Психологическое изучение детей с аномалиями развития
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Задачи психологического изучения детей с аномалиями развития Психологическое изучение проводится в общем комплексе обследования аномальных детей специалистами-дефектологами и психологами методами специальной психологии. Результаты психологического изучения зачастую могут быть одним из основных критериев при диагностике нарушений в общем комплексе медико-психолого-педагогического исследования. Задачи психологического изучения: - выявить и квалифицировать особенности психического развития аномальных детей, определить характер дефекта развития; - определить потенциальные возможности и установить ориентировочные сроки компенсации дефектов развития в условиях специального обучения и воспитания, то есть выявить, возможна ли и за счет каких сохранных функций компенсация дефекта, какими будут темпы развития ребенка в процессе компенсации, какие виды помощи и в каком количестве помогут ребенку решать предлагаемые в обучении задачи; - определить оптимальный путь обучения и тип учебного учреждения для аномальных детей. В изучении психического развития аномальных детей перспективным является нейропсихологический подход, который предусматривает синдромный анализ дефекта, который выявляет факторы, лежащие в основе всего синдрома нарушения. Психологическое изучение играет важную роль в научном обосновании организации учебной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, так как раскрывает характерные особенности усвоения ими знаний, умений, навыков и условия формирования положительных качеств личности.
2. Принципы психологического изучения детей с аномалиями развития Нарушения психического развития у детей могут быть обусловлены разными причинами биологического и социального характера и могут проявиться как самостоятельное нарушение или как симптом в синдроме нервных и нервно-психических или соматических заболеваний. В связи с этим в дифференциальной диагностике участвуют врачи (психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и врачи других специальностей), психолог, педагоги (дефектолог и логопед).
Каждый из специалистов, принимающих участие в комплексном обследовании аномального ребенка, действует специфическими методами представляемой им науки и в результате профессионального изучения вносит свой вклад в понимание сущности аномалии физического и психического развития ребенка. Психологическое исследование проводится вслед за и с учетом данных медицинского обследования, в котором, в свою очередь, используются в дальнейшем результаты психологического изучения. В процессе взаимодействия специалистов разного профиля при обследовании ребенка на основе знаний истории его развития, глубокого проникновения в сущность причин нарушения и, в частности, на основе выявления психофизиологических механизмов аномального психического развития (нейропсихологическое исследование) проводится квалификация дефекта психического развития, прогнозирование развития аномального ребенка. Все это указывает на важность использования принципа комплексности. Для изучения психических явлений во времени, в изменении, с учетом их динамики, важным является принцип развития. Реализация этого принципа в психологическом изучении предполагает: - исследование условий возникновения тех психических нарушений, которые нужно квалифицировать; - выявление тенденций нарушений развития; - определение количественного и качественного характера этих изменений; - обнаружение факторов компенсации нарушений развития.
Сведения такого характера могут быть получены при изучении анамнеза ребенка и при экспериментальном исследовании. Следующим принципом психологического изучения аномальных детей является принцип системного изучения. Заложен был Л.С.Выготским в учении об иерархии дефектов. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка (мотивации, ориентировки, исполнения и контроля). Нарушения психических процессов могут проявляться на разных этапах осуществления психической деятельности. Поэтому при психологическом изучении ребенка необходимо оценить не только, какие психические процессы нарушены и почему, но и то, какие звенья структуры данной психической деятельности оказались неполноценными. Проводя такое исследование, важно выделить дефектное звено деятельности. Для этого нужно, вводя изменения в задания, проследить как те условия, при которых выполнение задачи затрудняется, так и те, при которых наблюдаемые дефекты компенсируются. Соблюдение данного принципа исследования обеспечивается и нейропсихологическим подходом к анализу нарушения в рамках обучающего эксперимента. В отечественной психологии выдвинут принцип качественного анализа результатов обследования. Исследователь делает акцент на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка (процесс принятия решения, способы выполнения задания, типы и характер ошибок, отношение ребенка к своим ошибкам и замечаниям специалиста, проводящего исследование). Принцип качественного анализа способствует реализации принципа системного изучения, то есть качественный анализ позволяет выявить, появляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне или же связан с нарушением более высокого уровня организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта. Принцип качественного анализа не противопоставляется количественной обработке данных, так как количественные показатели являются обязательным условием качественного анализа. Следует лишь отметить, что количественный анализ, применяемый в основном при тестировании, отражает преимущественно негативную структуру характеристики отклонений развития, не раскрывая внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития, что недостаточно информативно в плане прогноза психолого-педагогической коррекции и что восполняется качественным анализом.
