Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулирование целей и задач научного исследования




Цель исследования – это тот основной, принципиальный вопрос, который собственно и предполагается разрешить в рамках осуществления того или иного научного проекта.

Обычно в научном исследовании ставится одна общая, глобальная цель, которая разбивается на несколько задач, т. е. целей меньшего уровня всеобщности.

Задачи исследования могут быть следующих видов.

1) Методологическая задача. Ее содержанием выступает выявление сущности, структуры или свойств объекта изучения, т. е. общая, базовая его характеристика.

2) Аналитическая задача. Она сводится к изучению реального состояния предмета исследования, анализу имеющихся о нем знаний, выявлению проблем его функционирования, констатации недостаточности уже имеющихся разработок.

3) Опытно-экспериментальная задача. Ее существом является либо разработка некоторого технического устройства, либо отработка методики эксплуатации, либо построение определенной теоретической модели и др.

4) Прикладная задача. Она состоит в адаптации того или иного технологического решения к практике, в выявлении путей повышения эффективности его использования. В том случае, если речь идет о сугубо теоретической работе, данная задача должна заключаться в формулировке конкретных практических предложений по потенциальному применению полученных результатов.

Нужно помнить также о том, что впоследствии при завершении работы над исследовательским проектом необходимо будет сформулировать результаты исследования. Они обязательно должны будут соотноситься с целями исследования, наглядно показывая их выполнение.

Цель исследования, таким образом, всегда ориентирована на его конечный результат (теоретический и практический), задачи же формулируют вопросы, на которые в ходе исследования должен быть получен ответ, обеспечивающий реализацию обозначенных целей.

Если основная цель носит чисто теоретический характер, то при разработке программы исследования главное вни­мание уделяется изучению научной литературы по дан­ному вопросу, построению гипотетической общей кон­цепции предмета исследования, формально-логическому анализу базовых понятий и конструированию рабо­чих гипотез. Конкретный объект исследования опреде­ляется только после того, как выполнена эта предвари­тельная исследовательская работа на уровне теоретичес­кого поиска.

Если же общая цель носит конкретно практический характер, то при работе над программой исследования следует исходить из специфики непосредственных за­дач, требующих решения. Только после того, как эти задачи будут четко определены и зафиксированы, ученый может обратиться к существующей литературе в поисках ответа на вопрос о том, имеет­ся ли стандартное, типовое решение данных задач, т. е. некая специ­альная теория, относящаяся собственно к предмету исследования. Если типово­го решения не существует, то дальнейшая работа разворачивается по схеме теоретического исследования. Если та­кое решение имеется, тогда гипотезы конкретно-практического научного проекта строятся как различные варианты прочтения типовых решений относительно конкретных условий.

Важно понимать, что любое исследование, изначально ориентированное на решение теоретических задач, мож­но продолжить затем как прикладное (например, получив некоторое типовое решение проблемы, мы можем потом перевести его в какие-либо конкретные условия). Однако из конкретно практического исследо­вания далеко не всегда можно сделать теоретические выводы (поскольку фактичес­кие данные, как правило, описываются в некоторых терминах, соотнесенных с определенными теоретическими посылками, и не всегда можно перегруп­пировать собранные данные по иному, отличному от ис­ходного, принципу).

Таким образом, формулирование целей исследования позволяет да­лее упорядочить весь процесс научного поиска через внесение в него определенного алгоритма, выраженного в перечне исследовательских задач.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...