Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компенсационные выплаты: понятия и основания для их получения.




Компенсация – денежная выплата, имеющая целью возмещение расходов, связанных с реализацией гражданами права на социальное обслуживание (например, неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций; лицам, пострадавшим от радиационных воздействий; пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги; в некоторых других случаях).

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством, это та­кие денежные выплаты, которые адресованы лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя компенсации.

Действующее российское законодательство устанавливает компенсационные выплаты следующим категориям граждан:

– матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет;

– студентам, находящимся в академическом отпуске по меди­цинским показаниям;

– неработающим женам сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противо­пожарной службы в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

– неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– родителям на содержание ребенка в дошкольном учреждении;

– инвалидам на содержание собак-поводырей;

– гражданам, пострадавшим от воздействия радиации;

– другие компенсационные выплаты.

Ежемесячные компенсационные выплаты за время академическо­го отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел были введены в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан по указу Президента РФ от 30.05.1994 г., а порядок их назначения и выплаты предусмотрен в соответствующем постановлении Правительства РФ.

Ежемесячные компенсационные выплаты студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отры­вом от производства, в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям. Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. в месяц назначаются и выплачиваются находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям:

– студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования;

– учащимся образовательных учреждений среднего профессионального образования;

– аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях.

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту учебы. К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям. Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается руководителем соответствующего образовательного или научно-исследовательского учреждения независимо от его организа­ционно-правовой формы в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсаци­онных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причи­ны отказа и порядка его обжалования. Одновременно возвращаются все документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления академического отпуска по медицинским показаниям, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска. При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления академического отпуска по медицинским показа­ниям они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении этих выплат со всеми документами. Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты стипендий обучающимся и производится со дня предоставления академического отпуска по медицинским показаниям по день его окончания. Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полу­ченные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каж­дый соответствующий период, если обращение за их получение последовало в течение трех лет со дня предоставления академическо­го отпуска по медицинским показаниям.

Компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине образова­тельного или научно-исследовательского учреждения, их назначаю­щего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без огра­ничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств образовательных учреждений высшего и среднего профессио­нального образования и научно-исследовательских учреждений, направляемых на оплату стипендий обучающимся.

Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или дру­гим родственникам, фактически осуществляющим уход за ре­бенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателя­ми, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячные компенсационные выплатыв размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее именуются – отпуска по уходу за ребенком):

· матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, дру­гому родственнику, фактически осуществляющему уход за ре­бенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателями независимо от их организационно-правовых форм;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, и мате­рям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными до­говорами Российской Федерации;

· женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы) указанных лиц, в отдельных случаях в орган социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прилагается копия приказа о предо­ставлении отпуска по уходу за ребенком.

При назначении ежемесячных компенсационных выплат в орга­нах социальной защиты населения дополнительно к заявлению пред­ставляются:

• копия свидетельства о рождении ребенка;

• трудовая книжка;

• справка органов государственной службы занятости о невыпла­те пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается работодателем, руководителем воинского формирова­ния или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесяч­ных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновремен­но возвращаются все документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанных отпусков. При обращении за назначением ежемесячных компенсаци­онных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении этих выплат.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячных компенсационных выплат, в частности, увольнение работника по собственному желанию, назначение пособия по безрабо­тице, нахождение ребенка на полном государственном обеспечении, лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родитель­ских прав, выплата прекра­щается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны из­вещать обо всех изменениях, влияющих на их выплату, работодателя, руководителя воинского формирования или орган социальной защи­ты населения.

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полу­ченные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствую­щий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя, воинского формирования, органа социальной защиты населения, их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм. Работодатели, воинские фор­мирования, органы социальной защиты населения, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим же­нам лиц рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, в отдаленных гарнизонах и местно­стях, где отсутствует возможность их трудоустройства. Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и ор­ганов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Порядок и условия отнесения органов внутренних дел к числу дислоцированных в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность трудоустройства жен лиц рядового и начальствующего состава, устанавливаются Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и Министерством фи­нансов РФ.

Право на ежемесячные компенсационные выплаты имеют жены указанных лиц, фактически проживающие вместе с мужьями в отда­ленных гарнизонах и местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и не получающие посо­бия по безработице.

Назначение и выплата ежемесячных компенсационных выплат производятся по месту службы указанных лиц на основании личного заявления, к которому прилагается копия свидетельства о браке, справка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены по месту службы мужа и представляется трудовая книжка жены. Если жена до обращения за ежемесячными компенсационны­ми выплатами не начинала трудовую деятельность, ее трудовая книжка не представляется. В этом случае служащий в своем обращении указывает, что его жена не начинала трудовую деятельность.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается руководителем органа внутренних дел в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно изве­щается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно возвращаются все документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются на период с месяца, следующего за месяцем, в котором поступило заявление о назначении компенсационных выплат, по месяц включительно возник­новения обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты (трудоуст­ройство жены, выплата пособия по безработице, переезд жены на посто­янное место жительства в другую местность, назначение ей пенсии).