3. Методы изучения аномальных детей Психолог, работающий с аномальными детьми и подходящий к ним с диагностической задачей, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности аномального ребенка станет центральной в исследовании. Прежде всего, нужно сориентироваться в особенностях развития ребенка, выделить изменения в его развитии и затем тщательно их проанализировать. Для ориентации психолог часто имеет ограниченное количество времени, особенно в условиях ПМПК. Большое значение в этом имеет изучение данных, полученных другими специалистами, проводящими обследование. Однако непосредственное изучение многих сторон психического развития ребенка психологом необходимо, и при этом нужно учесть, что при превышении общего времени работы с ребенком разными специалистами исследование может стать невозможным вследствие довольно быстрой истощаемости и снижения работоспособности ребенка. Методы изучения аномальных детей разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику. 1. Изучение документации ребенка Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития, которая должна содержать заключения: - педиатра об общем состоянии здоровья ребенка;
- психоневролога с обоснованным диагнозом и характеристикой умственного развития; - отоларинголога с характеристикой уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи, (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи, данными аудиограммы); - офтальмолога с характеристикой органов зрения и развернутым диагнозом; - врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата). Материалы такой подробной выписки должны сориентировать психолога и сформировать исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций. Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и т.д.). Эти данные могут оказаться полезными при исследовании обучаемости аномального ребенка и прогнозировании темпов его развития. Можно использовать и другие документы: личное дело ребенка, историю его семьи и т.д. Метод изучения документации ориентирует психолога в организации обследования аномальных детей. 2. Изучение продуктов деятельности аномальных детей Этот метод широко применяется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решения задач и т.д.), можно понять особенности работы ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких его качествах как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. В продуктах деятельности аномальных детей очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту. Особенно большое значение имеет изучение школьных работ при отборе детей в специальную коррекционную школу для детей с нарушениями интеллекта. Как правило, продукты деятельности аномальных детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны по технике исполнения, по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, нужно выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.
3. Метод наблюдения Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. При наблюдении необходимо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка, в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений его с детским коллективом и педагогами. Некоторые недостатки этого метода ограничивают возможности его применения: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений. Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизированных занятий) широко применяется в психологии и представляет собой одну из модификаций метода эксперимента, разработанного А.Ф.Лазурским (1918). Этот вид наблюдения при психологическом изучении предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к развитию и обучению ребенка. Данный вид наблюдения (эксперимента) совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения ребенка, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для такого изучения. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка являются наблюдение за игрой, поведением, общением, состоянием работоспособности. Наблюдение за игрой аномальных детей как метод исследования может быть применен в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с наблюдения за игрой ребенка, можно, расположив его к себе и ситуации, постепенно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом, применение метода наблюдения за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента. 4. Метод беседы Беседа – метод сбора фактов психических явлений в процессе личного общения по специально составленной программе. При исследовании аномальных детей метод беседы используется в двух направлениях: - беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных; - беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причин затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, то есть беседа дает некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности аномального ребенка. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что подготавливает проведение обследование при помощи специальных заданий. Программа беседы с аномальным ребенком должна строиться с учетом особенностей приема и переработки информации аномальными детьми, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма, встречающегося часто у детей с тяжелой речевой патологией. Беседа должна носить неформальный доверительный характер, способствующий возникновению эмоционально-положительного контакта психолога и ребенка. Это важно потому, что многие аномальные дети накопили негативный опыт общения со взрослыми. Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возможность использования метода эксперимента. 5. Метод эксперимента Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности. В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего, она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. Кроме того, сама подача модели должна идти особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме, это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредованного запоминания предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т.д. Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть трансформирован в простое, доступное осмыслению аномального ребенка действие. Мотивировка должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, - обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка. Обучающий эксперимент Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применяется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н.И.Непомнящей, а для диагностики умственной отсталости – А.Я.Ивановой. Любая методика переделывается следующим образом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются: - количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка); - возможность и качество словесного отчета о проделанной работе; - возможность переноса сформированного навыка в новые условия. В задачу экспериментатора входит обеспечение регистрации не только конечного результата, но и самого процесса, способов, при этом применяемых. При этом нужно учитывать зону ближайшего развития, для чего при неудаче необходимо оказывать строго дозированную помощь. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемого ребенку задания. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает: - характеристику объема материала, с которым действует ребенок. Во время выполнения задания; - степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания; - виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания. Помощь оказываются в следующей последовательности: 1. Стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится). 2. Разъяснение сущности действия ( например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые кружки, а сюда – красные); 3. Введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагает ребенку продолжить действие); 4. Демонстрация образца (конкретная помощь) выполнения задания с последующей репродукцией его ребенком (экспериментатор сложил разрезную картинку, показал ребенку результат деятельности, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое) При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными. Такая последовательность позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли он решить определенную задачу в обычных или хотя бы облегченных условиях и при высокой мотивации. Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|