные власти владеют очистными сооружениями Завод арендуется частным оператором, который может взимать плату за очистку с предприятий – пользователей
Строительство, эксплуатация и передача права собственности (СЭП) Частный оператор строит очистные сооружения и осуществляет их эксплуатацию (по контракту или лизингу).
Строительство, эксплуатация, временное владение, передача права собственности (СЭВП) Частный оператор строит очистные сооружения и владеет ими в течение некоторого оговоренного периода, осуществляет сбор средств с клиентов. Право собственности передается муниципальным властям после некоторого оговоренного периода

 

 

Международные финансовые учреждения
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выдаются кредиты экономическим агентам, которые поддерживаются правительственными гарантиями. Около 75% кредитов Всемирного банка выдаются под специальные проекты. (предоставляется срок до 15 лет, льготный период - до 5 лет)
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) финансируются три основных направления: Ø предупреждение изменения климата Ø защита биологического разнообразия Ø защита международных вод и озонового слоя
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделяют средства на консультации, предоставляют ссуды на основе гарантии возврата, поддерживают структуры, ориентированные на рынок, продвигают частные инициативы в Центральной, Восточной Европе и СНГ
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) представляет ссуды на выгодных условиях в основном для приоритетных проектов ЕС. Программы технической поддержки ТАСИС в странах бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Банк считает экологию одним из своих приоритетов.
Частные фонды аккумулируемые в частных фондах средства могут расходоваться на предоставление грантов, как в Фонде Рокфеллера или Фонде МакАртуров, на проведение экологических исследований, организацию семинаров и конференций, подготовку тематических докладов, а также на осуществление инвестиций.
Двусторонние и многосторонние доноры обеспечивают странам СНГ техническую помощь, профессиональную подготовку и инвестиционную поддержку на безвозмездной основе
Агентство США по международному развитию (АМР) государственная организация США, оказывает помощь странам с переходной экономикой, в основном на безвозмездной основе
Организация Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оказывает консультативную помощь, проводит исследования, способствующие развитию рыночных отношений в странах бывшего СССР
Комитет по подготовке проектов (КПП) осуществляет выявление первоочередных природоохранных проектов в странах Центральной и Восточной Европы и в том числе бывшего СССР, содействует их финансированию через организацию инвестиций, оказывает каталитического воздействия на общую инвестиционную политику и использует проекты в качестве демострационных примеров
Прямая донорская помощь оказывается странами-донорами (Дания, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Австрия и др.) в виде приглашения экспертов и оплаты консультационных услуг, научно-технической поддержки, создания информационных баз данных, распространения информации, передачи опыта развитых стран, проведения целевых семинаров, "круглых столов"

 

Творческие задания:

Ø Какие инструменты, используемые для реализации природоохранной политики, могут способствовать притоку инвестиций для "коричневых" проектов: разрешения на выбросы или технологические стандарты? Почему?

Ø При осуществлении "зеленых" проектов часто возникают серьезные проблемы со справедливым распределением их результатов среди групп населения. Можете ли Вы привести свои соображения в отношении справедливого распределения в том случае, когда значительная территория коммерчески используемого леса присоединяется к национальному парку?

Ø Некоторые природоохранные проекты позволяют уменьшить фактор неопределенности (например, противопаводковые меры). Постройте и проанализируйте профили затрат и выгод для проектов такого типа.

Ø Назовите какой-либо один природоохранный проект, который осуществляется в Вашем регионе полностью за счет государственных средств. Назовите какой-нибудь проект, в котором используются как государственные, так частные инвестиции. Можете ли Вы пояснить, почему именно на эти проекты удалось получить бюджетные средства?

Ø Какие условия могут предоставить местные органы власти для привлечения более значительных частных инвестиций на осуществление природоохранных проектов в Вашем регионе?

Проверочный тест к Модулю 5:

1. Каковы основные характеристики природоохранных проектов?

2. В чем различие «коричневых» и «зеленых» проектов?

3. Каковы принципы экономической оценки природоохранных проектов?

4. В чем различие анализа финансовых и социальных затрат и выгод природоохранных проектов?

5. Как обосновать необходимость государственной поддержки природоохранных проектов?

6. Каковы формы государственной поддержки природоохранных проектов?

7. Охарактеризуйте российские источники финансирования природоохранных проектов.

8. Охарактеризуйте международные финансовые организации в области охраны окружающей среды.

Рекомендуемая литература

1. Арустамов Э.А.Экономические основы природопользования: Учеб. пособие / Э.А. Арустамов. – М.: Дашков и К, 2001. – 347 с.

2. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учеб. пособие / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. – М.: ТЭИС, 1997. – 272 с.

3. Глазырина И.Р. Природный капитал в экономике переходного периода / И.Р.Глазырина. – М.: НИА – Природа, 2001. – 203 с.

4. Голуб А., Струкова Е. Экономика природопользования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс., 1995.

5. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учеб. для вузов / Н.Н.Лукьянчиков, И.М.Потравный. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 456 с.

6. Природопользование: Учеб. для вузов / Э.А.Арустамов, А.Е.Волощенко, Г.В.Гуськов (и др.); рук. Э.А.Арустамов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2003. – 312 с.: ил.

7. Светлосанов В.А. Некоторые количественные подходы к оценке устойчивого развития природных систем / В.А.Светлосанов, А.Н.Куликов // Проблемы регион. экологии. – 2004. - № 3. – С. 13-20.

8. Управление природопользованием для устойчивого развития. НПП “Кадастр”. – Ярославль, 1997. – 187 с.

9. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды: Сборник аналитических материалов, нормативных правовых актов и ведомственных документов / Под общ. ред. В.И.Данилова-Даниляна. - М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1999.

 

Модуль 6. Институциональная среда

 

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экономическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности.

Основной целью использования инструментов

экологической политики является изменение поведения хозяйствующих субъектов, ответственных за деградацию окружающей среды

 


В идеале, осуществление экологической политики должно приводить к достижению намеченных целей при минимальных затратах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...