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением, в разме­рах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответ­ствующий период. Ежемесячные компенсационные выплаты, не вы­плаченные своевременно по вине органа внутренних дел, их назнача­ющего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Во всех перечисленных случаях, для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффи­циентов.

Трудоспособным гражданам, которые не работают в связи с тем, что осуществляют уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению ле­чебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в соответствии с указом Президента РФ производятся компенсационные выплаты в размере 500 руб.

Компенсационные выплаты производятся к установленной ука­занным нетрудоспособным гражданам пенсии в период осуществле­ния ухода за ними.

Размер компенсационных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в райо­нах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополни­тельных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффици­ент, применяемый в указанных районах (местностях) при определе­нии размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок предоставления указанных выплат определен Правитель­ством РФ.

Компенсационные выплаты выплачиваются неработающему трудоспособному лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособ­ным гражданином, независимо от их родственных отношений и совместного проживания.

Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляю­щим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся с месяца подачи документов, необходимых для назначения указанных выплат, на весь период такого ухода.

Для установления ежемесячных компенсационных выплат представляются следующие документы:

• паспорт лица, осуществляющего уход;

• заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода;

• трудовая книжка лица, осуществляющего уход;

• справка органа социальной защиты населения по месту житель­ства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии;

• справка службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

• трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

• справка МСЭК об установлении I группы инвалидности;

• меди­цинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

• заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (если данные документы отсутствуют в пенсионном деле);

• заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода.

При необходимости подлинность подписи на заявлении нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом обследования.

В том случае, если нетрудоспособный гражданин является полно­стью или частично недееспособным, заявление представляется от имени его законных представителей. Подобное заявление не требует­ся в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком-инва­лидом в возрасте до 18 лет.

Документы, необходимые для назначения ежемесячной денеж­ной компенсации, подаются в орган, выплачивающий пенсию нетру­доспособному гражданину. Орган, принявший документы, выдает расписку в их приеме.

Вопрос о назначении ежемесячной денежной компенсации рассматривается в течение 10 дней со дня приема всех необходимых докумен­тов. В случае отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации орган, принявший такое решение, в течение 5 дней письменно извеща­ет об этом заявителей с указанием причины отказа и порядка его обжалования. После решения вопроса о назначении ежемесячной де­нежной компенсации заявителям возвращаются трудовые книжки и паспорт, копии (выписки) которых приобщаются к делу.

Выплата ежемесячной денежной компенсации осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующих видов пенсий.

Ежемесячные компенсационные выплаты прекращаются при возникновении следующих обстоятельств:

• смерти нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществ­лявшего уход;

• назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии, независимо от ее вида и размера, либо пособия по безработице;

• поступлении лица, осуществляющего уход, либо нетрудоспо­собного гражданина на работу;

• прекращении осуществления ухода, подтвержденного соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя;

• истечении срока, на который была установлена I группа инвалидности;

• достижении ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении данного возраста не установлена инвалидность I группы;

• помещении нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание;

• лишении родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, родительских прав;

• перемене места жительства нетрудоспособным гражданином, влекущей изменение органа, выплачивающего ему пенсию.

Лицо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о на­ступлении таких обстоятельств.

Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили вышеперечисленные обстоятельства.

В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жи­тельства соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию по новому месту жительства, по заявлению лица, осуществляющего уход, или нетрудоспособного гражданина возобновляет выплату еже­месячной денежной компенсации с первого числа месяца, следующе­го за тем, в котором была прекращена ее выплата. При этом в случае необходимости указанный орган может затребовать от лица, осуще­ствляющего уход, либо нетрудоспособного гражданина повторное представление отдельных документов.

Суммы назначенной ежемесячной денежной компенсации, не полученные своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Ежемесячная денежная компенсация, не выплаченная своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего такую компенса­цию, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Существуют иные виды компенсационных выплат.

1. Компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепле­ния их физического и психического здоровья, развития индивидуаль­ных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образователь­ных учреждений.

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются догово­ром между ними.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют пра­во выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защи­щать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управ­лении образовательным учреждением.

