Работа с источниками информации
Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы. Целесообразно первоначальное изучение тех работ, которые близки к тематике, выбранной студентом. Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности: 1) нормативные документы – вначале законы, затем законодательные акты; 2) научные издания – сначала монографии, затем периодические издания; 3) статистические данные, данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Вначале следует изучить публикации за последние 5 лет, затем – более ранние. При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов. Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с процессами, протекающими в экономике, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.). Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы, как отдельных ученых, так и научных коллективов используются индексы научного цитирования: международный – (SCI: Science Citation Index), интернет-версия (WOS: Web of Sciences) или российский – РИНЦ ((ELIBRARY.ru). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Список литературы по теме ВКР согласовывается с руководителем. Изучение подобранной литературы – трудоемкая и ответственная часть работы над ВКР; она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме. В процессе работы с литературой необходимо показать способность понимать методологию изложения материала, уметь обрабатывать фактический материал, делать правильные выводы и обобщения, связывать воедино теорию и практику. При написании работы, студент должен стремиться к самостоятельному изложению. Для подтверждения изложенных положений допускается использование цитат. Количество цитат должно быть ограничено,а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо делать сноски на используемый источник. Дословное переписывание текста из источников литературы категорически запрещено,т.к. это противоречит самому смыслу научной работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений. В науке существует множество точек зрения на одну и ту же проблему, поэтому студент должен изложить точки зрения разных авторов, проанализировать их и выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Нужно стремиться к аргументированному изложению собственного понимания данного вопроса. При изучении литературы задача студента заключается в том, чтобы разобраться в степени изученности темы. Необходимо выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор.
Собранный фактический и цифровой материал необходимо
6. Структура и содержание работы Структура ВКР состоит из следующих элементов: 1. Титульный лист 2. Задание 3. Оглавление 4. Введение 5. Теоретическая часть 6. Практическая часть 7. Заключение 8. Список использованных источников 9. Приложения Титульный лист (Приложение Д2) является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Задание на выполнение работы (Приложение Б2). Оглавление -дается полный перечень основных частей работы, глав, пунктов и подпунктов с указанием страницы, с которой они начинаются. Пример оформления оглавления представлен в Приложении Е[1]. Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в оглавлении, ни в тексте не обозначается цифрами. Во введении необходимо отразить: ·обоснование выбора темы, ее актуальность; ·основную цель и задачи работы; ·объект и предмет исследования; ·методы исследования; ·базы исследования (5-6 авторов из списка литературы) проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области; ·структуру работы с указанием количества использованных источников. Каждый̆ из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Актуальность должна раскрывать насущность, важность избранной темы в рамках решения определенной задачи (проблемы). Как правило, в этой категории дается краткое описание результатов, полученных исследователями, а также акцентируется внимание на недостаточно изученных аспектах. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень ее проработанности в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность темы должна быть сформулирована на 0,5 страницы, включать в себя научное и практическое значение работы и 3-4 фамилии авторов, изучающих данную проблему. Правильно сформулированная актуальность выбранной темы свидетельствует об умении отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и пока неизвестно о предмете исследования.
Цель работы должна быть сформулирована, исходя из ее названия. Для грамотного представления цели к теме работы необходимо добавить один из глаголов: «исследовать», «проанализировать», «изучить», и др. Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.). Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Объект исследования в изучаемой проблеме должен быть представлен какой-либо материальной или идеальной системой. Например, в области туризма объектом исследования могут быть: инфраструктура гостеприимства, виды туристской деятельности, туристские ресурсы, мировые и региональные туристские центры, эксклюзивные виды туризма, рекреационные климатические ресурсы, влияние окружающей среды (естественные и антропогенные факторы), транспортные системы, инвестиции в туристскую отрасль и др. В области управления персоналом объектом исследования могут быть: структура управления организацией, организационная культура, система мотивации трудовой деятельности, персонал организации, обучение и повышение квалификации, информационные технологии в управлении персоналом, рынок труда, стратегический менеджмент на предприятии, процесс управления современной организацией, кадровый менеджмент, и т.д. Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Это исследовательский вопрос, который ставит студент в своей работе.
Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования. Объем «Введения» – 2 - 3 страницы. Основная часть ВКР бакалавра оформляется, как правило, в виде двух разделов. Первый раздел включает теоретическую часть исследования, второй раздел – практическую (аналитическую) часть работы. В каждом разделе рекомендуется деление не менее чем на три подраздела, обозначаемых 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3. В виде исключения возможно увеличение числа подразделов до 4–5, что определяется логикой изложения материалов, но при этом объем каждого подраздела должен быть не менее 5–6 листов компьютерного текста. В теоретической части проявляется умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. Обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. При наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы следует обязательно сравнить рекомендации, содержащиеся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы. Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы. Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать, как правило: общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта.
Практическая часть, как правило, содержит три основных параграфа: 1. Постановку исследовательского вопроса. Выбор объекта наблюдения и обоснование методов исследования, источники сбора данных, в том числе обоснование объёма выборки. 2. Результаты исследования. 3. Обсуждение и выводы. Если студент выполняет работу на базе конкретного предприятия, то методы исследования должны быть адекватны цели исследования, поставленному исследовательскому вопросу, возможности получения данных и исследуемым в работе показателям. Таким образом, аналитическая часть работы является анализом состояния исследуемых проблем в практике деятельности конкретного предприятия. В рамках работы студент должен инициировать исследование, направленное на решение проблемы предприятия. Алгоритм работы по второй части выглядит следующим образом: выявление проблемы в той или иной области деятельности предприятия → выдвижение гипотезы или гипотез возникновения проблемы→ разработка программы исследования, реализация которой позволит собрать необходимую информацию → проведение исследования → обработка полученной информации → принятие решений на основе полученной информации. Гипотеза исследования должна быть сформулирована в предположительном виде и отображать возможную зависимость (или независимость) двух и более факторов. Она может быть выражена в следующих формах: «Можно предположить, что... будет способствовать...», «... повлияет на...», «... позволит улучшить...», «... не зависит от...», «Если…, то…» и т.д. Если студент выполняет работу на базе научной Лаборатории ШЭМ, то вторая часть и содержание работы определяются программой исследования. Программа исследования детализирует методы получения информации, с помощью которых следует структурировать и решать проблему исследования. Программа исследования содержит следующие элементы: Пример структуры и рекомендаций по реализации программ исследования.
При проведении исследования возникает небольшое количество проблем, хорошая организованность и подготовленность позволяет получить всю необходимую информацию, которая требуется исходя из поставленных целей и задач. По каждой главе делаются выводы, на основе которых пишется заключение. Обсуждение и выводы. Обсуждение включает в себя материал, показывающий насколько полно в результате исследования удалось ответить на контрольные вопросы. При написании данного параграфа можно использовать матрицу «результаты - выводы» (таблица 1), она поможет структурировать выявленные факты и сделать на их основании выводы. В этом разделе также могут содержаться рекомендации, которые зависят от цели исследования.
Таблица 1
Выводы - новые суждения, сделанные на основе анализа теоритического и эмпирического материала. Выводы или Заключениедолжны четко соответствовать задачам, поставленным в работе. Выводы формулируются в виде кратких и пронумерованных тезисов (положений), которые должны отражать результаты решения каждой задачи, сформулированной автором. Должен соблюдаться принцип построения выводов: от частных - к более общим и важным положениям. Кроме конкретных выводов по поставленным задачам, допускается приведение одного - двух обобщающих выводов по теме работы. В заключении работы студент отражает, что им было сделано, к каким выводам он пришел, какие проблемы выявил, какие результаты получил, что предлагает для решения проблем. После заключения располагается Список использованных источников, состоящий не менее чем из 40-45 наименований с обязательным включением иностранных публикаций. На каждый источник из списка литературы должна быть ссылка в тексте. Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|