Учредители образовательных учреждений, реализующих основ­ную общеобразовательную программу дошкольного образования, впра­ве устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных пред­ставителей за содержание ребенка в указанных учреждениях.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 % затрат на содержание ребенка в соответству­ющем образовательном учреждении, а с родителей (законных предста­вителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 % указанных затрат. За содержание детей с отклонениями в развитии, посещающих государственные и муниципальные образовательные уч­реждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксика­цией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, роди­тельская плата не взимается.

Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразо­вательную программу дошкольного образования, устанавливается Пра­вительством РФ.

Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализую­щие основную общеобразовательную программу дошкольного обра­зования, имеют право на получение компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.

В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20 % размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствую­щем образовательном учреждении, на второго ребенка – в размере 50 % и на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70 % размера указанной родительской платы.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (за­конных представителей), внесших родительскую плату за содержа­ние ребенка в соответствующем образовательном учреждении.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выпла­ты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением компен­сации, является расходным обязательством субъектов РФ. Россий­ская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий. Предостав­ление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, в пределах объемов средств, вы­деляемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансо­вый год.

2. Компенсация инвалидам расходов на содержание и ветери­нарное обслуживание собак-проводников.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотрен­ных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, техни­ческих средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

• специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-про­водников с комплектом снаряжения), общения и обмена ин­формацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изде­лия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортив­ный инвентарь.

Обеспечение инвалида по зрению собакой-проводником осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилита­ции инвалида (программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболева­ния), разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Заявление об обеспечении собакой-проводником подается инвалидом (лицом, представляющим его интересы) в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.

Уполномоченный орган в 15-дневный срок с даты подачи заявле­ния уведомляет в письменной форме инвалида о постановке его на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведом­лением инвалиду высылается направление в организацию, отобран­ную уполномоченным органом в установленном порядке, для получения собаки-проводника.

Расходы по проезду инвалида и сопровождающего его лица для получения собаки-проводника к месту нахождения отобранной орга­низации и обратно, в том числе по провозу собаки-проводника, возме­щаются уполномоченным органом по заявлению инвалида, к которо­му прилагаются проездные документы.

Оплата расходов, связанных с проживанием инвалида и сопровождающего его лица в отобранной организации с целью обучения инвалида обращению с собакой-проводником, производится данной организацией в размерах, установленных для возмещения расходов работникам организаций, финансируемых за счет средств федераль­ного бюджета, связанных со служебными командировками на терри­тории Российской Федерации.

Собака-проводник передается инвалиду бесплатно в безвозмезд­ное пользование и не подлежит отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению.

Инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании в качестве специального средства для ориентации собаку-проводника, предо­ставляется компенсация.

Размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 10 000 руб. (с учетом стоимости банковских услуг и услуг почтовой связи по перечислению (пересылке) указанной компенсации). Заявление о выплате компенсации подается инвалидом (лицом, представляющим его интересы) в уполномоченный орган по месту жительства инвалида. При подаче заявления представляется паспорт инвалида (лица, представляющего его интересы), а также паспорт установленного образца на собаку-проводника.

Уполномоченный орган в 15-дневный срок с даты подачи заявле­ния уведомляет в письменной форме инвалида о назначении ему компенсации.

Следующая выплата компенсации инвалиду производится по ис­течении одного года после получения компенсации за предыдущий год по заявлению, поданному в установленном порядке, с приложе­нием копии справки установленного образца об осмотре собаки-про­водника, выданной государственным ветеринарным учреждением не ранее чем за 30 дней до подачи заявления.

Выплата компенсации осуществляется почтовым переводом или путем перечисления средств на лицевой банковский счет инвалида (по его выбору).

Финансирование расходов по обеспечению инвалидов (за исключе­нием инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) собаками-проводниками, а также рас­ходов на выплату компенсации осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, передаваемых Фонду социального страхования РФ на соответствующий год на обеспечение инвалидов техническими сред­ствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-орто­педических изделий, а в отношении инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – за счет средств Фонда социального страхования РФ, предусмотренных на осу­ществление обязательного социального страхования от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отказ инвалида от обеспечения его собакой-проводником денеж­ной выплатой не компенсируется.

 

41. Понятие социального обслуживания и его виды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-
педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

Принципы социального обслуживания граждан:
- адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государство на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в
них. В силу указанных обстоятельств
- законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этом нуждаются;
- доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения.
- добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 -летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при
их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;
- гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить прежде всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;
- конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут
ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;
- профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.).

42. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико-социальной помощи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-
педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

Принципы социального обслуживания граждан:
- адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государство на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в
них. В силу указанных обстоятельств
- законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этом нуждаются;
- доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения.
- добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 -летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при
их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;
- гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить прежде всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;
- конфиденциальность. Ст<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...